конспект урока по теме "Япония: территория, население, хозяйство"
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме
Разработка урока по теме "Япония: территория, население, хозяйство" в разделе "Зарубежная Азия" в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yaponiya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рудченко Татьяна Ивановна,
учитель географии МАОУ СОШ №1
МО Новопокровский район
Урок географии в 11 классе.
Тема: ЯПОНИЯ: ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ,
ХОЗЯЙСТВО.
Цель: Выявить особенности социально- экономического развития экономики Японии. Рассмотреть явление, получившее название «экономическое чудо». Развивать творческие особенности учащихся, развивать и закреплять навыки самостоятельной работы. Формировать общегеографическую культуру через знакомство с обычаями, традициями населения и его хозяйственной деятельностью.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
- Назовите главные черты ЭГП Индии. (выход в Индийский океан; значительная доля морских границ; Индия – субконтинент; сухопутная граница в 2,5 раза длинее морской и большей частью проходит по трудоспособным горным массивам)
- Перечислите главные отличия населения Индии от населения других стран. ( работа письменно).
- Назовите основные сельскохозяйственные культуры и продукты.
- Что означает термин «зеленая революция». В чем особенность «зеленой революции»?
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово:
Япония – на протяжении длительного периода самоизоляции являлась «закрытой» для других стран. Она как Китай и Индия –древнее государство.
Это страна со своей самобытной культурой и традициями. Об этой стране можно рассказывать очень много необычного и удивительного для русского народа.
В этой стране женщина подает мужчине пальто, едят палочками, спят на полу, пишут сверху вниз, а белый цвет является траурным.
Поклоны здесь-целый ритуал, чаепитие представляет собой целый обряд (чайную церемонию), икебана и бансай- целая наука.
Задание: определите государственный строй, государственное устройство, площадь и численность населения, используя «визитную карточку» учебника.
(ответ: конституционная монархия, унитарное государство: 46 префектур и губернаторство в Хоккайдо.
Чтение дополнительного текста п.18 стр. 234.
Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в центре. Круглая хризантема –национальный цветок Японии.
1 группа Слайд 2 с данными из «визитной карточки».
Экономико-географическое положение:
1. По карте определите территорию Японии.
2. Определите географические координаты.
-20 25 и 45 33 с.ш.
-12 56 и 153 59 в.д.
*Сделайте вывод о географическом положении Японии.
Ее нижняя оконечность почти середина пустыни Сахары или южная точка Кубы, а северные границы совпадают с широтой Южной Франции и Краснодара. Стандартное время на 9 часов обгоняет время Лондона.
Сравнить территорию Японии с территорией Великобритании.
Слайд 3, 4
Население страны.
* Определите по визитной карточке численность населения Японии.
(Население Японии 127млн. человек). Это 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.
Работа по карте плотности населения
Определите среднюю плотность населения страны. ( 336 человек на 1 км кв.)
* Где сосредоточено в основном население? ( на приморских низменностях и и в долинах рек)
* Подавляющая часть населения проживает в городах -76%.
В стране более 200 больших городов и 12 из них города- миллионеры.
Тип Воспроизводства первый.
Д. Политика: снижение рождаемости и повышение уровня жизни за счет этого.
Самая низкая в мире детская смертность и самый высокий уровень продолжительности жизни. Почему?
2группа - сообщение устное: Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов. Само отношение к жизни. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц. В отношении японцев друг к другу царит доброжелательность. Привычка ходить. Важное значение имеет гигиена. Каждый человек чихающий, сморкающийся носит на лице, чтобы прикрыть нос и рот марлевую повязку.
Презентация слайдов по Японии ученика 11 класса. ( слайды 5, 6, 7)
Япония – один из главных центров экономической мощи современного мира.
Второе место после США в мире развитию экономики. Половина суммарного ВВП стран Азии и второе место в мире по ВВП( 36,5 тыс. долларов) В течение последних тысячелетий имеет устойчивое активное сальдо во внешней торговле. Промышленность - находится в большой зависимости от импорта сырья и топлива. А торговая марка «Сделано в Японии» с символизирует во всем мире высококачественную продукцию. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли: производство средств связи и информатики, новых материалов, биотехнология. Первое место в мире по производству судов, автомобилей, тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электроники, роботов. Доля Японии в мировом производстве цветных телевизоров более 60%, стали - 14,3%, искусственных волокон -12,3%. В Японии около 15% мировой добычи рыбы. Основные торговые партнеры: страны Юго-Восточной Азии, США, страны Западной Европы, Китай. Важнейшие порты страны: Муроран, Китакюсю, Кобе, Осака, Токио, Иокогама, Кавасаки, Кагосима, Нагоя, Химедаи, Нагасаки, Тиба.
3 группа Выявление факторов экономического чуда с помощью учебника, дополнительных сведений
*Сделать записи в тетрадь.
Факторы «экономического чуда» или японская модель экономики:
- В стране была принята демократическая конституция, заложившая правовую основу ее экономического благоденствия
- Была осуществлена аграрная реформа- ликвидировано крупное землевладение, земля отдана крестьянам.
- Американцы введя в стране антимонопольное законодательство, расформировали дзайбацу-финансово- промышленные группы.
- Промышленность страны получила многомиллионные заказы.
- Защита страны американской армией позволила не тратить средства на собственную армию.
- Кроме того, в это время были относительно низкие цены на мировом рынке на минеральное сырьё и топливо.
- Страна экономила колоссальные средства на развитие собственных НИОКР за счет приобретения лицензий и патентов.
- Япония имела дешёвую рабочую силу по сравнению с другими развитыми странами, тщательно разрабатывалась система управления рабочей силой.
- Япония после поражения в войне имела прав тратить не более 1% ВВП на оборону.
- Для страны всегда была характерна высокая степень государственного регулирования: каждые пять лет составляется план – прогноз.
IV.Обобщение нового материала:
1. Презентация слайдов по Японии ученика 11 класса
2. Рассказ о Японии ученика по слайдам презентации.
V. Домашнее задание. Стр.216-219, подготовить мультимедийную презентацию или сообщение по теме «Автомобильная промышленность Японии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"
Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...
Конспект урока в 9 классе "Урал. Хозяйство"
Урок-проект. Подробный конспект урока и презентация. По данным статистических таблиц изготовляются пунсоны городов Пермь, Екатеринбург. Челябинск, Ижевск....
Конспект урока "Географическое положение, территория, границы Мостовского района."
Данный конспект урока может использоваться при ведении регионального компонента в 8 классе....
План- конспект урока по теме « География сельского хозяйства мира. Растениеводство»
Пояснение: данный урок можно провести как с использованием ИКТ так и при отсутствии такового....
Конспект урока по теме "Численность населения и естественное движение населения"
Разработка конспектов урока по теме "Численность населения и естественное движение населения" из раздела "Население Российской Федерации" 9 класс...
Конспект урока: "Географический рисунок расселения и хозяйства Европы" 11 класс
Географический рисунок хозяйства в Европе существенно отличается от других регионов мира. Урок проводится в виде групповой работы....
конспект урока "На оккупированных территориях"
Урок в 10-м классе по ФГОС, в 11-м классе по ФК ГОСФорма урока: защита мини-проектов...