Из опыта работы учителя географии Королёвой О.В. по формированию практических умений и навыков на уроках географии.
статья (география) на тему

Опыт работы учителя географии по применению практических работ на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя географии Королёвой О.В. по формированию практических умений и навыков на уроках географии.

      Изучение  курса географии должно быть направлено на развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний, а также укрепление единства теории и практики обучения  для последующей социализации учащихся.

     Решению поставленных задач способствуют  практические работы по географии.

К практическим работам по географии относятся упражнения по карте, измерительные работы на местности, наблюдения в природе, составление плана, таблиц на основе анализа текста учебника и др. Все эти работы предусмотрены программой и направлены в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и формирование у них географических умений и навыков.

       Остановлюсь на примере практических работ в начальном курсе географии, который является основополагающим в географии.

При изучении первого систематического курса географии закладываются основы понимания карты и её построения.

      Тема «План местности»- знакомлю учащихся с азбукой карты- условными знаками, чтением плана местности, самостоятельным построением элементарного  плана способом полярной съёмки, хождение по азимуту.

      Практическая работа по нахождению географических координат закладывает основы «математического положения объекта»  на пространстве поверхности Земли.

      В программе географии 6 класса акцент делаю на ГП, т.к. это «адрес» объекта (гор, равнин, реки, озера и т.д.), от которого зависят многие его особенности. Знание географического положения – это главное условие выявления пространственных, причинно-следственных связей при дальнейшем изучении географии 7-9 классах.

     В формировании приёмов описания ГП объекта применяю практический метод  в сочетании со  словестным , при этом аспект самостоятельности в деятельности учащихся возрастает при формировании каждого частного приёма.

      Опыт показывает, что в следующих курсах географии приём определения ГП объекта используется как опорный для введения приёма «определения ГП материка», государства, региона. Приём помогает продолжить работу по расширению картографических представлений учащихся, развитию речи.

      В 6 классе организую систематические наблюдения в природе- за погодой.

      Каждый ученик наблюдает погоду и ведёт календарь. Навыки и результаты таких наблюдений необходимы при обработке их при изучении темы «Атмосфера».

        Полученные данные наблюдений за погодой обрабатываются учащимися в следующей последовательности:

- график температуры за месяц (по собственным наблюдениям;

- график годового хода температуры (по данным таблицы №№8,9 для Москвы, Адена);

- построение розы ветров;

- построение диаграммы осадков (1 см равен 1 дню);

- построение диаграммы типов погоды за месяц (таблица форзаца учебника).

      Таким образом, выполняя практические работы, основываясь на обработке данных собственных наблюдений за погодой, позволяют учащимся приобрести компетенции данных наблюдений в наглядном отображении (графики, диаграмма, роза ветров). Эти практические работы способствуют формированию умений анализировать явления (температуру, ветер, облачность, погоду). А в старших классах эти умения позволяют анализировать экономические данные, статистические показатели, делать сравнительную характеристику географических объектов.

      Отсюда, практические работы, проводимые в 6 классе, формируют умения, необходимые в дальнейшем изучении географии,  они рассматриваются как путь получения новых и совершенствования имеющихся знаний учащихся.

     Обязательное условие успешного выполнения практических работ  - это наличие специально разработанной  системы заданий: постепенное нарастание трудностей заданий и увеличение степени самостоятельности при выполнении работ.

       В прошедшем учебном году мною были проведены открытые уроки: «Вселенная», 5 класс, на котором школьники работали по карточкам практических работ; в 6 классе по теме «Построение розы ветров», где учащиеся выполняли практическую работу по данным календаря наблюдений за погодой в городе Жигулёвске; в 9 классе по теме «Белоруссия», на котором ребята использовали карточки-задания для определения ЭГП, рек, городов, природных ресурсов, продукции отраслей промышленности и сельского хозяйства страны.

        Применение практических работ на уроках способствует повышению интереса к географии, к окружающей природе и помогают учащимся адаптироваться к социуму. Умение что-то делать самому, а не быть пассивным слушателем позволяют учащимся повысить свои знания.

         Формирование практических умений и навыков на уроках географии способствовало повышению степени обученности учащихся в 2009-2010 учебном году с 43% до 47%.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".

В работе описаны  методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...

Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии

В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....

МАСТЕР КЛАСС на тему " Домашние измерительные работы по физике как способ формирования практических умений и навыков экспериментальной деятельности учащихся"

Перодо мной как учителем физики не однократно вставали вопросы, например, почему для многих учащихся материал по физике остается долгое время непонятным. как объяснить детям, что физика-это нестрашно,...

Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."

В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...

Статья "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ"

В статье рассматриваются этапы формирования умений и навыков на уроках технологии для детей с ОВЗ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Методический материал из опыта работы по формированию практических умений и навыков на уроках швейного дела...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую статью «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

В статье подробно рассматривается коррекционное значение трудового обучения для детей с ментальными нарушениями....