Педагогический опыт учителя географии Ярболдиевой С.Э.
статья по географии

Ярболдиева Сайбат Эрежеповна

Обобщение педагогического опыта

учителя географии МКОУ СОШ №17

Ярболдиевой Сайбат Эрежеповны

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»

Обобщение педагогического опыта

учителя географии МКОУ СОШ №17

Ярболдиевой Сайбат Эрежеповны

Тема: «Применение современных образовательных
технологий как условие повышения познавательной
активности при изучении географии»

Август  2022

Обобщение педагогического опыта

учителя географии МКОУ СОШ № 17  Ярболдиевой Сайбат Эрежеповны

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность»

Дорис Лессинг

Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса.

В.Г. Белинский

  1. Актуальность и перспективность опыта.

В МКОУ СОШ № 17 я работаю с 1991 года. В своей работе использовала различные методы, педагогические технологии в проведении уроков. Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы. «Велика и поразительна область географии, - писал Н.В. Гоголь. - Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению!».

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, "зацепить" так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Поэтому моей педагогической темой по самообразованию стала тема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии». Причиной выбора темы стал и тот факт, что в последнее время наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности. Поэтому актуальность данной темы при обучении географии бесспорна.

  1. Наличие теоретической базы.

В своей работе использую различную методическую литературу по теме самообразования:

  1. Астафьев А.В. «Уроки радости и вдохновения».
  2. Пичугин Б.В. «Активизация деятельности учащихся на уроках географии».
  3. Спичак А.В. «Игра на уроках географии».
  4. Паневина Г.Н. «Использование активных форм работы на уроках географии».
  5. Лобина Н.В. «Нетрадиционные формы урока».
  6. Шикунова З.И. «Развитие экономического мышления на уроках географии».
  7. Пшеничникова Л.Д. «Интересный урок географии».
  8. Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии. О. В. Крылова, А. И. Крылов, П.А. Корниенко.
  1. Используемые средства.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в кабинете географии имеются все необходимые современные наглядные пособия и оборудование:

  • компьютер с интерактивным проектором;
  • набор интерактивных карт для 5-11 классов;
  • интерактивные наглядные пособия для 5-11 классов;
  • электронные учебные пособия 6-10 класс;

4.Описание опыта. Оптимальность и эффективность средств.

Работая по теме «Применение современных образовательных технологий как условие повышения познавательной активности при изучении географии», я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и во внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу. Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

  1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

  1. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 6-11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.

  1. Дидактические игры

“Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

  1. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат - все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д.

  1. Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь - с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки ... Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно.Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинноследственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе ...

А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? ” и т.д.

  1. Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Карта - второй язык географии. Использование географической карты в процессе изучения географии необходимо на всех этапах урока. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков- путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем.

  1. Работа с интерактивными картами

Интерактивные электронные карты имеют много преимуществ по сравнению с печатными картами, их демонстрационные возможности существенно выше. При работе с интерактивной картой можно приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения, упрощать карту, снимая частично обозначения. Можно самостоятельно делать рисунки на карте или наносить необходимые надписи и пояснения. Электронные карты можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Интерактивные карты содержат привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал, который может быть использован учителем на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Существует три основных вида работы с интерактивными электронными картами: работа со слоями карты, работа с дополнительным материалом и использование дополнительных возможностей программы (выполнение надписей, рисунков и т.д.).

Широкие функциональные возможности интерактивных электронных карт позволяют учителю географии повысить эффективность образовательного процесса, используя их во всех учебных курсах, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приёмы работы с географической картой, реализовывать деятельностный практико-ориентированный подход к обучению, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС.

7. Ребусы

Учащиеся 6-7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус - головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

  1. Кроссворды.

Решение кроссвордов - интересное и познавательное занятие для школьников. Кроссворды по географии, при решении которых требуется работа с картой, помогают учащимся в запоминании географической номенклатуры, повышают картографическую грамотность.

  1. Нестандартные формы урока

Для повышения активности учащихся, особенно в старших классах , стараюсь применять нестандартные формы проведения уроков ( деловые игры, уроки- пресс-конференции, уроки-зачёты и др.). Они дают возможность развивать творческую самостоятельность.

  1. Компьютерные технологии.

Основные направления использования компьютерных технологий в преподавании географии:

  • демонстрация материалов, наглядных пособий и карт;
  • показ географических процессов;
  • проверка знаний учащихся;
  • самостоятельная работа обучающихся.
  1. Составление интеллект-карт.

Интеллект - карты я предлагаю детям составлять при изучении курса географии в 9 классе (изучение природно-хозяйственных регионов).

11.Заполение и составление графов.

Работа с графами повышает картографическую грамотность обучающихся.

5. Результативность.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.

Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Разнообразные технологии и методы обучения географии, используемые мною на уроках, способствуют повышению качества преподавания географии, что подтверждается результатами:

Таблица 1. Результаты государственной итоговой аттестации по географии

Класс

Предмет

Кол-во учащихся

Результат

Качество

Уровень освоения

2021 - 2022 учебный год

9

География

1

ОГЭ - средний балл-22

100%

100%

Таблица 2. Результаты участия учащихся в муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии

ФИ

учащегося

Класс

Олимпиада

Уровень

Результат

2018 - 2019 учебный год

Култаев Фаиз Нурадилович

10

Всероссийская олимпиада школьников по географии

муниципальный

призер

2020 - 2021 учебный год

Ниязова Сафира Акманбетовна

7

Всероссийская олимпиада школьников по географии

муниципальный

призер

Положительные отзывы администрации образовательной организации, общественных организаций, родителей (законных представителей) о создании учителем условий для адресной работы с различными категориями учащихся:

- Грамота ОО Администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края «Грамота за подготовку призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии», 2019 год.

Контактные данные:

E-mail: ya.sultanakay@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Педагогический опыт учителя немецкого языка в области страноведения.

Организация сравнительно-сопоставительного анализа страноведческой информации (на примере Германии и России) как средство повышения мотивации к изучению немецкого языка учащимися 5-8 классов....

Педагогический опыт учителя изобразительного искусства

В данном документе описан педагогический опыт учителя изобразительного искусства за 2 года работы в Межадорской школе. Основное направление деятельности - национально-региональный компонент....

Педогагический опыт учителя географи

Представлен инновационный педагогический опыт учителя географиии...

педагогический опыт учителя физкультуры

Обобщение педагогическогоопыта учителя физическойкультуры МОБУООШ №12села НовосельскогоГубаева И.И. по теме:«Развитие у учащихся активности и интереса к занятиям физической культурой  и спортом »...

Инновационный педагогический опыт учителя биологии Котовщиковой Людмилы Сергеевны

Представление  инновационногопедагогического  опыта  учителя биологииМБОУ СОШ с. Сосновка Тандинского кожууна Республики ТываКотовщиковой Людмилы Сергеевны.  Основная цель с...

Инновационный опыт учителя географии МОУ "Новотроицкая СОШ" (Из опыта работы учителя"

В статье учитель рассказывает о своем опыте работы, о своей методической проблеме "Проектно-ииследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время"...