Практикум по географии в 5 классе (к учебнику А.А. Летягина)
учебно-методический материал по географии (5 класс)
Материал содержит программные практические работы по географии для 5 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Практические работы к учебнику А.А.Летягина (№6-9)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ
Цель: научиться определять географические координаты отдельных объектов по карте.
Основные понятия
Географические координаты — величины (в градусах), определяющие местоположение любой точки на земной поверхности. В систему географических координат входят широта и долгота.
Географическая широта — расстояние в градусах вдоль меридиана от экватора до любой точки на земной поверхности. Широта бывает северная и южная.
Географическая долгота — расстояние в градусах вдоль параллели от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку. Долгота бывает западная и восточная
Ход работы
- Определите географические координаты городов.
- Москва
- Оттава
- Канберра
- По предложенным географическим координатам определите названия объектов.
- 4° ю. ш., 38° в. д
- 39° с. ш., 118° в. д
- 56° с. ш., 160° в. д
- Какой географической широты не бывает? Отметьте знаком «+» свой вариант ответа.
40° с. ш.
30° з. ш.
60° ю. ш.
120° с. ш.
- Какой географической долготы не существует? Отметьте знаком «+» свой вариант ответа.
20° в. д.
40° з. д.
60° с. д.
80° ю. д.
36° с. ш.,
- Какой город и почему расположен ближе к экватору?
а) 33° с. ш., 68° в. д. б) 28° с. ш., 77° в. д.
- По политической карте полушарий определите географические координаты перечисленных объектов
Сантьяго Джакарта
Тегеран Алжир
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
ТЕМА: ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ ГРАНИЦ КРУПНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ И ИХ СТОЛИЦ НА ВСЕХ МАТЕРИКАХ МИРА
Цель: закрепить первичные знания о политической карте мира; научиться находить и обозначать на контурной карте самые крупные государства, их границы и столицы.
Основные понятия
Политическая карта — тематическая карта, на которой указаны страны и государства мира, их границы и столицы.
Граница (государственная) — линия, определяющая пределы государственной территории (акватории), которая устанавливается по соглашению между соседними государствами.
Пунсон — условный знак населённого пункта в виде кружка на мелкомасштабных географических картах.
Столица — главный политико-административный центр государства, статус которого определён конституцией.
Правила работы с контурными картами:
- Работу на контурной карте выполняйте, используя карты атласа и учебника.
- Все обозначения, применяемые на контурной карте, выносите в условные обозначения (легенда карты).
- При нанесении объектов на карту соблюдайте точность их положения, ориентируясь по меридианам и параллелям, береговой линии, рекам и озёрам.
- Названия подписывайте аккуратно печатными буквами одного размера, мелкого шрифта.
- Для подписывания названий используйте только чёрную или синюю пасту.
- Мелкие объекты обозначайте цифрами, а пояснения к цифрам выносите в легенду карты.
- Сначала подписывайте название объекта, а затем наносите цветовой фон.
Ход работы
- На контурной карте полушарий обозначьте границы государств и их столицы.
Евразия: Россия (Москва), Франция (Париж), Китай (Пекин), Индия (Нью-Дели), Казахстан (Астана).
Африка: Алжир (Алжир), Ливия (Триполи), Ангола (Луанда), Эфиопия (Аддис-Абеба), ЮАР (Претория).
Северная Америка: Канада (Оттава), США (Вашингтон), Мексика (Мехико).
Южная Америка: Бразилия (Бразилиа), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас).
Австралия: Австралийский Союз (Канберра).
- На контурной карте России обозначьте государственную границу нашей страны, столицу (Москва) и сопредельные страны.
По суше: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, Абхазия, Южная Осетия.
По морю: Япония, США.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
ТЕМА: ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ КРУПНЕЙШИХ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ, СЕЙСМИЧЕСКИХ ПОЯСОВ И ОСНОВНЫХ ФОРМ РЕЛЬЕФА
Цель: закрепить знания о расположении крупнейших тектонических структур и форм рельефа Земли; научиться правильно обозначать на контурной карте объекты географической номенклатуры.
Основные понятия
Литосферные плиты — крупные (несколько тысяч километров в поперечнике) блоки земной коры, ограниченные со всех сторон сейсмически и тектонически активными зонами разломов.
Сейсмический пояс — вытянутый на несколько тысяч километров подвижный участок земной коры, возникающий на границе литосферных плит, сопровождающийся землетрясениями и горообразовательными процессами.
Горы — поднятия земной коры в виде изолированных вершин, хребтов, возвышающиеся над прилегающими равнинными пространствами.
Вулканы — геологические образования, возникающие при подъёме из недр Земли и извержении на её поверхность магмы.
Ход работы
- Найдите на карте атласа и обозначьте на контурной карте литосферных плит следующие литосферные плиты: Евразийская, Южно-Американская, Северо-Американская, Африканская, Тихоокеанская, Индо-Австралийская, Антарктическая.
Составьте по плану описание гор или равнин Земли
План характеристики | Название горы | Название равнины |
1.Географическое положение: на каком материке и в какой его части расположены(-а) | ||
2. Какие географические объекты окружают (по сторонам горизонта) | ||
3. Используя масштаб карты, рассчитайте протяженность объекта, например: Север – Юг Запад -Восток | ||
4. Максимальная и средняя высота | ||
5. Природные особенности в пределах данного объекта |
ВЫВОДЫ:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
ТЕМА: АНАЛИЗ СХЕМЫ «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА»
Цель: научиться анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца», определять последствия этих движений, объяснять смену дня и ночи, времён года, показывать на схеме положение планеты в дни равноденствия и солнцестояния.
Основные понятия
Земная ось — воображаемая прямая линия, вокруг которой происходит суточное вращение Земли. Эта линия проходит через центр Земли и соединяет две противоположные точки на земной поверхности — географические полюса.
Осевое движение — движение Земли вокруг своей оси.
Орбитальное движение — движение Земли вокруг Солнца.
Экватор — условная линия на поверхности Земли, все точки которой отстоят от обоих полюсов на равных расстояниях. Экватор делит земной шар на два полушария — Северное и Южное. Он является линией постоянного равноденствия. Солнце бывает над экватором в зените дважды в году, по линии экватора день всегда равен ночи.
Тропики — параллели, отстоящие на 23°27' к северу (Северный) и к югу (Южный) от экватора. Тропики ограничивают околоэкваториальное пространство, в пределах которого Солнце может находиться в зените. Страны, лежащие между Северным и Южным тропиками, называются тропическими.
Полярные круги (Северный и Южный) — параллели в Северном и Южном полушариях с широтой 66°33', которые ограничивают ту область вокруг полюсов, где бывают полярный день и полярная ночь.
Ход работы
- Выполните задания на схеме «Вращение Земли вокруг своей оси»:
- укажите стрелочкой направление осевого движения Земли.
- подпишите на схеме экватор, тропики и полярные круги планеты;
- под каким углом наклонена земная ось к плоскости орбиты? Изобразите данный угол на схеме.
- Выполните задания на схеме «Вращение Земли вокруг Солнца»:
- подпишите на схеме времена года;
- укажите календарные даты дней равноденствия и солнцестояния;
- определите по схеме, где будет самый длинный день. Объясните свой ответ;
- определите по схеме, где будет самая длинная ночь. Объясните свой ответ;
- когда и почему день по продолжительности равен ночи?
- Подпишите на схеме «Вращение Земли вокруг своей оси» пояса освещённости.
- Определите географические следствия вращения Земли и заполните таблицу.
Суточное движение Земли | Годовое движение Земли |
ВЫВОДЫ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Летягин А.А. изд-во "Вентана-Граф"
Настоящая рабочая программа предназначена для обучающихся 5-х классов общеобразовательной школы.Данная рабочая программа по географии линии УМК «География. Алгоритм успеха» ( 5-9 кла...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»
· Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...
Программа по географии 5 класс. Начальный курс. А.А. Летягин. ФГОС
Программа составлена в соответствии с ФГОС....
Контрольные работы по географии 5 класс по учебнику А.А.Летягин
Итоговое тестирование по разделам учебника по географии в 5 классе А.А.Летягин. Итоговая контрольная работа по всему курсу географии в 5классе по программе "Вентана - Граф"....
Контрольные работы по географии 5 класс по учебнику А.А.Летягин
Итоговое тестирование по разделам учебника по географии в 5 классе А.А.Летягин. Итоговая контрольная работа по всему курсу географии в 5классе по программе "Вентана - Граф"....
Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС. Учебник под.ред.А.А.Летягина.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО по учебнику А.А.Летягина издательства "Вентана-Граф", 1 час в неделю, всего 35 часов....
Программа по географии 6 класс к учебнику "География. Землеведение 5-6 класс" О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким
Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного курса. календарно-темтическое планирование...