Конспект урока географии "Мы изучаем Японию", 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс)

Зарубина Лариса Александровна

Методическая разработка конспекта урока географии "Мы изучаем Японию", 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зарубина Л.А.,

учитель географии

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Конспект урока

«Мы изучаем Японию», 10 класс

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Цель урока: Составить общую характеристику страны на основе разнообразных источников информации.

Задачи урока:

Образовательная: усвоить знания об основных чертах ЭГП, ПГП, населении, отраслевой и территориальной структуре, модели экономического развития;

объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов; оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства, перспектив развития экономики Японии в АТР.

Развивающая: составлять ЭГХ страны, используя разные источники информации; объяснять причины и следствия «японского парадокса»;

прогнозировать развитие экономики Японии.

Воспитательная: формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах).

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: мультимедийные демонстрации, картографический, статистический анализ, синтез, прогноз, проблемный.

Материально-техническое обеспечение урока: экономическая карта Японии, атласы, фотоматериалы из Интернета по Японии.

План урока

  1. Приветствие. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы, темы и цели урока.
  3. Изучение новой темы.
  1. Особенности экономико-географического положения Японии.
  2. Природные условия и ресурсы Японии.
  3. Население Японии.
  4. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
  5. Особенности японской модели развития экономики.
  6. Сельское хозяйство.
  7. Транспорт.
  1. Обобщение.
  2. Закрепление полученных знаний.
  3. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Приветствие. Организационный момент. (1 мин.) Учащиеся приветствуют учителя, готовят рабочее место к работе.
  2. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы, темы и цели урока.

(8 мин.)

Моя подруга недавно прилетела из Японии. Когда я её спросила: «Что тебе понравилось?». Она ответила: «Удивительная страна, где пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Очень вежливые люди». Я тоже мечтаю побывать в Японии, на сайте турагентства нашла следующую информацию:

Рассказ о названии страны, показ презентации (приложение 1)

  • Древнее название страны – Ямато.
  • Японцы называют её Ниппон или Нихон, т. е. страна восходящего солнца.
  • Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине.
  • Круглая хризантема – национальный цветок Японии.
  • Площадь - 372 тыс. км²
  • Население - 127 млн. человек
  • Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю
  • По форме правления Япония – конституционная монархия с мая 1947 года. С

1989 года императором Японии является Акихито – «символ государства и единства народа».

  • Государство разделено на 47 префектур.
  • Это высокоразвитая страна. По объему ВВП она занимает 3 место в мире после США и Китая.

Учитель: А что вам известно о Японии? (Беседа)

Как вы думаете, а что меня должно заинтересовать, как учителя-географии? Чем мы ещё можем дополнить визитную карточку, чтобы человек, который ни разу не был в Японии имел полное представление о стране.

(ответы учащихся):

  1. ЭГП страны.
  2. Природно-ресурсный потенциал страны.
  3. Особенности населения.
  4. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.
  5. Японская модель развития экономики.

Запись темы урока в тетрадях «Мы изучаем Японию».

  1. Изучение новой темы. (27 мин.)

Работа в парах: Используя текст учебника стр. 254- 263, карты атласа стр. 29, 33, 16-23 и дополнительную информацию (приложение 2) заполним информационный лист «Мы изучаем Японию» (приложение 3).

Ответы учащихся и обсуждение:

  1. Особенности экономико-географического положения Японии.

Япония – страна-архипелаг, расположенная на четырёх крупных островах (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю)

Какими морями она омывается? (Японским, Охотским, Восточно-Китайским)

Благоприятные

Неблагоприятные

Выход к морям и океану

Изолированность

Близость к берегам Азии

Удалённость от большинства стран сырья и сбыта продукции

Большая береговая линия

Соседское положение с Китаем, НИС, Россией

Вывод: ЭГП Японии невыгодное из-за удаленности от многих стран мира, особенно от европейских государств, что затрудняет процесс интеграции.

      Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.

  1. Природные условия и ресурсы Японии.

        Учитель: охарактеризуйте природные условия Японии и сделайте вывод об обеспеченности страны полезными ископаемыми.

Таблица 1. Собственные ресурсы.

Сырье

Запасы (млн.т.)

Запасы в сравнении

с мировыми (в%)

Размещение

  Уголь

8479

0,3

о. Хоккайдо, о. Кюсю, о. Хонсю

Нефть

7,6

0,009

Префектура Акита и

Ниигата

Железные руды

200

менее 0,1

Северо-восток о.

Хонсю

Марганцевые руды

4,5

0,3

Недалеко от о. Киото

Уран

0,008

0,5

о. Хонсю

Вывод учащихся: Страна бедна минеральными ресурсами. Собственных топливных ресурсов практически нет; гидроэнергетический потенциал рек невелик или недостаточно собственных энергетических ресурсов. Практически все ресурсы импортируются.

  1. Население Японии.

  • Тип воспроизводства населения - первый.
  • Естественный прирост населения - 0,16 чел/тыс.
  • Национальный состав - однороден, 99% японцы.
  • Религиозный состав - буддизм, синтоизм.
  • Средняя плотность населения - 341 чел/км².
  • Основные районы размещения населения - на приморских низменностях и в долинах рек.
  • Уровень урбанизации- 76%.
  • Средняя продолжительность жизни - женщин 82 года, мужчин- 76 лет.

Учитель: В экономически развитых странах средняя продолжительность жизни достигла сегодня 70 лет. В России средняя продолжительность жизни 65 лет, в Японии 82 года. Что влияет на продолжительность жизни? Почему японцы живут долго?

(Предполагаемые ответы учащихся: образ жизни, внешняя среда, биология человека, здравоохранение)

  • Свежие продукты
  • Отношение к жизни
  • Доброжелательность
  • Привычка ходить
  • Гигиена
  1. Отраслевая и территориальная структура хозяйства.

        Учитель: Как вы думаете, какие отрасли промышленности мы можем назвать отраслями специализации?        (Машиностроение и металлообработка; Электротехника; Судостроение; Автомобилестроение; Черная металлургия; Химическая промышленность).

Назовите ведущие корпорации автомобилестроения? (Корпорация “Тойота моторс”, “Ниссан моторс”, “Мицубиси моторс”, “Хонда моторс”.)

Назовите фирмы по производству электронной продукции? (“Хитачи”, “Тошиба”, “Фудзи”, “Сони”, “Мицубиси электрик”, “Шарп”)

Химическая промышленность занимает 2-е место после США.

Где сформировались основные нефтяные компании? (в морских портах - Нагоя, Кавасаки, Иокогама)

Посмотрите внимательно на карту. Какие особенности размещения крупных промышленных центров вы видите. (Всю территорию Японии можно разделить на 2 части: южная, юго-восточная, которая носит название «лицевая часть», где и размещена большая часть производства. И северная, северо-западная – «тыльная часть», которая не имеет такой высокой концентрации производства и является более экологически чистой территорией).

Выводы об особенностях территориальной структуры и перспективах ее изменения:

  • старые и новые отрасли, ориентация на нематериалоемкие производства, ресурсосберегающие технологии, экспортноориентированные, экологически чистые;
  • в перспективе разгрузка технополисов, освоение экологически чистой периферийной зоны.
  1. Особенности японской модели развития экономики.

Учитель: Япония располагает очень незначительными сырьевыми ресурсами. Как Япония решает проблему нехватки собственных ресурсов?

На втором этапе реформирования в 70 годы был взят курс на развитие наукоемких отраслей, высоких технологий, производящих высококачественную, успешно конкурирующую на мировом рынке продукцию. Нет затрат на армию. Высококвалифицированная, относительно дешевая рабочая сила. Использование территории и рабочей силы развивающихся стран.

Япония имела дешёвую рабочую силу по сравнению с развитыми странами. Страна после войны тратила не более 1% от ВВП на оборону. Начала выпускать ту продукцию, которая пользовалась большим спросом на мировом рынке (суда, бытовые приборы). Важно то, что на начальном этапе цены, на сырьё и топливо были низкие”.

Реальность:

«Экономическое чудо» постепенно сошло на нет, темпы социально-экономического развития страны замедлились, узость внутреннего рынка и огромный государственный долг (158% ВВП) не дают японской экономике возможности динамично развиваться. Японское «экономическое чудо» сейчас называют японским парадоксом.

Учитель: В чем же парадокс экономики Японии? Какие ваши варианты?

  • постиндустриальная за короткий срок;
  • крупнейший экспортер при недостатке ПР;
  • нация здоровых людей при острых экологических проблемах;
  • очень верующая нация при научных достижениях;
  • свято почитают традиции и обычаи при большой урбанизированности (79%);
  • практически единственная империя в мире.
  1. Сельское хозяйство.

Растеневодство: главная культура рис, выращивают везде кроме северной и восточной части. Пшеницу на севере страны, ячмень, овёс возделывается на на о. Хоккайдо.

Технические культуры: сахарная свекла, чай, табак. Животноводство базируется на импортных кормах.

  1. Транспорт. По характеру транспортной системы Япония напоминает Зарубежную Европу, но по размерам грузоперевозок превосходит её. В Японии хорошо развиты все виды транспорта, кроме внутреннего водного и трубопроводного. Во внутренних перевозках выделяется автомобильный и железнодорожный. Внешние перевозки осуществляются морским транспортом.
  1. Обобщение (1 мин.)

Учитель: Используя различные источники информации, мы составили общую характеристику удивительной страны, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. За один урок невозможно узнать о Японии, продолжим изучение на следующем уроке.

  1. Закрепление полученных знаний. (7 мин.)

На основе полученных знаний составьте синквейн «Япония».

VI.   Домашнее задание. (1 мин.)

Прочитать стр.254-263.

Дополнительное задание (по желанию):

- буклет - визитная карточка Японии;  - презентация «Интересные факты о Японии».

Приложение 2.

Особенности экономико-географического положения Японии.

Задание: Используя текст учебника стр. 254 – 263, карты атласа и дополнительную информацию, заполните соответствующий раздел информационного листа «Мы изучаем Японию».

Дополнительная информация:

Япония – страна-архипелаг, расположенная на четырёх крупных островах и почти на  семи тысячах мелких островов в Тихом океане. Япония – древнее государство, однако длительный период её изоляции привел к тому, что вплоть до 20 века она была «как бы спрятана» от глаз европейцев.

  • Посмотрите на карту атласа стр. 33, назовите крупные острова Японии?

-        Какими морями она омывается?

-        Назовите особенности ЭГП Японии, сделайте вывод о его влиянии на развитие страны

Благоприятные

Неблагоприятные

?

?

?

?

?

?

?

?

Вывод:

1. _______________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________

Агроклиматические ресурсы: на севере — умеренный, на юге — субтропический, муссонный,. Средние температуры января от - 10 С, июля 24 С. Осадков на севере 1700- 2000, на юге до 4000 мм в год, осенью — тайфуны. Достаточно тепла и влаги.

Лесные ресурсы: свыше 2/3 территории занято лесами (хвойные, субтропические вечнозеленые леса) и кустарники. Наибольшее значение имеют леса на о. Хоккайдо Полезные ископаемые: дефицит ресурсов, небольшие запасы каменного угля, несколько месторождений медной, полиметаллических, марганцевых руд и серы.

Гидроэнергетические ресурсы. Ими обладают небольшие стекающие с гор реки Японии. Ресурсы геотермальной энергии стали использоваться шире. Богата ресурсами моря.

Как вы думаете, какой можно сделать вывод на основании данной информации?

Природные условия и ресурсы Японии.

Задание: Используя текст учебника стр. 254 – 263, карты атласа и дополнительную информацию, заполните соответствующий раздел информационного листа «Мы изучаем Японию».

Дополнительная информация:

Климат Японии благоприятен для жизни людей и ведения хозяйства. Важным фактором, формирующим климат, являются муссоны. Реки многоводны. Являются источником электроэнергии, но не пригодны для судоходства. Японцы с особой любовью и очень бережно относятся к родной земле. Поэтичным символом Японии стала гора Фудзияма – самая высокая вершина страны. Япония – страна, в которой ¾ территории  занимают горы. Для расширения жизненного пространства японцы создают искусственные острова и полуострова, засыпая прилегающую акваторию. Территория страны подвержена высокой сейсмической активности, так как расположена на границе литосферных плит, отмечается до 1500 землетрясений разной силы в год и имеет 150 действующих вулканов. С извержением вулканов, связаны вызванные ими волны цунами, приносящие большой ущерб хозяйству.

Работа с картой атласа стр. 29

-  Какие формы рельефа преобладают на островах?

-  Используя карту стр.33 и таблицу назовите полезные ископаемые Японии.

- Сделайте вывод об обеспеченности страны полезными ископаемыми.

Таблица 1. «Собственные ресурсы».

Сырье

Запасы (млн.т.)

Запасы в сравнении

с мировыми (в%)

Размещение

Уголь

8479

0,3

?

Нефть

7,6

0,009

?

Железные руды

200

менее 0,1

?

Марганцевые руды

4,5

0,3

?

Уран

0,008

0,5

?

Вывод:  _______________________________________________________________________

           Проанализируйте таблицу 2 «Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья. Сделайте вывод.

Таблица 2. «Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья (%).

Железная руда

99

Цинк

85,3

Марганец

100

Никель

100

Хромиты

100

Кобальт

100

Бокситы

99

Вольфрам

100

Свинец

94,1

Олово

100

Медь

99,9

Фосфаты

100

Вывод: ________________________________________________________________________

Население Японии.

Задание: Используя текст учебника стр. 254 – 263, карты атласа и дополнительную информацию, заполните соответствующий раздел информационного листа «Мы изучаем Японию».

Вам предстоит самостоятельно найти основные сведения о населении и демографической политике страны. Используя текст учебника стр. 255-257, карты атласа стр. 10,11,12- 13,14,15, заполните пункт «Население» опорного конспекта

  • Тип воспроизводства населения
  • Естественный прирост населения
  • Национальный состав
  • Религиозный состав
  • Средняя плотность населения
  • Основные районы размещения населения
  • Уровень урбанизации
  • Средняя продолжительность жизни

Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире

– 4 на 1000 (в США – 8 на 1000, в России – 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины 76 лет, женщины – 82 года). Для сравнения: в России женщины живут в среднем 72 года, мужчины – 62 года.

Почему японцы живут долго?

Дополнительная информация:

Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц. В отношениях японцев друг с другом царит доброжелательность. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов вдень ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду. Что влияет на продолжительность жизни? Почему японцы живут долго?

Отрасли специализации и территориальная структура хозяйства.

Задание: Используя текст учебника стр. 254 – 263, карты атласа и дополнительную информацию, заполните соответствующий раздел информационного листа «Мы изучаем Японию».

Рассмотрите, какие же отрасли хозяйства развиты в Японии? (атлас стр.33)

Как   вы   думаете, какие   отрасли   промышленности   мы   можем назвать отраслями специализации?   Заполните опорный конспект.

Таблица 1. «Промышленность Японии в зарубежном мире»

Отрасли

Место в

мире

Ведущие центры

(ведущие корпорации)

Производство электроэнергии на АЭС

3

?

Черная металлургия, производство стали

2

?

Легковые автомобили

1

?

Морские суда

1

?

Промышленные роботы

1

?

Продукция электроники

3

?

          Посмотрите внимательно на карту. Какие особенности размещения крупных промышленных центров вы видите?

Территориальная структура хозяйства

        

Сделайте выводы об особенностях территориальной структуры и перспективах ее изменения.

Японская модель развития экономики.

На втором этапе реформирования в 70 годы был взят курс на развитие наукоемких отраслей.

Японская модель экономики

В стране были проведены демократические реформы. Распущены японские семейные концерны, которые монополизировали экономику. Было ликвидировано крупное землевладение, земля была передана в пользование крестьянам. Страна экономила большие средства на развитие собственных НИОКР за счёт лицензий и патентов. Япония имела дешёвую рабочую силу по сравнению с развитыми странами. Страна после войны тратила не более 1% от ВВП на оборону.

Сельское хозяйство и транспорт.

Задание: Используя текст учебника стр. 254 – 263, карты атласа и дополнительную информацию, заполните соответствующий раздел информационного листа «Мы изучаем Японию».

Главные зерновые культуры? Районы выращивания? Особенности животноводства?

Транспорт.

По количеству перевезенных грузов лидирует автомобильный транспорт. Построены туннели между 4 островами. Туннель “Сейкан” самый длинный в мире 54 км, из них 23 км находится под водой на глубине 100 м под проливом Цугару. По длине автодорог находится на одном из первых мест в мире, по густоте он лидер. Железные дороги высокоскоростные поезда движутся со скоростью 250 км\ч. Япония великая морская держава. Главные порты: Токио, Осака и Кобе.

Какого вида транспорта в Японии нет?

Какой вид транспорта играет большую роль в международных перевозках?

Какой вид транспорта является главным внутренним?

Приложение 3.

Информационный лист «Мы изучаем Японию»

Площадь

372 тыс. км2

Население

127 тыс. человек

Форма правления

конституционная монархия с мая 1947 года

АТУ

унитарное

ЭГП

Природные условия и ресурсы

Население:

  • Тип воспроизводства
  • Национальный состав
  • Религии
  • Средняя плотность населения
  • Урбанизация: уровень, темпы
  • Агломерации
  • Мегалополис

Отрасли специализации

  • Ведущие отрасли:

  • Доля расходов на науку

Сельское хозяйство Рыболовство

Транспорт

Территориальная структура

«Лицевая часть»        «Тыльная часть»

…        …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока."Что изучает физика"

Ктнспект открытого урока позволяет учителю объяснить, что изучает премет физика, место данной науки в развитии общества, цели и задачи изучения данного предмета Вводный урок в 7-м классе "Что изу...

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС ЯПОНИЯ в коррекционной школе VIII вида

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС ЯПОНИЯ в коррекционной школе VIII вида...

конспект урока по теме "Япония: территория, население, хозяйство"

Разработка урока по теме "Япония: территория, население, хозяйство"  в разделе "Зарубежная Азия" в 11 классе...

Конспект урока по теме " ЯПОНИЯ. ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ"

Конспект урока по теме "Япония . Далекая и близкая" 11 класс....

Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"

На  конкретных примерах  учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...