Обобщающий урок по теме "Австралия" география 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Билялова Гульнур

Обобщение и систематизация знаний учащихся по материку "Австралия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme_avstraliya.docx39.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЗНЕСЕНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ    

         

          Обобщающий урок по теме «Австралия»  География 8кл

                 Учитель: Билялова Гульнур Нигматчановна

Тема. Материк Австралия.

Цель: систематизация  и обобщение знаний по теме: «Материк Австралия».

Задачи:

 - повторить и обобщить знания о географическом положении, климате, реках, растительном и животном мире, населении Австралии;

- формировать умение самостоятельно характеризовать географическое положение материка;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

 - Корригировать недостатки умственного развития, долговременную и кратковременную память, предметно-образное мышление, связную речь уч-ся;

 - Воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.

Оборудование. Физическая карта, глобус, компьютер, учебники, атласы, рабочие листы по теме урока, «черный ящик» с листом эвкалипта, фотографии  с изображением растений и животных Африки и Австралии, выводы ключевых моментов по теме «Материк Австралия» для каждого этапа урока, интерактивная презентация к уроку, проверочные работы по теме урока (два варианта),,разрезные картинки, кроссворд, контуры материков.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения материала.

Ход урока.

I Оргмомент.

-Я рада всех вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка согреет всех своим теплом, покажет ваше дружелюбие и улучшит всем настроение!

На уроке мы с вами запустим «Барометр чувств».

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Постарайтесь работать так, чтобы «барометр» показывал только хорошее настроение нашего класса, а для этого надо внимательно слушать и активно работать на уроке.

На доске схематичное изображение «Барометра чувств». Учащиеся устанавливают стрелку «барометра» на выбранное настроение.


https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/21/s_617138f04c1aa/php0D0wBF_avstraliya-obobcshen_html_a8c5da1e1b3ec00a.gifhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/21/s_617138f04c1aa/php0D0wBF_avstraliya-obobcshen_html_7689de2af2dbcb6b.gif


https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/21/s_617138f04c1aa/php0D0wBF_avstraliya-obobcshen_html_9b27dbf1fee52f50.gif


https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/21/s_617138f04c1aa/php0D0wBF_avstraliya-obobcshen_html_7fd1415d3924f000.gif

- Достаньте из конверта контуры материков и выберите тот материк, который мы изучили? Остальные уберите в конверт.

- ребята, у нас с вами сегодня обобщающий урок по теме « Материк Австралия».

Вы покажете свое  умение работать с картой и покажете, насколько вы знаете Австралию.

II Обобщение изученного.

1. Послушайте отрывок из стихотворения и определите те высказывания, в которых говорится об особенностях материка Австралия.

 (Цель: коррекция и развитие слухового восприятия)

Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там, в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды,
(Они в пустыне пропадают где -то).
Там в зарослях сады бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары.
Столица не имеет населения.
Австралия - страна наоборот.

Г. Усова

- находится в южном полушарии;

- лето наступает по календарной зиме;

- реки – крики – пересыхающие в бездождевой период;

- птицы страус эму и казуар не летают;

- утконос и ехидна выводят детенышей из яиц, а выкармливают молоком как млекопитающие;

- дикая собака динго не лает, а только тявкает;

- эвкалипт сбрасывает кору…;

- много диких кроликов, которые пожирают все вокруг;

- в столице Канберре населения меньше чем в городах верно, молодцы!


Индивидуальная работа: Обведи и прочитай. Запиши предложение в тетрадь.

- В каком полушарии расположен материк Австралия?

- Покажите материк Австралия на карте.

- Какие океаны омывают этот материк?

Вывод:

 - самый маленький;

 - расположен  полностью в южном полушарии;

 

.2.  Рельеф, климат,  реки и озера.

- Назовите крупнейшею горную систему Австралии. (Большой Водораздельный хребет)

 - Покажите на физической карте самую высокую точку Австралии? (г.Косцюшко)

- Есть ли вулканы на материке? (Нет)

- Какая форма рельефа характерна для Австралии? (равнинная)

- Какие крупные реки и озёра есть в Австралии?

(озеро Эйр-Норт, река Муррей с притоком Дарлинг, который в 2 раза длиннее Муррея)

Почему некоторые реки обозначены пунктиром?

Как они называются? (крики)

 Какой климат характерен для различных частей Австралии, мы вспомним, открыв учебник на странице 74 и прочитав первый абзац.

Север Австралии жаркий, с обильными дождями.

 Для восточного побережья характерны высокие температуры и множество осадков.

Южная часть отличается влажной зимой и более сухим летом.

Центр и запад-тропический сухой климат, температура колеблется в зависимости от сезона.

- В каком полушарии расположена Австралия?

Когда у нас зима, в Австралии лето.

 Вывод:

- нет действующих вулканов;

- около половины площади материка – пустыни и полупустыни;

- при движении на юг становится холоднее;
- самый сухой материк;

3. Растительный мир. Цель: закрепить знания о растительном мире Австралии, корригировать процесс воспроизведения изученного материала.

А теперь давайте с вами вспомним о растительном мире Австралии.  Я предлагаю выполнить следующее задание.

На доске 3 почтовых ящика, на которых написаны названия природных зон Австралии.

 

Пустыни

 

Тропические леса                         

 

 Саванны                            

 

Необходимо прочитать письмо и положить в нужный ящик.

1. В этой природной зоне растут высокие деревья, эвкалипты, пальмы, фикусы. В нижнем ярусе растут бамбуки, древовидные папоротники.

2. В этой природной зоне среди высоких трав растут эвкалипты, акации, бутылочные деревья.

3. В этой природной зоне множество зарослей из колючих, густо переплетающихся кустарников-скребов.

Кто определился с тем, какое письмо нужно положить в почтовый ящик «Пустыни»?

Кто готов опустить письмо в ящик «Тропические леса»?

Какое письмо должно попасть в почтовый ящик «Саванна»?

 

Угадай растение.

А теперь внимательно послушайте несколько предложений и скажите, о каком растении идёт речь.

 А) распространено на всех материках, а наибольшее количество видов в Австралии;

Б) Лист стоит столбом и поэтому растение не дает тени;

В) листьями этого растения питаются коалы

 Д) масло листьев используют в медицине, косметологии.

Г) растение – символ Австралии.

Эвкалипт часто называют деревом-аптекой.

Из  его листьев извлекают эфирное масло, которое применяют для изготовления лекарств. Запах эвкалипта не выносят многие вредные насекомые. Там, где растут эвкалипты, пропадают комары, люди не болеют малярией, а воздух очень чистый.

Я хочу раздать вам памятки с рецептами использования эвкалипта.

Вспомним и другие растения Австралии.

Изображения других растений демонстрируются на экране. Учащиеся дают название и описание.

Бутылочное дерево. У этого дерева утолщённый ствол, в котором накапливается влага. Её дерево расходует в засушливое время года. На верхушке ствола есть пучок длинных листьев, торчащих во все стороны.

 Казуарины. Вместо листьев у них длинные побеги, напоминающие иглы хвойных деревьев. По форме кроны дерево напоминает ель, и его называют «Рождественское дерево». Из-за прочной древесины ещё называют «железное дерево».

Травяные деревья. Невысокие растения с тёмным стволом и пучком травы сверху. Издали похожи на лохматого мальчика, поэтому местные жители называют их «чёрный мальчик».

4.Физкультминутка

Сейчас мы с вами, ребята, немного разомнёмся и вспомним животных, которые встречаются в Австралии.

Задание.

Прикрепить на доску  только те картинки животных, которые обитают в Австралии

Цель: здоровьесбережение, повторение животных Австралии, тренировка зрительной памяти

ВЫВОД:

Австралия - материк редких видов растений и животных (75% растительного и животного мира встречаются только в Австралии)

5.Четвертый лишний.

Перед вами группы слов. Ваша задача указать в каждой группе лишнее слово и объяснить почему.


1. Эвкалипт, фикус, 
береза, пальма. Слайд


2. кенгуру, кролик, утконос, ехидна. Слайд


3. Канберра, Сидней, Лондон, Мельбурн. Слайд

6. Черный ящик.
- Ребята, перед вами черный ящик. Ваша задача, выслушав меня внимательно, угадать , что в нем.

- Это ягода. Свое название эта ягода получила за сходство с бескрылой новозеландской птичкой. Родина этой ягоды – Китай, но она растет и в Австралии и Африке. Мохнатые серовато – коричневые плоды размером с куриное яйцо растут на лиане. По вкусу эта ягода напоминает смесь крыжовника, дыни и земляники. Что же находится в черном ящике?

Верно. Это киви. Слайд

7.Проверка знаний (5-7мин)

Решение теста по вариантам (2 варианта)

1 вариант

1) Австралия – это…

а) самый большой материк

б) самый маленький материк

в) средний по площади материк

 

2) В каком полушарии расположена Австралия?

а) В восточном полушарии к северу от экватора.

б) В западном полушарии к югу от экватора.

в) В восточном полушарии к югу от экватора

 

3) Какими океанами омывается?

а) Тихим и Индийским

б) Тихий и Атлантический

в) Атлантический и Индийский

 

          4) Что в Австралии называют скэбом?

а) Разновидность эвкалипта.

б) Заросли колючих кустарников.

в) Древовидные папоротники.

 

5) Кто не является животным Австралии?

а) Ягуар

б)  Коала

в) Утконос   

 

2 вариант

1) Австралия – это…

а) самый большой материк

б) самый маленький материк

 

2) В каком полушарии расположена Австралия?

а) В западном полушарии к югу от экватора.

б) В восточном полушарии к югу от экватора

 

 

3) Какими океанами омывается?

а) Тихим и Индийским

б) Тихий и Атлантический

 

          4) Что в Австралии называют скрэбом?

а) Разновидность эвкалипта.

б) Заросли колючих кустарников.

 

5) Кто не является животным Австралии?

а) Ягуар

б)  Коала

8.Кроссворд: « Австралия»

1. Дерево – насос, гроза комаров. ( эвкалипт)


2. Коала – это сумчатый … 
( медведь)


3. Птица Эму – это … ( 
страус)


4. Продукт овцеводства, идущий на экспорт. 
( шерсть)


5. Самое известное сумчатое животное Австралии 
( кенгуру)


6. Она может длиться несколько лет, полностью высушивая реки и сжигая растительность. 
( засуха)


7. В Австралии много артезианских … 
(Колодцев)


8. Нелетающая бескрылая птица – символ Австралии 
( киви)


9. Дерево, растущее в пустынях Австралии, усеянное острыми колючками. 
( акация).


э

в

К

А

л

и

п

т

м

е

Д

В

е

д

ь

С

т

р

а

у

с

ш

е

р

С

Т

ь

К

е

н

г

у

Р

у

З

А

с

у

х

а

к

О

Л

о

д

ц

е

в

К

И

в

и

А

к

а

ц

И

Я

- ребята, если вы верно разгадаете кроссворд, то в выделенных клеточках сможете прочесть название одного из материков земли.

Молодцы! Верно это Австралия ( слайд)

9.Итог урока:

фронтальный опрос.

- О каком материке мы вели речь сегодня на уроке?

- Как называется единственное государство Австралии?

- Кто такие аборигены?

- Назовите столицу Австралийского Союза.

- чем мы занимались сегодня на уроке?

- Молодцы!

- Обратите внимание на «Барометр чувств», изменилось ли ваше настроение в конце урока?

На доске слова:

ЛЕГКО;

ИНТЕРЕСНО;

ПОЛЕЗНО;

ТРУДНО;

-Ребятаоцените с помощью этих слов наш урок.

Учащиеся выставляют стрелку «барометра» на выбранное настроение.

10.Оценки.

Спасибо вам за урок, вы молодцы, работали достаточно активно…

Аргументировать.

Рефлексия

-Ребята, давайте на оптимистичной ноте завершим наш урок.

-Встаньте в круг, возьмитесь за руки, передайте через рукопожатие теплоту, хорошее настроение, улыбнитесь и скажите: «Мы молодцы!»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

Урок "Синтаксис и пунктуация"(повторительно-обобщающий урок) в 5 классе

На уроке ведется повторение и обощение материала по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Использование интерактивной доски, электронного приложения к учебнику Ладыженской Т.А., доступного кроссво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».

Конспект урока по биологии животных 7 класс. Базовый учебник:  Константинов В.М. Бабенко В.Г. Кучменко В.С.  Биология 7 класс. – М. : Вентана-Граф. Урок построен на использовании электр...

классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....