урок географии в 5 классе "Воды суши"
план-конспект урока по географии (5 класс)

урок географии в 5 классе. "Воды суши"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vody_sushi.zip2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока

«Воды суши. Реки»

Тип урока

изучение нового материала.

Цель урока

  • Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
  • Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
  • Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи

  • Обучающие:
  • формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима);
  • формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;
  • формирование умения составлять описание географического объекта;
  • формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
  • Развивающие:
  • развитие навыков работы с информационным материалом.
  • развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
  • формирование критического мышления.
  • Воспитательные:
  • способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.

Планируемые результаты

  • Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
  • Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
  • Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.

Основные термины, понятия

Река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел

Межпредметные связи

http://uroki-fgos.ru/prezentatsii-k-urokam/geografiya/5-klass

Ресурсы

  • Основные: учебник «География 5 класс», атлас и контурные карты 6 класс, карта полушарий, физическая карта России.
  • Дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, Интернет-ресурсы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающегося

Актуализация знаний

Здравствуйте ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости……

Проверьте, чтобы у вас на столах лежали ……..

Ребята, осваивать новые знания дело трудное. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

Приветствуют учителя, готовы  приступить к работе на уроке 

Проверка домашнего задания

Прежде, чем мы приступим к новой теме, предлагаю выполнить 1 из предложенных вам заданий. Выбираете тот вид задания, который вы считаете вам по силам.

1.. Найди соответствие «Название» - «Часть мирового океана»

Соотнесите части  МО с их названиями

ЭЛЕМЕНТЫ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

1) пролив

А) Берингов

2) остров

Б) Персидский

3) залив

Г) Гренландия

4) полуостров

Г) Индостан

 2. С помощью карты завершите предложенную таблицу

Мировой океан

Моря

Проливы

1.

1. Бенгальский

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

 

 На задание вам дается 3 мин

ПРОВЕРИТЬ

Для чего мы проделали  эту работу?

мы проверим, как вы усвоили прошлый материал

Создание проблемной ситуации

Мы продолжаем изучать с вами гидросферу. Вспомните, из каких частей она состоит?

С помощью учебника на стр. 96 заполните схему

Как называется наука, изучающая поверхностные воды?

Звуки в природе. Ручей в лесу

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество – больших и скромных…

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Тема урока «Воды суши. Реки»

МО и воды суши.

Гидрология

Определяют тему урока

А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье)

- А что бы вы хотели еще узнать о реках? (почему вода в реке не кончается, узнать какие реки бывают, от чего они зависят).

Чем мы можем воспользоваться, чтобы получить новые знания?

-Что поможет открыть вам новые знания?

- Где можно взять знания , которых у вас не хватает?

  • Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.
  • Научиться показывать реки мира, России на карте.
  • Определить, что является речной системой?
  • Выделить типы рек в зависимости от рельефа местности

Изучение нового материала 

– Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?


–Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картин. Аполлинарий Михайлович Васнецова «Северный край», Исаак Ильич Левитана «Большая вода»)... Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…»

Чуден Днепр при тихой погоде,
когда вольно и плавно,сквозь горы,леса,
гордо он мчит свои полные воды,
вылитый, будто весь с серебра.

–Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды..

–Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно 

– А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь

Работая в парах с помощью атласа

Найдите  крупные реки мира, России?  Покажите их у доски: Амазонку, Нил, Волгу…..

Когда  показываете  реку на географической карте, то указку перемещают вдоль линии, обозначающей реку, от истока  к устью

Можем мы это с вами сделать?

1

Дети дают определения

 работа с учебником стр. 96. и раб тетрадью стр. 50

 река – это водный поток, текущий в выработанном им русле.

Дети находят и показывают в атласах, а затем на карте у доски.

Нет, не знают где устье, где исток

–Место, где человек родился, называют Родиной. 
И у реки есть место рождения. Как же оно называется?

Исток реки Волги находится на Валдайской возвышенности.( северо-западной части Русской равнины)
«…Вот отсюда, именно отсюда
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо – 
Русская, великая река…

                         М. Пляцковский

См. стр. 96

Оно называется – родник или исток.

Исток -  место, где река берет начало

Записать

Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас. Это и есть смысл жизни. 
У реки есть так же смысл жизни. Это донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе. Как же называется место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют?

Найдите ответ в учебник стр. 96 Записать в тетрадь

Устье – 

место впадения реки в др. реку, озеро, море.

Первичная проверка понимания

 (5 мин.)

Сейчас нам предстоит выполнить практическое задание. 

Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий.

найдите на карте истоки и устья разных рек:

I р – Обь (исток Оби – г. Алтай, устье – Карское море)

II р –Нил (Исток – озеро Виктория Устье  - В Средиземное море
III р – Амазонка (исток- г. Анда, устье – Атлантический океан)

Объясните, как определить правый и левый берег.

Важно! Исток не может находиться в море или океане.

Надо встать  лицом вниз по течению  реки,  тогда по правую руку будет правый берег, по левую – левый.

Сейчас мы с вами должны будем выяснить, что такое речная система?

Для этого давайте совершим  воображаемое путешествие по реки от  истока  к устью.

Перед вами схема речной системы

Откуда начинает свое путешествие наша река?

Долго ли, коротко ли путешествовала наша речка, никому не известно. Вдруг наша путешественница повстречалась со своей подружкой – речушкой. и стали продолжать свой путь вместе. Впадая в реку, другая река становится её притоком.

Приток - место впадения реки в другую реку.

Вывод:

Если приток впадает в главную реку справа — он правый, если слева — левый.

Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система?

Записали ответ в  конспект

Выполнить задание №5

С гор, ледника

 Где берет начало парывый приток? (в озере) левый (в болоте, роднике)

речная система –главная река с ее притоками

задание в конспекте

Физминутка

Глухой телефон.

На первые парты учащимся дается написанное на листочке слово, они должны передать его шепотом следующему ученику. Последний ученик встает и называет слово. Учащиеся определяют, что это такое. Это может быть и неизвестное учащимся слово или понятие, которое они должны вскоре изучить.

 Водораздел, бассейн, пороги

Опираясь на текст учебника  (с. 96-97) Ответьте на вопросы:

  • Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны
  • Бассейн реки -участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку

Водораздел позволяет определить,  к бассейну кого океана относятся реки.

В опорно-логическом конспекте №6

записать в конспект

Работа с учебником с.97. рис. 62.

Определяют к бассейну, какого океана относятся Лена, Объ, Амур

 

Промежуточное подведение итогов

Какие задачи нам удалось решить на данном этапе урока

  • Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, Научились определять водоразделы и бассейны рек.

На рис. 1 и 2  (с.100-101)красным пунктиром  показаны  бассейны рек  Терека  и Волги. В чем различие  бассейна этих рек?

Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный. Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые как Терек и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как наша Волга.

Какие особенности горных рек упоминаются в стихотворении Ю.М.Лермонтова «Дары Терека»

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Какие особенности  равнинных рек упоминаются  в стихотворении

Татьяна Лаврова 
Щедрая, широкая, раздольная
Волга величавая течет.
Своенравная, как птица – вольная,
Все "ключи" собрав наперечет.
 

Н.А.Некрасова  «На Волге»

О Волге! После многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом все та же  даль и ширь,

Все тот же виден монастырь

На острову, среди песков,

И даже трепет прежних дней

Я ощутил  в душе своей,

Заслышав звон колоколов.

Большая площадь и количество притоков.

Почему?

Равнинная и гористая местность

В опорном конспекте ответьте на вопросы

Особенности горных рек: бурное течение (воет, дик и злобен), крутые склоны (меж утесистых громад), многочисленные  пороги (выход горных пород).

Ряд №3

Особенности равнинных рек: широкая речная долина (кругом все та же  даль и ширь)

Выявите показатели  сравнения  горных и равнинных рек

Показатели сравнения

Горные реки (Терек)

Равнинные реки (Волга)

Длинна

Глубокая и узкая

Неглубокая и  широкая

Уклон

Большой

Не большой

Скорость течения

сильное

Слабая

Глубина реки

Не большая

Большая

Протекает

с запада на восток

С севера на юг

У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни:

  • Орошение
  • Водоснабжение
  • Транспортный путь
  • Рыболовство
  • Зона отдыха и т.д.

Первичное закрепление

Практическая работа: 

1. Назовите реки, протекающие в нашей местности.

2.Определите, к какому типу рек они относятся.

3. К какому бассейну принадлежат

С какой целью выполнили это задание?

  • Объ,Вах
  • Равнинные
  • Северного Ледовитого океана

Как усвоили материал

Рефлексия

Наше представление о реках совпало с высказыванием великого писателя России Льва Николаевича Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди».

Рефлексия

Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было нелегко …
4. Я понял, что …
5. Мне понравились задания …
6. Я научился …
7. Меня удивило …

  1. Что мы должны  были узнать на уроке?
  2.  Мы это узнали?
  3. Чему мы должны были научиться?

Что нового узнали?

Домашнее задание

1. §17 вопрос 4 в тетради

2. Установить происхождение  названия рек, встречающиеся в §17 в тетради

3. Творческое задание: Составить фото-коллаж «Водопады мира», используя интернет - ресурсы и дополнительную литературу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии "Равнины суши" 6 класс

Комбинированный урок географии 6 класса по теме "Равнины суши" с использованием различных методов обучения. Включает методику лекций, бесед, игровые элементы....

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Воды суши. Подземные воды. Урок географии (с презентацией). 6 класс.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны; разобрать новые понятия и определения; прод...

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

«Основные формы рельефа суши. Горы суши». 6 класс, урок географии

В данной разработке урока географии для 6 класса «Основные формы рельефа суши. Горы суши» представлены: презентация, видеоролик, технологическая карта ученика, контурная карта, план урока. Урок разраб...

План-конспект урока географии на тему: «Взаимодействие океана, атмосферы и суши» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уроку...