Урок по теме "Атмосфера"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по географии 5 класс.
Тема: "Воздушная оболочка Земли – атмосфера"
Цели урока: Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в жизни планеты и человечества.
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы;
- формировать навыки самооценки.
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений;
- развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты: Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 3 рабочих групп), индивидуальная.
Оборудование для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор.
Ход урока
- Организационный этап
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Вводное слово учителя
Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны). Про них есть стихотворение у Андрея Усачева.
« На нашей планете океанов – 4»
Индийский – самый соленый в мире
Океан Атлантический славен сельдями
Ледовитый все время спит подо льдами
А Тихий, конечно вовсе не Тихий
А буйный, глубокий и самый великий.» Слайд 1.
Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем». Не догадались?
Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.
Ребята, я уверена, что многие из вас слышали это понятие, и способны дать ему определение.
Ответы детей
Совершенно верно, атмосфера - это воздушная оболочка земли.
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.
А я сейчас, я попрошу, написать синквейн на тему: "Атмосфера".
Итак, судя по вашим творческим работам - синквейнам, свойства и функции атмосферы, очень разнообразны. А в чем ее разнообразие? Мы должны узнать на сегодняшнем уроке.
Цели сегодняшнего урока:
- выяснить из каких газов состоит атмосферный воздух, каково их значение?
- какие слои атмосферы выделяют, чем они характеризуются, выяснить важную закономерность, касающуюся температуры воздуха в разных слоях атмосферы?
- также выяснить какова значение атмосферы.
3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.
Итак, наш класс разделен на три группы, группы ученых, занимающихся изучением атмосферой. У каждой группы есть своя определенная исследовательская задача, изучить состав, строение и значение атмосферы. У каждой группы будет работать по своему маршрутному листу изучения разных разделов темы. Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда наша планета откроет вам свои тайны.
1 группа - группа ученых, изучающих состав атмосферного воздуха.
Содержание маршрутного листа:
- Выясните, из каких газов он состоит, какого газа больше и постройте круговую диаграмму и запишите название газов и их процентное содержание.
- В каком слое наблюдается наибольшее содержание озона? Какое значение для живых организмов играет этот газ? Смоделируйте, механизм защиты от вредных ультрафиолетовых лучей?
2 группа - группа ученых изучающих строение атмосферы земли. Вы должны будете облететь всю атмосферу разным способом. И объяснить почему?
Содержание маршрутного листа:
- Выясните, какие слои атмосферы существуют и правильно соотнесите слои, их толщину, названия и дайте характеристику.
- Определите основные различия тропосферы и верхних слоев атмосферы
- Ответьте на проблемный вопрос: Почему большинство горных вершин всегда покрыты снегом, ведь они так близко к солнцу? Сделайте вывод.
Путешествовать люблю,
Смело в горы я пойду!
Все моря и океаны без оглядки проплыву.
Путешествовать смогу!
Все части света я найду,
где восток, а где здесь запад без ошибки я пойму.
Покрутив немного шеей,
Стали мы еще умнее.
Ноги мы смогли размять,
Все усвоим мы на "5"!
От разминки помощь есть? Есть
Что ж, пора на место сесть!
3 группа - группа, объем работы которой очень большой. Они должны будут изучив весь учебный материал текста или на основании собственных знаний, выяснить каково значение атмосферы.
Содержание маршрутного листа:
- Почему его называют "одеялом земли". Объясните, почему поверхность Меркурия днем нагревается до 320 градусов , а ночью остывает до 170 градусов, а на нашей планете нет?
- Почему называют "броней планеты"? Поверхность луны вся покрыта кратерами, углублениями от различных небесных тел - метеоров, которые упали на Луну, почему на Земле их нет или совсем мало?
- Общий вывод. Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух называют "оболочкой жизни"? Приведите не менее 3 доказательств.
Каждой группе дается 7 минут для прохождения своего маршрутного листа. А затем вы должны будете презентовать результаты своей работы для других групп.
Итак, время прошло. Но, прежде, чем мы перейдем к обсуждению результатов вашей исследовательской работы, я предлагаю оценить себя и свою работу в группе по следующим критериям. Листы оценки лежат на ваших столах. Даю 1 минуту.
Первая группа вам слово, а ребята из других групп можете задавать соответствующие вопросы.
Лист самооценки работы в группе
Да | Нет | Не очень | |
1. Я был активен в группе | |||
2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание | |||
3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы | |||
4. Я не отвлекался от основной работы | |||
5. Я очень хотел успешно выполнить задание | |||
6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы | |||
7.Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально |
4. Первичное закрепление знаний.
Цель: выяснить уровень первичного осознания нового учебного материала, осмысление причинно-следственных связей.
Ребята, сейчас мы с вами сделаем один небольшой тест, который нам поможет выяснить усвоили ли вы сегодняшнюю тему. выполнив задание, вы посчитаете количество баллов и поставите себе соответствующую отметку. В тесте 5 вопросов за каждый правильный ответ 1 балл. Соответственно, 5 баллов - "5", 4 балла - "4", 3 балла - "3".
- Атмосфера – это оболочка
- Газовая
б. Водная
в. Соленая
- Самый нижний слой атмосферы:
- Стратосфера
- Тропосфера
- Верхние слои атмосферы
- Кислорода в воздухе содержится:
- 30%
- 21%
- 78%
- В тропосфере образуются:
- Облака
- Ультрафиолетовые лучи
- Грунтовые воды
5. Озоновый слой защищает от:
а. перегревания земной поверхности;
б. ультрафиолетовых лучей
в. падения метеоритов на землю.
5. Рефлексия
Вспомните, какие задачи были поставлены. Все пункты плана выполнены. Скажите, пожалуйста, знания, которые вы получили на уроке пригодятся вам в жизни, если да, то где?
Ответы детей.
Ребята, вам дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие твою работу на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
6. Домашнее задание
1 уровень. Написать небольшое сообщение о способах изучения атмосферы
2 уровень. Написать стихотворение на тему "Атмосфера"
3 уровень. Стр. 67, опыт со стаканом воды и листом бумаги, сделать выводы. Стр 69, задание 6 составить кроссворд на тему "Атмосфера".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
- Мне нравится (1)