Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_klass_geo_polnaya.docx | 46.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 П. МЕДНОГОРСКИЙ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________ Потанова С.Ю. Протокол № 1 От26 .08.2021 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________ Иващенко Ю.В 26.08.2021г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ №1 п п.Медногорский» __________ Гофман В.Л Приказ № 39 от 26.08.2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
география
2021– 2022 учебный год
Учитель Титкова Ирина Викторовна
Класс 6
Всего часов в год 34
Всего часов в неделю 1
п.Медногорский, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» основного общего образования составлена в соответствии:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
- Локальными актами МКОУ «СОШ №1 п. Медногорский» (Положением о рабочей программе)
Рабочая программа разработана с учетом:
- Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ №1 п. Медногорский»;
- Рабочей программы воспитания МКОУ «СОШ №1 п.Медногорский».
- Авторской программы по географии Е. М. Домогацких (линия УМК «География. 5–9 классы» под ред. Е.М.Домогацких – М.: «Русское слово», 2015.)
-Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер уч-ка в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
Е.М. Домогацких, Введенский Э.Л. | География | 6 | «Русское слово» |
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом для базового уровня.
Основные направления воспитательной деятельности:
- Гражданское воспитание;
- Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
- Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
- Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
- Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
- Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- Экологическое воспитание.
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.
Срок реализации программы: 2021-2022 уч.год
Результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
- типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности.
Результаты изучения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» 6 классе являются следующие умения:
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
• использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
• использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Место учебного предмета в школьном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за год обучения в 6 классе — 34 ч (1 ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Введение в географию», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в 6 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в 6 классе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Тематическое планирование 6 класс (34 часа)
Тема раздела | Кол-во часов | Кол – во контрольных работ | Кол – во практических работ, проектов. |
Земля как планета | 6 | 1 | 1 |
Географическая карта | 4 | 3 | |
Литосфера | 7 | 1 | 2 |
Атмосфера | 8 | 1 | 1 |
Гидросфера | 4 | 1 | 2 |
Биосфера | 2 | 1 | 1 |
Почва и географическая оболочка | 3 | 2 | |
Резерв | |||
Итого | 34 | 5 | 12 |
№ | проведения | Тема | Тип урока | Планируемые результаты | Виды/ формы контроля | ||
По плану | Фактически | ||||||
Земля как планета 6 часов. | |||||||
1 | 2.09 | Введение Земля и Вселенная. | Урок изучения нового материала | Давать определения терминов, определять планетарный состав, оценивать влияние Солнца и Луны на жизнь Земли. Приводить примеры приспосабливаемости организмов к условиям освещенности. Давать определения терминов, понятий по тематике урока, показывать на карте экватор, параллели, меридианы. Определять географическую широту и долготу, объекты по их географическим координатам, Объяснять назначение градусной сетки. | Предварительный, текущий | ||
2 | 9.09 | Земля и Вселенная | Комбинированный урок | текущий | |||
3 | 16.09 | Прак. раб №1 Определение по картам географических координат различных географических объектов | Комбинированный урок | текущий | |||
4 | 23.09 | Времена года | Комбинированный урок | текущий | |||
5 | 30.09 | Пояса освященности | Комбинированный урок | текущий | |||
6 | 7.10 | Урок контроля знаний по теме:»Земля как планета» | Урок контроля и коррекции | итоговый | |||
Географическая карта 4 часов | |||||||
7 | 14.10 | Географическая карта и ее масштаб. Практическая работа №2 Определение направлений и расстояний по карте. | Урок изучения нового материала | Давать определение терминов и понятий, объяснять отличие численного масштаба от именованного и линейного. Определять расстояние на карте, переводить один вид масштаба в другой, Решать задачи на определение масштаба. Работать с условными знаками. Классифицировать географические карты и условные знаки, читать географические карты на основе их легенды. Ориентироваться по глобусу и карте, определять направления по сторонам горизонта на местности по компасу, местным признакам и азимуту, абсолютную и относительную высоту местности с помощью изолиний и послойной окДатараски. | Предварительный, текущий | ||
8 | 21.10 | Виды условных знаков | Комбинированный урок | текущий | |||
9 | 4.11 | Ориентирование Практическая работа №3 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижения по азимуту. | Комбинированный урок | текущий | |||
10 | 11.11 | Изображение рельеф на карте Практическая работа №4 Составление простейшего плана местности. | Комбинированный урок | текущий | |||
Литосфера 7 часов | |||||||
11 | 18.11 | Строение Земного шара | Урок изучения нового материала | Выявлять и объяснять отличия горных пород от минералов, составлять классификацию и описания горных пород и минералов, условий их образования и залегания. Классифицировать полезные ископаемые, описывать их свойства, приводить примеры использования в хозяйственной деятельности человека. Описывать типы земной коры, объяснять причины движения земной коры, выявлять районы распространения землетрясений и вулканизма, районы медленных вертикальных движений земной коры, наносить на контурные карты районы землетрясений и вулканизма. | текущий | ||
12 | 25.11 | Виды горных пород | Комбинированный урок | текущий | |||
13 | 2.12 | Полезные ископаемые . Практическая работа №5 Определение и объяснение изменений состояния земной коры под действием хозяйственной деятельности человека ( на примере своей местности). | Комбинированный урок | текущий | |||
14 | 9.12 | Движение земной коры | Комбинированный урок | текущий | |||
15 | 16.12 | Выветривание горных пород | Комбинированный урок | текущий | |||
16 | 23.12 | Рельеф суши и дна Мирового океана. Практическая работа №6 Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. | Комбинированный урок | текущий | |||
17 | 13.01 | Итоговый урок по теме : «Литосфера». | Урок контроля и коррекции | итоговый | |||
Атмосфера 8 часов | |||||||
18 | 20.01 | Атмосфера: ее состав, строение и значение. | Урок изучения нового материала | Называть состав атмосферы, описывать свойства и особенности строения атмосферы, определять роль процесса изучения атмосферы для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека. объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла по поверхности Земли, изменения температуры во времени, рассчитывать средние значения температуры воздуха, амплитуды температур. Объяснять причины изменения атмосферного давления воздуха с высотой, устанавливать зависимость атмосферного давления от температуры, определять и рассчитывать атмосферное давление. | текущий | ||
19 | 27.01 | Температура воздуха | Комбинированный урок | текущий | |||
20 | 3.02 | Атмосферное давление. | Комбинированный урок | текущий | |||
21 | 10.02 | Движение воздуха Практическая работа №7 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. | Комбинированный урок | текущий | |||
22 | 24.02 | Вода в воздухе | Комбинированный урок | текущий | |||
23 | 3.03 | Погода, причины ее изменения, предсказания погоды. | Комбинированный урок | текущий | |||
24 | 10.03 | Климат и климатообразующие факторы. | Комбинированный урок | текущий | |||
25 | 17.03 | Итоговый урок по теме «Атмосфера» | Урок контроля и коррекции | итоговый | |||
Гидросфера 4 часа | |||||||
26 | 31.03 | Единство гидросферы Практическая работа №8 Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. | Урок изучения нового материала | Называть составные части гидросферы, описывать мировой круговорот воды в природе, оценивать значение мирового круговорота воды в природе, значение воды в жизни человека. Сравнивать изучаемые природные объекты (реки и озера), классифицировать реки и озера, определять разность абсолютных высот между истоком и устьем реки, использовать карты для работы. | текущий | ||
27 | 7.04 | Воды суши. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги, водопады. Озера проточные и бессточные. Практическая работа №9 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли. | Комбинированный урок | текущий | |||
28 | 14.04 | Воды суши. Подземные воды ( грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники. | Комбинированный урок | текущий | |||
29 | 21.04 | Итоговый урок по теме: «Гидросфера» | Урок контроля и коррекции | итоговый | |||
Биосфера 2часа | |||||||
30 | 28.04 | Царство живой природы . Практическая работа №10 Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. | Комбинированный урок | Приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте веществ, определять роль особо охраняемых территорий для сохранения природы. Анализировать роль отдельных организмов в биосфере. Формулировать вывод о роли растений в природе, описывать царства живой природы. Приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте веществ, определять роль особо охраняемых территорий для сохранения природы. | текущий | ||
31 | 5.04 | Биосфера и охраниа природы. Итоговый контроль за курс 6 класса | Урок контроля | итоговый | |||
Почва и географическая оболочка 3часа | |||||||
32 | 12.04 | Почва. Плодородие –важнейшее свойство почвы. Условия образование почв разных типов. | Урок изучения нового материала | Определять роль В.В. Докучаев в разработке учения о почвах, описывать процесс образования почвы, определять связь содержания гумуса от климатических условий. Называть составные части географической оболочки, составлять описание этапов развития природных комплексов, выявлять причины смены природных зон, называть для каждой природной зоны климатические условия, особенности растительного и животного мира. | текущий | ||
33 | 19.04 | Природные зоны.. Практическая работа №11 Описание природных зон Земли по географическим картам. | Комбинированный урок | текущий | |||
34 | 26.04 | Закон географической зональности, высотной поясности. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под действием человека. Практическая работа № 12 Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности. | Комбинированный урок | текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...
Рабочая программа по географии России 8 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическ...
Рабочая программа по Экономической и социальной географии мира 11 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география м...
Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...
Рабочая программа по географии 5 класс по учебнику Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский
Данная рабочая програма разработана по учебнику "География" 5 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Москва. "Русское слово" 2016 год. Основная цель курса «Введе...
Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский
Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский
Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...