Интегрированный урок по теме "«Наука. Научный комплекс. Электронные таблицы. Построение диаграмм»
план-конспект урока по географии (9 класс)

Халикова Рушания Рифхатовна

Интегрированный урок географии и информатики в 9 классе по теме "«Наука. Научный комплекс. Электронные таблицы. Построение диаграмм»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Лайтамакская средняя общеобразовательная школа»

Конспект интегрированного урока географии и информатики

по теме «Наука. Научный комплекс. Электронные таблицы. Построение диаграмм»

в 9 классе

Разработали и провели:

 учитель географии

Халикова Рушания Рифхатовна,

учитель информатики

Нигматуллина Нурзида Тагировна

Лайтамак  

Интегрированный урок географии и информатики в 9 классе

Дата:

Тема: География: Наука. Научный комплекс. Информатика: «Электронные таблицы. Построение диаграмм»

Цель: 1. Раскрыть роль науки в современном обществе, географию российской науки, понятие «наукограды»; применение ЭТ для решения задач, построение графиков и диаграмм по алгоритму.

2.  Формировать умение работать с учебным текстом,   развитие  устной монологической речи, навыков работы

 над творческим проектом; формирование поискового стиля мышления, умения сравнивать и анализировать;

 3. Формирование познавательного интереса учащихся к самостоятельному поиску знаний и решений проблем; воспитание нравственных качеств, взаимопомощи, ответственности, способствовать профессиональному самоопределению.

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (слайд 1)

Учитель информатики:

- Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок- открытый, интегрированный, поэтому на уроке сегодня присутствуют гости,  и я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания, и мы достигнем тех целей, которые поставим на уроке. Итак, начинаем.

Тема нашего урока: «Электронные таблицы. Построение диаграмм», «Наука. Научный комплекс».

Учитель географии:

- Здравствуйте уважаемые коллеги, учащиеся. Сегодня мы проведем интегрированный урок географии и информатики, совершим виртуальную экскурсию в  Нефтехимический холдинг СИБУР, расположенный в городе Тобольске.

Видеоролик «ЗапСибНефтехим. Этапы строительства». (1,24 мин)

- эпиграфом к уроку будут слова великого ученого Б.Паскаля «Величие человека в его способности мыслить». Я полностью согласна с мнением ученого и уверена, что к концу урока мы добьемся величия, покажем наши знания и умения.

Приветствие.

Просмотр:

Видеоролика «ЗапСибНефтехим. Этапы строительства».

2.Определение темы и целей урока

Учитель информатики:

- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает  у вас понятие «электронные таблицы».

- Действительно, области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. А чтоб цифры, отображаемые в таблицах стали более наглядными, мы строим диаграммы. А данные  для их построения выбираются по каким-то параметрам (например, возраст, количество, дата и т.д.)

Как вы думаете, какие цели мы должны поставить перед собой сегодня на уроке?

- Да, сегодня на уроке мы  повторим и обобщим знания, закрепим умения создавать электронные таблицы, строить диаграммы, применим изученный материал для наглядного отображения той информации, которую получим на основе географии. 

- бухгалтер, расчеты, статистические показатели, инженерные расчеты… (методика ассоциативный ряд) (Слайд 2)

- научится строить диаграммы

3.Актуализация знаний (Слайд 3)

Учитель информатики:

- Для начала вы будете работать в группах. В каждой группе свое задание. 1-я – подбирает верное определение, 2-я – работает с тестом логического ранжирования, 3-я –находит нужную формулу.

Цель: проверка теоретических знаний, полученных на прошлом уроке

- Карточки с заданиями, лежат на ваших столах. Если вы готовы, то можете  приступить  к работе. На выполнение задания я даю вам 2 минуты.

Задание 1. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения.

Задание 2. «Восстанови порядок». Назовите и покажите основные этапы создания диаграмм (Тест логического ранжирования)

Задание 3. «Найди пару» - В ячейке C1 записана формула =$A1*В1. Какой вид приобретет формула, после того как ее скопируют из ячейки C1 в ячейку D5?

- Завершаем работу в группах. Прошу группы представить результаты своей работы (слайд 4)

 По первому заданию необходимо  было подобрать соответствующие понятия и определения. (1д, 2е, 3а, 4с, 5б)

 По второму заданию необходимо было установить порядок:

 2. Создание таблицы с числовыми данными

4. Выделение необходимого диапазона данных

 3.Запуск Мастера диаграмм

 1.Выбор типа диаграммы

 5.Форматирование и редактирование областей диаграммы

Давайте еще раз внимательно посмотрим на алгоритм построения диаграмм, так как тема нашего урока Построение диаграмм

И по третьему заданию  переписать  правильную формулу в строку формул  верный ответ – г)

-  На предыдущем уроке мы рассмотрели виды диаграмм.  Ответьте мне, пожалуйста, для чего необходимы  диаграммы?

Ответы:

для наглядного графического представления информации;

для сравнения нескольких величин;

для сравнения нескольких значений одной величины;

для слежения за изменением  значений величины.

- Подводя итоги работы каждой группы, можно сделать вывод, что вы знаете определения, разбираетесь в терминологии, группы поработали слаженно, следовательно, переходим к практическому применению знаний.   

 Учащиеся работают с набором карточек.

1 группа:

Электронные таблицы - это

выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций.

Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах:

используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются.

Формула - это

при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула.

Относительные ссылки -

Приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

Абсолютные ссылки -

число, текст и формула

2 группа

Карточки с текстом лежат в произвольном порядке:

 Выбор типа диаграммы

 Создание таблицы с числовыми данными

 Запуск Мастера диаграмм

 Выделение необходимого диапазона данных

 Форматирование и редактирование областей диаграммы

3 группа

4. Изучение нового материала, практическая обработка информации

Учитель географии:

- Тема нашей сегодняшней необычной встречи «Наука. Научный комплекс »

- С какой же целью мы собрались на урок?

- Сейчас мы будем работать  по тексту учебника. У вас на парте есть карточки с заданиями. (задания дифференцированные по группам)

 «Экономисты» (1гр):

-  Составьте схему «Роль науки в современном обществе». Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь материалом учебника на стр.84, 1 абзац.

«Кадровая служба» (2гр):

- Составить таблицу «Научные кадры России», стр.84, 2 абзац.

«Исследователи» (3 гр.)

-Составить таблицу «Причины концентрации научных учреждений в крупных городах» , стр.84, 3 абзац.

«Географы» (4 гр.)

- Составить диаграмму научных кадров и организаций науки, выявить научные центры. Стр.85, 2 абзац.

«Топографы» (5 гр.)

- Составить схему «Приоритетные направления исследований», стр.85, 3 абзац.

«Технологи» (6 гр.)

- Перевести таблицу в электронный вид. (таб.14).

Ответы учащихся: (стр.83, цели урока)

Работа с учебным текстом.

Составление схем, диаграмм, таблиц в электронном виде.

Выступление у доски с защитой выполненной работы.

5. Применение знаний и закрепление изученного

Учитель информатики:

- А теперь вы выступите в роли программистов-экспертов, выступите с защитой своих работ.

-  Прежде чем приступить к работе на компьютере, давайте вспомним основные правила ТБ (фронтальный опрос)

- Не забываем, что для построения  диаграмм, необходимо правильно сделать таблицу, выделив их.

Работа в парах ответы на вопросы будете искать вместе и отвечать будет кто-то один от имени всей группы. (работа в 6 парах)

-  соблюдать осанку, расстояние до монитора не менее 65см, руки опираются на предплечья.

 Выполняют выбранные задания на компьютере в среде MS Excel.

Работа в парах

Защита работ

6.Физкультминутка.  

Учитель информатики:

- Я вижу, что вы справились с поставленной задачей.

При работе за компьютером самым уязвимым органом является зрение. Чтобы снять усталость и зрительное напряжение проведем физкультминутку. 

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть на яркое пятно кабинета (считать до 5).

7.«Заочная экскурсия на предприятие».

Просмотр видеоролика «Сюжет о Тобольск Нефтехиме» (2,14 мин.)

Просмотр видеоролика «Сюжет о Тобольск Нефтехиме» (2,14 мин.)

8. «Престижные профессии»

Учитель географии:

- В Тобольске увеличат объемы производства, значит понадобятся новые квалифицированные кадры.

- «Кем вы работаете?» - это едва ли не первый вопрос, который задают при знакомстве любому взрослому человеку. «Кем работают твои мама и папа?» - интересуются даже дети. И это не случайно, ведь профессия – одна из важнейших характеристик человека.

    В жизни часто случается так, что человек не всегда становится тем, кем хотел быть. Осознанный выбор профессии школьниками возможен лишь тогда, когда выбор осуществляется при наличии у них знаний о профессии. Количество профессий достигает более 3 тысяч, а специальностей еще больше – более 40 тысяч. На уроках, из средств массовой информации мы часто слышим названия профессий. Профессий, связанных с Тобольским Нефтехимом, существует  немало. Работа таких людей очень необходима. Престиж профессии зависит от многих факторов, но в первую очередь от уровня профессиональной компетенции и уровня образования человека.

9.Домашнее задание

По выбору:

1.Подготовить компьютерную презентацию об одном из российских наукоградов. Стр.87, 3 задания

2.Построить диаграмму «Престижные профессии».

Ученики записывают домашнее задание в дневники

10.Итоги урока. Рефлексия.

Учитель географии:

- Подведя итоги урока, хочется сказать, что вы стали участниками интересного путешествия в мир науки и профессий. Вы видите, что помимо популярных профессий юристов, дизайнеров, банковских служащих стране нужны грамотные специалисты, которые хорошо знают природные особенности Земли, чтобы сохранить и приумножить ее богатства на пользу человечества и регулировать деятельность человека.

   А закончить урок я хочу словами выдающегося философа Сенеки: «Если человек не знает, к какой страсти он направляется, для него никакой ветер не будет попутным». Я вам желаю, чтобы для вас всегда дул только попутный ветер.

Учитель информатики:

- Ребята, я надеюсь, что наше общение на уроке было взаимообогащающим. Кому понравился урок? Вы можете сказать, что узнали много нового на уроке? Какую работу вам понравилось выполнять больше: тест, работа с текстом, построение диаграмм.

Я благодарим вас за урок.  Урок окончен.  

«Экономисты» (1гр):

-  Составьте схему «Роль науки в современном обществе». Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь материалом учебника на стр.84, 1 абзац.

«Кадровая служба» (2гр):

- Составить таблицу «Научные кадры России», стр.84, 2 абзац.

«Исследователи» (3 гр.)

-Составить таблицу «Причины концентрации научных учреждений в крупных городах» , стр.84, 3 абзац.

«Географы» (4 гр.)

- Составить диаграмму научных кадров и организаций науки, выявить научные центры. Стр.85, 2 абзац.

«Топографы» (5 гр.)

- Составить схему «Приоритетные направления исследований», стр.85, 3 абзац.

«Технологи» (6 гр.)

- Перевести таблицу в электронный вид. (таб.14).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электронные таблицы. Построение диаграмм. Наука. Научный комплекс. » Информатика, география

Слайд 2

Б. ПАСКАЛЬ Величие человека в его способности мыслить . «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 3

Инженерно-технические расчеты Статистическая обработка информации Проектно-сметные работы Бухгалтерский и банковский учет Исследование динамических процессов «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 4

Задание 1. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения. Задание 2. «Восстанови порядок». Назовите и покажите основные этапы создания диаграмм Задание 3. «Найди пару» - В ячейке C 1 записана формула =$ A 1*В1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку C 1 скопируют в ячейку D 5? Работа в группах «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 5

Работа в группах 1-е задание 2-е задание 3-е задание «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 6

Столбчатые ( линейчатые ) «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 7

Типы диаграмм Круговые «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 8

Типы диаграмм График (полигон) «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 9

Типы диаграмм С областями «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 10

Работа по учебнику географии География- 9 класс «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 11

физкультминутка «Мой университет - www.edu-reforma.ru» Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть (считать до 5).

Слайд 12

Защита работ «Мой университет - www.edu-reforma.ru» Просмотр фильма «Слово о профессиях»

Слайд 13

1.ПОДГОТОВИТЬ КОМПЬЮТЕРНУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ОБ ОДНОМ ИЗ РОССИЙСКИХ НАУКОГРАДОВ. 2.ПОСТРОИТЬ ДИАГРАММУ «ПРЕСТИЖНЫЕ ПРОФЕССИИ». Домашнее задание. «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 14

«Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 15

Рефликсия. Какую работу вам понравилось выполнять больше: тест, работа с текстом учебника, построение диаграмм. (Представьте ответ в виде диаграммы) «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 16

Создать диаграмму критерии баллы урок понравился информация полезная работа с тестом работа с учебником построение диаграмм «Мой университет - www.edu-reforma.ru»

Слайд 17

Спасибо за урок! «Мой университет - www.edu-reforma.ru»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и информатики в 6 классе по теме "Диаграммы".

Разработка и презентация интегрированного урока математики и информатики в 6 классе по теме "Диаграммы" по УМК Зубаревой И.И., Мордковича А.Г....

«Мышление и его формы. Умозаключение». Практическая работа №7 «Таблицы. Построение диаграмм». 6 класс

Дать учащимся общее представление об умозаключении как форме мышления. Воспитывать интерес к предмету. Акцентировать внимание учащихся на форме мышления – умозаключении. Сформировать навыки создания т...

«Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»

Конспект открытого урока«Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»Тип урока: урок-практикум....

Открытый урок по истории в 8 классе по теме "Наука:создание научной картины мира"

Открытый урок по истории в 8 классе по теме "Наука:создание научной картины мира". Разработанная технологическая карта урока, конспект, дорожная карта ученика, приложения, музыкальное сопровождение....

8 класс. Урок истории. Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;определить значим...

Интегрированный урок по математике и биологии по теме «Иммунитет в диаграммах» для учащихся 8 класса

На уроке рассматривается тема по биологии "Иммунитет", по математике закрепляются навыки составления и работы с несколькими разновидностями диаграмм и графиков. Урок проводился с выходо...