Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»
статья на тему
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В. Сухомлинский
Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshchenie_opyta.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Целостное обобщение опыта работы учителя географии Нехай Ф.А по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В. Сухомлинский
Во все времена, происходящие в стране социально-экономические преобразования требовали модернизации системы образования с целью ее максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания образования, но и обновление соответствующих методов, средств, форм обучения с учетом новых реалий в обществе. Конечно, модернизация — это не ломка всего и вся и замена чем-то новым и неординарным, это, прежде всего новый подход к системе традиционных средств и методов обучения, использование новых инноваций, новая стратегия организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Термин «инновация» ввели в практику экономисты. Под инновацией они понимали воплощение научного открытия в конкретной технологии. Основным измерителем эффективности инновационных изменений была прибыль.
В сфере образования этот показатель, конечно, не работает, но я думаю, что измерителем эффективности инноваций в образовательном процессе является качество образования.
Понятие «качество образования» многоаспектно, к одному из аспектов этого понятия можно отнести «более высокие результаты образования». А достижение качественно новых, высоких результатов и есть предназначение инновационных процессов. Инновационный процесс — процесс сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, режим развития.
Наша школа имеет большие возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в инновационном режиме, широком внедрении в практику работы информационно-коммуникационных технологий.
Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.
Лучшим учителем для человека является время. Все 18 лет, что я работаю в школе, я ищу главную идею, которая сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.
Как сделать так, чтобы заинтересовать их моим предметом?
Как сделать так, чтобы в течение 40 минут они все работали?
Как сделать так, чтобы знания, полученные на моих уроках, использовались и в повседневности?
Дать ответ на эти вопросы нелегко. Прежде всего, существенную роль играет урок.
Всецело разделяю точку зрения педагога Михаила Николаевича Скаткина, который говорит: «Урок - клеточка педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
Именно на уроке учитель и ученик проявляют совместную активную познавательную деятельность в отношении к предмету, друг другу. Из предметов школьного расписания география — наука богатая, обществоведческая…
Как много значит, при подготовке отобрать главное, существенное! Как важны знания педагогики, методики, психологии! Мое педагогическое кредо — видеть в своем ученике личность — индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками.
Я – учитель! Моя задача – связать предмет географии с реальной жизнью, заинтересовать ученика предметом, на каждом этапе обучения создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как личность.
Мне близки педагогические концепции, основанные на :
- гуманизации и демократизации педагогических отношений;
- активизации и интенсификации деятельности учащихся;
- оптимизации и индивидуализации обучения.
Я, как учитель географии, в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении географии. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Основная моя задача - мотивировать ученика в его занятиях географией. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов.
Основополагающим принципом моей работы является позиция, что роль учителя - быть не над учеником, а рядом с учеником. Я считаю, что обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое.
Для себя я определила, что прогнозирование положительного результата является одним из ведущих принципов педагогической деятельности учителя, но для достижения позитивного итога работы необходимо глубокое знание предмета и широта кругозора, серьезное, уважительное, партнерское отношение к ученику, честность и искренность во взаимоотношениях.
Моя позиция учителя – это позиция консультанта, осуществляющего «развивающую помощь». А методы, стимулирующие ученика, разные:
- постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных;
- использование различных источников знаний – людей, опытов, книг, ресурсов сети Интернет;
- организация работы в группах разного состава;
- игра, погружение в предмет.
И вместе с тем, немаловажную роль в моей работе играют современные технологии и компьютер.
Компьютер является инструментом учителя для подготовки к уроку.
С его помощью я:
- создаю дидактический материал
- готовлю наглядный материал (схемы, таблицы, иллюстрации, презентации)
- использую информационные ресурсы сети Интернет
Всё это позволяет сделать мои уроки интереснее и разнообразнее, пробуждает в школьниках интерес к изучаемому предмету, любовь и бережное отношение к своей стране.
Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. Глобальная информационная сеть таит в себе множество возможностей, которые могут быть использованы учителем в учебном процессе.
Компьютер, подключенный к Интернету или информация, предварительно взятая в сети и необходимым образом подготовленная и адаптированная к учебному материалу, может быть использована при моделировании инновационных уроков.
Отныне моя педагогическая концепция включает в себя и ту позицию, что дистанционное образование – это очень эффективно!
Систематическое использование ресурсов Интернет, изучение и апробация опыта коллег, позволили мне по-новому взглянуть на оформление разработок к урокам, содержанию и наполнению уроков. Я не стою на месте, а развиваюсь, принимаю участие в конкурсах, чтобы не только проявить себя, но и узнать что-то новое, ращу в себе НОВОГО учителя!
Приход компьютера в школу неизбежен, он способен облегчить труд учителя, особенно рутинного характера. Меня, как учителя географии, заинтересовала проблема применения информационных технологий по предмету.
Мои исследования показали, что по решаемым педагогическим задачам образовательные средства ИКТ можно классифицировать на:
а) средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
б) средства практической подготовки (задачники, практикумы, тренажеры);
в) вспомогательные средства (энциклопедии, словари, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
г) комплексные средства (дистационные учебные курсы).
По функциям в организации образовательного процесса выделяют
информационно-обучающие, интерактивные и поисковые ресурсы,
а по типу информации считаю правильным разделить образовательные ресурсы: а) на ресурсы с текстовой информацией (учебники, тесты, словари, энциклопедии);
б) ресурсы с визуальной информацией (коллекции фотографий, портретов, иллюстраций);
в) электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуки природных явлений).
Они помогают мне сделать подачу нового материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Процесс обучения проходит более успешно, так как учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включения видеофрагментов.
На своих уроках я стараюсь организовать живой процесс обучения, где память играет только вспомогательную роль. Это и учебное исследование, решение проблем выдвижения и проверки гипотез, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, аргументация.
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования. Компьютерные программы по географии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой работы. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств.
На уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, о наиболее ярких явлениях природы.
На уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы.
Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация.
Так, при изучении раздела «Особенности природы России» в 8 классе можно представить электронные презентации, иллюстрирующие памятники
природы России, такие как «Долина гейзеров на Камчатке», «Карелия - край озер и лесов», «Телецкое озеро - жемчужина Алтая», «Чудо природы - Байкал» и другие. Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.
В 6 классе электронные презентации позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется чаще всего не более одного урока и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал. Так, при изучении темы «Вулканы», можно в презентации показать виды разных вулканов - действующих и потухших, показать внутреннее строение вулкана, вынести ключевые определения и показать картины извержения вулканов в настоящее время и в прошлом –«Гибель Помпеи». Для закрепления материала можно на слайде представить вопросы или задания теста, что позволит сэкономить бумагу на распечатывание тестов или заданий.
В 7 классе, где на уроках часто используется несколько карт, можно карты сканировать и представлять на слайдах электронной презентации, это позволяет использовать на уроке большее количество карт, экономит место и время на перевешивание карт, если в работе задействована и доска.
Таким образом, демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников, не доступных всем ученикам, позволяет учащимся успешно изучать новый материал, так как с помощью мультимедиа, карт и иллюстраций, более ярко отображается природа изучаемой территории, демонстрируется на экран.
Средства мультимедиа позволяют направить внимание учеников на важнейшие объекты и явления, возможен переход от одних объектов к другим в любой последовательности.
Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников можно предложить учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций.
Например, в 8 классе при изучении природы отдельных природно-территориальных комплексов можно создать презентации. Работа с презентацией открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых элементов.
Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.
Поэтому мои ученики, участвуя в олимпиадах, по праву занимают призовые места и мне не приходится краснеть за них.
Вот они, мои результаты, это успехи моих учеников.
В результате применения инновационных методов обучения значительно увеличивается качество обучения географии.
Использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют географию одним из самых интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету.
Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь.
Эта восточная мудрость раскрывает значение наглядности при использовании инновационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида
Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...
Обобщение педагогического опыта работы учителя математики Наниз Р.Е. «Использование современных инновационных технологий на уроках математики»
Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...
Обобщение педагогического опыта работы " Использование современных инновационных технологий на уроках математики"
Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-ком...
Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».
тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии ФГОС. Новые образовательные технологии позволяют практически каждому преподавателю добиваться положительных ...
Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе"
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях. Эффективность и каче...