Методическая разработка урока
методическая разработка по географии (5 класс)

Кардашина Наталья Владимировна

Урок географии "Движение земной коры.Вулканы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Движения земной коры. Вулканы.

Цели урока:

Образовательные.

  1. Сформировать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
  2. Сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.
  1. Изучить новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.
  2. Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
  3. Познакомить учащихся с профессией вулканологов

Развивающие.

  1. Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников.

Воспитательные.

  1. Воспитывать в детях умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно работать на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать строение вулкана, их виды;
  • уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности, внешними и  внутренними географическими процессами;
  • объяснять причины возникновения вулканов;
  • приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;
  • определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.

Личностные:

  • осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;
  • создание упрощенной схемы вулкана.

Метапредметные:

  • умение находить в разных источниках и анализировать информацию;
  • умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы;

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Межпредметные связи: история, экология, МХК.

Форма  организации работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:

Физическая карта полушарий, компьютер, проектор, экран, презентация, табличка с терминами, макет «Строение вулкана», видеофильм «Образование вулкана», «Виды вулкана»;  коллекция: «Горные породы и минералы». Рабочие листы.

Основные понятия и термины:

конус вулкана, кратер вулкана, жерло вулкана, лава, вулканология, потухшие вулканы, уснувшие вулканы, действующие вулканы, очаг вулкана, вулкан.

Ход урока:

Этапы урока

Описание форма обучения

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Создание положительного психологического настроя

- Улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения и плодотворной работы на уроке, умейте слушать и слышать друг

друга.

Приветствуют

  1. Постановка цели и задач урока

Мотивация учебной деятельности учащихся

Картина «Последний день Помпеи» - потрясающая картина Карла Брюллова.

На картине изображено историческое событие – во время природного катаклизма – извержения вулкана Везувия – город Помпеи рушится. Это случилось в 79 году до нашей эры. Мы видим разрушение города как настоящую катастрофу, с высоты падают статуи, а люди в ужасе погибают в адском пламени.

Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре. Послушайте четверостишие, и дружно дайте ответ.

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный 
вулкан.

Да, действительно это вулкан. Так с каким природным явлением, происходящем в земной коре нам сегодня предстоит познакомиться.    

Тема урока: Движение земной коры. Вулканы      

Что вы хотите узнать о вулканах (ответы)

- Что же такое вулкан?

- Какое строение он имеет?

-Как происходит извержение вулкана?

 

 

 

участвуют

в дискуссии,

формулируют тему урока

 

 

 

записывают тему

формулируют цели урока

  1. Актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Фронтальный опрос

Предлагаю повторить географические термины, а для этого мы проведем словарную работу.  Я буду называть определения, а вы должны ответить понятия. Все эти понятия мы изучали на предыдущих уроках.

1.Так называется твердая оболочка Земли?

 (литосфера)

2.Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает «покрывало, плащ»

 (мантия)

3.Отдельные жесткие, устойчивые и малоподвижные блоки из которых состоит литосфера.

(литосферные плиты)

4.Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами (Магма)

5.Виды земной коры    

( материковая, океаническая)

6.Эта земная кора имеет толщину от 35-75 км. ( Материковая)

 (Самооценка)

отвечают на вопросы

 

 

 

 

4.Изучение нового

материала с применением знаний и умений этапа актуализации в новой ситуации

Работа в парах

Изучение нового материала по теме:

 «Движение земной коры. Вулканы». беседа,

 работа с таблицей «Строение Земли и земной коры»,

обсуждение, выводы.

  1. Что такое вулкан?

Сообщение ученика (опережающее задание)

Просмотр учебного видеофильма

Приложение № 1

После прослушанного рассказа, кто же сможет самостоятельно дать определение что  такое вулкан? 

А теперь давайте обратимся к тексту в учебнике, как там дается определение.

Вулкан - гора, с углублением на вершине, через которое извергаются лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.

2. Как же образуются вулканы?

Видеофильм «Образование вулканов»

Приложение № 2

 Вулканы образуются на границах литосферных плит. Вулканы возникают там, где материковые плиты раздвигаются, сталкиваются или трутся друг о друга. На глубине очень высокое давление. Магма под воздействием высокого давления устремляется по трещинам в земной коре наверх. Магма, которая излилась на поверхность называется лавой.

Лава течет по склонам вулкана в виде реки и затвердевает, образуя горные породы. Она может иметь температуру более 1000 градусов.

Вулкан выбрасывает наружу – газы, водяной пар, сероводород, углекислый газ, пепел, вулканические бомбы, частицы горных пород- это продукты вулканических извержений.

Извержение вулкана сопровождается взрывами, грохотом.

Ребята, как вы думаете, где будет больше вулканов на суше или на дне океанов? 

Правильно на дне океанов больше, чем на суше, так как океаническая кора тоньше, и она легче прожигается под действием давления магмы. Если конус вулкана уже высокий, то он может возвышаться над водой, образуя острова.  

Какое же строение имеет вулкан.

- конус вулкана

-кратер вулкана

 -жерло вулкана

-очаг

Используя текст учебника составьте схему

Какие виды вулканов бывают?                                      Вулканы

Действующие             

Потухшие                 

Уснувшие

Как вы думаете опасны ли вулканы?

Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление.

На земле остаётся около 800 действующих вулканов, которые в любой момент могут прийти в ярость.

Есть наука, которая изучает действие вулканов – это вулканология.

Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:

  • предсказать извержение;
  • изучить внутреннее строение земли;
  • узнать об образовании полезных ископаемых.

Вулканологи собирают и обрабатывают данные, предсказывают предстоящее извержение.

Приносят ли вулканы  какую-нибудь пользу?

Положительные:

  • вулканический пепел обогащает почву, повышает ее плодородие;
  • образуются месторождения полезных ископаемых;
  • продукты извержений (пемза, вулканическое стекло, базальт) являются ценными строительными материалами.

Отрицательные:

 

 

 

 

 

слушают

сообщение  

комментируют

 

работают с текстом учебника

записывают

в тетрадь

 

 

комментарии учащихся

ответы учащихся

работа у доски

с таблицей

работа

с текстом параграфа

работают с текстом

составляют схему

ответы учащихся

работа со словарем

рассматривают коллекцию

«Горные

породы

 и минералы»

Ответы учащихся

  1. Первичное понимание и закрепление изученного материала

Практическая деятельность работа с рабочими листами

Приложение № 3

Задания № 1

Задание № 2

Задание № 3

работают

с рабочими листами заполняют таблицы

отвечают на вопросы

  1. Творческая деятельность

 и первичное понимание и закреплением изученного материала

Рабочий лист

Задание № 4

Определи вулканы, расположенные в точках с заданными координатами.

Работа с картой

находят

на карте

и отмечают

  1. Физкульт

минутка с элементами закрепления темы

выполняют творческое задание

  1. Этап закрепления нового материала

Фронтальная работа с классом

1. Канал, по которому поднимается магма- жерло
2. Углубление в верхней части вулкана, через которое на поверхность вырываются газы и водяной пар, вылетает вулканическая пыль, огромные тучи пепла, камни, изливается лава- 
кратер .
3. Изливающаяся на поверхность магма- 
лава .
4. Вулканы, которые извергаются- действующие .
5. Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений потухшие

6. Ученые – специалисты, исследующие вулканические процессы - вулканологи

отвечают на вопросы

рассуждают

делают выводы

  1. Этап самопроверки и самооценки

Использование результатов работы по технологической карте

 

определяются с оценками

  1. Рефлексия

Рефлексия по уроку

- Мне было интересно…

- Я научился….

- Теперь я могу….

- Меня удивило….

- Было трудно…

(на слайде отмечаем подходящий кружок «Мне понравилось»,

«Я все усвоил»,

«Мне было трудно»)

 

отвечают на вопросы

самоанализ

  1. Дифференцированное домашнее задание

Проектирование:

Изготовить макет вулкана

В контурной карте отметить условными знаками вулканы.

Параграф. 21

выучить термины.  

записывают

 


Приложение № 1

Приложение № 3

Рабочий лист

Тема : Движения земной коры. Вулканы

  1. Строение вулкана

  1. Определите и запишите части вулкана.

Понятие

Определение.

1.

Область в верхней части мантии, где находится магма.

2.

Канал, по которому магма выводится на поверхность

3.

Вырвавшаяся на поверхность, освобождённая от газов магма.

4.

Воронка на вершине вулкана.

5.

Образуется при застывании продуктов извержения.

3. Заполните таблицу «Виды вулканов»

1.___________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

4. Определи вулканы, расположенные в точках с данными координатами.

Координаты

Название вулкана

Материк

35° с.ш. 138° в.д.

55° с.ш. 160° в.д.

3° ю.ш. 37° в.д.

2° ю.ш. 78° з.д.

19° с.ш. 97° з.д.

Приложение № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...