Конспект урока "Обобщающий урок по теме "Африка" 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)

Тема урока: «Обобщающий урок по теме «Африка»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель урока: обобщить знания учащихся о природе и населении Африки и оценить знания и умения учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обобщающий урок по теме «Африка»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель урока: обобщить знания учащихся о природе и населении Африки и оценить знания и умения учащихся.

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

- знать характерные черты природы материка;

- уметь определять географическое положение материка по карте;

- знать географические термины, объекты береговой линии, рельефа и внутренних вод;

- понимать основные природные и социально-экономические закономерности

Регулятивные УУД -  планировать личную деятельность; осуществлять самоконтроль; прогнозировать результаты.

Познавательные УУД - уметь осознанно строить речевое высказывание, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников;   уметь извлекать нужную информацию из текста; осуществлять актуализацию полученных знаний.

Коммуникативные УУД - формировать умения слушать и вступать в диалог; развивать умения взаимодействовать в группе.

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважение к чужой культуре.

Оборудование: атлас, физическая карта Африки, мультимедийный проектор, компьютер, экран, магнитная доска, набор магнитов, набор карточек, маршрутные листы, атлас для 7 класса, учебник – География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.: - Дрофа, 2020.

Подготовительный этап

Перед началом урока необходимо сдвинуть парты таким образом, чтобы образовались два больших стола для двух команд. На столы нужно заранее положить файл с комплектом заданий для каждой команды. Рядом с проектором необходимо поставить магнитную доску с закрепленной на ней физической картой Африки.


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Актуализация знаний

(Играет песенка Красной Шапочки)

Учитель:

Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали геологические, климатические и другие особенности таинственной, прекрасной Африки. На прошлом занятии вы получили задание подготовиться к итоговой работе по пройденному материалу.

Постановка учебной цели, задач урока

Учитель: Но эта работа у нас будет не обычная. Мы с вами отправимся в путешествие. Но не вместе, а двумя разными командами – "Отважные" и "Решительные". За каждый правильный ответ вы получите банан, и, разумеется, чем больше вы их соберете, тем лучше. Кроме того, каждый правильный ответ приносит несколько очков команде. Участники той команды, которая в итоге наберет большее количество очков, получат по дополнительному банану.

Делятся на команды, слушают правила, задают уточняющие вопросы.

Составление плана решения затруднений

Учитель: Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо подумать, какие остановки – станции ждут нас впереди?

Какие особенности Африки мы изучили?

История открытия и освоения материка, географическое положение, рельеф, климат, природные зоны, влияние человека

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Станция №1. «История освоения»

Учитель: Для того чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете историю освоения Африки, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

  1. Один из русских ученых, который первым начал изучать "черный континент". (Юнкер)
  2. Процесс незаконного вывоза коренного населения Африки. (Работорговля)
  3. Одно из крупнейших озер Африки, описанное англо-американской экспедицией. (Танганьика)
  4. Русский ученый, установивший, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы. (Вавилов)
  5. Английский исследователь, пересекший Южную Африку. (Ливингстон)
  6. Первая страна, начавшая вывоз рабов с континента. (Португалия)
  7. Открытие морского пути в эту страну позволило изучить побережье Африки. (Индия)
  8. Один из красивейших водопадов мира, названный в честь королевы Англии. (Виктория)

Вопрос на эрудицию (3 дополнительных  очка):

Предок какого знаменитого русского поэта был коренным жителем Африки? (А.С. Пушкин)

Станция 2. «Физико-географическое положение Африки»

Проверка знаний  географического положения материка. Каждой команде необходимо устно ответить на три вопроса. Эффективнее, если команда разделится  на три группы. Одна минута на размышление.

(Пока идет время на размышление, играет песенка "Чунга-чанга")

Время вышло. Первой отвечает команда "Отважных". За каждый правильный, полный ответ – 4 очка. Если команда не может ответить, ее вопрос переходит сопернику.

Задания для команды "Отважных":

Задания для команды "Решительных":

положение относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана;

крайние точки, их координаты;

климатические пояса, в которых расположен материк;

океаны и моря, омывающие материк, проливы и каналы;

как Африка расположена относительно других материков.

особенности береговой линии.

Задание на внимательность и закрепление (4 дополнительных очка): Какая особенность географического положения Африки является уникальной? (Положение относительно экватора)

Станция №3 «Рельеф»

Учитель: Вам уже известно, что Африка – самый высокий материк на земле. Но вы также знаете, что рельеф континента сложен и многообразен. На этой станции вам понадобятся все ваши познания. Вам необходимо ответить на несколько тестовых вопросов об особенностях рельефа Африки. За каждый правильный ответ – 4 очка. Если команда не может ответить на вопрос, он переходит сопернику.

1) В рельефе Африки преобладают:

а) низменности и возвышенности        

б) возвышенности и плоскогорья        

в) плоскогорья и горы

г) горы и низменности

2) Высшая точка Африки находится в пределах:

а) Атласских гор        

б) Капских гор        

в) Эфиопского нагорья

г) Восточно-Африканского плоскогорья

3) Территории каких эпох складчатости не встречаются в Африке?

а) докембрийская        

б) палеозойская        

в) мезозойская

г) альпийская

4) Полезные ископаемые осадочного происхождения свойственны в основном ... части Африки.

а) северной        

б) южной        

в) западной

г) восточной

5) В Африке преобладают полезные ископаемые ... происхождения.

а) магматического        

б) осадочного        

в) метаморфического

6) Месторождения алмазов находятся в ... части Африки.

а) северной        

б) южной

в) западной

г) восточной

Станция №4 «Климат»

Учитель: Как вы знаете, Африка заслужила славу самого жаркого материка. Вспомнить, какие факторы оказывают такое влияние на климат континента. На этой станции вам необходимо выполнить задание на соответствие. На ваших карточках характеристика одного из климатических поясов Африки. Ваша задача – через одну минуту рассказать, какой климатический пояс здесь зашифрован и показать его на карте. Цена задания – 5 очков.

(Пока идет время на размышление, играет "Чунга-Чанга")

Задание команде "Отважных":

Задание команде "Решительных":

климат этого пояса отличается постоянством;

наиболее сухо в Северной Африке;

тип облаков – кучевые;

очень большие колебания суточных температур;

включает часть бассейна Конго и побережье Гвинейского залива.

летом часто дует ветер самум.

(Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ – 3 очка команде и банан ответившему ученику).

Команды отвечают по очереди, для самопроверки используются слайды презентации

Команды отвечают по очереди, для самопроверки используются слайды презентации

(Экваториальный и тропический)

Физминутка

Под припев «Песенки Красной Шапочки» - повторяют движения

Самостоятельная работа с проверкой по эталону (продолжение)

Станция №5 «Внутренние воды»

Учитель: Мы с вами уже прошли половину нашего путешествия. Наша следующая станция – внутренние воды. На этом этапе нашего путешествия вы должны назвать и показать по пять примеров. За каждый правильный ответ – 1 очко. (Пока ученики выходят и показывают объекты, играет музыка)

Задание на эрудицию (3 дополнительных очка): Назовите озеро, не имеющее постоянных берегов, способное исчезнуть. (оз. Чад)

Станция №6 «Природные зоны»

Учитель: На этом этапе вы должны поработать с картой. У вас есть набор карточек с названиями растений, животных, насекомых, обитающих в разных природных зонах. Вы должны расположить их на карте в тех природных зонах, в которых они живут. Задание оценивается в 5 очков. У вас 3 минуты. Время пошло. (Пока ученики выполняют задание, играет музыка)

Задание команде "Отважных":

Задание команде "Решительных":

масличная пальма – экваториальный лес

бананы – экваториальный лес

молочай – саванна

слон – саванна

скорпион – тропические пустыни

карликовые бегемоты – экваториальный лес

муха цеце – экваториальный лес

вельвичия – тропические пустыни

птица-секретарь – саванна

маниока – саванна

Задание на эрудицию (5 дополнительных очков): Назовите вымершую птицу, похожую на большого голубя, являющуюся символом о-ва Маврикий. (Дронт или додо)

Станция №7

Учитель: Африка – прародина человека. Современное население Африки относится к трем основным расам. На этом этапе нашего путешествия мы снова обратимся к тестовому заданию. Правила работы и оценка задания те же.

1) Какой из перечисленных народов не относится к негроидной расе?

а) банту        

б) тутси        

в) берберы

г) нилоты

2) Какая из перечисленных стран стала свободной раньше остальных?

а) Либерия        

б) ЮАР

в) Замбия         

г) Лесото

3) Алжир относится к ... Африке.

а) Северной        

б) Южной        

в) Западной и Центральной

г) Восточной

4) Какая африканская страна считается родиной кофе?

а) Сенегал        

б) Кот-д`Ивуар        

в) Тунис

г) Эфиопия

5) Страна, выделяющаяся среди других высокой долей населения европейского происхождения:

а) Марокко        

б) Египет        

в) ЮАР

г) Ливия

6) Численность населения Африки составляет:

а) 960 млн. чел.        

б) 1 млрд. чел.        

в) 500 млн. чел.

г) 1,5 млрд. чел.

Станция №8 «Человек и природа»

Учитель: Мы с вами находимся на последней станции нашего путешествия. Человек всегда оказывал большое влияние на природу. Совсем недавно мы задумались о том, какой огромный вред приносим природе своими действиями. С целью защиты естественных ландшафтов организуются заповедники, заказники, национальные парки. Ваше задание на последнем этапе – назвать по одной особой охраняемой природной территории и показать их на карте. Цена задания – 5 очков. (Пока ученики выполняют задание, играет музыка)

Работают с картой по очереди, показывают объекты внутренних вод

Ученики распределяют на карте карточки, по возможности с помощью интерактивной доски, для самопроверки используются слайды презентации

Отвечают на вопросы, самопроверка с помощью эталона

Рефлексия

Подведем итоги нашего путешествия. Больше очков получила команда "...". Участники победившей команды получают по дополнительному банану. А теперь давайте посмотрим, кто работал на уроке наиболее активно.

(Для получения оценки у учащегося должно быть не менее одного банана. Два-три банана и активная работа во время урока дает право на получение "отличной" оценки).

Учащиеся подсчитывают результаты, подводят итоги, делятся впечатлениями

Домашнее задание

Подготовить синквейн об Африке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока во 2 классе по теме "We know the ABC". Презентация для урока.

Данный урок подготовлен для обобщения изученного алфавита во втором классе. К уроку прилагается презентация для интерактивной доски. На уроке используются раздаточные карточки для проверки умений и на...

Конспект открытого урока в 4 классе "А" «Урок обобщения и систематизации знаний по грамматической теме «Времена группы «Present»

Данный конспект урока можно использовать на занятиях английского языка для закрепления грамматики по теме "Времена группы "Present"....

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...

Конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: «Автомобили повсюду!»

Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5,6,7 классов по темам «Транспорт», «Движение в большом городе», «Правила дорожного движения».В ...