Практикум по географии в 5 классе (к учебнику А.А. Летягина)
учебно-методический материал по географии (5 класс)

Колабкина Валентина Васильевна

Материал содержит  программные  практические  работы по географии для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПР.№1-52.71 МБ
Файл ПР.№6-9724.44 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Практические работы к учебнику А.А.Летягина (№6-9)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ

Цель: научиться определять географические координаты отдельных объектов по карте.

Основные понятия

Географические координаты — величины (в градусах), определяющие местоположение любой точки на земной поверхности. В систему географических координат входят широта и долгота.

Географическая широта — расстояние в градусах вдоль меридиана от экватора до любой точки на земной поверхности. Широта бывает северная и южная.

Географическая долгота — расстояние в градусах вдоль параллели от нулевого меридиана до меридиана, проведенного  через заданную точку. Долгота бывает западная и восточная

C:\Users\Андрей\Pictures\img027.jpg

Ход работы

  1. Определите географические координаты городов.
  1. Москва         
  2. Оттава         
  3. Канберра                         
  1. По предложенным географическим координатам определите названия объектов.
  1. 4° ю. ш., 38° в. д        
  2. 39° с. ш., 118° в. д        
  3. 56° с. ш., 160° в. д        
  1. Какой географической широты не бывает? Отметьте знаком «+» свой вариант ответа.

40° с. ш.

30° з. ш.

60° ю. ш.

120° с. ш.

  1. Какой географической долготы не существует? Отметьте знаком «+» свой вариант ответа.

20° в. д.

40° з. д.

60° с. д.

80° ю. д.

36° с. ш.,

  1. Какой город и почему расположен ближе к экватору?

        а) 33° с. ш., 68° в. д.                б) 28° с. ш., 77° в. д.

  1. По политической карте полушарий определите географические координаты перечисленных объектов

Сантьяго                                                                                 Джакарта

Тегеран                                                                                    Алжир  

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

ТЕМА: ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ ГРАНИЦ КРУПНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ И ИХ СТОЛИЦ НА ВСЕХ МАТЕРИКАХ МИРА

Цель: закрепить первичные знания о политической карте мира; научиться находить и обозначать на контурной карте самые крупные государства, их границы и столицы.

Основные понятия

Политическая карта — тематическая карта, на которой указаны страны и государства мира, их границы и столицы.

Граница (государственная) — линия, определяющая пределы государственной территории (акватории), которая устанавливается по соглашению между соседними государствами.

Пунсон — условный знак населённого пункта в виде кружка на мелкомасштабных географических картах.

Столица — главный политико-административный центр государства, статус которого определён конституцией.

Правила работы с контурными картами:

  1. Работу на контурной карте выполняйте, используя карты атласа и учебника.
  2. Все обозначения, применяемые на контурной карте, выносите в условные обозначения (легенда карты).
  3. При нанесении объектов на карту соблюдайте точность их положения, ориентируясь по меридианам и параллелям, береговой линии, рекам и озёрам.
  4. Названия подписывайте аккуратно печатными буквами одного размера, мелкого шрифта.
  5. Для подписывания названий используйте только чёрную или синюю пасту.
  6. Мелкие объекты обозначайте цифрами, а пояснения к цифрам выносите в легенду карты.
  7. Сначала подписывайте название объекта, а затем наносите цветовой фон.

Ход работы

  1. На контурной карте полушарий обозначьте границы государств и их столицы.

Евразия: Россия (Москва), Франция (Париж), Китай (Пекин), Индия (Нью-Дели), Казахстан (Астана).

Африка: Алжир (Алжир), Ливия (Триполи), Ангола (Луанда), Эфиопия (Аддис-Абеба), ЮАР (Претория).

Северная Америка: Канада (Оттава), США (Вашингтон), Мексика (Мехико).

Южная Америка: Бразилия (Бразилиа), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас).

Австралия: Австралийский Союз (Канберра).

  1. На контурной карте России обозначьте государственную границу нашей страны, столицу (Москва) и сопредельные страны.

По суше: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, Абхазия, Южная Осетия.

   По морю: Япония, США.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

ТЕМА: ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ КРУПНЕЙШИХ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ, СЕЙСМИЧЕСКИХ ПОЯСОВ И ОСНОВНЫХ ФОРМ РЕЛЬЕФА

Цель: закрепить знания о расположении крупнейших тектонических структур и форм рельефа Земли; научиться правильно обозначать на контурной карте объекты географической номенклатуры.

Основные понятия

Литосферные плиты — крупные (несколько тысяч километров в поперечнике) блоки земной коры, ограниченные со всех сторон сейсмически и тектонически активными зонами разломов.

Сейсмический пояс — вытянутый на несколько тысяч километров подвижный участок земной коры, возникающий на границе литосферных плит, сопровождающийся землетрясениями и горообразовательными процессами.

Горы — поднятия земной коры в виде изолированных вершин, хребтов, возвышающиеся над прилегающими равнинными пространствами.

Вулканы — геологические образования, возникающие при подъёме из недр Земли и извержении на её поверхность магмы.

Ход работы

  1. Найдите на карте атласа и обозначьте на контурной карте литосферных плит следующие литосферные плиты: Евразийская, Южно-Американская, Северо-Американская, Африканская, Тихоокеанская, Индо-Австралийская, Антарктическая.

Составьте по плану описание гор или равнин Земли

План характеристики

Название горы

Название равнины

1.Географическое положение: на каком материке и в какой его части расположены(-а)

2. Какие географические объекты окружают (по сторонам

горизонта)

3. Используя масштаб карты, рассчитайте протяженность объекта, например:

Север – Юг

Запад  -Восток

4. Максимальная

и средняя высота

5. Природные особенности в пределах данного объекта

ВЫВОДЫ:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

ТЕМА: АНАЛИЗ СХЕМЫ «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА»

Цель: научиться анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца», определять последствия этих движений, объяснять смену дня и ночи, времён года, показывать на схеме положение планеты в дни равноденствия и солнцестояния.

Основные понятия

Земная ось — воображаемая прямая линия, вокруг которой происходит суточное вращение Земли. Эта линия проходит через центр Земли и соединяет две противоположные точки на земной поверхности — географические полюса.

Осевое движение — движение Земли вокруг своей оси.

Орбитальное движение — движение Земли вокруг Солнца.

Экватор — условная линия на поверхности Земли, все точки которой отстоят от обоих полюсов на равных расстояниях. Экватор делит земной шар на два полушария — Северное и Южное. Он является линией постоянного равноденствия. Солнце бывает над экватором в зените дважды в году, по линии экватора день всегда равен ночи.

Тропики — параллели, отстоящие на 23°27' к северу (Северный) и к югу (Южный) от экватора. Тропики ограничивают околоэкваториальное пространство, в пределах которого Солнце может находиться в зените. Страны, лежащие между Северным и Южным тропиками, называются тропическими.

Полярные круги (Северный и Южный) — параллели в Северном и Южном полушариях с широтой 66°33', которые ограничивают ту область вокруг полюсов, где бывают полярный день и полярная ночь.

Ход работы

  1. Выполните задания на схеме «Вращение Земли вокруг своей оси»:

C:\Users\Андрей\Pictures\img023.jpg

  1. укажите стрелочкой направление осевого движения Земли.
  2. подпишите на схеме экватор, тропики и полярные круги планеты;
  3. под каким углом наклонена земная ось к плоскости орбиты? Изобразите данный угол на схеме.C:\Users\Андрей\Pictures\img024.jpg

  1. Выполните задания на схеме «Вращение Земли вокруг Солнца»:
  1. подпишите на схеме времена года;
  2. укажите календарные даты дней равноденствия и солнцестояния;
  3. определите по схеме, где будет самый длинный день. Объясните свой ответ;
  4. определите по схеме, где будет самая длинная ночь. Объясните свой ответ;
  5. когда и почему день по продолжительности равен ночи?
  6. Подпишите на схеме «Вращение Земли вокруг своей оси» пояса освещённости.
  1. Определите географические следствия вращения Земли и заполните таблицу.

Суточное движение Земли

Годовое движение Земли

ВЫВОДЫ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Летягин А.А. изд-во "Вентана-Граф"

Настоящая рабочая программа предназначена для обучающихся 5-х  классов общеобразовательной школы.Данная рабочая программа  по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5-9 кла...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...

Программа по географии 5 класс. Начальный курс. А.А. Летягин. ФГОС

Программа составлена в соответствии с ФГОС....

Контрольные работы по географии 5 класс по учебнику А.А.Летягин

Итоговое тестирование по разделам учебника по географии в 5 классе А.А.Летягин. Итоговая контрольная работа по всему курсу географии в 5классе по программе "Вентана - Граф"....

Контрольные работы по географии 5 класс по учебнику А.А.Летягин

Итоговое тестирование по разделам учебника по географии в 5 классе А.А.Летягин. Итоговая контрольная работа по всему курсу географии в 5классе по программе "Вентана - Граф"....

Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС. Учебник под.ред.А.А.Летягина.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО по учебнику А.А.Летягина издательства "Вентана-Граф", 1 час в неделю, всего 35 часов....

Программа по географии 6 класс к учебнику "География. Землеведение 5-6 класс" О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким

Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного курса. календарно-темтическое планирование...