Выступление на ШМО
материал по географии

Тарасова Александра Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _naglyadnost_na_urokah_geografii_.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород , д.3,4 тел.(496)-346-81-37

Доклад на методическом объединении

учителей – гуманитарного цикла и математики.

Подготовила: учитель географии

 Тарасова А.А.

Наро-Фоминский городской округ

д. Вышегород

2019 год

Наглядность  на уроках географии

Наглядность – один из основных принципов преподавания учебных предметов.

Основное значение наглядности в процессе обучения заключается в том, что она содействует формированию и выработке соответствующих понятий, которые отражают сущность явлений.

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

Значение наглядности, ее эффективность заключается в действенном и непосредственном знакомстве учащихся с объектами и явлениями окружающего мира. Под наглядностью разумеется восприятие объектов не только с помощью зрения, но и с помощью осязания, слуха, обоняния, вкуса.

В результате научных исследований были установлены требования к выбору и использованию наглядности в учебном процессе школы:

  • демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон;
  • учитель должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на урок, на каком этапе урока его лучше использовать;
  • необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью;
  • следует демонстрировать наглядность последовательно;
  • важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета;
  • необходимо выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами;
  • средства наглядности, выпускаемые для  школы, необходимо адаптировать с учетом возможностей школьников и программных требований;
  • самодельные наглядные пособия должны быть выполнены качественно с соблюдением требований, предъявляемых к пособиям (достаточный размер, четкие подписи, единообразие изображения).

В преподавании географии наглядность имеет огромное значение, так как большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащихся. Учить географии без наглядных пособий невозможно. Даже самые красочные словесные описания ничего не дадут ученику, если у него не будет создан образ предмета.

Использование наглядных средств обучения способствует усвоению знаний, активизации методов обучения, развитию познавательной деятельности, определению качества усвоения учебного материала. Наглядность помогает образовать в сознании детей отчетливое представление о предмете, закрепить знание карты.

Современные эволюционные тенденции развития географической науки выдвигают на особое место важную форму обучения географии – практическую направленность в обучении. Поэтому у школьников, в первую очередь, нужно развивать предметно-практическую деятельность.

Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.

Все наглядные пособия делятся на натуральные (натуральные предметы) и изобразительные (воспроизводят натуральные предметы изобразительными средствами).

По способам выражения изобразительные пособия делятся на образные (макеты, модели, муляжи и др.) и схематические (диаграммы).

Эта классификация имеет общепедагогический характер.

Все наглядные пособия в зависимости от способа сенсорного воздействия и восприятия учащимися классифицируются на несколько групп.

К первой группе относятся реальные, или натуральные, предметы, явления, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе (например, минералы, растения). Натуральный предмет становится наглядным пособием, если, во-первых, изолируется от реальных условий своего бытия (птица в клетке), во-вторых, используется в дидактических и воспитательных целях. Преимущество этой группы наглядных пособий в том, что они сближают теоретические знания с жизнью.

Ко второй группе наглядных пособий относятся плоскостные изображения (картины, рисунки и др.) и модели (в том числе действующие) предметов, явлений. Их преимущество в том, что они могут заменить реальные предметы, которые часто показать в классе трудно или невозможно (например, крупных или вымерших животных, исторические эпизоды, природные зоны и др.).

К третьей группе относятся схематические и символические наглядные пособия, которые представляют собой схемы, чертежи, карты, символы и т.п. Они используются для лучшего понимания и усвоения исторических, географических и других закономерностей, теоретических положений. Также невозможно представить изучение географии без карт, глобусов, схем.

В географии существует своя классификация наглядных пособий, которые сгруппированы в зависимости от особенностей изготовления и применения (В. А. Коринская):

  1. картографические наглядные пособия;
  2. образные (картины, модели, макеты, фотографии);
  3. схематические (схемы, таблицы, диаграммы);
  4. натуральные (коллекции, раздаточный материал).

На уроках географии учитель использует различные виды наглядности. Рассмотрим наглядные пособия с точки зрения восприятия их учащимися.

Натуральный объект. Это один из лучших видов наглядных пособий. При восприятии натурального объекта создается наиболее полный образ, и соответственно яркое представление. Целесообразность использования коллекционных натуральных объектов в обучении обусловлена особенностями восприятия: изучая образец, учащиеся разглядывают его, воспринимают на вкус и запах. Таким образом, в работе с натуральными объектами учебная информация поступает по нескольким каналам, что делает обучение более убедительным и достоверным.

Модель – это уменьшенное (или увеличенное) изображение натурального предмета, маленькая (или увеличенная) копия его.

Выделяют модели статистические и динамические. В географии, примером первых служит глобус, вторых – теллурий, с помощью которого демонстрируется зависимость освещенности Земли, смены суток и времен года от наклона земной оси и положения Земли относительно Солнца. Многие учителя в своей работе применяют моделирование природных процессов. Например, можно моделировать работу текучих вод, образование складок земной коры и т.п.

Макеты – упрощенная модель какого-либо объекта, выполненная в декоративно-художественном оформлении. Во всех разновидностях макетов основным сигналом изображенного предмета служит форма, хотя для передачи некоторых необходимых в целях познания свойств, применяются и другие средства, даже до окраски частей макета в соответствующие цвета. Большое значение в макете, как в специальном наглядном пособии, имеет передача взаимного расположения частей изображаемого макетом предмета.

Иллюстрации. Они играют большую роль в формировании географических представлений. К иллюстрациям по географии относят рисунки учебника, учебные картины, графики, диаграммы, таблицы, фотографии.

Учебные картины выполняются в виде репродукций художественных произведений живописи. Объекты, изображаемые на картине, должны быть типичными, с ярко выраженными характерными особенностями. Главные объекты целесообразно помещать в центре или на первом плане и давать их с большой деталировкой.

Важным средством наглядности являются фотографии и готовые наборы открыток. Например, «Волга», «Алтай», «Урал», «Города России», «Исторические памятники» и т.п. Фотографии можно использовать в качестве раздаточного материала, который должен сопровождаться рассказом учителя.

Рисунок на классной доске зачастую незаменим при объяснении предмета, явления, о котором рассказывает учитель, особенно ценно, когда учитель создает рисунок по ходу своего объяснения. В этом случае рисунок поясняет слова учителя, а его рассказ поясняет содержание рисунка.

На уроках географии также применяется вычерчивание на доске простейших картосхем, контуров, это помогает учащимся понять и закрепить новый учебный материал.

Таблицы – это своеобразный переход от текста к иллюстрации. Работа с таблицей полезна для усвоения географической закономерности. Например, таблицы «Виды равнин», «Природные зоны», «Полезные ископаемые» и др.

Картографические пособия. Одним из важных средств наглядности в обучении географии служит карта.

Без карты нет и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только необходимый инструмент, это сама география. Работа с географической картой – обязательный элемент обучения, без которого преподавание географии не имеет смысла (Барков А.С.).

Карта – это наглядное пособие, которое дает учащимся возможность конкретно представить себе тот учебный материал, который изучается ими на уроке географии.

К числу наглядных методов обучения относится наблюдение.

Наблюдение – это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений предметов и явлений природы различными органами чувств. Наблюдать можно в природе или в классе. В процессе наблюдения у учащихся развивается наблюдательность, формируются некоторые практические умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...