Рабочая программа по предмету "География", 10-11 класс
календарно-тематическое планирование по географии (10, 11 класс)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "География" для 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_10-11_kl.docx | 109.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по предметной области «География» 10-11 класс
на 2021—2022 учебный год
- Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.
Учебный предмет «География», включен в предметную область «Общественно-научные предметы» учебного плана школы.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования;
- Примерной основной образовательной программы основного среднего образования – одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Основной образовательной программы основного среднего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 39.
- Концепции географического образования в Российской Федерации.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России
Реализация программы обеспечивается УМК следующих авторов:
1. Кузнецов А.П., Ким Э.В. Экономическая и социальная география мира. Базовый курс. 10-11 класс, М.: АО «Издательство «Просвещение», 2019
- Общие цели и задачи учебного предмета география в школе -
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;.
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
- Планируемые результаты образования.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: | в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): | в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: | в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: | в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: | в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: | в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: | в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: |
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, | российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, | гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
| нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, | мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, | ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),. | физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности информационной безопасности | уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; . |
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов:
Метапредметные | ||
регулятивные УДД | познавательные УДД | коммуникативные УДД |
Ученик научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. | Ученик научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; | Ученик научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
10 класс | 11 класс |
ученик научится: | ученик научится: |
– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области; – умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; – осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания. – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
Ученик получит возможность научиться: – характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; – | – понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области; – умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства. Ученик получит возможность научиться: - характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; |
4.Общая характеристика курса.
Рабочая программа по географии составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного среднего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного среднего образования, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте основного среднего образования, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Концепции географического образования в Российской федерации.
5.Структура учебного курса.
В соответствии с учебным планом в рамках основного общего образования МБОУ Петропавловская СОШ № 39 на освоение программы основного среднего образования по географии предусмотрено 68 часов:
в 10 классе — 34 ч (1 час в неделю),
в 11 классе — 34ч (1 час в неделю);
- Основные разделы дисциплины
РАЗДЕЛЫ | 10 класс | 11 класс |
Современная политическая карта мира | 6 | |
Природа и человек в современном мире | 5 | |
География населения мира | 8 | |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 6 | |
География отраслей мирового хозяйства | 9 | |
Зарубежная Европа | 8 | |
Зарубежная Азия. Австралия | 11 | |
Африка | 2 | |
Северная Америка | 5 | |
Латинская Америка | 2 | |
Россия в современном мире | 4 | |
Глобальные проблемы человечества | 2 | |
Итого часов по годам обучения | 34 | 34 |
- Основные образовательные технологии.
Общая тенденция, объединяющая большинство современных педагогических технологий, заключается в том, что определяющую роль на всех этапах проектирования и организации учебного процесса играет системно-деятельностный подход, который предполагает инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий:
-уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов;
-работы с одаренными детьми;
-личностно-ориентированного развивающего обучения ;
-культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения;
-здоровьесберегающие .
8. Виды и формы контроля:
- стартовая диагностика
- текущая и тематическая диагностика (в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, математических диктантов, тестов, проверочных работ);
- промежуточная и итоговая диагностика (итоговая контрольная работа, тест) согласно Положения «Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.
Составил учитель географии Писарева Татьяна Анатольевна
МБОУ Петропавловская СОШ № 39
МБОУ Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 39
Рассмотренно: на заседании Методического Совета Руководитель МС ___________/Хетемова Н.Ю. «30» 08.2021г. | Согласовано: Зам. Директора по УВР _________/Г.П. Гороховская «30» 08.2021г. | Утверждено: Директор МБОУ Петропавловская СОШ № 39 ____________/ К.Ю. Гуреев «31» 08.2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
10 – 11 класс
Учебный предмет: география
Класс: 10- 11 класс
Разработчик программы: Т.А.Писарева
д. Петропавловка
2021-2022уч.г.
І. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: | в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): | в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: | в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: | в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: | в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: | в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: | в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: |
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. | российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. | гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. | нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности | мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. | ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. | физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности | уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. |
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов:
Метапредметные | ||
регулятивные УДД | познавательные УДД | коммуникативные УДД |
Ученик научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. | Ученик научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. | Ученик научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. |
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
10 класс | 11 класс |
ученик научится: | ученик научится: |
– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области; – умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; – осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания. – понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; – составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
Ученик получит возможность научиться: – характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; – раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; – оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; – оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; – анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. | – понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области; – умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; – осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания. – понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества; – определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований; – составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений; – сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации; – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий; – решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека; – оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира; – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; – характеризовать географию рынка труда; – рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира; – анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира; – характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта; – оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики; – оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; – оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений; – объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.
: Ученик получит возможность научиться: - характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения; – переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами; – составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира; – делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов; – выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы; – давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке; – понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды; – оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; – раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; – оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира; – оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире; – оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; – оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; – анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий; – выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; – понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; – давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. |
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс | |
Раздел | Содержание |
Современная политическая карта мира ( 6 ч)
| География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны. |
География населения мира (8ч) | Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Рождаемость, смертность и естественный прирост –главные демографические показатели. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения. П.Р.№1 «Анализ половозрастных пирамид некоторых стран мира, объяснение причин выявленных различий. Этнический состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. П.Р. № 2 «Сравнительный анализ карт народов и мировых религий.» П.Р.№ 3 « Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных». П.Р. № 4 «Составление списка стран, в в которых государственным языком являются: а)английский, б) французский, в) русский, г) немецкий». Возрастной и половой состав населения. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Неравномерность размещения населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах Сельское населения и формы его расселения . П.Р.№ 5 «Объяснение причин миграционных процессов в Европе». П.Р.№6 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов». |
Природа и человек в современном мире (5ч) | Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Воздействие на природу. Природа и географическая среда. Природопользование рациональное и нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Классификация стран по ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы мира. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Комплексное освоение ископаемых. Земельные ресурсы. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема. Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение. Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана .Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия. Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии. П.Р. №7 «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов». |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6) | Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий. П.Р.№ 8 « Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной сельскохозяйственной продукции, различных услуг.» |
География отраслей мирового хозяйства(9ч)
| Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран. Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства. Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство , его сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран. Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг. Закрепить основные теоретические знания по теме. Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая - главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. П.Р.№ 9 « Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем» |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛЫ | 10 класс | 11 класс |
Современная политическая карта мира | 6 | |
Природа и человек в современном мире | 5 | |
География населения мира | 8 | |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 6 | |
География отраслей мирового хозяйства | 9 | |
Зарубежная Европа | 8 | |
Зарубежная Азия. Австралия | 11 | |
Африка | 2 | |
Северная Америка | 5 | |
Латинская Америка | 2 | |
Россия в современном мире | 4 | |
Глобальные проблемы человечества | 2 | |
Итого часов по годам обучения | 34 | 34 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа №39
УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Петропавловская СОШ №39
_______________К.Ю. Гуреев
Приказ № ____ от «____» _____2021 г.
Календарно-тематическое планирование
на 2021/2022 учебный год
Предмет: география
Классы: 10-11
Учитель: Писарева Татьяна Анатольевна
Категория: нет
Стаж: 10 лет
Рассмотрено на заседании
МС
Протокол № ___ от «____» ____________ 2021 г.
Руководитель МС ______________Хетемова Н.Ю.
Зам. директора по УВР _______________ Гороховская Г.П.
д. Петропавловка
2021-2022 уч.год
Экономическая и социальная география мира.
10 класс (34 ч) | ||
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Современная политическая карта мира | 6 |
2 | Природа и человек в современном мире | 5 |
3 | География населения мира | 8 |
4 | Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 6 |
5 | География отраслей мирового хозяйства | 9 |
Итого: | 34 |
Номер урока | Тема урока | Колич. часов | План | Факт |
Глава 1. Современная политическая карта мира | 6 | |||
1 | Введение | 1 | 08.09.21 | |
2 | Многообразие стран современного мира | 1 | 15.09.21 | |
3 | Влияние международных отношений на политическую карту мира | 1 | 22.09.21 | |
4 | Государственный строй стран мира | 1 | 29.09.21 | |
5 | Политическая география и геополитика П.Р.№1 «Описание политико-географического положения страны» | 1 | 06.10.21 | |
6 | Обобщающий урок по теме « Современная политическая карта мира» | 1 | 13.10.21 | |
Глава2 . Природа и человек в современном мире | 5 | |||
7 | Взаимодействие общества и природы | 1 | 20.10.21 | |
8 | Мировые природные ресурсы П.Р.№2 «Определение и оценка ресурсообеспеченности минеральными ресурсами стран мира « | 1 | 27.10.21 | |
9 | Мировые природные ресурсы П.Р.№3 « Использование статистической информации разной формы и содержания : обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме» | 1 | 10.11.21 | |
10 | Загрязнение и охрана окружающей среды | 1 | 17.11.21 | |
11 | Географическое ресурсоведение и геэкология | 1 | 24.11.21 | |
Глава3. География населения мира | 8 | |||
12 | Численность и воспроизводство населения | 1 | 01.12.21 | |
13 | Состав населения ( половой, возрастной) | 1 | 08.12.21 | |
14 | Этнический и религиозный состав населения. | 1 | 15.12.21 | |
15 | К.Р.за 1 полугодие на тему «Современная политическая карта мира .Природа и человек в современном мире .География населения мира.» | 1 | 22.12.21 | |
16 | Размещение и миграции населения | 1 | 29.12.21 | |
Запланировано : 16 часов Выполнено : ____ часов | ||||
17 | Городское и сельское население | 1 | 12.01.22 | |
18 | П.Р. №4 «Характеристика населения одной из стран мира по плану» | 1 | 19.01.22 | |
19 | Обобщающий урок по теме « География населения мира» | 1 | 26.01.22 | |
Глава 4.Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 6 | |||
20 | Научно-техническая революция | 1 | 02.02.22 | |
21 | Мировое хозяйство | 1 | 09.02.22 | |
22 | Отраслевая структура мирового хозяйства | 1 | 16.02.22 | |
23 | Территориальная структура мирового хозяйства | 1 | 03.03.22 | |
24 | Факторы размещения производительных сил в эпоху НТР | 1 | 09.03.22 | |
25 | Обобщающий урок по теме « Научно-техническая революция и мировое хозяйство» | 1 | 16.03.22 | |
Глава 5. География отраслей мирового хозяйства | 9 | |||
26 | География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность мира. | 1 | 23.03.22 | |
27 | Горнодобывающая и металлургическая промышленность мира | 1 | 06.04.22 | |
28 | Машиностроение мира. П.Р.№5 « Определение стран-лидеров в различных отраслях машиностроения» | 1 | 13.04.22 | |
29 | Химическая, лесная и легкая промышленность мира | 1 | 20.04.22 | |
30 | География сельского хозяйства и рыболовства | 1 | 27.04.22 | |
31 | География транспорта | 1 | 04.05.22 | |
32 | Промежуточная аттестация по теме «География отраслей мирового хозяйства» в форме ВПР | 1 | 11.05.22 | |
33 | П.Р.№6 «Определение и характеристика мировой транспортной структуры» | 1 | 18.05.22 | |
34 | Всемирные экономические отношения | 1 | 25.05.22 | |
Запланировано : 18 часов Выполнено : _ часов | ||||
Итого: 34 часа |
График проверочных и контрольных измерений по предмету
№ п/п | Дата | Тема урока | Вид работы |
1 | 22.12.21 | Современная политическая карта мира. Природа и человек в современном мире. География населения мира. | Контрольная работа за 1 полугодие |
2 | 11.05.22 | География отраслей мирового хозяйства» в форме ВПР | Промежуточная аттестация в форме ВПР |
График практических и лабораторных работ по предмету
№ п/п | Дата | Тема урока | Вид работы |
1 | 06.10.21 | П.Р.№1 «Описание политико-географического положения страны» | Практическая работа |
2 | 27.10.21 | Определение и оценка ресурсообеспеченности минеральными ресурсами стран мира | Практическая работа |
3 | 10.11.21 | Использование статистической информации разной формы и содержания : обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме | Практическая работа |
4 | 19.01.22 | Характеристика населения одной из стран мира по плану | Практическая работа |
5 | 13.04.22 | Определение стран-лидеров в различных отраслях машиностроения | Практическая работа |
6 | 11.05.22 | Определение и характеристика мировой транспортной структуры | Практическая работа |
Ключевые воспитательные задачи по разделам календарно-тематического планирования по программе воспитания
№ уроков | Тема раздела | Ключевые воспитательные задачи | Формы работы |
1-6 | Современная политическая карта мира | Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира | Пресс-конференция Урок-диалог Урок-брифинг |
7-11 | Природа и человек в современном мире | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. | Пресс-конференция Урок-диалог Урок-брифинг |
12-19 20-25 26-34 | География населения мира Научно-техническая революция и мировое хозяйство География отраслей мирового хозяйства | Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. | Пресс-конференция Урок-диалог Урок-брифинг |
Экономическая и социальная география мира.
11 класс (34 ч) | ||
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Зарубежная Европа | 8 |
2 | Зарубежная Азия. Австралия | 11 |
3 | Африка | 2 |
4 | Северная Америка | 5 |
5 | Латинская Америка | 2 |
6 | Россия в современном мире | 4 |
7 | Глобальные проблемы человечества | 2 |
Итого: | 34 |
Номер урока | Тема урока | Колич. часов | План | Факт |
Глава 1. Зарубежная Европа | 8 | |||
1 | Входная контрольная работа за курс 10 класса Общая характеристика зарубежной Европы | 1 | 06.09.21 | |
2 | Население стран зарубежной Европы | 1 | 13.09.21 | |
3 | Хозяйство стран зарубежной Европы | 1 | 20.09.21 | |
4 | Непроизводственная сфера стран зарубежной Европы | 1 | 27.09.21 | |
5 | Географический рисунок расселения и хозяйства. Регионы зарубежной Европы. | 1 | 04.10.21 | |
6 | Федеративная республика Германия | 1 | 11.10.21 | |
7 | Сравнение двух стран зарубежной Европы. П.Р.№1 «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы» | 1 | 18.10.21 | |
8 | Обобщающее повторение по теме «Зарубежная Европа» | 1 | 25.10.21 | |
Глава2 . Зарубежная Азия. Австралия | 11 | |||
9 | Общая характеристика зарубежной Азии П.Р.№2 « Классификация стран зарубежной Азии» | 1 | 08.11.21 | |
10 | Население стран зарубежной Азии | 1 | 15.11.21 | |
11 | Хозяйство стран зарубежной Азии : пять центров экономической мощи | 1 | 22.11.21 | |
12 | Китай | 1 | 29.11.21 | |
13 | Хозяйство Китая П.Р. №3 « Сравнение экономики двух зон Китая: Западной и Восточной» | 1 | 06.12.21 | |
14 | Контрольная работа за 1 полугодие на тему «Зарубежная Европа. Зарубежная Азия» | 1 | 13.12.21 | |
15 | Япония | 1 | 20.12.21 | |
16 | Хозяйство Японии . П.Р.№4 «Составление картосхемы международных экономических связей Японии» | 1 | 27.12.21 | |
Запланировано : 16 часов Выполнено : _____ часов | ||||
17 | Индия | 1 | 10.01.22 | |
18 | Обобщающее повторение по теме «Китай, Индия, Япония» | 1 | 17.01.22 | |
19 | Австралия П.Р.№5 «Составление картосхемы международных экономических связей Австралии» | 1 | 24.01.22 | |
Глава3. Африка | 2 | |||
20 | Общая характеристика Африки П.Р.№6 « Составление прогноза экономического развития стран Африки» | 1 | 31.01.22 | |
21 | Районы Северной и Тропической Африки.ЮАР | 1 | 07.02.22 | |
Глава 4. Северная Америка | 5 | |||
22 | Северная Америка. США. Общая характеристика: ЭПГ и население США | 1 | 14.02.22 | |
23 | Природные ресурсы и хозяйство США | 1 | 21.02.22 | |
24 | Макрорегионы США П.Р.№7 «Сравнение двух макрорегионов США» | 1 | 28.02.22 | |
25 | Канада. П.Р.№8 « Составление программы освоения территории Канады» | 1 | 14.03.22 | |
26 | Обобщающее повторение по теме «Северная Америка» | 1 | 21.03.22 | |
Глава 5. Латинская Америка | 2 | |||
27 | Общая характеристика Латинской Америки | 1 | 04.04.22 | |
28 | Страны Латинской Америки. Бразилия. П.Р.№9 « Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки» | 1 | 11.04.22 | |
Глава 6. Россия в современном мире | 4 | |||
29 | Место России в мировой политике, в природно-ресурсном и людском потенциале П.Р.№10«Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития» | 1 | 18.04.22 | |
30 | Место России в мировом хозяйстве П.Р. №11 «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной продукции» | 1 | 25.04.22 | |
31 | Промежуточная аттестация в форме ВПР | 1 | 16.05.22 | |
32 | Место России в мире по качеству жизни. Стратегия развития России до 2030 года | 1 | 23.05.22 | |
Глава 7. Глобальные проблемы человечества | 2 | |||
33 | Глобальные проблемы человечества | 1 | 25.05.22 | |
34 | Стратегия устойчивого развития | 1 | 30.05.22 | |
Запланировано : 18 часов Выполнено : _ часов | ||||
Итого: 34 часа |
График проверочных и контрольных измерений по предмету
№ п/п | Дата | Тема урока | Вид работы |
1 | 06.09.21 | Входная контрольная за курс 10 класса | Входная контрольная работа |
2 | 13.12.21 | Зарубежная Европа. Зарубежная Азия | Контрольная работа за 1 полугодие |
3 | 16.05.22 | География отраслей мирового хозяйства» в форме | Промежуточная аттестация в форме ВПР |
График практических и лабораторных работ по предмету
№ п/п | Дата | Тема урока | Вид работы |
1 | 18.10.21 | Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы | Практическая работа |
2 | 08.11.21 | Классификация стран зарубежной Азии | Практическая работа |
3 | 06.12.21 | Сравнение экономики двух зон Китая: Западной и Восточной | Практическая работа |
4 | 27.12.21 | Составление картосхемы международных экономических связей Японии | Практическая работа |
5 | 24.01.22 | Составление картосхемы международных экономических связей Австралии | Практическая работа |
6 | 31.01.22 | Составление прогноза экономического развития стран Африки | Практическая работа |
7 | 28.02.22 | Сравнение двух макрорегионов США | Практическая работа |
8 | 14.03.22 | Составление программы освоения территории Канады | Практическая работа |
9 | 11.04.22 | Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки | Практическая работа |
10 | 18.04.22 | Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития | Практическая работа |
11 | 25.04.22 | Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной продукции | Практическая работа |
Ключевые воспитательные задачи по разделам календарно-тематического планирования по программе воспитания
№ уроков | Тема раздела | Ключевые воспитательные задачи | Формы работы |
1-8 9-19 20-21 |
Россия в современном мире Зарубежная Европа Зарубежная Азия. Австралия | Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира | Пресс-конференция Урок-диалог Урок-брифинг |
22-26 | Африка | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. | Пресс-конференция Урок-диалог Урок-брифинг |
27-28 29-32 33-34 | Северная Америка
Латинская Америка
Глобальные проблемы человечества | Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. | Пресс-конференция Урок-диалог Урок-брифинг Пресс-конференция Урок-диалог Урок-брифинг |
Критерии и инструментарий оценивания достижения предметных результатов обучения курсу «География»
1. Устный ответ
Отметка “5” ставится, если обучающийся:
- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
- умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
- умеет последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делать собственные выводы, формулировать точное определение и истолкование ос-новных понятий, законов, теорий;
- излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
- применят систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
“4” ставится, если обучающийся:
- показывает знания всего изученного программного материала;
- дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий;
- допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;
- материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
- самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;
- в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале;
- на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
- применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации,
- соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
“3” ставится, если обучающийся:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
- выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
“2” ставится, если обучающийся:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений;
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;
- не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончании устного ответа обучающегося педагогом ддается краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
2. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
“5” ставится, если обучающийся:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
“4” ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
“3” ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
“2” ставится, если обучающийся:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка ―3;
- или если правильно выполнил менее половины работы;
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
3. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.
“5” ставится, если обучающийся:
- правильно определил цель опыта;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
- правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
«4» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке ―5, но:
- опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
- или было допущено два-три недочета;
- или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- или эксперимент проведен не полностью;
- или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
«3» ставится, если обучающийся:
- правильно определил цель опыта;
- работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
- или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя;
- или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
- опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью;
- или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
- или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
- допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
«2» ставится, если обучающийся:
- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
- или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
- или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке ―3;
- допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя;
- полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений;
- не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Примечание.
1. В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке.
4. Оценка умений проводить наблюдения.
“5” ставится, если обучающийся:
правильно по заданию учителя провел наблюдение;
выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса); логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы. “4” ставится, если обучающийся:
правильно по заданию учителя провел наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
“3” ставится, если обучающийся:
допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
“2” ставится, если обучающийся:
допустил 3 – 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
допустил 3 – 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов; не владеет умением проводить наблюдение.
Примечание.
Отметки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчета.
5. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения по предмету;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; нарушение техники безопасности;
небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики); o небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).
6. Оценка творческих работ обучающихся
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности обучающегося, является основной формой проверки умения обучающимся правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку обучающихся. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
широта охвата источников и дополнительной литературы.
6.1.Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается: - правильное оформление сносок;
-соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
-реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; -широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если
содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного
материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если
содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если
в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если
работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
6.2. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по биологии критерии перевода в отметку следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 71 – 89 %;
«3» - 50 – 70 %;
«2»- менее 50%.
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Тема урока | Причина изменений в программе | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...