Педогагический опыт учителя географи
методическая разработка по географии на тему

Представлен инновационный педагогический опыт учителя географиии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          Содержание

 

    1.     Введение…………………………………………………………………..2

2.  Актуальность……………………………………………………………...4

    3.  Научность……………………………………………………………….....6

     4.  Краеведение в процессе изучения географии…………………………..8

          5. Внеклассное краеведение……………………………………………….13

     6. Литература……………………………………………………………….18

 

 

 

 

Введение

                               … Из всех профессий, существующих на свете,

                                  Важней всего Наш благодарный труд!

                                  Приходят в школу маленькие дети –

                                  От Нас зависит, кем они уйдут…

 

Профессия и время налагает большую ответственность. В своей профессиональной карьере прошла длинный путь. Оглядываясь назад, я с внутренним удовлетворением могу отметить, что педагогическая жизнь пройдена не бесполезно. В ней было то главное, что придаёт человеческой жизни смысл и содержание: я жила и трудилась для подрастающего поколения, для Родины. И хоть небольшой, но есть мой вклад в неоценимую сокровищницу материальных ценностей и знаний, которыми владеют мои ученики. Ведь моя профессия учителя, воспитателя, классного руководителя – это профессия носителя национальных и общечеловеческих ценностей, образца поведения, обладающего высокой гражданской культурой, сознательностью за будущее России.

 

В нашей жизни прекрасной и странной,

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной,

Призадуматься право, пора.

          Призадуматься и присмотреться,

          Поразмыслить, покуда живой,

          Что там кроется в сумерках сердца,

           В самой чёрной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Но пора научиться, пора.

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

          Но перед ликом суровой эпохи,

          Что по- своему тоже права,

           Не вылуживать жалкие крохи,

           А творить,  засучив рукава.

                                                          В. Долинский.

           Хочу,  чтобы мои ученики прониклись вечными ценностями добротой, гуманностью, милосердием, увидели вокруг себя мир гармонии и красоты. Это очень трудно в нашей противоречивой жизни.

 

Актуальность исследования.

     Развитие краеведения в школе даёт возможность теснее связать воспитание и образование молодёжи с практикой повседневного труда, с жизнью местного населения, с его задачами в построении демократического общества. Краеведение приобретает огромное значение потому  что, занимаясь им, учащиеся глубоко познают особенности природных условий, население, хозяйство данной местности, даёт им отчётливое и всестороннее представление об окружающей среде, познание исторического прошлого своей  малой  Родины.                                                                                      

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.  

   В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина.    

Занятие краеведением помогает школьникам глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры", "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 44, часть 3; статья 58).                                                                              

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных  социально-педагогических задач нашего времени. Так, изучая со школьниками историю села, поселка, они познакомятся  с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.                                 Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и структур.

Задачи исследования.

           Всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками природы, населения хозяйства своего края, своей местности, готовность школьников к активной  социальной позиции и деятельности по возрождению и развитию родного края, своей малой Родины.

Цели исследования:

-   изучение исторического наследия родных мест;

- формирование целостного представления о взаимодействии природы  и общества в естественно-географическом аспекте поселка «Ялга»;

- развитие наблюдательности, приёмов, навыков, поисково-исследовательской деятельности;

 

-   воспитание чувства любви, патриотизма, гражданственности, духовности, уважительного отношения к родному краю и своей малой Родине.

Научность исследования.

         Подхожу к изучению краеведения с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени. Организуя работу по краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования.                                                                      

           Ещё в 17 веке великий учёный-педагог  Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» чётко сформулировал идею о преподавании географии на основе родного края. Последовательно проводя эту мысль, программу школьной географии строили тогда, начиная с географии ближайшей к школе местности. Примером могут служить учебники А. Никитина.

            Д. Д. Семёнов, который справедливо считается, родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий высказывался так: «Если справедлива педагогическая истина, то преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живёт ученик».

            В 60 – годы  ХХ века вновь обострилось внимание к краеведческому принципу в обучении географии. Т.Г. Герасимова и В.А.Коринская отмечают, что термин «краеведение» впервые был предложен в 1914 году Ланьковым.  На первом Всероссийском съезде учителей географии в 1915 году в Москве этот термин прочно вошёл в лексикон географов, как школьное краеведение.  

          Известные в нашей стране методисты И.С. Матрусов и А.В.Даринский отмечают в географии краеведческое начало, первую ступеньку в познании, восприятии явлений и процессов окружающего мира, результативность абстрактного мышления, конкретность изучаемой территории. Отсюда основное направление краеведческого материала состоит в том, чтобы связать чувственное восприятие с абстрактным мышлением.

          Следовательно, содержание, организационные формы и методы краеведения определяются задачами воспитания, требованиями учебной программы, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края.

           В.В. Елховская, Л.И. Николина выделяют два направления в краеведческом принципе обучения: географо-краеведческая работа на уроке и внеклассное краеведение.

           Проанализировав программный материал, сделала  вывод: уделить особое внимание в приобщении учащихся к исследовательской деятельности и  реализации краеведческого принципа в обучении, обработке и анализу наблюдений природных процессов, явлений и объектов, активно применять приобретённые знания и умения в общественно полезной природоохранной деятельности.

          Девизом краеведческой работы для меня служат слова В.А.Сухомлинского:  «Все годы детства окружающий мир  природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение книги природы было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний».

 

                          Краеведение в процессе изучения географии.

 

     Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории – своего края под руководством учителя. При этом выполняю две задачи:

1)        всестороннее изучение своего края и накопление краеведческого материала;

2)        использование этого материала на уроках географии.

    На уроках географии по изучению родного края работаю с учащимися над созданием образа территории, на которой мы живём. И в этом мне помогают разнообразные формы организации учебной деятельности, а так же различные источники информации.

   Обязательное использование краеведческого материала в обучении физической и экономической географии России даёт возможность ясного восприятия и осмысленного запоминания нового о своём крае, запоминания ранее изученного. Это обязывает меня как учителя географии чаще, чем учителей других предметов, проводить экскурсии в природу, на производственные предприятия и к наиболее интересным памятникам культурного наследия, тем самым непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу личности школьника. Это влияние наиболее ценно,   т. к. согласно высказыванию великого педагога К. Д. Ушинского, «Знания и убеждения мертвы без чувств и эмоций».

     В совокупности эти формы работы помогают внедрить краеведческий принцип обучения. Для этого разработала по каждому классу использование краеведческого  материала на уроках географии и внесла в тематическое планирование  по предмету.

     Опыт показывает, что обучение географии родного края должно быть глубоко увязано с содержанием основного курса географии России. Поэтому  при планировании учебного материала определяю степень интеграции содержания и объём часов.

     Краеведческая основа обучения даёт возможность выполнить две важные дидактические функции:

1)          опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своего края, конкретизировать и углублять изучаемые темы о природе, населении и экономике России;

2)          дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих разделов природы, населения и экономики России получить стройную систему знаний о географии своего края.

Использование краеведческого принципа помогает школьникам лучше понять особенности окружающей  природы и хозяйственной деятельности населения и уяснить, что свой край – это неотъемлемая часть всей России.

Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся. Подвести их к пониманию того, что краеведение пронизывает все стороны жизни человека.

         Это задачи, которые я ставлю перед собой на каждом уроке и во внеурочной деятельности. Уверена, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению.

     В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Используя электронный материал, включаю работу с интерактивными тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет, сразу же получив оценку, которую ставит ему компьютер.

 На уроках и во внеклассных занятиях можно наблюдать в классе совместную деятельность обучаемых в процессе познания, освоения учебного материала. Каждый ребенок на таких уроках вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, умения, навыки, но и развивать свои коммуникативные умения.

     При изучении «Географии Республики Мордовия» интерактивные технологии помогают поддерживать интерес школьников к родной природе, этнографии, охране природы родного края.

     Использование краеведческого образования традиций и обычаев народа, позволяет раскрывать перед учащимися пути рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, что служит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам, как родного края, так и всей Земли.

Понимая, что учитель должен находиться в постоянном поиске инноваций, внедрять их в свою работу, нахожу новые технологии, приемлемые для сельской школы.

В настоящее время на первое место в моей работе выходят технологии с использованием компьютера. Информационно-коммуникативные технологии оказывают заметнее влияние на содержание, формы и методы обучения, используемые мной на современном этапе. У обучающихся дома также все больше появляются компьютеров. Сейчас в кабинете географии собран  информационный ресурс, который собрали обучаемые,  самостоятельно и оформили в виде презентаций.

Эти работы успешно используются на различных этапах урока географии с помощью мультимедиапроектора.

      Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, осуществлять принципы доступности, индивидуальности, самостоятельности. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Я разработала и провела уроки с использованием  электронных пособий в 9 классе по теме «Население Мордовии», в 8 классе «Географическое положение Республики Мордовия», «Климат Мордовии», «Лесостепные  просторы Мордовии».

   В своей работе провожу уроки, полностью задействовав информационные возможности. Для чего освоила программы и совместно с учителем информатики научила этому своих учеников. На уроках используются программы Microsoft: Word; приложения Power Point.

Создание презентации с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point по теме «Земли поселка Ялга» позволило повысить мотивационную деятельность на уроках по данной теме и изучить ее, как и ряд других тем в виде блочных уроков. Презентация, созданная с помощью данной программы, при необходимости может меняться, дополняться или переделываться.

Использование таких программ позволяет мне расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, а самое главное - уметь самостоятельно находить нужную информацию.

Творческая работа на уроках географии занимает особое место. Каждому культурному и образованному человеку важны географические знания, особенно знания о своей стране, своем крае. В настоящее время наряду с выполнением программных работ по географии в практике преподавания я стала использовать творческие работы учащихся. Эти работы все чаще обучаемые выполняют в электронном виде. С помощью компьютерных технологий обучаемые выполнили в 8 классе творческие работы по темам: «Охрана природы и экологические проблемы поселка», «Красная тетрадь поселка». Творческие работы обучаемых позволяют судить о их кругозоре, ориентируя обучаемых на работу с дополнительными источникам географических знаний. И снова на помощь приходит информационный ресурс.

     

 

Внеклассное краеведение.

Свой вклад в экономическое и культурное развитие поселка вносит каждый  житель, гордящиеся не только общими успехами, но и своими собственными делами и достижениями, преобразованием своего  поселка, того «своего», что получило название «чувство родной земли».

 На местном материале легче всего воспринимаются и формируются географические понятия. И не только! Самое главное, воспитывается в детях любовь к родному краю, чувство гордости за свою Малую Родину.

Свою задачу вижу в том, чтобы каждый ученик научился видеть красоту природы родного уголка, красоту творений рук человека, живущего рядом.            Через изучение достопримечательностей родного края у детей формируется любовь к Малой Родине, гордость за свой район, его природу и хозяйство, понимание того, что Республика  Мордовия и свой родной поселок «ОПХ ЯЛГА»– частица великой России.

      Одной из достопримечательностей является храм     «Казанско- Богородицкая»- церковь в селе Зыково. Это село расположено на землях     ОПХ   « Ялга».  

      Храм  отстроенный в 1862году. Это уникальное сооружение является памятником культурного наследия нашего поселка и  села, неповторимым «лицом»ОПХ  Ялга. Учащиеся с удовольствием работали по озеленению территории Храма. Посещение Храма не оставляет детей равнодушными, воспитывая в них нравственные качества и духовную культуру, которой так не хватает молодому поколению.

      Круг мероприятий внеклассного краеведения широк: конкурсы, викторины, игры, музыкальные композиции, конференции, экологические десанты и  торжественные шествия.

     Важной особенностью в краеведческой работе является поисково-исследовательская деятельность. Итогом поисково-исследовательской деятельности стало успешное выступление на Ярмарке идей, .Тема: «История села, история храма». Содержание представленной работы отражает историю  и храма. А  историю свою село берет начало  с конца 17  столетия.     Ребята знакомятся с интересными людьми живущие на землях «ОПХ Ялга»  с художником И.Ф. Барановым, с долгожителем села
Моностырское  Сафроновым Серафимом Григорьевичом.  «Наши Земляки»

     Поисково-исследовательская работа развивает творческие способности ребят, расширяет кругозор и обогащает знания, формирует умения и навыки краеведческого направления, исследует работы в экскурсиях, музеях, архивах, повышает культуру умственного труда, побуждает интерес к изучению природы своего края,  поселка, села. Воспитывает личность гражданина, патриота, способного встать на защиту своего Отечества.  

     В настоящее время человечество ежедневно встречается с глобальными проблемами, многие из которых человек создал своими руками. Не обошла учесть экологических последствий и наш уголок родного поселка, сопоставляя и анализируя факты прошлого века и настоящее.

    На экскурсиях, занятиях кружка «Юный краевед», ребята выявляют негативное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую территорию. « Борщевик опасность размножения»

     Наш поселок создавался как опытное хозяйство.

     Земля хлеборобов, беззаветных тружеников, вложивших душу и сердце в возрождение, и развитие своей малой Родины, претерпела большие изменения. Сокращаются земельные угодия появляется опасные растения которые вырвались на свободу не без помощи человека как Борщевик  Сосновского

 «…  Давай пройдёмся медленно по лугу,

И скажем «Здравствуй», каждому цветку.

Я должен над цветками наклониться:

Не для того, чтоб рвать или топтать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать»…

            В ходе работы по экологическому направлению учащимися изучены и описаны исчезающие растения и животные, создана «Красная тетрадь», организована высадка парковой зоны вокруг школы, создан проект и презентация  «Школьный двор». Определена степень загрязнения участков поселка, проведён социологический опрос и представлены некоторые предложения по улучшению экологической обстановки нашей местности.

      Невозможно построить краеведческое занятие  без занимательных вопросов. Мне довелось учиться у Великого учёного – краеведа

      В.Г.Гниловского. Книга, «Занимательное краеведение», явилась настольной книгой для изучения природных богатств края, различных «тайн» и загадок, необыкновенных возможностей находок и открытий.

     Цель внеклассных занимательных занятий заключается в том, чтобы пробудить интерес к своему краю, помочь юным краеведам найти своё призвание в полезной и интересной работе. На основе «Занимательного краеведения»  составлена программа кружка «Юный краевед».

     Знания о малой Родине – учащиеся получают из курса  в 6 классе  «Моя малая Родина». Данный курс разработан на основе программы краеведения для средних общеобразовательных школ.

     Использование различных форм работы по краеведению в урочное и внеурочное время дают, возможность учащимся научится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая к этой цели знания из разных областей науки, техники, истории. Помогает учиться прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи. Участие в викторинах, играх формирует навыки совместной творческой работы и взаимоотношений в команде.

     Краеведение несёт в себе заряд патриотического воспитания.  История малой Родины – это славные страницы событий, когда проявляются лучшие качества нашего народа. Патриотизм – чувство,  проявляемое в разных сферах общественной деятельности, это чувство сопряжено с делами на благо малой Родины его жителей, на благо края.  Проявление любви и бережного отношения к своим местам, культуре.

   Социологический опрос, который проводили краеведы, прежде всего, оценивает неравнодушие к тем процессам, которые должны возрождать, строить новое общество, в своём уголке Родины. Данная выполненная работа краеведами, учит лучше понять основные законы развития общества, увидеть его проблемы и противоречия. Понимание этого способствует формированию реалистичного сознания и логического мышления.      

  Краеведение показывает многообразие сфер человеческой деятельности, приносящей славу малой Родины, пользу её жителям.  Сохранение памяти о делах замечательных земляков дают ребятам нравственные ориентиры, примеры гражданского служения и понимания того, как много можно сделать для родных мест.

 В результате изучения краеведения учащиеся имеют возможность;

  -  осознать значимость наследия края и своей малой Родины;

  -  понимать неотделимость судьбы родных мест от судьбы России;

  -  формировать чувство патриотизма, бережное отношение ко всему    

         родному;

  -  показать многообразие сфер человеческой деятельности, приносящей

         славу малой Родине, пользу её жителям;

  -  сохранять память о делах замечательных земляков;

  -  воспитывать нравственность, понимание того, что можно сделать

        хорошего для своего родного  поселка;

  -  показать, что сила общества в связи с людьми, готовность к   сотрудничеству, веротерпимости, толерантности.

Система в работе по краеведческой проблеме помогает мне учить воспитанников самостоятельно мыслить, находить проблемы, решать их, прогнозировать результаты, развивать навыки исследовательской деятельности, а самое главное – повышать качество образования.

Литература

1. В.Г.Гниловской  «Занимательное краеведение»  1974г.

2. В.А.Ивановский «Занимательное краеведение» 2004г.

3. Л.И.Грехова «В союзе с природой» 2001г.

4. В.И.Курилова «Туризм» 2005г.

5. В.В.Титова « Туристско-краеведческие кружки в школе» 2004г.

6. Журналы  «География в школе»  №9 - 2002г., №5- 2003г., №4 – 2004г., №4 – 2007г., №1 – 2008г., №5 – 2008г., №2 – 2009г.

                                                         

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя географии Сальцина М.П.

Опыт моей работы заключается в использовании на уроках географии геоинформационных систем и в частность такой гаоинформационной системы как программа "Google Планета Земля".Геоинформационные сис...

опыт работы учителя географии

В опыте работы описываются актуальность, научность, идея опыта. Представлены педагогические технологии по которым работает учитель....

Инновационный опыт работы Ермаковой М.Н., учителя географии

Инновационный опыт работы Ермаковой М.Н., учителя географии...

ЭССЕ Учителя географии + Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОС в процессе обучения школьников географии

Опыт, проблемы и перспективы внедрения ФГОСв процессе обучения школьников географииС. В. Хиль,учитель географииМБОУ «Гимназия № 8», г. Сочи ,Краснодарский край...

Инновационный опыт учителя географии МОУ "Новотроицкая СОШ" (Из опыта работы учителя"

В статье учитель рассказывает о своем опыте работы, о своей методической проблеме "Проектно-ииследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время"...

Педагогический опыт учителя географии Ярболдиевой С.Э.

Обобщение педагогического опытаучителя географии МКОУ СОШ №17Ярболдиевой Сайбат Эрежеповны...