План-конспект урока географии на тему: «Взаимодействие океана, атмосферы и суши» с рабочей тетрадью к уроку
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уроку. Методическая особенность уроков – исследование. Это позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. Для организации работы обучающихся на уроке использованы методы сингапурской системы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_4.docx | 411.59 КБ |
tetrad_k_uroku_4.docx | 254.27 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока географии
на тему: «Взаимодействие океана, атмосферы и суши»
Цель: - Рассмотреть особенности взаимодействия океана с атмосферой и материками, показать влияние океана на климатические условия Земли.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Выявить особенности взаимодействия океана с атмосферой и сушей;
- Показать учащимся значение взаимосвязи океана с атмосферой и сушей для деятельности человека;
Развивающие задачи:
- Развивать умения работать с различными источниками информации.
- Развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь;
Воспитательная задача:
- Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
- Обучение рефлексии учебной деятельности.
- Воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов
Тип урока: Комбинированный
Методы: Исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый.
Технологии: работа в малых группах, игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания, структуры сингапурской методики – ( «ХАЙ ФАЙВ» « Куиз - куиз - Трэйд»)
Средства обучения:
1. Учебно - материальные : Учебник «География материков и океанов. 7 класс. /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М.: Дрофа, 2009г.
Атлас по географии для 7 класса – М.: Дрофа 2013 г.,
рабочий модуль к уроку географии в 7 классе на тему: «Воды Мирового океана», мультимедийная презентация MS PowerPoint , компьютер, видеофильм.
2. Дидактико-методические (дидактический материал: схемы, таблицы);
3. Используемая методическая литература:
1. Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
2.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: «ВАКО»,2005. География. 6-8 классы.
3.Уроки с использованием блочно – модульной технологии. / Сост. Н.В. Болотникова – Волгоград: Учитель, 2005.
4. Интернет – ресурсы
http://ezhva-licey.ru/teachers/
http://900igr.net/prezentatsii/geografija/
pdonline.educare.sg
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Введение в тему урока
- Изучение нового материала
- Закрепление.
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Ход урока
- Организационный момент
Класс разбит на группы по 4 человека. ( МЭНЭДЖ МЭТ).
ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).
Учитель: Здравствуйте, ребята садитесь.
II. Актуализация опорных знаний
Применение структуры « Куиз - куиз - Трэйд»
Примерные вопросы:
- что называют водными массами?
- какими свойствами характеризуются водные массы?
- В чём измеряется солёность?
- почему вода в океане имеет горько-соленый вкус?
- вспомните деление морских организмов
III. Введение в тему урока
Учитель: Сегодня ребята, мы завершим наше длительное путешествие . Для этого нам необходимо взять с собой знания, веселую улыбку и крепкое рукопожатие ближайшего соседа. Океан, по которому мы совершаем путешествие, тесно взаимодействует с воздушной оболочкой Земли и с сушей.
IV. Изучение нового материала
Задание1. Чтобы понять, как происходит это взаимодействие необходимо вспомнить: Как осуществляется мировой круговорот воды?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Вы уже знаете, что больше 70% поверхности земного шара покрыто водами Мирового океана. А еще есть озера, реки и другие водоемы. Вода, как известно, испаряется с поверхности водоемов практически в любую погоду. Но летом, в жару, этот процесс идет значительно быстрее и интенсивнее.
Водяные пары поднимаются в верхние слои атмосферы, где конденсируются в облака и тучи, которые, при изменении погодных условий, всегда готовы разразиться дождем, градом, а зимой — снегом. Таким образом, вода, испарившаяся с поверхности нашей планеты, возвращается на нее.)
Задание2 : Почему происходит движение воздушных масс?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Воздух в разных местах прогрет по-разному. Поэтому и давление в них разное. В результате из за разности давлений происходит перемещение воздушных масс ( ветер)).
Задание 3: Роль воздушных масс во взаимодействии океана с атмосферой.
Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней …. и ….
Холодный воздух …….. над более теплой поверхностью океана и наоборот. Над поверхностью океана образуются особые воздушные массы –……воздушные массы.
Задание 4: Значение течений во взаимодействии океана с атмосферой
Огромную роль во взаимодействии океана с атмосферой играют течения. От экватора к полюсам они переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мощные течения (Гольфстрим и др.) несут теплую воду из тропических широт в умеренные и приполярные. Поэтому зимой они оказывают отепляющее воздействие на прибрежные части континентов. Например, в Северной Атлантике поверхность океана отдает атмосфере тепла больше, чем получает его там же от нагревания
Гипотеза: Можно предположить, что океанические течения могут оказывать влияние на климат побережий. Там, где протекает холодное течение, возможно выпадает меньшее количество осадков (так как холодный воздух не способствует конденсации) и температуры будут ниже.
Название течения | Географическое положение | Географическая широта | Тип течения по температуре | Ср. t января | Ср. t июля | Среднегодовое кол-во осадков (в мм) |
Перуанское | Омывает западные берега Южной Америки | 30-400 ю.ш. | холодное | +16-24 | +8-16 | Менее 100 |
Бразильское | Омывает восточные берега Южной Америки | 30-400 ю.ш. | теплое | Выше +24 | +16-24 | Более 2000 |
Вывод: Климат побережья, которое омывается холодным течением, отличается более низкими температурами в зимний и летний сезоны. На этом берегу выпадает меньшее количество осадков. Климат побережья, которое омывается теплыми течением, отличается более высокими температурами в зимний и летний сезоны. Здесь выпадает большее количество осадков. На побережье формируется особый тип климата – морской, внутри материка - континентальный.
Учитель: Плыть дальше нам позволит сезонный ветер, вспомните, как он называется
Задание 5: Вспомни, как называются сезонный ветер, и заполни пропуски.
Ветры, меняющие своё направление на противоположное, два раза в год, называются сезонными. Сезон года по-арабски – «муссон». Это название сохранилось до сих пор.
Они меняют своё направление два раза в год . К этой группе относят муссон – зимний и летний. Зимой муссоны дуют с суши в сторону океана, а летом с океана на сушу.
Заранее подготовленный ученик:
О муссонах жители Ближнего Востока и Индии знали очень давно. Еще в IV-III вв. до н. э. индийские и персидские мореплаватели использовали закономерности смены ветров при плавании в Аравийском море. В I и II вв. н.э. сложился великий муссонный путь от берегов Индии в Южно-Китайское море и Китай. Индийские, малайские и китайские мореплаватели летом вели по нему свои парусные суда на восток, а зимой на – запад. С 1405 до 1433 гг. семь больших китайских флотилий под командованием выдающегося китайского мореплавателя Чжен Хэ, используя закономерности смены муссонных ветров, прошли от устья Янцзы к Индии, а затем к восточным берегам Африки и обратно.
В Индии полгода ждут муссон с океана. Когда он приходит, люди радуются. Рады дождю не только люди, но и животные. Измучившись в сухой сезон, они покидают свои укрытия и с наслаждением барахтаются в грязи. Начинает бурно расти трава, и теперь животным есть, где пастись. Реки наполняются водой. Даже птицы выбираются из своих убежищ и лихорадочно чистят перья и хлопают крыльями.
Для Индии муссоны – это символ возрождения жизни. Те, кто живет на суше, встречают муссон с ликованием.
Иностранцы не понимают радости индийцев по поводу наступления сезона дождей. Египтяне говорят: «У нас дождь идет три-четыре раза в год, но мы не сходим от этого с ума». Дело в том, что в египетской пустыне пески ночью быстро остывают, и становится прохладно. А в Индии жара и духота не дают отдыха ни днем, ни ночью в течение трех-четырех месяцев.
Европейцы тоже не понимают бурной радости индийцев, ведь для них дождь – это скука.
V.Закрепление.
Задание 6. Дополни текст, словами, чтобы он был верным.
Воды океана поглощают больше тепла, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши медленно нагревается, но долго удерживает тепло. Поверхность океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца.
Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой.
Над поверхностью океана образуется особый подтип - морские воздушные массы, которые отличаются от континентальных способом образования, большей влажностью, небольшими различиями температур.
Сезонные ветры, образующиеся на границах больших массивов суши и океанов называются муссонами.
VI. Подведение итогов
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1.сегодня я узнал…
2. я приобрел…
3.я научился…
4. у меня получилось …
5. я смог…
6. я попробую…
7. меня удивило…
8. урок дал мне для жизни…
9. мне захотелось…
VII. Домашнее задание: §12, подготовить доклады по теме «Гидросфера».
Предварительный просмотр:
Тетрадь
к уроку географии в 7 классе на тему:
«Взаимодействие океана, атмосферы и суши»
Учени…_________________________________
В результате изучения темы: «Поверхностные течения в Мировом океане»
ты должен знать:
- особенности взаимодействия океана с атмосферой и материками.
- как влияет океан на климатические условия Земли.
ты должен уметь:
- уметь работать с различными источниками информации
- уметь сравнивать
Задание1. Чтобы понять, как происходит это взаимодействие необходимо вспомнить: Как осуществляется мировой круговорот воды?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание2: Почему происходит движение воздушных масс?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3:Роль воздушных масс во взаимодействии океана с атмосферой.
Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней …. и ….
Холодный воздух …….. над более теплой поверхностью океана и наоборот. Над поверхностью океана образуются особые воздушные массы –……воздушные массы.
Задание 4: Значение течений во взаимодействии океана с атмосферой
Гипотеза: Можно предположить, что океанические течения
________________________________________________________
________________________________________________________
___________________________________
Название течения | Географическое положение | Географическая широта | Тип течения по температуре | Ср. января | Ср. июля | Среднегодовое кол-во осадков ( в мм) |
Вывод: Полученные данные о климате данных территорий позволяют сделать следующие выводы__________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5: Вспомни, как называются сезонный ветер, и заполни пропуски.
Ветры, меняющие своё направление на противоположное два раза в год, называются сезонными. Сезон года по-арабски – «_____________________ ». Это название сохранилось до сих пор.Они меняют своё направление ____________ в год . К этой группе относят ______________– ____________ и _________ Зимой муссоны дуют с ________ в сторону _____________, а летом с _______________ на ____________________________
Задание 5:Поставь стрелки на схеме, направления движения муссонов, в разное время года:
Указав над стрелками лето, зима.
Задание 6: Дополни текст, словами, чтобы он был верным.
Воды океана поглощают______________, чем поверхность суши. Вода в отличие от суши ___________нагревается,но ________удерживает тепло. Поверхность океана поглощает 2/3 тепла, поступающего на Землю от Солнца.
Поверхность океана активно взаимодействует с____________, обмениваясь с ней___________________________________.
Над поверхностью океана образуется особый подтип - _______ ____________________________, которые отличаются от континентальных _________________________________________________
Сезонные ветры, образующиеся на границах больших массивов суши и океанов называются _______________________________.
Задание 7. Попытайтесь объективно оценить свою работу и поставьте себе оценку.
Ставлю себе
Задание на дом: §12, работать с новыми терминами словаря в тетради к уроку, подготовить доклады по теме «Гидросфера».
СЛОВАРИК
Большой, или мировой, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает там в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная — очищается.
Малый, или океанический, круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океана, сконденсируется и выпадает в виде осадков снова в океан.
Внутриконтинентальный круговорот — вода, которая испарилась над поверхностью суши, опять выпадает на сушу в виде атмосферных осадков.В конце концов, осадки в процессе движения опять достигают Мирового океана.
Период обновления запасов - воды, входящих в состав живых организмов, восстанавливаются в течение нескольких часов. Это наиболее активная форма водообмена. Период обновления запасов воды в горных ледниках составляет около 1 600 лет, в ледниках полярных стран значительно больше — около 9 700 лет. Полное обновление вод Мирового океана происходит примерно раз в 2 700 лет.
Ве́тер — движение воздуха в горизонтальном направлении
Пассат это постоянный ветер. Он дует с постоянной силой вне зависимости от времени года. Направление пассата практически не изменяется
Бриз – это теплый ветер, который характерен для мест, близко расположенных морю. Ночью движение воздуха направлено с берега к морю. Дневной бриз дует с моря на берег и называется морским бризом.
Фён – легкий ветер, который характерен для гористой местности. Дует он, как правило, с гор на равнину.
Бора – это резкий сильный ветер, направление которого также подобно фёну. Он дует с гор на побережье.
Сирокко – сильный южный ветер, который характерен для Северной Африки, а также близлежащих регионов. Этот вид ветра зарождается в пустыне Сахара. Он несет очень жаркий и сухой воздух.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка схемы конспекта урока-практикума по технологии для 4 класса (учебник и рабочая тетрадь Т. М Геронимус) Тема урока: "Каскад колокольчиков"
Схема конспекта урока-практикумапо технологиидля 4 класса Карточка [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4135195","attributes":{"alt":"","class":"media...
Рабочие тетради к уроку по литературе "Тема Родины в лирике С. Есенина"
В содержании "Рабочих тетрадей" освещается теоретический материал урока, анализ стихотворения "Гой ты, Русь, моя родная..." и вариативные задания для самостоятельной работы....
Рабочая тетрадь к уроку математики на тему «Задачи линейного программирования»
Рабочая тетрадь к уроку математики на тему «Задачи линейного программирования» разработана мною для одноимённого урока математики (повышенный уровень). может быть использована как на уроке, семинарско...
Технологическая карта урока по теме "Взаимодействие атмосферы и гидросферы. Влажность воздуха"
Технологическая карта урока по теме "Взаимодействие атмосферы и гидросферы. Влажность воздуха" в соответствии со стандартами третьего поколоения...
План-конспект урока географии на тему: «Жизнь в Мировом океане» с рабочей тетрадью к уроку
Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уро...
Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"
Рабочая тетрадь к уроку по теме "Родина в поэзии Н.Рубцова"...
Урок по географии 7 класс на тему "Взаимодействие океана с атмосферой и сушей"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Технологии урока. ИКТ (презентация), проблемное обучение (проблема в начале урока)Цели урока: Рассмотреть особенности взаимодействия океа...