Из опыта работы учителя географии Королёвой О.В. по формированию практических умений и навыков на уроках географии.
статья (география) на тему
Опыт работы учителя географии по применению практических работ на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя географии Королёвой О.В. по формированию практических умений и навыков на уроках географии.
Изучение курса географии должно быть направлено на развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний, а также укрепление единства теории и практики обучения для последующей социализации учащихся.
Решению поставленных задач способствуют практические работы по географии.
К практическим работам по географии относятся упражнения по карте, измерительные работы на местности, наблюдения в природе, составление плана, таблиц на основе анализа текста учебника и др. Все эти работы предусмотрены программой и направлены в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и формирование у них географических умений и навыков.
Остановлюсь на примере практических работ в начальном курсе географии, который является основополагающим в географии.
При изучении первого систематического курса географии закладываются основы понимания карты и её построения.
Тема «План местности»- знакомлю учащихся с азбукой карты- условными знаками, чтением плана местности, самостоятельным построением элементарного плана способом полярной съёмки, хождение по азимуту.
Практическая работа по нахождению географических координат закладывает основы «математического положения объекта» на пространстве поверхности Земли.
В программе географии 6 класса акцент делаю на ГП, т.к. это «адрес» объекта (гор, равнин, реки, озера и т.д.), от которого зависят многие его особенности. Знание географического положения – это главное условие выявления пространственных, причинно-следственных связей при дальнейшем изучении географии 7-9 классах.
В формировании приёмов описания ГП объекта применяю практический метод в сочетании со словестным , при этом аспект самостоятельности в деятельности учащихся возрастает при формировании каждого частного приёма.
Опыт показывает, что в следующих курсах географии приём определения ГП объекта используется как опорный для введения приёма «определения ГП материка», государства, региона. Приём помогает продолжить работу по расширению картографических представлений учащихся, развитию речи.
В 6 классе организую систематические наблюдения в природе- за погодой.
Каждый ученик наблюдает погоду и ведёт календарь. Навыки и результаты таких наблюдений необходимы при обработке их при изучении темы «Атмосфера».
Полученные данные наблюдений за погодой обрабатываются учащимися в следующей последовательности:
- график температуры за месяц (по собственным наблюдениям;
- график годового хода температуры (по данным таблицы №№8,9 для Москвы, Адена);
- построение розы ветров;
- построение диаграммы осадков (1 см равен 1 дню);
- построение диаграммы типов погоды за месяц (таблица форзаца учебника).
Таким образом, выполняя практические работы, основываясь на обработке данных собственных наблюдений за погодой, позволяют учащимся приобрести компетенции данных наблюдений в наглядном отображении (графики, диаграмма, роза ветров). Эти практические работы способствуют формированию умений анализировать явления (температуру, ветер, облачность, погоду). А в старших классах эти умения позволяют анализировать экономические данные, статистические показатели, делать сравнительную характеристику географических объектов.
Отсюда, практические работы, проводимые в 6 классе, формируют умения, необходимые в дальнейшем изучении географии, они рассматриваются как путь получения новых и совершенствования имеющихся знаний учащихся.
Обязательное условие успешного выполнения практических работ - это наличие специально разработанной системы заданий: постепенное нарастание трудностей заданий и увеличение степени самостоятельности при выполнении работ.
В прошедшем учебном году мною были проведены открытые уроки: «Вселенная», 5 класс, на котором школьники работали по карточкам практических работ; в 6 классе по теме «Построение розы ветров», где учащиеся выполняли практическую работу по данным календаря наблюдений за погодой в городе Жигулёвске; в 9 классе по теме «Белоруссия», на котором ребята использовали карточки-задания для определения ЭГП, рек, городов, природных ресурсов, продукции отраслей промышленности и сельского хозяйства страны.
Применение практических работ на уроках способствует повышению интереса к географии, к окружающей природе и помогают учащимся адаптироваться к социуму. Умение что-то делать самому, а не быть пассивным слушателем позволяют учащимся повысить свои знания.
Формирование практических умений и навыков на уроках географии способствовало повышению степени обученности учащихся в 2009-2010 учебном году с 43% до 47%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".
В работе описаны методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...
Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии
В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....
МАСТЕР КЛАСС на тему " Домашние измерительные работы по физике как способ формирования практических умений и навыков экспериментальной деятельности учащихся"
Перодо мной как учителем физики не однократно вставали вопросы, например, почему для многих учащихся материал по физике остается долгое время непонятным. как объяснить детям, что физика-это нестрашно,...
Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."
В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...
Статья "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ"
В статье рассматриваются этапы формирования умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Методический материал из опыта работы по формированию практических умений и навыков на уроках швейного дела...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую статью «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
В статье подробно рассматривается коррекционное значение трудового обучения для детей с ментальными нарушениями....