Методическая разработка урока Групповой проект "Скульптурный портрет планеты"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
Урок географии в 5 классе разработан в связи с новыми требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovoy_proekt_skulpturnyy_portret_planety.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Белогривская средняя общеобразовательная школа»
Большеуковского муниципального района Омской области
Методическая разработка урока
География, 5 класс
Тема урока: Групповой проект
«Скульптурный портрет планеты»
Выполнила:
Архипова Светлана Викторовна,
учитель географии
МБОУ «Белогривская СОШ»
Методическая разработка урока
География, 5 класс
Тема урока: Групповой проект «Скульптурный портрет планеты»
Место в учебном плане:
Раздел: Как устроена наша планета после прохождения темы № 5 «Литосфера».
Рабочая программа основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. Авторы: В.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев (сост. С.В. Курчина). М.: Дрофа, 2013г.
Учебник: «География. Землеведение. 5-6 классы». Авторы: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др. (под ред. О.А.Климановой). М.: Дрофа, 2012г.
Технологическая карта конструирования урока
Предмет, класс | География, 5 класс | ||||
Тема урока
| Групповой проект «Скульптурный портрет планеты» | ||||
Тип урока | Урок обобщающего повторения | ||||
Цель урока | Формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории; развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира | ||||
Ожидаемые результаты урока | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Учащийся должен знать и уметь: - находить на карте основные географические объекты; - обозначать на контурной карте географические объекты; - приводить примеры основных форм рельефа суши. | Регулятивные УУД: определять с помощью учителя тему урока и собственную цель; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять собственные затруднения; находить способы выхода из затруднений; организовывать свою деятельность. Познавательные УУД: искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы; Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, участвовать в совместной деятельности; анализировать проект; уметь слышать товарища, не перебивать его; оценивать работу одноклассников; уметь отстаивать свою позицию. |
| |||
Вид используемых на уроке средств | Карточки с заданиями в Word | ||||
Образовательные ресурсы | Раздаточный материал Для проведения группового проекта необходимо подготовить комплект материалов (Приложение 1) | ||||
этап урока | Ход урока - действия учителя | Действия учащихся Результаты обучения | |||
I Этап | Организационный этап Цели этапа: Включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учитель: Здравствуйте! Вот звенит для нас звонок, начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Вы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться. Слушайте внимательно, работайте старательно. Учитель: Все расселись по местам. Никому не тесно? По секрету вам скажу: «Будет интересно!» | Лич. УУД. Осуществляемые действия: - эмоциональный настрой на урок Поз. УУД. Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий | |||
II Этап | Актуализация Цель: Актуализация субъектного опыта учащихся в решении проблемной ситуации. Учитель: Как вы думаете: почему вы сидите в группах? Учитель: Да, действительно, вы будете выполнять групповой проект. Проблемная ситуация: Для того чтобы определить тему проекта, отгадайте загадку: Не видать ее корней, Вершина выше тополей, Все вверх и вверх она идет, Но не растет. Учитель: Правильно, это гора. А как называются участки земной коры с относительно плоским рельефом? Учитель: Горы и равнины – основные формы рельефа суши. Тема группового проекта: «Скульптурный портрет планеты». Задача проекта: представить на конкурс разработку туристического маршрута. | Лич. УУД. Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
| |||
III Этап | Этап постановки целей и задач урока Цель этапа: Развивать познавательный интерес к географии Земли. Учитель: Представьте себе, что вы работаете в туристической фирме и вам необходимо представить на конкурс проект туристического маршрута «Скульптурный портрет планеты». Чем больше разнообразия встретит в вашем проекте будущий путешественник, тем больше людей выберут ваш маршрут. Пусть в вашем маршруте будут и горы, и равнины, и вулканы. Условия конкурса (Приложение 2): - Готовый продукт должен представлять собой географическую карту, на которую нанесены основные формы рельефа суши. - На карте должен быть проложен туристический маршрут с указанием начального, конечного и промежуточного пунктов следования и отмечены природные достопримечательности по теме путешествия (от трех до шести достопримечательностей). - Выполненное проектное задание должно содержать обоснование выбранного маршрута. - По указанию учителя выполненное проектное задание может иметь форму: а) устного сообщения (презентации); б) пакета документов, включающего заполненную контурную карту и письменное обоснование. Учитель: Сформулируйте цель нашего урока. Учитель: Цель намечена. А какие проблемы нам необходимо решить, прежде чем приступить к изготовлению проекта. Кто попробует сформулировать их? Полезные советы (Приложение 3): 1. Учитесь работать самостоятельно, всегда начиная с постановки цели и планирования «по шагам». 2. Учитесь управлять своей учебной работой. Контролируйте последовательность действий и время, необходимое для выполнения того или иного задания. 3. Консультируйтесь у учителя, если появятся затруднения. Обсуждайте проблемы с товарищами. 4. Помните, что многое зависит от вашего желания, настойчивости, упорства. | Рег. УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
-формулировать свои мысли в устной форме
| |||
IV Этап | Основной этап Работа над проектом Цели этапа: Понять учебную задачу и стремиться ее выполнить. Искать подходящие способы для достижения цели урока. Изготовление группового проекта. Развивать у учащихся творческое воображение. 1) Планирование Текст задания (Приложение 4): 1-й шаг Повторите для себя формулировку задачи и условия конкурса по пунктам. Подумайте, что понадобится для работы. (Подсказка: понадобится контурная карта полушарий). Почему нельзя взять готовую карту? 2-й шаг Разбейте на этапы свою будущую работу. У вас должны получиться такие большие блоки: а) нанесение на контурную карту общей информации на основе полученных знаний; б) отбор географических объектов для вашего маршрута; в) нанесение выбранных объектов на контурную карту; г) обобщение необходимой информации по выбранным объектам; д) представление результатов. 3-й шаг Распределите задачи (обязанности) между членами рабочей группы. Заполните лист планирования и продвижения по заданию. (Приложение 5) 4-й шаг: Нанесите на контурную карту равнины и горы (равнины: Восточно -Европейская, Западно - Сибирская; низменности: Амазонская, Прикаспийская; горы: Кавказ, Анды, Уральские, Скандинавские, Гималаи; вершины: Джомолунгма (Эверест), Эльбрус; вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Фудзияма, Камерун). Подпишите океаны, чтобы легче ориентироваться в будущем маршруте. Прежде чем начать работу, повторите правила работы с контурной картой. Правила работы с контурной картой (Приложение 6): Чтобы лучше запомнить, где и как размещены географические объекты на Земле, их наносят на контурную карту. Для этого понадобятся географический атлас, простой и цветной карандаши, ластик, ручка, линейка. 1. Находим географические на физической карте в атласе и с помощью основных ориентиров (параллелей, меридианов, рек, гор и т.д.) выясняем, где они размещены. 2. Находим положение равнин (или гор, рек, озер и т.д.) на контурной карте и по найденным ориентирам обозначаем их вначале простым карандашом. 3. Проверив себя, закрашиваем географические объекты цветными карандашами, как это принято на картах: равнины – цветом, соответствующим их высоте, горы – коричневым, водные объекты - голубым. Города обозначаем крупными точками черного цвета. 4. Аккуратно подписываем названия. 5-й шаг Выбор географических объектов для маршрута – очень важная часть работы. Чем больше разнообразия встретит будущий путешественник, тем больше людей выберут ваш маршрут. Пусть в вашем маршруте будут и горы, и равнины, и вулканы. Отметь их на карте цветным флажком или другим подходящим знаком. Подсказка: выбирайте такие объекты, о которых вы можете рассказать лучше и интереснее. 6-й шаг Подготовьте обобщающую информацию по намеченным объектам. Описывая маршрут, не забывайте указать направления движения от одного пункта к другому, например: «От Омска двигаемся на … (запад, север и т.д.) Контролируйте время. Оцените, насколько хорошо вы справились с заданием. Желаем успеха! Учитель: Прочитайте вслух советы по выполнению задания, обратите внимание на необходимые этапы выполнения задания. (Памятка на доске – Приложение 7). 2) Исследование а) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. б) Выбор оптимального варианта хода проекта. в) Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. 3) Выводы а) Анализ информации. б) Формулирование выводов. | Лич. УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
Поз. УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности: -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию Лич. УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение Рег. УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности: -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане Поз. УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
Лич. УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности: - выражать свои эмоции формирование умения строить речевое высказывание |
V Этап | Рефлексия Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Цели этапа: Оценить собственную деятельность на уроке. Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока. Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. 1) Защита своей работы учащимися. (По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске цветной лист бумаги с номером группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута). 2) Взаимооценка, подведение итогов. (После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер (того же цвета, что и лист с номером группы) и прикрепить его к табличке с номером группы, проект которой ему больше всего понравился). Учитель: Ребята, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, наша цель достигнута? Выполните еще одно задание: заполните лист самооценки. (Приложение 8) Обоснуйте свой ответ. Учитель: Что вы сегодня узнали нового? Учитель: Сегодняшний урок был значим для вас? | Ком. УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
|
VI Этап | Заключительный этап Учитель: Ребята, огромное вам спасибо за урок, вы прекрасно выполнили свою работу. | |
VII Этап | Домашнее задание Найти в Интернете загадки об основных формах рельефа. | Поз. УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности: применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств |
Рекомендации по организации работы групп и проведению проекта
1. Организация рабочего пространства класса.
В классе должны быть:
- рабочие зоны: «круглые столы» (две составленные вместе парты) и стулья (по числу членов группы)»; на рабочих столах должны быть разложены:
- полезные советы (по числу участников группы);
- текст задания (1 экземпляр на группу или 1 экземпляр на каждого ученика);
- лист планирования и продвижения по заданию (1 экземпляр на группу);
- листы самооценки (по числу участников группы);
- ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, смайлики).
Примечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета.
- бейджики с номерами по числу членов в группе и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы.
- компьютерная зона (столы с компьютерами);
- столы с информационными материалами на бумажных носителях;
- зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).
2. Ресурсы для выполнения проекта:
- подборка информационных ресурсов о равнинах, горах, вулканах;
- иллюстрации;
- интересные факты «А знаете ли вы..»;
Приложение 1
Для проведения группового проекта необходимо подготовить комплект материалов, который включает в себя:
№ п/п | Название | Назначение и адресаты | Примечание |
1 | Полезные советы | Раздается учащимся для прочтения. | Количество копий определено из расчета: 1 экземпляр на группу или 1 экземпляр на каждого ученика. |
2 | Текст задания | Раздается учащимся для прочтения и пометок. | Количество копий определено из расчета: 1 экземпляр на группу или 1 экземпляр на каждого ученика. На тексте задания разрешается делать пометки. |
3 | Пример оформления работы | Раздается группам для образца | Количество копий определено из расчета: 1 экземпляр на группу. |
3 | Лист планирования и продвижения по заданию | Раздается учащимся для заполнения группой. | Количество копий определено из расчета: 1 экземпляр на группу. |
4 | Лист самооценки | Раздается учащимся для индивидуального заполнения | Количество копий определено из расчета: 1 экземпляр для каждого ученика. |
5 | Памятка | Помещается на доску; для организации деятельности учащихся. | Доводится для сведения учащихся с помощью ИКТ, плаката или записи на доске. |
6 | Информационные ресурсы | Для использования учащимися | Информационные ресурсы находятся в свободном доступе. Наиболее целесообразное размещение – в папках на рабочем столе компьютера. Книги и иные ресурсы на бумажной основе целесообразно иметь в нескольких экземплярах. |
Приложение 2
Условия конкурса
- Готовый продукт должен представлять собой географическую карту, на которую нанесены основные формы рельефа суши.
- На карте должен быть проложен туристический маршрут с указанием начального, конечного и промежуточного пунктов следования и отмечены природные достопримечательности по теме путешествия (от трех до шести достопримечательностей).
- Выполненное проектное задание должно содержать обоснование выбранного маршрута.
- По указанию учителя выполненное проектное задание может иметь форму:
а) устного сообщения (презентации);
б) пакета документов, включающего заполненную контурную карту и письменное обоснование.
Приложение 3
Полезные советы
1. Учитесь работать самостоятельно, всегда начиная с постановки цели и планирования «по шагам».
2. Учитесь управлять своей учебной работой. Контролируйте последовательность действий и время, необходимое для выполнения того или иного задания.
3. Консультируйтесь у учителя, если появятся затруднения. Обсуждайте проблемы с товарищами.
4. Помните, что многое зависит от вашего желания, настойчивости, упорства.
Приложение 4
Текст задания
1-й шаг
Повторите для себя формулировку задачи и условия конкурса по пунктам. Подумайте, что понадобится для работы. (Подсказка: понадобится контурная карта полушарий). Почему нельзя взять готовую карту?
2-й шаг
Разбейте на этапы свою будущую работу. У вас должны получиться такие большие блоки:
а) нанесение на контурную карту общей информации на основе полученных знаний;
б) отбор географических объектов для вашего маршрута;
в) нанесение выбранных объектов на контурную карту;
г) обобщение необходимой информации по выбранным объектам;
д) представление результатов.
3-й шаг
Распределите задачи (обязанности) между членами рабочей группы.
4-й шаг
Нанесите на контурную карту равнины и горы (равнины: Восточно -Европейская, Западно - Сибирская; низменности: Амазонская, Прикаспийская; горы: Кавказ, Анды, Уральские, Скандинавские, Гималаи; вершины: Джомолунгма (Эверест), Эльбрус; вулканы: Ключевская Сопка, Везувий, Фудзияма, Камерун).
Подпишите океаны, чтобы легче ориентироваться в будущем маршруте.
Прежде чем начать работу, повторите правила работы с контурной картой.
5-й шаг
Выбор географических объектов для маршрута – очень важная часть работы. Чем больше разнообразия встретит будущий путешественник, тем больше людей выберут ваш маршрут. Пусть в вашем маршруте будут и горы, и равнины, и вулканы. Отметь их на карте цветным флажком или другим подходящим знаком.
Подсказка: выбирайте такие объекты, о которых вы можете рассказать лучше и интереснее.
6-й шаг
Подготовьте обобщающую информацию по намеченным объектам. Описывая маршрут, не забывайте указать направления движения от одного пункта к другому, например: «От Омска двигаемся на … (запад, север и т.д.)
Контролируйте время.
Оцените, насколько хорошо вы справились с заданием. Желаем успеха!
Приложение 5
Лист планирования и продвижения по заданию
Класс ______ Группа _______
Тема _____________________________________________________________
Форма представления проекта
Отметьте Х, выбранную вами форму:
А. Плакат
Б. Компьютерная презентация
Начало работы _____ час_____ мин
Окончание работы _____ час _____ мин
Что делаем | Кто делает | Отметка о выполнении (+ или -) |
Приложение 6
Правила работы с контурной картой
Чтобы лучше запомнить, где и как размещены географические объекты на Земле, их наносят на контурную карту. Для этого понадобятся географический атлас, простой и цветной карандаши, ластик, ручка, линейка.
1. Находим географические на физической карте в атласе и с помощью основных ориентиров (параллелей, меридианов, рек, гор и т.д.) выясняем, где они размещены.
2. Находим положение равнин (или гор, рек, озер и т.д.) на контурной карте и по найденным ориентирам обозначаем их вначале простым карандашом.
3. Проверив себя, закрашиваем географические объекты цветными карандашами, как это принято на картах: равнины – цветом, соответствующим их высоте, горы – коричневым, водные объекты- голубым. Города обозначаем крупными точками черного цвета.
4. Аккуратно подписываем названия.
Приложение 7
Памятка
Этапы выполнения проекта
- Обсудить проект:
- Какую выбираем тему?
- Делаем плакат или презентацию?
- Составить план
- Выполнить проект
- Контролировать исполнение
- Представить результаты
- Проголосовать за лучшую работу
- Заполнить лист самооценки
Приложение 8
Лист самооценки
Класс ____________ Группа _________
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
- Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
• А. Да, все работали одинаково.
• Б. Нет, работал только один.
• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
• А. Работали дружно, ссор не было.
• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
• А. Да, все получилось хорошо.
• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
• В. Нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Портреты библейских персонажей»
В тематическом планировании по изобразительному искусству на изучение темы «Портреты библейских персонажей» отводится два часа: на первом уроке учитель знакомит и показывае...
Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски SMART по теме: «Способы задания функции» или «Математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком»
Организационная информацияФИО учителяБабкина Лариса АлександровнаМесто работы МБОУ Суховская СОШДолжностьучительПредметалгебраКласс...
Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»
Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...
Методическая разработка урока "Необычные портреты Джузеппе Арчимбольдо"
Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Портрет", комментарии к одноименной презентации.Цель урока: Развитие творческих способностей учащихся посредством знакомства с необычным...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Структура урока соответствует современным требованиям к уроку. Урок способствует формированию духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, понима...
Методическая разработка урока «Съёмка монохромного портрета"
Данная методическая разработка посвящена теме портретной фотосъемки. Рассматривается проблема создания фотопортрета с двух сторон - технической и творческой. В данной работе особое внимание уделено во...
Методическая разработка урока: Основные пропорции головы человека: создаем портрет времен года. Портрет времени года. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 6
Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету Изобразительное искусство по теме: Основные пропорции головы чел...