«Основные формы рельефа суши. Горы суши». 6 класс, урок географии
план-конспект занятия (география, 6 класс) по теме
В данной разработке урока географии для 6 класса «Основные формы рельефа суши. Горы суши» представлены: презентация, видеоролик, технологическая карта ученика, контурная карта, план урока. Урок разработан к учебнику Начальный курс географии: 6 кл./Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. В ходе урока учащиеся заполняют технологические карты, составляют кластер, выполняют практическую работу на контурных картах. В конце урока выполняют проверочную работу в парах-самопроверка. В течение урока чередуются активные формы работы с фронтальной работой. Учащиеся работают с учебниками, картами атласа, презентацией. Для достижения цели урока применяются различные методы и приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_gory_sushi.docx | 37.55 КБ |
tekhnologicheskaya_karta_uchenika.doc | 323.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подобед Наталья Николаевна
МБОУ СОШ № 4, г.Тулун, Иркутская область
Урок географии 6 класс
Тема урока: «Основные формы рельефа суши. Горы суши».
Цели:
- Продолжить знакомство с рельефом, сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте;
- Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и анализировать ее.
- Развивать практические навыки работы с картой, умение использовать полученные знания для чтения физических карт, умение работать в паре, умения самоконтроля.
- воспитание чувства прекрасного через созерцание картин гор.
Ожидаемые результаты:
- Предметные: формирование представлений об основных формах рельефа и их классификации по высоте, возрасту
- Коммуникативные: формирование умений работать в парах
- Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
- Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность
- Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, контурная карта полушарий, физическая карта полушарий, учебники, контурные карты и атласы география 6 класс.
УМК: Начальный курс географии:Учебн. для 6 кл. общеобразовательных учреждений/Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, М.:Дрофа, 2011 г.
Ход урока:
- Организационный этап (приветствие учащихся, проверка готовности необходимых для урока учебных принадлежностей, создание благоприятной психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную деятельность).
- Постановка цели занятия перед учащимися:
На данном этапе учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию целей и задач урока, совместно определяют место урока в разделе. Применяется метод иллюстрации и демонстрации, беседа
СЛАЙД 1.
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? Да, верно, горы и равнины. А горы и равнины каким одним словом можно назвать? (рельеф). С понятием «рельеф» вы уже знакомы
- А что бы вы хотели узнать на этом уроке?
- Чему научиться?
Формулируем тему урока и цели урока, исходя из ответов учащихся. СЛАЙД 2.
Записать в тетради число и тему урока "Главные формы рельефа суши. Горы".
Сегодня мы начнём изучение темы, а на следующем уроке продолжим познание рельефа и познакомимся с равнинами.
- Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала
Подготовка мышления учащихся. Для изучения темы урока понадобятся знания ранее изученного: понятие «рельеф», факторы формирования рельефа. Для психологической подготовки учащихся к восприятию нового материала применяется метод беседы и иллюстрации изученного материала. Учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями.
Для того, чтобы приступить к изучению гор, нам необходимо вспомнить материал предыдущих уроков.
- Что такое "рельеф"? СЛАЙД 3.
- Перечислите известные вам формы рельефа.
- Рельеф земной коры создан под действием процессов: каких? (внешних и внутренних).
- Вспомните, что относится к внутренним и внешним силам и к чему они приводят? (Внутренние силы - это вертикальные и горизонтальные движение земной коры и вулканизм, приводящие к образованию разломов, складок, поднятий и опусканий. СЛАЙД 4. Внешние- это работа ветра, воды, выветривания, ледника, они выравнивают и сглаживают рельеф, разрушая горные породы и перемещая их с одного места на другое. СЛАЙД 5. Просмотр видеоролика.
- Изучение нового материала.
В начале данного этапа урока необходимо сформулировать учебную проблему с помощью приёма «Колесо проблем», происходит осознание того, в чем состоит недостаточность их знаний, умений, и способностей, совместно с учениками определяются средства для решения проблемы. В ходе изучения нового материала происходит чередование активных форм работы: заполнение кластера, работа с контурными картами и фронтальная работа. Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.
4.1. Познавательная задача: классифицировать горы по различным признакам (высоте, времени образования, строению)
- Вы уже знаете, что крупнейшие формы рельефа на Земле это – (выступы материков и впадины океанов). И на дне океанов и на материках выделяют две основные формы рельефа: горы и равнины. СЛАЙД 6 .
Что такое? Что такое?
Очень грозное, большое!
С ледниками наверху
И подошвою внизу. (горы)
Давайте выясним, что вам уже известно о горах. На ваших карточках начерчен круг с секторами, впишите в каждый сектор какое-то слово, которое у вас ассоциируется с горами. Холм, вершина, склон, ледник, подошва, высота. Вы имеете представление о горах, но возникли некоторые затруднения, многое вам ещё неизвестно, поэтому перед нами стоят следующие задачи:
- Объяснить понятие гора
- Объяснить рельеф гор
- Объяснить как различаются горы по высоте
- Объяснить как изменяются горы во времени
- Научиться определять по карте горные системы земного шара
И всю информацию о горах мы оформим в виде схемы. Кластера.
4.2.Что такое «горы», строение гор
- Чем горы отличаются от равнин? - высоко приподняты над окружающей территорией, имеют вершину, склон, подошву. СЛАЙД 7.
-На каком изображении слайда горы? Почему?
-Гора и холм это одно и то же? В чем разница? (Особенность – высокие, обширные)
-Что такое гора? Выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью более 200 м.
-На каком изображении слайда холмы?
В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры.
– Так что же такое горы?
– Посмотрите внимательно на фотографию, на которой изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше и знания о формулировке термина: понятие = ключевое слово + существенные признаки (учащиеся совместно с учителем составляют определение)
– Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы. (Чтение определения в учебнике на стр. 54, также определение появляется на слайде) Запишите его в карточки, в центре вашего кластера. СЛАЙД 8. Горы – обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами (более 200 м) и имеющие сильно пересеченный рельеф.
– Назовите ближайшие к Тулуну горы. СЛАЙД 9. Восточный Саян – это горная система протяжённостью свыше тысячи км в южной части Сибири на территории юга Красноярского края, запада Бурятии, Иркутской области и северо-востока Тувы от левобережья Енисея до побережья Байкала. С ледников Восточного Саяна берёт начало река Ия.
– Вспомните курс природоведения 5 класс, где вы изучали строение холма и горы. Из каких частей состоит гора? СЛАЙД 10. (На слайде проявляются стрелки, дети называют составляющие горы, и они тоже постепенно проявляются)
– Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. (выводятся определения)
Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва – переход склона (горы) в равнину.
Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных листках.
- Ребята, так как одиночные горы встречаются редко, то горы суши - это целые горные страны, протягивающиеся на сотни и тысячи километров. СЛАЙДЫ 11-17.
- если горы вытянуты в ряд, то это -горный хребет
- если образуется система горных хребтов и горных долин, то образуется горная система. Полученные сведения учащиеся вносят в свои тетради в схему, учитель изображает на доске схематически горный хребет, показывает на схеме понижение между 2-мя горными хребтами (горную долину). Самая высокая часть хребта- это гребень. Указываем на схеме.
Понижение в гребне- это перевал..
Горная страна- горы расходятся в разные стороны Памир.
4.2.Различие гор по высоте
Учитель: мы с Вами выяснили, что представляют собой крупные формы рельефа, рассмотрели рельеф гор, а теперь я предлагаю ответить на вопрос: чем же отличаются горы друг от друга. Демонстрация СЛАЙДА 18 с изображением низких и высоких гор. Одним из существенных признаков горных стран является различие их по абсолютной высоте (низкие, средние, высокие). Текст учебника на стр. 55. Полученные сведения учащиеся вновь дополняют в схему. Проверка по СЛАЙДУ 19-20
Тип гор | Высота гор | Примеры (названия) |
Низкие | До 1000 м. | Средний Урал |
Средние | От 1000 до 2000 м. | Урал |
Высокие | Выше 2000 м. | Кавказ, Альпы |
- Как горы обозначены на карте и существует ли их классификация там?
Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий. СЛАЙД 21. Найдите на карте горы.
– По каким показателям вы их нашли?
– Ребята, а как можно узнать о высоте гор на географической карте? (С помощью шкалы высот)
- Практическая работа.
Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных систем суши выполним практическую работу: перенесем их на свои контурные карты.
– Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название. Инструкция в ваших раздаточных листах поможет нам в этом. Ознакомьтесь с ней, пожалуйста. СЛАЙД 22.
– Предлагаю начать с западного полушария. Давайте начнем с самых протяженных гор суши (почти 9 тыс.км). Они расположены на материке Южная Америка. Какие это горы?
(Ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование сопровождается пояснениями) СЛАЙД 23-24
- Где эту линию рисовать;
- В какой части материка они расположены;
- Как протянулись относительно сторон горизонта;
- Береговой линии;
- Ближайших рек, морей;
- Параллелей и меридианов или вдоль параллелей и меридианов;
– А как правильно подписать горы на к/к? (Образец подписи – это географическая карта – горы подписываются по линии протяжения)
– Назовите горы Северной Америки, где они располагаются? Давайте обозначим их на к/к – Кордильеры, Аппалачи.
– Восточное полушарие: материк Евразия – Кавказ, Гималаи, Альпы, Уральские, Скандинавские, Сихоте-Алинь, Хибины
– В Африке – Атлаские, Драконовы.
– В Австралии – Большой Водораздельный хребет.
Данная работа поможет вам быстрее запомнить горы и находить их на карте.
4.4. Изменение гор во времени..
СЛАЙДЫ 25-28
– Посмотрите внимательно на фотографии с изображением гор. Чем они отличаются друг от друга? (Обратите внимание на высоту, характер вершин, крутизну склонов, растительный покров и т.д.)
– В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются?
– На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши? (Должны придти к возрасту – старые и молодые) Подписывают их на своей схеме. А потом они легко выделяют признаки старых разрушенных гор: низкие, расколы и трещины.
- Определите высоты на карте. Ученики делают вывод, что старые горы обозначены бледными оттенками коричневого цвета, а высокие - яркими насыщенными цветами, и чем цвет темнее, тем и горы выше.
– К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.
-Назовите причины разрушений гор. СЛАЙД 29.
– Но и среди высоких гор, с остроконечными вершинами есть старые горы – например, Тянь-Шань, Алтай, Скалистые горы, которые получили свое второе рождение относительно недавно.
– Их еще называют омоложенными горами. А установили это просто. Изучили внутреннее строение гор – характер залегания горных пород.
4.5. Значение гор.
Какое значение горы имеют для человека? Чтение текста на стр. 56 вслух. СЛАЙД 30.
- Этап закрепления изученного
Для закрепления учебного материала проводится короткая игра. В форме фронтальной работы проверяется активность класса и умение быстро ориентироваться в физической карте мира
Учитель демонстрирует СЛАЙД 31, на котором показана вся схема, которая выстраивалась на уроке. Учащимся предлагается
Географический тренинг. Игра "Самые - самые"
Задание: Я задаю вопрос, вы, ребята, работая с физической картой полушарий (атлас стр.14) находите ответ, поднимаете руку. Если учитель назвал вас, бегом бежите к доске и показываете нужный объект. СЛАЙД 32.
- Самые длинные горы на Земле. (Анды)
- Самые высокие горы на суше. (Гималаи)
- Самая высокая гора мира. (Джомолунгма или Эверест)
- Самая большая горная страна в Азии. (Тибет)
- Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)
- Этап контроля и самоконтроля
Для проверки усвоения знаний по теме проводится короткая проверка. Самостоятельная работа по рядам в течение 3-4 минут, по окончании самопроверка.
Учащимся предлагается выполнить самостоятельно задания по рядам. Работают в паре.
1 РЯД.) Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.
Гималаи
Кордильеры
Анды Северная Америка
Уральские Австралия
Драконовы Евразия
Большой Водораздельный хребет Африка
Кавказ Южная Америка
Атлас
2 РЯД.) Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками.
Гималаи Народная
Кордильеры Косцюшко
Анды Мак-Кинли
Уральские Эльбрус
Большой Водораздельный хребет Аконкагуа
Кавказ Эверест
3 РЯД.) Напишите название гор, одна из точек которых имеет координаты:
А) 30о с.ш 80о в.д. - Гималаи
Б) 40о с.ш. 110о з.д. - Кордильеры
В) 60о с.ш. 60о в.д. - Уральские
ПО СЛАЙДУ 33 проверяют выполненные работы. Выставляют себе оценку. СЛАЙД 34
- Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Сможете ли вы дополнить записи в кругу, который заполняли в начале урока? Записывают и называют. Следовательно, ваши знания о горах увеличились, наш урок прошел не напрасно.
Выставление оценок за урок.
- Объяснение домашнего задания. СЛАЙД 35.
Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, дать возможность проявления творческих способностей для повышения мотивации учения и интереса к предмету
§ 20, задание 3,5 письменно.
Подобрать загадки и пословицы о горах;
По желанию изготовить макет гор, либо изобразить горы на рисунке.
- Этап рефлексии
Для самооценки своей учебной деятельности на уроке, анализа самого себя, своего психологического состояния и своих достижений применяется игровой момент.
Изобразите в тетради в виде смайла ваше настроение на уроке. Оцените свою работу на уроке и поставьте в тетради себе оценку за весь урок.
Предварительный просмотр:
Тема: ______________________________________ ___________________________________ | Дата выполнения: | Фамилия, имя: |
Практическая работа.
Обозначить линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название. (Образец подписи – это географическая карта – горы подписываются по линии протяжения)
- Горы в Южной Америке – Анды
- Горы Северной Америки - Кордильеры, Аппалачи.
- В Евразии – Кавказ, Гималаи, Уральские
- В Африке – Атлас.
- В Австралии – Большой Водораздельный хребет.
Инструкция по работе с контурной картой
- Найдите горную систему на физической карте и определите основные ориентиры ее местоположения (меридианы, параллели, реки и др.)
- Работая простым карандашом, найдите местоположение гор на контурной карте по определенным вами ориентирам и проведите линию главного хребта.
- Посмотрите, как удачнее разместить названия гор, и подпишите их.
- Где эту линию рисовать;
- В какой части материка они расположены;
- Как протянулись относительно сторон горизонта; Береговой линии; Ближайших рек, морей; Параллелей и меридианов или вдоль параллелей и меридианов;
Самостоятельная работа
1 РЯД 1) Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками. Гималаи Большой Водораздельный хребет Африка |
2 РЯД 2) Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками. Гималаи Народная |
3 РЯД 4) Напишите название гор, одна из точек которых имеет координаты: Например: 46о с.ш. 10о в.д. - Альпы А) 30о с.ш 80о в.д. - ? |
Домашнее задание:
§ 20, задание 3,5 письменно.
Подобрать загадки и пословицы о горах;
По желанию изготовить макет гор, либо изобразить горы на рисунке.
Рефлексия: Изобразите в виде смайла ваше настроение на уроке. Оцените свою работу на уроке и поставьте в тетради себе оценку за весь урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по географии:"Основные формы рельефа. Горы."
Разработка урока по географии "Основные формы рельефа. Горы" по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс" с использованием презентации "Рельеф Земли. Горы". Тип ур...
Конспект урока "Основные формы рельефа. Горы суши"
Тема: Основные формы рельефа суши. Горы суши.Цели урока: Образовательные: сформировать общие представления о формах рельефа земной коры, углубить понятия горы как одной из форм рельефа.Развивающие: ра...
Конспект урока по географии на тему "Рельеф суши. Горы."
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке географии....
Рельеф суши. Горы. 6 класс ФГОС
Рельеф суши. Горы. 6 класс ФГОСЦели: Продолжить знакомство с рельефом, сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте;Научить выделять, описывать и объ...
1. Предмет: география , 6 класс. 2.Тема: «Основные формы рельефа. Горы суши». Системно – Деятельностный подход.
Проект урока разработан с использованием приёмов развития учебных универсальных действий средствами предмета на разных этапах урока в контексте требований ФГОС. Системно-деятел...
"Основные формы рельефа. Горы суши"
Разработка урока рекомендована для проведения урока географии в 6 классе с использованием элементов игры....
Технологическая карта урока по географии в 6 классе по теме "Рельеф суши. Горы."
Технологическая карта урока по географии в 6 классе по теме "Рельеф суши. Горы"....