Урок по теме "Атмосфера"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Гареева Елена Рафитовна
Разработка урока по географии 5 класс.
Тема: "Воздушная оболочка Земли – атмосфера"
Цели урока: Образовательные:  организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в  жизни планеты и человечества.
 Развивающие: 
создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 
способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с                      географическими текстами, учебником, схемами, делать  обобщения и выводы;
формировать навыки самооценки.
 Воспитательные: 
воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию  коммуникативных умений; 
развивать интерес к изучаемому предмету. 
 
Планируемые результаты: Личностные: осознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии 5 класс.

Тема: "Воздушная оболочка Земли – атмосфера"

Цели урока: Образовательные:  организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в  жизни планеты и человечества.

 Развивающие: 

  • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
  • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с                      географическими текстами, учебником, схемами, делать  обобщения и выводы;
  • формировать навыки самооценки.

 Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию  коммуникативных умений;
  • развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: Личностные: осознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из  источников ЭОР, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 3 рабочих групп), индивидуальная.

Оборудование для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор.

                                             

Ход урока

  1. Организационный этап

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы  успеха, доверия.

Вводное слово учителя

Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны).  Про них есть стихотворение у Андрея Усачева.  

                           

« На нашей планете океанов – 4»

Индийский – самый соленый в мире

Океан Атлантический славен сельдями

Ледовитый все время спит подо льдами

А Тихий, конечно вовсе не Тихий

А буйный, глубокий и самый великий.» Слайд 1.

Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем».  Не догадались?

Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.

Ребята, я уверена, что многие из вас слышали это понятие, и способны дать ему определение.

Ответы детей

 Совершенно верно, атмосфера - это воздушная оболочка земли.

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

А я сейчас, я попрошу, написать синквейн на тему: "Атмосфера".

Итак,  судя по вашим творческим работам - синквейнам, свойства и функции атмосферы, очень разнообразны. А в чем ее разнообразие?  Мы должны узнать на сегодняшнем уроке.

Цели сегодняшнего урока:

  • выяснить из каких газов состоит атмосферный воздух, каково их значение?
  • какие слои атмосферы выделяют, чем они характеризуются, выяснить важную закономерность, касающуюся температуры воздуха в разных слоях атмосферы?
  • также выяснить какова значение атмосферы.  

3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.

Итак, наш класс разделен на три группы, группы ученых, занимающихся изучением атмосферой. У каждой группы есть своя определенная исследовательская  задача, изучить состав, строение и значение атмосферы. У каждой группы  будет работать по своему маршрутному листу изучения разных разделов темы. Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда наша планета откроет вам свои тайны.

1 группа - группа ученых, изучающих состав атмосферного воздуха.

Содержание маршрутного листа:

  1. Выясните, из каких газов он состоит, какого газа больше и постройте круговую диаграмму и запишите  название газов и их процентное содержание.
  2. В каком слое наблюдается наибольшее содержание озона? Какое значение для живых организмов играет этот газ? Смоделируйте, механизм  защиты от вредных ультрафиолетовых лучей?

 2 группа - группа ученых изучающих строение атмосферы земли. Вы должны будете облететь всю атмосферу разным способом. И объяснить почему?

Содержание маршрутного листа:

  1. Выясните, какие слои атмосферы существуют и правильно соотнесите слои, их толщину, названия и дайте характеристику.
  2. Определите основные различия тропосферы и верхних слоев атмосферы
  3. Ответьте на проблемный вопрос:           Почему большинство горных вершин всегда покрыты снегом, ведь они так близко к солнцу? Сделайте вывод.

Путешествовать люблю,

Смело в горы я пойду!

Все моря и океаны без оглядки проплыву.

Путешествовать смогу!

Все части света я найду,

где восток, а где здесь запад без ошибки я пойму.

Покрутив немного шеей,

Стали мы еще умнее.

Ноги мы смогли размять,

Все усвоим мы на "5"!

От разминки помощь есть? Есть

Что ж, пора на место сесть!

3 группа - группа, объем работы которой очень большой. Они должны будут изучив весь учебный материал текста или на основании собственных знаний, выяснить каково значение атмосферы.

Содержание маршрутного листа:

  1. Почему его называют "одеялом земли". Объясните, почему поверхность Меркурия днем нагревается до 320 градусов , а ночью остывает до 170 градусов,  а на нашей планете нет?
  2. Почему называют "броней планеты"? Поверхность луны вся покрыта кратерами, углублениями от различных небесных тел - метеоров, которые упали на Луну, почему на Земле их нет или совсем мало?

  1. Общий вывод. Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух называют  "оболочкой жизни"? Приведите не менее 3 доказательств.

Каждой группе дается 7 минут для  прохождения своего маршрутного листа. А затем вы должны будете презентовать результаты своей работы для других групп.

Итак, время прошло. Но, прежде, чем мы перейдем к обсуждению результатов вашей исследовательской работы, я предлагаю оценить себя и свою работу в группе по следующим критериям. Листы оценки лежат на ваших столах. Даю 1  минуту.

 Первая группа вам слово, а ребята из других групп можете задавать соответствующие вопросы.  

Лист самооценки работы в группе

Да

Нет

Не очень

1. Я был активен в группе

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

4. Я не отвлекался от основной работы

5. Я очень хотел успешно выполнить задание

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы

7.Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

4. Первичное закрепление знаний.

Цель: выяснить уровень первичного осознания нового учебного материала, осмысление причинно-следственных связей.

Ребята, сейчас мы с вами сделаем один небольшой тест, который нам поможет выяснить усвоили ли вы сегодняшнюю тему. выполнив задание, вы посчитаете количество баллов и поставите себе соответствующую отметку. В тесте 5 вопросов за каждый правильный ответ 1 балл. Соответственно, 5 баллов - "5", 4 балла - "4", 3 балла - "3".

  1. Атмосфера – это оболочка
  1.  Газовая

б.  Водная

в. Соленая

  1. Самый нижний слой атмосферы:
  1. Стратосфера
  2. Тропосфера
  3. Верхние слои атмосферы
  1. Кислорода в воздухе содержится:
  1. 30%
  2. 21%
  3. 78%
  1. В тропосфере образуются:
  1. Облака
  2. Ультрафиолетовые лучи
  3. Грунтовые воды

5. Озоновый слой защищает от:

а. перегревания земной поверхности;

б. ультрафиолетовых лучей

в. падения метеоритов на землю.

5. Рефлексия

Вспомните, какие задачи были поставлены.  Все пункты плана выполнены. Скажите, пожалуйста, знания, которые вы получили на уроке пригодятся вам в жизни, если да, то где?

Ответы детей.

Ребята, вам  дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие твою работу на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

6. Домашнее задание

1 уровень. Написать небольшое сообщение о способах изучения атмосферы

2 уровень. Написать стихотворение на тему "Атмосфера"

3 уровень. Стр. 67, опыт со стаканом воды и листом бумаги, сделать выводы. Стр 69, задание 6 составить кроссворд на тему "Атмосфера".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...