Конспект урока "Скульптурный портрет планеты"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Урок-практикум для 5 класса. УМК "Полярная звезда". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_skulpturnyy_portret_planety_5_klass.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии на тему «Скульптурный портрет планеты», 5 класс

(УМК «Полярная звезда»)

Цели урока:

- включить учащихся в создание проекта;

- на основе проектного задания разработать туристический маршрут «Скульптурный портрет планеты»;

- оформить мини-проект в форме контурной карты и письменного обоснования.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование умений: 1) определять и оказывать горы и равнины на карте; 2) определять географическое положение гор и равнин; 3) сравнивать горы и равнины по географическому положению; 4) обозначать горы и равнины на контурной карте.

Метапредметные: формирование умений: 1) создавать схемы для решения учебных  задач; 2) сравнивать географическое положение объектов; 3) планировать пути достижения цели; 4) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; 5) работать в паре (группе); 6) организовывать учебное сотрудничество; 7) осуществлять саморегуляцию учебной деятельности; 8) осуществлять познавательную рефлексию.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к сверстнику в процессе совместной деятельности.

Оборудование: атлас, карта полушарий, контурная карта, ластик, карандаши (простой, цветные), линейка.

Основное содержание: систематизация знаний обучающихся по теме «План и карта», «Литосфера».

Деятельностный компонент урока: находить на карте географические объекты с помощью ориентиров и географических координат; находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё; выполнять проектное задание в сотрудничестве; презентовать продукт своей деятельности на конкурсе.

Эмоционально-ценностный компонент урока: включаться в проектную деятельность на основе создания личностно ориентированной проектной ситуации; осознавать свои интересы в создании проекта, приобретать опыт участия в новом для учащихся деле; раскрывать роль географической науки в практической деятельности.

Работа с учебником: изучение текста учебника по определённым шагам деятельности (алгоритму).

Тип урока: урок-практикум

 Изучение нового материала

I Этап.  Организационный этап.

Учитель приветствует обучающихся, создает позитивный учебный настрой.

Есть два разряда путешествий:

Один — пускаться с места вдаль;

Другой — сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Александр Твардовский

II Этап. Актуализация знаний.  

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но листать будем ни календарь, а географический атлас.

- Для того чтобы определить тему урока, отгадайте загадки:

- Носит бабка снежную шапку. Каменные бока закутаны в облака (гора)  

- Далеко, конца не видно, расстилается (равнина).

Учитель: Какие две основные формы рельефа суши мы знаем? (горы и равнины).  

Что такое скульптура? (Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых материалов методом высекания, удаления лишнего из начальной массы каменного или иного блока)

- Можем ли мы сказать, что горы и равнины – это  те самые объемные изображения, высеченные из камня, только природой? 

Тема урока: «Скульптурный портрет планеты».

III Этап. Этап постановки целей и задач урока.

Учитель: Представьте себе, что вы работаете в туристической фирме и вам необходимо представить на конкурс проект туристического маршрута «Скульптурный портрет планеты». Чем больше разнообразия встретит в вашем проекте будущий путешественник, тем больше людей выберут ваш маршрут. Пусть в вашем маршруте будут и горы, и равнины, и вулканы.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока («разработать»). Итак, цель намечена.

Учитель: Изучая текст § 24, познакомимся с условиями конкурса (стр. 82)

Учитель:  Готовый продукт должен представлять собой географическую карту (вы видите ее на ваших столах), на которую нанесены основные формы рельефа суши.  На карте должен быть проложен туристический маршрут с указанием начального, конечного и промежуточного пунктов следования и отмечены природные достопримечательности по теме путешествия (от трех до шести).

Учитель: Выполненное проектное задание должно содержать обоснование выбранного маршрута. Задание может иметь форму: а) устного сообщения (презентации); б) пакета документов, включающего заполненную контурную карту и письменное обоснование.

IV Этап. Основной этап: работа над проектом.

Работу выполняем парой. Парная работа предполагает предварительное обсуждение каждого шага действий. На следующем этапе урока учитель объясняет, что для выполнения проекта (от замысла до получения конечного результата — продукта) необходимо составить чёткий план действий (стр. 82-83). Изучая каждый шаг в учебнике, учащиеся составляют план действий по каждому шагу. Для успешного выполнения проекта следует воспользоваться следующей схемой, которую можно проецировать на доску.

Схема проектной деятельности

1. Задача проекта — разработка туристического маршрута на конкурс «Скульптурный портрет планеты»

2. Что необходимо сделать, чтобы выполнить проект

шаг 1

ознакомиться с правилами работы с контурной картой;

шаг 2

подписать на контурной карте океаны, чтобы легче ориентироваться;

шаг 3

продумать, как будет проходить маршрут;

шаг 4

нанести на контурную карту выбранные объекты маршрута, соединив их линией;

шаг 5

объяснить, почему выбраны эти объекты для маршрута;

шаг 6

выяснить, в каких странах находятся объекты;

шаг 7

красиво оформить контурную карту для конкурса;

шаг 8

подготовить презентацию для выступления на конкурсе.

Подготовьте обобщающую информацию по намеченным объектам. Описывая маршрут, не забывайте указать направления движения от одного пункта к другому, например: «От Екатеринбурга двигаемся на … (запад, север и т.д.) Контролируйте время. Оцените, насколько хорошо вы справились с заданием. Желаем успеха!

V Этап. Защита проектов и оценивание

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

1) Защита своей работы учениками

2) Взаимооценка, подведение итогов

Рефлексия

Учитель: Ребята, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, наша цель достигнута? Заполните лист самооценки. Обоснуйте свой ответ.

Учитель: Что вы сегодня узнали нового?

                   Что вызвало затруднение?

                   Что больше всего понравилось?

Заключительный этап

Учитель: Спасибо за урок, вы прекрасно выполнили свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Портрет М.Цветаевой"

Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, это урок-портрет. На уроке пе...

"Портрет планеты Земля"

Бинарный интегрированный урок (история +природоведение) в 5-м классе Учитель природоведения Колташева М.В. Учитель истории Асадченко О.В....

Методическая разработка урока Групповой проект "Скульптурный портрет планеты"

Урок географии в 5 классе разработан в связи с новыми требованиями ФГОС...

Раздаточный материал для группового проекта "Скульптурный портрет планеты"

Это материал предназначен для выполнения группового проекта "Скульптурный портрет планеты"....

Портрет планеты Земля

Урок разработан  и основан на использовании элементов НРК, модульной технологии и носит ярко выраженную практическую направленность на формирование в сознании учащихся целостной картины мира. Учт...

Учебный мини - проект «Скульптурный портрет планеты».Участники проекта: учащиеся 5 класса

Учащиеся включаются  в создание проекта; на основе проектного задания разрабатывают туристический маршрут «Скульптурный портрет планеты»; оформляют проект в форме контурной карты ...

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс

Конспект урока "Портрет композитора в литературе и кино" 8 класс...