Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass_geo_polnaya.docx | 48.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 П. МЕДНОГОРСКИЙ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________ Потанова С. Ю. Протокол № 1 от 26. 08.2021 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________ Иващенко Ю.В. 26.08.2021г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ №1 п.Медногорский» __________ Гофман В.Л. Приказ № 39 от 26. 08.2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
география
2021-2022 учебный год
Учитель Титкова Ирина Викторовна
Класс 5
Всего часов в год 34
Всего часов в неделю 1
п.Медногорский, 2021.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» основного общего образования составлена в соответствии:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
- Локальными актами МКОУ «СОШ №1 п. Медногорский» (Положением о рабочей программе)
Рабочая программа разработана с учетом:
- Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «СОШ №1 п. Медногорский»;
- Рабочей программы воспитания МКОУ «СОШ №1 п.Медногорский».
- Авторской программы по географии Е. М. Домогацких (линия УМК «География. 5–9 классы» под ред. Е.М.Домогацких – М.: «Русское слово», 2015.)
-Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
Е.М. Домогацких, Плешаков А.А. | Введение в географию | 5 | «Русское слово» |
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом для базового уровня.
Основные направления воспитательной деятельности:
- Гражданское воспитание;
- Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
- Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
- Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание);
- Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания);
- Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- Экологическое воспитание.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Срок реализации программы: 2021 -2022 уч.год
Результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Место учебного предмета в школьном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за год обучения в 5 классе — 34 ч (1 ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Тематическое планирование 5 класс, 34 часа
Тема раздела | Кол-во часов | Кол – во контрольных работ | Кол – во практических работ, проектов. |
Введение. Раздел 1 Наука география | 2 | 2 | |
Раздел 2 Земля и её изображение | 5 | 2 | |
Раздел 3 История географических открытий | 14 | 1 | 4 |
Раздел 4 Путешествие по планете Земля | 9 | 7 | |
Раздел 5 Природа Земли | 3 | 1 | 1 |
Резерв | 1 | ||
Всего | 34 | 2 | 16 |
Календарно-тематическое планирование географии 5 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды/ формы контроля | |||
по плану | по факту | |||||||
Введение (2 часа) | ||||||||
1 | 2.09 | Что такое география Практическая работа № 1 «Составление схемы наук о природе» | Урок изучения нового материала | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук Знать основные правила работы в кабинете географии Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований | Предварительный, текущий | |||
2 | 9.09 | Методы географических исследований. Практическая работа № 2 «Составление описания учебного кабинета географии. Организация наблюдений за погодой» | Урок совершенствования знаний, умений, навыков | Текущий, тестирование | ||||
Земля и её изображение (5 часов) | ||||||||
3 | 16.09 | От плоской Земли к земному шару | Комбинированный урок | Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли Умение работать с различными источниками информации. Умение выделять главное в различных источниках информации | текущий | |||
4 | 23.09 | Форма, размеры и движения Земли | Комбинированный урок | текущий | ||||
5 | 30.09 | Глобус и карта Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности» | комбинированный | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия | текущий | |||
6 | 7.10 | Ориентирование на местности. Практическая работа № 4 «Определение с помощью компаса сторон света» | комбинированный | Умение работать с измерительными приборами | Текущий | |||
7 | 14.10 | Обобщение, контроль и корректировка знаний по теме «Земля и ее изображение» | Урок обобщения и систематизации | Понимание роли и значения географических знаний | итоговый | |||
История географических открытий (14 часов) | ||||||||
8 | 21.10 | По следам путешественников каменного века | Урок изучения нового материала | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте* структурировать учебный материал. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | Текущий | |||
9 | 4.11 | Путешественники древности | Комбинированный урок | Текущий | ||||
10 | 11.11 | Путешествия морских народов | Комбинированный урок | Текущий | ||||
11 | 18.11 | Первые европейцы на краю Азии Практическая работа № 5 «Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа» | Комбинированный урок | Текущий | ||||
12 | 25.11 | Хождение за три моря | Комбинированный урок | Текущий | ||||
13 | 2.12 | Морской путь в Индию | Комбинированный урок | Текущий | ||||
14 | 9.12 | Открытие Америки Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов» | Текущий | |||||
15 | 16.12 | Первое кругосветное путешествие Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана Магеллана, обозначение географических объектов» | Комбинированный урок | Текущий | ||||
16 | 23.12 | Открытие Южного материка | Комбинированный урок | Текущий | ||||
17 | 13.01 | Поиски Южной земли | Комбинированный урок | Текущий | ||||
18 | 20.01 | Русские путешественники Практическая работа № 8 «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» | Комбинированный урок | Текущий | ||||
19 | 27.01 | Вокруг света под русским флагом | Комбинированный урок | Текущий | ||||
20 | 3.02 | Урок обобщения и контроля знаний по теме «История географических открытий» | Урок обобщения и систематизации | Текущий | ||||
21 | 10.02 | Урок коррекции знаний по теме «История географических исследований» | Урок контроля и коррекции | итоговый | ||||
Путешествие по планете Земля (9 часов) | ||||||||
22 | 24.02 | Мировой океан, его части | Комбинированный урок | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка | Текущий | |||
23 | 3.03 | Значение Мирового океана для природы и человека Практическая работа № 9 «Обозначение на контурной карте материков и океанов» | Комбинированный урок | Текущий | ||||
24 | 10.03 | Путешествие по Евразии. Практическая работа № 10«Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии» | Комбинированный урок | Текущий | ||||
25 | 17.03 | Путешествие по Африке Практическая работа № 11 «Составление таблицы «Особенности живой природы Африки» | Комбинированный урок | Текущий | ||||
26 | 31.03 | Путешествие по Северной Америке Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Северной Америки» | Комбинированный урок | Текущий | ||||
27 | 7.04 | Путешествие по Южной Америке. Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Южной Америки» | Комбинированный урок | Текущий | ||||
28 | 14.04 | Путешествие по Австралии Практическая работа № 14 «Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих Австралию» | Комбинированный урок | Текущий | ||||
29 | 21.04 | Путешествие по Антарктиде Практическая работа № 15 «Составление перечня научно-исследовательских станций Антарктиды» | Комбинированный урок | Текущий | ||||
30 | 28.04 | Урок обобщения и контроля знаний по «Путешествие по планета Земля» | Урок обобщения и систематизации | Итоговый | ||||
Природа Земли (2 часа) | ||||||||
31 | 5.05 | Что такое природа. Оболочки Земли Практическая работа № 16 «Организация фенологических наблюдений в природе» | Комбинированный урок | Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные) Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации Понимание специфических черт оболочек Земли | Текущий | |||
32 | 12.05 | Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела «Природа Земли» | Урок обобщения и систематизации | Итоговый | ||||
33 | 19.05 | Урок обобщения и контроля по курсу «Введение в географию» | Урок контроля и коррекции | Итоговый | ||||
34 | 26.05 | Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»
Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...
Рабочая программа по географии России 8 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическ...
Рабочая программа по Экономической и социальной географии мира 11 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география м...
Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...
Рабочая программа по географии 5 класс по учебнику Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский
Данная рабочая програма разработана по учебнику "География" 5 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Москва. "Русское слово" 2016 год. Основная цель курса «Введе...
Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский
Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский
Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.Н.Домогацких, Н.И.Алексеевский...