Программа по географии 6 класс к учебнику "География. Землеведение 5-6 класс" О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс)

Сирота Ольга Васильевна

Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного курса. календарно-темтическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_klass.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программ а по географии 6 класс

Пояснительная записка    

              Данная  рабочая программа для 6 класса составлена на основе  программы основного общего образования по географии под редакцией О. И. Климановой, В.В. Климанова « География. Землеведение» (6 класс) 2016 год., изд. Дрофа.

        Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов; развитие элементарных практических умений при работе

со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека; развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России.

  Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

     Курс «Землеведение» является пропедевтическим по отношению к курсам «Страноведение» (7 класс, О.А. Климанова) и «География России» (8 класс А.И. Алексеева). В ходе изучения программы учащиеся ознакамливаются с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и хозяйственной деятельности населения. Программа реализует принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала. В структуре курса «География. Землеведение. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле— картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

   Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа. 1 час в неделю.

Содержание учебного курса 6 класса.

Раздел 4.  Земля во Вселенной

Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?

Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?

Урок – практикум. Определение географических координат точки по глобусу. Как определять географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сетки? Как определить координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Объяснять значение понятий: полярные круги, тропики, полярная ночь, полярный день, географические координаты, географическая широта и долгота; показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети; объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней весеннего и осеннего равноденствия; определять координаты точек и точек по их координатам.

Раздел 5.  Путешествия и их географическое отражение.

План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах могут изображаться окружающие нас предметы?

Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?

Урок-практикум. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.

Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?

Урок – практикум. Работа с картой. Как зная географические координаты, найти точку на карте. Как описать местоположение объекта по карте?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

Составлять и оформлять планы местности, ориентироваться  с помощью плана местности, по компасу, по местным признакам, приводить примеры карт различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию, определять по карте местоположение объекта.

Раздел 6. Природа Земли

Тема 10.  Планета воды

 Свойства вод океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанической воды?

Движение воды в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны. Чем отличаются течения от окружающих вод. Как узанали о существовании океанических течениях. Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков.

Тема11. Внутреннее строение Земли.

Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещение материков.

Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения. Какой силы может быть землетрясение. Предсказание землетрясения.

Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?

Тема 12.  Рельеф суши.

Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое абсолютная и относительная высота? Как изображают рельеф на плане местности. Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности.

Горы. Как устроены горные области. Какие бывают горы. Как рождаются и развиваются горы? Как возникают пещеры? Стихийные процессы в горах.

Равнины. Как различаются равнины по высоте?  Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа   создает на равнинах ветер?

ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?

Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?

Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?

Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?

Урок_практикум. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.

Урок_практикум. Наблюдения за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?

ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ

Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?

Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?

Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «Мировой океан», «соленость», «промилле», «океанические течения», «волны», «приливы», «отливы», «литосферные плиты», «сейсмические пояса», «эпицентр землетрясения», «кратер», «гейзер», «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь», «горный хребет», «горная долина», «речная система» (и ее части), «бассейн реки», «водораздел», «питание реки», «режим реки», «воздушная масса», «тепловой пояс», «климатический пояс», «погода», «климат»; называть и показывать по карте основные географические

объекты; называть методы изучения земных недр и Мирового океана; объяснять особенности движения вод в Мировом океане, причины их образования; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана; определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению, строению;

составлять описание климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану; наносить на контурную карту изучаемые географические объекты; называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса,

климатические пояса Земли; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц; описывать погоду и климат своей местности; показывать по карте реки, озера, ледники, районы распространения болот.

Раздел VII. Географическая оболочка— среда жизни

ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?

Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?

ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?

Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?

 Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?

ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «растительный покров», «местообитание», «почва», «плодородие почв», «гумус», «географическая оболочка», «целостность и ритмичность географической оболочки», «природный комплекс», «природная зона», «географическая зональность», «высотная поясность»; объяснять закономерности распространения растительного и животного мира на Земле, приводить примеры; приводить аргументы для обоснования тезиса «почва—особое природное тело»; приводить примеры разнообразных по величине природных комплексов; доказывать проявление широтной зональности и высотной поясности; использовать географические карты для поиска информации; характеризовать природные зоны с использованием карт; приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли; называть меры безопасности при различных стихийных бедствиях.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; давать характеристику географических объектов;

классифицировать информацию; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; целостным мировоззрением; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; основами экологической культуры.

Тематическое планирование

Название раздела

Темы

Кол

час

УУД

4

Земля во Вселенной

1.Познавательные.

Выделяют обобщенный смысл, создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, извлекают необходимую информацию из текста, выделяют количественные и качественные характеристики объекта,  выбирают смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними, восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задании, путем переформулировки, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждения, анализируют объект, выделяя признаки, применяют методы информационного поиска, осознано и произвольно строят речевые высказывания.

2. Регулятивные

Сличают свой способ действия с эталонов, составляют план и последовательность действий, осознают качество и уровень усвоения знаний, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

3. Коммуникативные

Обмениваются знаниями между собой, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умеют слушать и слышать друг друга, развивают умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, определяют цели и функции участников, способы взаимодействия, принимают эффективные совместные решения, учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принять решение, умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия, полно и точно выражают свои мысли, понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной, учатся управлять поведением партнера – убеждать, контролировать, корректировать и оценивать, учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план.

5. Путешествия и их географическое отражение

6. Природа земли

Планета воды

Внутреннее строение Земли

Рельеф суши

Атмосфера и климаты Земли

Гидросфера – кровеносная система Земли

7

Географическая оболочка – среда жизни

Живая планета

Географическая оболочка и ее закономерности

Природа и человек

Календарно – тематическое планирование по географии 6 класс

Тема урока

Кол

 часов

Дата

Вид контроля

Требования к результату

Вид учебной деятельности

Земля во Вселенной

Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный день», «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота»; показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети; объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и весеннего равноденствия; определять координаты точек и точек по их географическим координатам.

Развитие и совершенствование умений: объяснять понятия и термины, выделять главное; приводить примеры географических следствий движения Земли;  называть (показывать) элементы градусной сети,  географические полюса, объяснять их особенности; определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе; отбирать нужные карты,  давать им характеристику; читать карты

1

Вращение Земли и его следствия

2

Географические координаты

3-4

Урок-практикум. Определение географических координат точки

по глобусу

Путешествия и их географическое отражение

Учащийся должен уметь:

составлять и оформлять планы местности, классной комнаты и т. п.; ориентироваться с помощью плана, по компасу, по местным признакам; приводить примеры географических карт, различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию, назначению;

определять по карте местоположение объекта.

Развитие и совершенствование умений: составлять и оформлять план местности; ориентироваться с помощью компаса, по местным признакам; приводить примеры географических карт, различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию; определять по карте местоположение объекта

5

План местности

6

Ориентирование по плану и на

местности

7

Урок-практикум.

Составление плана местности

8

Многообразие  карт

9

Урок-практикум. Работа с картой

Природа Земли

Планета Воды

Учащийся должен уметь: объяснять значение понятий: «Мировой  океан», «соленость», «промилле», «океанические течения», «волны», «приливы», «отливы»,  «литосферные плиты», «сейсмические пояса», «эпицентр землетрясения», «кратер», «гейзер»,  абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь», «горный хребет», «горная долина», «речная система» (и ее части), «бассейн реки», «водораздел», «питание реки», «режим реки», «воздушная масса», «тепловой пояс», «климатический пояс», «погода», «климат»; называть и показывать по карте основные географические объекты; называть методы изучения земных недр и Мирового океана; объяснять особенности движения вод в Мировом океане, причины их образования; приводить примеры основных форм рельефа дна океана

и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана; определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению, строению; составлять описание климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану;

наносить на контурную карту изучаемые географические объекты;

Развитие и совершенствование умений: выделять главное; объяснять понятия и термины; объяснять особенности движения вод в Мировом океане; называть основные части Мирового океана; работать с текстом, схемами и картами учебника; работать с контурной картой извлекать информацию; находить и объяснять

причинно-следственные связи; называть методы изучения земных недр и Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана; определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; объекты вод суши;

называть и показывать по карте

основные географические объекты;

называть и показывать основные формы рельефа Земли; приводить

примеры гор и равнин, различающихся по высоте, происхождению, старению;

называть и показывать тепловые пояса, климатические пояса Земли; на конкретных примерах объяснять влияние циркуляции атмосферы на

климат различных областей земного шара; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц.

10

Свойства вод Мирового океана

11

Движение вод в Мировом океане

Внутреннее строение Земли

12

Движение литосферных плит

13

Землетрясения: причины и последствия

14

Вулканы

Рельеф суши

15

Изображение рельефа на планах местности и географических картах

16

Урок- практикум. Построение профиля местности

17

Горы

18

Равнины

Атмосфера и климаты Земли

19

Температура воздуха

20

Атмосферное давление.

21

Ветер

22

Облака и атмосферные осадки

23

Погода и климат

24

Урок-практикум.

Работа с климатическими картами

25

Урок-практикум. Наблюдения за погодой

называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

показывать по карте реки, озера, ледники, районы распространения болот

Гидросфера — кровеносная система Земли

26

Реки в природе и на географических

 картах

27

Озера

28

Подземные воды. Болота. Ледники

Географическая оболочка— среда жизни

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «растительный покров»,

«местообитание», «почва», «плодородие почв», «гумус»,

«географическая оболочка», «целостность и ритмичность

географической оболочки», «природный комплекс», «природная зона», «географическая зональность», «высотная поясность»;

объяснять закономерности распространения растительного и животного мира на Земле, приводить примеры;

приводить аргументы для обоснования тезиса «почва—

особое природное тело»; приводить примеры разнообразных по величине природных комплексов;

доказывать проявление широтной зональности и высотной поясности;

использовать географические карты для поиска информации;

характеризовать природные зоны с использованием карт;

приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли; называть меры безопасности при различных стихийных бедствиях.

Развитие и совершенствование умений: выделять главное, объяснять

понятия и термины; работать с текстом, схемами и картами учебника;

выделять главное; объяснять закономерности распространения расти#

тельного и животного мира на Земле;

приводить аргументы для обоснования тезиса «почва— особое природное

тело»; называть меры по охране природы; работать с контурной картой

Развитие и совершенствование умений: объяснять понятия и термины;

выделять главное; работать с текстом,

схемами и картами учебника; называть и характеризовать свойства

географической оболочки

29

Закономерности распространения

живых организмов на Земле

30

Почва как особое

природное тело

31

Понятие о географической

оболочке

32

Природные комплексы как части

географической оболочки

33

Природные зоны Земли

Природа и человек

34

Стихийные бедствия и человек

УМК «География. Землеведение. 6 класс»

1. География. Землеведение.5- 6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой).

2. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова).

3. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова).

4. Атлас по географии 6 класс.

5. Контурная карта по географии 6 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по географии 2011-2012 уч.год 6-9 класс

Рабочие программы по географии на 2011 - 2012 учебный год6 класс по учебнику Неклюкова7 класс по учебнику Душиной8-9 классы - Драгомилов, Маш, Ром, Лобжанидзе...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.

Пояснительная  запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  3 класс                                 ...

Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ. 6-9 класс.

Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия че...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс к учебнику Виленкина, 7-9 класс алгебра к учебнику Макарычева, 7-9 класс геометрия к учебнику Атанасяна.

Рабочая программа по математике 5-9 классы1. Пояснительная запискаМатематика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предме...

Рабочая программа по географии для обучающихся с ИН (6-9 классы)

Данная программа разработана и реализуется в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант1) в 6-9 классах...