Интегрированный урок по математике и биологии по теме «Иммунитет в диаграммах» для учащихся 8 класса
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Кривошеева Наталья Александровна

На уроке рассматривается тема по биологии "Иммунитет", по математике закрепляются навыки составления и работы с несколькими разновидностями диаграмм и графиков. Урок проводился с выходом на производство – Санитарно-эпидемиологическую станцию. В ходе урока были использованы статистические данные, предоставленные работниками СЭС, а также проведена беседа о пользе прививок и способах защиты от сезонных инфекционных заболеваний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока56.55 КБ

Предварительный просмотр:

БИНАРНЫЙ УРОК

Математика и биология

Технологическая карта урока

Тема урока: «Иммунитет в диаграммах»

Цели для ученика

1.Иметь представление о разных диаграммах: столбчатой, круговой, графической;

2. Овладеть умением строить столбчатую, круговую, графическую диаграммы

Цели для учителя

Создать условия для формирования:

-представлений о видах диаграмм: столбчатой, круговой, графической;

- умения строить столбчатую, круговую, графическую диаграммы

Тип урока – открытие новых знаний

Методические приемы: беседа – диалог, проблемная ситуация, работа в малых группах.

Опорные понятия, термины – информация, способы представления информации

Новые понятия - диаграмма, типы диаграмм: столбчатая, линейная, конусная, цилиндрическая, круговая, чтение диаграмм

Формы контроля: самостоятельная работа

Домашнее задание: 

Формы работы - фронтальная, групповая

Средства обучения - компьютер, проектор, экран, учебник, презентация по теме урока, карточки,  словари

Задачи:      

                       Обучающие:

познакомить с понятием диаграммы, с различными видами диаграмм;

способствовать выработке навыков и умений в построении диаграмм;

формировать умение грамотно читать диаграммы и  представлять информацию с помощью диаграмм;

                       Развивающие:

развивать математическую речь, наглядно-действенное мышление;

развивать навыки построения диаграмм разного вида;

                       Воспитательные:

воспитывать творческую активность, культуру общения, интерес к предмету.

 

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные:  формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном  обществе;

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Коммуникативные: контролировать действие партнёра

1.Организационный момент

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку: учебник, тетрадь, дневник, конспект,  письменные принадлежности.

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

2. Мотивация (создание проблемной ситуации)   

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Рассказывают о способах сохранения информации.

Демонстрируют различные виды представления информации.

(Газеты, журналы, конспекты,…)

Учитель математики: Ежедневно  нам  приходится работать с огромным  количеством информации.  Всю информацию, которая к нам поступает, запомнить невозможно. Поэтому самую необходимую для нас мы записываем. Причем стараемся записывать таким образом, чтобы впоследствии нам этой информацией было легко воспользоваться – выбрать нужные данные, что-то сравнить. Сегодня на уроке мы получим очень много информации в центре гигиены и эпидемиологии  Тюменской области в Голышмановском, Аромашевском, Омутинском, Армизонском районах. С нами будет работать сотрудник Фатхутдинова Светлана Юрьевна    и учитель биологии Наталья Александровна.

3. Актуализация знаний (подготовка перехода к исследованию нового материала)

Цель: выявление опорных знаний, выяснение связи с прошлыми уроками.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание.

Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность….

Намечают план работы

Учащиеся отвечают на вопросы

Слушает рассказ учителя, выдвигают предположения.

Учитель математики: - Ребята, вспомните, какие виды диаграмм вам известны? (Столбчатые, круговые, линейные и графические диаграммы).

- выполним небольшое задание: Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема: утренний завтрак – 25%, второй завтрак – 15%, обед – 45% и ужин – 15%.

Постройте  диаграмму распределения дневной нормы питания, согласно вашему виду. В помощь вам предлагается инструкция по её построению.

Учитель биологии: Отлично, правильное питание очень важно для нашего здоровья.

Человек ежедневно подвергается нападению различных болезнетворных вирусов, бактерий и паразитов. Первым барьером на пути паразитов оказывается кожа и слизистые оболочки. На поверхности кожи находятся продукты выделения сальных и потовых желез, слюна, а также другие микроорганизмы, которые уничтожают вредных для организма человека микробов. Вторым барьером на пути болезнетворных микробов становятся элементы внутренней среды организма человека.

- Что относится к элементам внутренней среды организма человека? (кровь, тканевая жидкость, лимфа)

- Из чего состоит лимфа и какую функцию она выполняет?( 95%-вода, белки, жиры, углеводы, лимфоциты)

- Какие клетки лимфатической системы участвуют в защите организма? (лимфоциты)

- Расскажите о составе крови? (2/3-вода, лейкоциты, эритроциты и тромбоциты)

- Какие клетки крови защищают организм от инфекции? (лейкоциты)

 А сейчас послушайте небольшую историческую справку:

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Она проникала всюду, города и селения вымирали, на улицах можно было видеть только могильщиков. В VI веке в Византийской  империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн.человек. В XIV веке охватив сначала Китай и Индию, проникла в Европу вместе с монгольскими войсками и торговыми караванами. В общей сложности от Чёрной смерти за два десятилетия погибло не менее 60 миллионов человек. Не менее опасна была и оспа. От нее погибло еще больше людей чем от чумы. В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей встречались  редко, так как после болезни у выживших оставались глубокие рубцы на коже. Но, несмотря на то, что инфекции были смертельно опасны, часть людей выжила.

- Почему же даже самые страшные инфекции были смертельно опасны для одних и проходили без особых последствий для других? (организм мог сопротивляться инфекциям, устойчив к инфекциям)

 - Как называется эта способность сопротивляться какому-либо заболеванию? (иммунитет)

4. Целеполагание и планирование (ученики формулируют цель и план ее достижения)

Цель: создание проблемной ситуации, фиксация темы и учебной задачи.

Учащиеся составляют коллаж.

Формулируют тему и цель урока.

Учитель математики: У вас на столах находятся конверты, откройте их. У каждой группы свой источник информации: журналы, газеты, скриншоты сайтов, исследования.  Вам предлагается выполнить коллаж, который будет носить название нашего урока. Причем тема урока будет связана с двумя предметами: математикой и биологией.

Тема «Иммунитет в диаграммах»

Итак, целью нашего занятия сегодня является знакомство с видами иммунитета, механизмами защиты организма от различных инфекций, а также мы узнаем какие диаграммы  можно использовать для записи статистических данных.

4. «Открытие» нового знания (исследование нового материала в совместной деятельности).

Цель: изучение нового материала через учебную деятельность учащихся.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Учащиеся работают в группах в течение 15 минут.

С точки зрения эволюции, это — самый древний механизм защиты, присущий всем живым организмам, начиная с простейших. 

Иммунитет – способность организма защищать себя от чужеродных тел, болезнетворных вирусов и микроорганизмов. (напечатать на бумаге)

Расположите тетрадь горизонтально, так нам будет удобнее составлять опорный конспект урока, и запишите определение.

Учитель биологии: На столах у вас лежат карты-инструкции, с помощью которых вы в группах будете изучать новый материал по теме урока. (приемы «Чтение в кружок», составление схем)

5 группа. Способы укрепления иммунитета. (доп.материал)

Способы укрепления иммунитета:

  1. Правильное питание.
  2. Употребление фруктов и овощей как источника витаминов.
  3. Активный образ жизни.
  4. Закаливание.
  5. Отдых.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Учащиеся представляют результат своей работы классу, составляют опорный конспект по теме.

Учащимися и учителем составляется опорный конспект урока.

Выступление сотрудника СЭС «Наиболее распространенные инфекционные заболевания в Голышмановском, Аромашевском и Омутинском районе»

Физкультминутка

Цель: организация релаксации. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Проводить тренировку можно как утром, так и вечером (за 3-4 часа до сна). Следующие несложные упражнения помогут укрепить иммунную систему:

1. Стоя прямо, ноги поставьте на ширине плеч. Теперь, делая вдох, нужно выставить руки перед собой, после второго вдоха — развести их в стороны, а на третьем — поднять руки над головой. После этого, выдыхая, следует руки опустить в исходное положение. Делать необходимо 3 таких подхода.

2. Стоя прямо, при вдохе сделайте «мельницу» сразу обеими руками вперед-назад. Данное упражнение повторяется 3 раза, а по завершении — выдох.

3. Встаньте прямо, руки положите на талию. При вдохе сделайте головой круговое движение сначала влево, затем вправо. И выдох. 3 подхода в каждую сторону.

4. Держа руки на талии, нужно задержать дыхание и выполнить в это время круговые движения тазом в разные стороны, после чего — выдох. Снова по 3 раза в каждую сторону.

5. Руки на талии, при вдохе поочередно поднимите каждую ногу, а опуская, выдыхайте. Так же следует сделать и руками по 3 раза.

6. Встаньте прямо. Задержав дыхание, следует сделать круговые движения правой стопой в правую сторону, а на выдохе — те же движения в обратную сторону. То же самое проделайте и левой стопой. После этого на вдохе правую ногу согните под прямым углом и отведите максимально в сторону, сделайте в таком положении 3 круговых движения тазом, сначала в правую сторону, затем в левую. Выдох.

Регулярное выполнение данных упражнений позволит попрощаться с болезнями, накопившимися за годы.

6.Первичная проверка понимания.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов, коррекция знаний.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Выполнение задания по карточке.

Для проверки уровня усвоения вами нового материала проведем небольшую работу по заданиям в форме ОГЭ.

  1. Заполни пропуски в тексте:

Иммунитет – это способность организма защищать себя от …….. тел, …………..  вирусов и микроорганизмов. Различают две формы иммунитета: …………… и ………….. Путем фагоцитоза осуществляется ……….. иммунитет. Препараты из ослабленных микробов называют …….. При введении вакцины у человека появляется ……… иммунитет. После перенесенной болезни у человека развивается …….. иммунитет.

7. Первичное закрепление.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в измененной ситуации.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Выполнение тестовых заданий на знание материала новой темы.

После выполнения учащиеся демонстрируют результат своей работы.

Задания по группам. На обсуждение и выполнение задания отводится 10 минут.

Задания для групп:

1.Построение иммунограммы.

2. Составление диаграммы заболеваемости ОРВИ за последние три года.

3. Составление диаграммы заболеваемости ОРВИ за последние три года.

4.?

8.Контроль (самостоятельная работа)

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Выполнение практических заданий на знание материала новой темы.

После выполнения учащиеся демонстрируют результат своей работы.

Работа с контрольными листами (индивидуально)

1. При вакцинации в организм вводится:

1) убитые или ослабленные микроорганизмы

2) готовые антитела              3) лейкоциты        4) антибиотики

2. Уничтожение попавших в организм человека бактерий, вирусов и чужеродных веществ путём их захватывания лейкоцитами — процесс

1) фагоцитоза                 2) образования тромба

3) кроветворения             4) пластического обмена

3. Первый барьер на пути микробов в организме человека создают

1) волосяной покров и железы           2) кожа и слизистые оболочки

3) фагоциты и лимфоциты                 4) эритроциты и тромбоциты

4.Молоко матери защищает грудных детей от инфекционных заболеваний, так как оно содержит:

 1) ферменты           2) гормоны        3) антитела     4) соли кальция

5. Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси хотложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=197

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 13-го дня болезни?

1) резко падает, а затем медленно растёт

2) резко растёт, достигая пика, а потом плавно падает

3) медленно растёт, а потом медленно снижается

4) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает

10. Домашнее задание (с присутствием вариативной части)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Записывают домашнее задание в дневники.

§18, 19, устно ответить на вопросы после §§.

Творческое задание: создать буклет, памятку «Мера профилактики инфекционных заболеваний»

11. Рефлексия и оценивание.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Высказывания учащихся

  • Ребята, а какие прививки делали вам в течение жизни?
  • Вы когда-нибудь интересовались, а зачем они вам?
  • Можете ли вы теперь объяснить кому-то из своих близких значение и принцип действие профилактических прививок?
  • Некоторые люди считают, что прививка необязательна. А как вы относитесь к вакцинации населения от особо опасных инфекций?

Вакцинация – очень важное мероприятие в медицине. Она спасла огромное количество жизней, поэтому не стоит пренебрегать прививками, которые вам назначает врач.

Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по математике и биологии. 6 класс. Тема: "Эколого-математический брейн-ринг"

Цель данного урока закрепить практические умения и навыки действий с числами, применения  знаний при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами...

Интегрированный урок по математике и биологии в 8 классе коррекционной школы «Нет милей чудес, чем наш русский лес»

Интегрированный урок по математике и биологии в 8 классе коррекционной школы «Нет милей чудес, чем наш русский лес»...

Проект интегрированного урока по математике и биологии в 5-6 классах по ФГОС

Предмет: математика и биологияУровень образования: Тема: Экологическое путешествие по Липецкой областиТип урока: закрепление знаний и способов деятельностиФорма проведения урока: урок путешествие.Врем...

Симментрия в живой природе (интегрированный урок по математике и биологии).

Симментрия в живой природе (интегрированный урок по математике и биологии)....

Интегрированный урок-познание по химии, биологии и географии "Вода- богатство планеты" для учащихся 8 класса.

Интегрированный урок-познание по химии, биологии и георгафии для учащихся 8 класса "Вода-богатство планеты"Цель: обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий по теме -  строение мо...