Конспект урока географии "Вода на Земле." 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План - конспект урока географии в 5 классе
Автор: Ажигатова Ш.У
Место работы: МБОУ «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.» Красноярский район Астраханская область
Должность: учитель географии и биологии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: Вода на Земле.
Базовый учебник: география 5класс - начальный курс .Автор Летягин А.А.
План- конспект урока.
Тема: Вода на Земле
Цель урока:
- познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе», создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере.
развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах
воспитывать рациональное отношение к использованию воды.
Задачи:
- обучающие:
- сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;
- доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;
- развивающие:
- развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
- создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
- воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;
- Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
- Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
- Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, Интернет, учебник, ЭОР,
Структура и ход урока:
1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)
Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.
2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.
Отгадывание загадок (слайд 2)
- Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир.
- Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.
- Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода)
Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).
-Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле.
3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:
Проблемный вопрос урока (Слайд 3)
-Ребята, а много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?( выслушиваются мнения учащихся)
Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.
Задание: (Слайд 4)
Нарисуйте пожалуйста облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле – коричневым цветом, а голубым ,поверхность воды на Земле из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%).
-Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?
Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).
Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.
1.Работа с учебником параграф 15,пункт 1.
Задание: Найти основные свойства воды.(Слайд5)
Проверка (Слайд 6)
- вода может находиться в трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,
- не имеет запаха, вкуса, цвета.
- универсальный растворитель,
- способность расширяться при замерзании,
- накопитель тепла,
- хорошо проводит электрический ток.
(демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)(Слайд 7)
Домашнее задание (Слайд 8)
Выполнить задания на стр.86-88 «Школа географа-следопыта» (по выбору)
2. Работа с геословарем: (Слайд 9)
слова «гидросфера», «круговорот воды в природе», гидрологи заносятся в геословарь, с одновременным расшифрованием понятий (в тетрадь).
Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.
Работа по учебнику.
Задание:
- Используя текст учебника на стр. 84 п. 2, § 15, дополните схему (слайд 10,11)
Состав гидросферы
……………… ……………… ………………
96,5%)
(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)
(Слайд 12-13)
- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)
- Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)
«Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо…)
И. Якимов (слайд 14)
- Как вы думаете, возможно, ли это?
Используя слайд 15,рисунок 57 в учебнике стр.86, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе. А затем попытайтесь ответить на вопросы:
- Чем отличается малый круговорот воды от большого?
- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?
- Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
- Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.
- составление опорного конспекта
- работа с магнитной схемой «Мировой круговорот воды» и текстом учебника стр.85-86. (взаимопроверка ответа ).
Ребята, обратите внимание таблицу рекордов по обмену воды (Слайд16)
человек – несколько часов 2-3
воздух – 8 суток
река - 14 суток
озеро - 7 – 300 лет
океан – 3000 лет
подземные воды – 5000 лет
ледники – 8000 лет
Домашнее задание (по выбору) вопросы и задания на ст.89.(Слайд 17)
4.Закрепление нового материала:
Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока:(Слайд18)
-Как вы, думаете, много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?
Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листочках-шаблонах напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».(Слайд 19)
Утверждения:
- Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
- Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
- В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.
- самооценка: выбрать сектор 3 – балл – «3» (Слайд 20-21)
4 – балл – «4»
5 – балл – «5»
Сектор 3
- Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера,….,…. .
- Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).
- Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ)
Сектор 4
- Завершите перечень: в гидросферу входит:
вода на суше
…………….
…………….
- В малом круговороте участвуют:
суша – океан
океан - атмосфера
суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ)
- В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм
Сектор 5
- Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.
- Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере , в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать правильный ответ)
- В большом круговороте воды участвуют:
суша – океан- атмосфера; суша – океан; атмосфера – океан
Ученики ставят оценки.
5.Рефлексия. (Слайд 22)
У каждого на парте по 3 листика означающие:
Зеленый- было интересно на уроке, я все понял.
Коричневый - урок понравился, но некоторые моменты были трудными.
Красный – мне на уроке было скучно.
Сейчас я вас попрошу повесить на дерево один из листочков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»
На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...
Конспект урока по географии 7 класс "Реки и озера Земли"
Урок по географии в 7классе по теме "Реки и озера Земли" предусматривает использование Электронно образовательных ресурсов ( ЭОР) . Цель урока: выявить обеспеченность водными ресурсами материко...
Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...
Конспект урока природоведения в 5 классе по теме «Жизнь на Земле».
Тип урока: урок - обобщение.Форма урока: урок-КВНМетоды: проблемно-поисковый; информационно-коммуникативный, практический.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Основные п...
Конспект урока по географии 6 класс "Общая численность населения Земли. Человечество - единый биологический вид. Основные человеческие расы. Равенство рас.
Конспект по географии для 6 класса....
Конспект урока географии в 6 классе. Земля и космос.
Конспект урока составлен по учебнику - География. Землеведение авторы В.П. Дронов, Л.Е Савельева....
Конспект урока географии "Планета Земля" 5 класс
Конспект урока географии "Планета Земля" к учебнику издательства "Мнемозина"...