Рабочая программа элективного курса географии в 11 классе
рабочая программа по географии (11 класс)
Рабочая программа элективного курса географии в 11 классе " Экономическая география мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektiv_geografiya.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Социально-экономическая география мира»
11 класс
Составитель: Суходольскас М.С.,
учитель географии-биологии
СОШ№6 г. Сортавала
г. Сортавала 2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по географии для 11 класса составлена в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего среднего образования, программы основного общего среднего образования: «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика». Автор В.Н.Холина. Программа опубликована в сборнике. Программы элективных курсов. География. 10-11 кл. Авт. Состав. В.П. Дронов.- М.: Дрофа, 2018. -191с. Программа предназначена для обучающихся 11 класса, изучающих географию на базовом уровне. Учебный курс рассчитан на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.
Целью данного курса является: расширение и углубление знаний по вопросам, изучаемым в курсе
социально- экономической географии; дальнейшее формирование необходимого уровня экономической и политической компетентности; более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей социально – экономической географии.
Основные задачи курса:
продолжить формирование представлений и знаний об особенностях географии и экономики стран
мира; познакомить обучающихся с ролью и местом различных государств, в современной мировой
экономической системе; проанализировать факторы, определяющие особенности развития хозяйства,
международную экономическую специализацию и интеграцию стран;
рассмотреть особенности современной экономики различных стран: уровень развития, структуру,
географию, тенденции и направления развития государств;
продолжить формирование умения работать с различными источниками информации;
продолжить формирование умений и навыков по решению практических заданий повышенной сложности и умении вырабатывать алгоритм решения подобных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с обучающимися и составляет основу курса. Деятельность преподавателя сводится к консультированию обучающихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является возможность интегрировать знания, полученные по другим предметам (обществознание, экономика) максимально использовать: общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, широкий спектр педагогических технологий; методическое и техническое обеспечение, формы и методы ведения занятий. В ходе изучения предмета посредством совместной деятельности обучающихся и преподавателя осуществляется решение исследовательских и ситуационных задач, при решении которых обучающиеся осваивают методы научного познания и получают опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области социально – экономической географии. Одной из важнейших целей современного образования является освоение обучающимися культуры проектной деятельности, которая предполагает формулирование целей и способов их достижения, планирование подготовительного и практического этапов проекта, реализацию проекта. Учиться проектированию можно в форме деловых игр в рамках самого урока, так и вне его.
Методологической основой данной программы является системно-деятельностный подход. Это означает, что особым образом структурировано содержание курса: оно имеет как предметный, так метапредметный компонент. Методика обучения имеет критериальный характер, что позволяет обучающимся знать, что (какие знания и умения) и как (по каким критериям) оценивается.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по разделу социально-экономической географии ,а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Планируемые результаты освоения элективного предмета:
Личностные
1. формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню экономико-
географических знаний в части осознанного отношения к проблемам стран современного мира, места
и роли человека в решении этих проблем;
2. формирование позиции обучающегося в сфере гражданской общественной деятельности «Я –гражданин мира», умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения;
3. формирование гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена общества, осознающего ценностное отношение к человеку в обществе.
Метапредметные
1. владение умением принимать рациональные решения в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя) в условиях относительной ограниченности природных ресурсов в странах мира;
2. владение умением разрабатывать и реализовывать проекты социально-экономического и междисциплинарного характера, в том числе исследовательские проекты;
3. владение базовыми методами научного познания, используемыми в географии, включая умения:
осуществлять поиск актуальной географической информации, включая карты, оригинальные тексты, нормативные акты, научную и учебную литературу,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета
делать анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию стран мира;
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические связи между явлениями и социально-экономическими процессами:
прогнозировать и моделировать развитие данных процессов.
4. владение умением решать социально значимые задачи на основе проведения учебной экспертизы.
5. владение умением осуществлять рефлексию собственной учебной и практической деятельности.
Предметные:
1.формирование представления об особенностях современной экономики стран, месте конкретной страны в мировой экономике
2.формирование умения объяснять причины изменений на политической карте мира
3. овладение системой знаний о социально-экономических проблемах современности, для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества, особенностях этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества; политической анатомии современного мира, культурно-исторических регионов мира; экономической дифференциации мира.
Основные принципы организации курса:
- научность;
- практикоориентированность;
- открытость;
- активность на основе внутренней мотивации;
- совместная деятельность;
- партнерство.
Содержание программы
Введение
Общая экономико-географическая характеристика стран Европы: географическое положение, природно-ресурсный потенциал, проблемы развития стран Европы.
I раздел. Зарубежная Европа
Изменения на политической карте Европы.
Основные этапы формирования политической карты. Типология стран Европы по формам направления и политико-административному устройству. Распад социалистической системы хозяйства. Качественные и количественные изменения на политической карте Европы – причины, следствия, тенденции развития государств.
Роль стран Европы в развитии мировой цивилизации.
Древние государства на территории Европы. Средневековая Европа. Политические и экономические события Европы Нового времени.
Европейская культура на рубеже 20-21 веков. Особенности населения.
Численность населения, демографическая ситуация, проблемы депопуляции и сокращения численности коренного населения Европы.
Урбанизация, субурбанизация, крупнейшие агломерации. Основная ось расселения. Различия в уровне социально-экономического развития и уровне жизни народов разных частей Европы. Миграция, виды и направления. Особенности хозяйства стран Европы.
Ведущие отрасли хозяйства. Факторы, влияющие на специализацию стран Европы. Тенденции изменения международной специализации стран Европы в 21 веке. Роль и место стран Европы в мировом хозяйстве.
Страны Северной, Западной, Восточной, Южной Европы.
Состав субрегиона, место на политической карте, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, отрасли специализации. Тенденции в экономическом развитии стран субрегиона.
Обобщение знаний. Заключительный семинар «Особенности современной экономики стран Зарубежной Европы».
II раздел. Зарубежная Азия
Изменения на политической карте Азии.
Основные этапы формирования политической карты. Типология стран Азии по формам правления и политико-административному устройству.
Качественные и количественные изменения на политической карте Азии – причины, следствия, тенденции развития государств. Горячие точки. Роль стран Азии в мировой цивилизации.
Древние государства на территории Азии. Древние философы Азии, их вклад в мировую культуру. Политические и Экономические события Азии Нового времени.
Особенности населения.
Численность населения, демографическая ситуация, проблемы роста численности населения Азии. Неравномерность расселения
Урбанизация, ложная урбанизация, крупнейшие агломерации и мегаполисы. Различия в уровне социально-экономического развития и уровне жизни народов разных частей Азии.
Миграция, виды и направления.
Страны Восточной, Центральной, Южной, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии
Состав субрегиона, место на политической карте, ЭГП, природно-ресурсные потенциал, особенности населения, отрасли специализации. Тенденции в экономическом развитии стран субрегиона.
Обобщение знаний. Заключительный семинар «Особенности современной экономики стран Зарубежной Азии».
III раздел. Страны Северной Америки
История образования государств США и Канады. Особенности формирования населения. Современная демографическая ситуация. Урбанизация, Мегаполисы. Природно-ресурсный потенциал стран, отрасли специализации. Место государств в мировой экономике. Тенденции в экономическом развитии стран.
IV раздел. Страны Латинской Америки
История освоения континента. Древние цивилизации Америки. Особенности формирования населения. Современная демографическая ситуация. Природно-ресурсный потенциал стран, отрасли специализации. Место государств в мировой экономике. Тенденции в экономическом развитии стран.
V раздел. Страны Африки
Колониальное прошлое материка. Распад колониальной системы, образование независимых государств. Современная демографическая ситуация. Природно-ресурсный потенциал стран, отрасли специализации. Место государств в мировой экономике. Тенденции в экономическом развитии стран.
Итоговый урок. Зачет
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
Введение. Общая экономико-географическая характеристика стран Европы | 1 | |
I раздел | Зарубежная Европа | 14 |
Тема 1. Изменения на политической карте Европы | 1 | |
Тема 2. Роль стран Европы в мировой цивилизации | 1 | |
Тема 3. Особенности населения | 2 | |
Тема 4. Особенности хозяйства стран Европы | 1 | |
Тема 5. Страны Северной Европы | 2 | |
Тема 6. Страны Западной Европы | 2 | |
Тема 7. Страны Южной Европы | 2 | |
Тема 8. Страны Восточной Европы | 2 | |
Обобщающий урок | 1 | |
II раздел | Зарубежная Азия | 10 |
Тема 1.Изменения на политической карте Азии | 1 | |
Тема 2. Роль стран Азии в мировой цивилизации | 1 | |
Тема 3. Особенности населения | 2 | |
Тема 4. Страны Восточной и Центральной Азии | 2 | |
Тема 5. Страны Южной и Юго-Восточной Азии | 2 | |
Тема 6. Страны Юго-Западной Азии | 1 | |
Обобщающий урок | 1 | |
III раздел | Страны Северной Америки | 4 |
Тема 1. История образования государств США и Канады | 1 | |
Тема 2. Особенности населения | 1 | |
Тема 3. Тенденции в экономическом развитии стран | 1 | |
Тема 4. Место государств в мировой экономике | 1 | |
IV раздел | Страны Латинской Америки | 2 |
Тема 1. История освоения континента Изменения на политической карте Латинской Америки | 1 | |
Тема 2. Особенности населения, природно-ресурсного потенциала и хозяйства стран Латинской Америки | 1 | |
V раздел | Страны Африки | 2 |
Тема 1. Изменения на политической карте Африки | 1 | |
Тема 2. Особенности населения, природно-ресурсного потенциала и хозяйства стран Африки | 1 | |
Итоговый урок | 1 | |
Итого | 34 |
Формы оценки результатов освоения данного элективного курса:
а) оценка личных достижений обучающихся в решении конкретных учебно-познавательных заданий различного типа непосредственно на занятиях элективного курса;
б) оценка достижений обучающихся в выполнении ими заданий различного типа .
в) оценка успехов обучающихся в выполнении ими индивидуальных творческих заданий в процессе реализации программы.
Форма итоговой аттестации обучающихся по окончании элективного курса:
а) подготовка и защита докладов (рефератов) по изучаемым темам элективного курса;
б) учёт индивидуальных достижений в процессе реализации коллективной деятельности обучающихся по конкретным темам курса;
Форма самостоятельной деятельности обучающихся в рамках данного элективного курса:
а) индивидуальную работу обучающихся с учебными материалами по данному элективному курсу для решения учебно-познавательных задач в урочное время;
б) подготовку обучающимися материалов к выступлению с докладами на уроках, конференциях, разработка и защита проекта решения одной из актуальных проблем современного мира.
Критерии оценивания устного (развернутого письменного) ответов
Отметка « 5 » («отлично») - ответ полный, отражающий основной материал учебного задания:
правильно раскрыто содержание понятий, явлений, процессов и взаимосвязей, проводится конкретизация их примерами; материал излагается логично, доказательно на основе современных географических знаний, обучаемый самостоятельно, уверенно использует карту, наглядные пособия и т.д.
Отметка « 4 » («хорошо») – ответ в целом удовлетворяет ранее названным требованиям; он полный, правильный, но есть неточности в изложении учебного материала, которые обучаемый способен самостоятельно их устранить.
Отметка « 3 » («удовлетворительно») - в ответе излагается основное содержание учебного материала, но имеются некоторые ошибки: нечетко даются определения понятий, обучаемый затрудняется в самостоятельном объяснении явлений, процессов и взаимосвязей, нарушается логика объяснения учебного материала.
Отметка « 2 » («неудовлетворительно») - не выполнены требования на отметку «3» («удовлетворительно»).
Критерии оценивания тестов:
0-49% - отметка «2» (неудовлетворительно);
50-69% - отметка «3» (удовлетворительно);
70-89% - отметка «4» (хорошо);
90-100% - отметка «5» (отлично).
Отметочная система оценивания переводится в безотметочную и фиксируется в журнале:
«3», «4», «5» - «зачет»,
«2» - «незачет».
УМК:
1.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс. – М.: Просвещение 2020.
Список литературы:
1. Бахчиевой О.А. «География. 10-11класс» (Региональная география мира) - М: «Вентана Граф»,2018
2. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс. М. Роскартография, 2016.
3. Географическая картина мира. В.П. Максаковский. Книга 1. М.:Дрофа, 2014.
4.Е.М. Курнашева. Экономическая и социальная география мира в схемах и таблицах 10 класс. М.:Экзамен, 2015
5. Элькин Г. Н. Экономическая и социальная география мира. СПб.: Паритет, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 9 класс
Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 9 класса. Данный курс вооружает учащихся знаниями по краеведению,развивает географическую культуру учащихся...
Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 8 класс
Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 8 класса. Любовь к Родине связана любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живет...
Рабочая программа элективного курса "География мирового туризма"
География туризма- отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «ГЕОГРАФИЯ.» 5-8 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭлективного курса«ГЕОГРАФИЯ.»5-8 классы...