урок географии в 5 классе "Воды суши"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема урока | «Воды суши. Реки» |
Тип урока | изучение нового материала. |
Цель урока |
|
Задачи |
|
Планируемые результаты |
|
Основные термины, понятия | Река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел |
Межпредметные связи | http://uroki-fgos.ru/prezentatsii-k-urokam/geografiya/5-klass |
Ресурсы |
|
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Здравствуйте ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости…… Проверьте, чтобы у вас на столах лежали …….. Ребята, осваивать новые знания дело трудное. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. | Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания | Прежде, чем мы приступим к новой теме, предлагаю выполнить 1 из предложенных вам заданий. Выбираете тот вид задания, который вы считаете вам по силам. 1.. Найди соответствие «Название» - «Часть мирового океана» Соотнесите части МО с их названиями
2. С помощью карты завершите предложенную таблицу
На задание вам дается 3 мин ПРОВЕРИТЬ Для чего мы проделали эту работу? | мы проверим, как вы усвоили прошлый материал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации | Мы продолжаем изучать с вами гидросферу. Вспомните, из каких частей она состоит? С помощью учебника на стр. 96 заполните схему Как называется наука, изучающая поверхностные воды? Звуки в природе. Ручей в лесу Есть в мире много всяких рек, Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Тема урока «Воды суши. Реки» | МО и воды суши. Гидрология Определяют тему урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье) - А что бы вы хотели еще узнать о реках? (почему вода в реке не кончается, узнать какие реки бывают, от чего они зависят). Чем мы можем воспользоваться, чтобы получить новые знания? -Что поможет открыть вам новые знания? - Где можно взять знания , которых у вас не хватает? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | – Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?
Чуден Днепр при тихой погоде, –Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды.. –Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно – А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь Работая в парах с помощью атласа Найдите крупные реки мира, России? Покажите их у доски: Амазонку, Нил, Волгу….. Когда показываете реку на географической карте, то указку перемещают вдоль линии, обозначающей реку, от истока к устью Можем мы это с вами сделать? | 1 Дети дают определения работа с учебником стр. 96. и раб тетрадью стр. 50 река – это водный поток, текущий в выработанном им русле. Дети находят и показывают в атласах, а затем на карте у доски. Нет, не знают где устье, где исток | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
–Место, где человек родился, называют Родиной. Исток реки Волги находится на Валдайской возвышенности.( северо-западной части Русской равнины) М. Пляцковский | См. стр. 96 Оно называется – родник или исток. Исток - место, где река берет начало Записать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас. Это и есть смысл жизни. Найдите ответ в учебник стр. 96 Записать в тетрадь | Устье – место впадения реки в др. реку, озеро, море. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания (5 мин.) | Сейчас нам предстоит выполнить практическое задание. Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий. найдите на карте истоки и устья разных рек: I р – Обь (исток Оби – г. Алтай, устье – Карское море) II р –Нил (Исток – озеро Виктория Устье - В Средиземное море) Объясните, как определить правый и левый берег. Важно! Исток не может находиться в море или океане. | Надо встать лицом вниз по течению реки, тогда по правую руку будет правый берег, по левую – левый. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сейчас мы с вами должны будем выяснить, что такое речная система? Для этого давайте совершим воображаемое путешествие по реки от истока к устью. Перед вами схема речной системы Откуда начинает свое путешествие наша река? Долго ли, коротко ли путешествовала наша речка, никому не известно. Вдруг наша путешественница повстречалась со своей подружкой – речушкой. и стали продолжать свой путь вместе. Впадая в реку, другая река становится её притоком. Приток - место впадения реки в другую реку. Вывод: Если приток впадает в главную реку справа — он правый, если слева — левый. Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система? Записали ответ в конспект Выполнить задание №5 | С гор, ледника Где берет начало парывый приток? (в озере) левый (в болоте, роднике) речная система –главная река с ее притоками задание в конспекте | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка | Глухой телефон. На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить. Водораздел, бассейн, пороги | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опираясь на текст учебника (с. 96-97) Ответьте на вопросы:
Водораздел позволяет определить, к бассейну кого океана относятся реки. В опорно-логическом конспекте №6 | записать в конспект Работа с учебником с.97. рис. 62. Определяют к бассейну, какого океана относятся Лена, Объ, Амур
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточное подведение итогов | Какие задачи нам удалось решить на данном этапе урока |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На рис. 1 и 2 (с.100-101)красным пунктиром показаны бассейны рек Терека и Волги. В чем различие бассейна этих рек? – Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный. Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые как Терек и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как наша Волга. Какие особенности горных рек упоминаются в стихотворении Ю.М.Лермонтова «Дары Терека» Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. Какие особенности равнинных рек упоминаются в стихотворении Татьяна Лаврова Н.А.Некрасова «На Волге» О Волге! После многих лет Я вновь принес тебе привет. Уж я не тот, но ты светла И величава, как была. Кругом все та же даль и ширь, Все тот же виден монастырь На острову, среди песков, И даже трепет прежних дней Я ощутил в душе своей, Заслышав звон колоколов. | Большая площадь и количество притоков. Почему? Равнинная и гористая местность В опорном конспекте ответьте на вопросы Особенности горных рек: бурное течение (воет, дик и злобен), крутые склоны (меж утесистых громад), многочисленные пороги (выход горных пород). Ряд №3 Особенности равнинных рек: широкая речная долина (кругом все та же даль и ширь) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявите показатели сравнения горных и равнинных рек
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление | Практическая работа: 1. Назовите реки, протекающие в нашей местности. 2.Определите, к какому типу рек они относятся. 3. К какому бассейну принадлежат С какой целью выполнили это задание? |
Как усвоили материал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | – Наше представление о реках совпало с высказыванием великого писателя России Льва Николаевича Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Сегодня я узнал …
Что нового узнали? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | 1. §17 вопрос 4 в тетради 2. Установить происхождение названия рек, встречающиеся в §17 в тетради 3. Творческое задание: Составить фото-коллаж «Водопады мира», используя интернет - ресурсы и дополнительную литературу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии "Равнины суши" 6 класс
Комбинированный урок географии 6 класса по теме "Равнины суши" с использованием различных методов обучения. Включает методику лекций, бесед, игровые элементы....
Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"
Тема урока: "Воды суши. Подземные воды" Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны....
Воды суши. Подземные воды. Урок географии (с презентацией). 6 класс.
Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны; разобрать новые понятия и определения; прод...
Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".
Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...
Конспект урока географии+презентация в 6 классе на тему "Горы суши"
Урок в 6 классе на тему "Горы суши"...
«Основные формы рельефа суши. Горы суши». 6 класс, урок географии
В данной разработке урока географии для 6 класса «Основные формы рельефа суши. Горы суши» представлены: презентация, видеоролик, технологическая карта ученика, контурная карта, план урока. Урок разраб...
План-конспект урока географии на тему: «Взаимодействие океана, атмосферы и суши» с рабочей тетрадью к уроку
Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уроку...