Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 8 класс
элективный курс по краеведению (8 класс)

Иванова Наталья Валентиновна

Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 8 класса. Любовь к Родине связана любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живет.  Неотъемлемой частью нашей страны является Алтайский край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_altayskogo_kraya_8_klass.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса

 «География Алтайского края» 

8 класс

II ступень обучения общего образования

 2015-2016 учебный год

Рабочая  программа   составлена на основе  учебной программы под редакцией С.Л.Баклановой, В.С.Ревякина, краеведческого материала

        

                                                                         Составитель:

                                                                           Иванова Н.В.,

                                                                                   учитель географии

                                                                        I категории

                

2015 г.

Пояснительная записка

Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, Ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

 Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живет. Неотъемлемой частью нашей страны является наш Алтайский край.

Программа элективного курса «География Алтайского края» предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 35 часов.

Содержание элективного курса знакомит учащихся 8 класса с географией родного края. Позволяет школьникам овладеть приемами работы с географическими картами, Интернет-ресурсами, краеведческим материалом. Данный элективный курс особенно актуален, так как вооружает учащихся знаниями по краеведению. Развивает их географическую культуру, повышает интерес к предмету географии.

Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации: Интернет-ресурсами, атласами, а также работу в библиотеках и экскурсии.

Цель курса:

сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания

Задачи курса:

  • Выяснить особенности географического положения края;
  • Познакомить учащихся с историей заселения края;
  • Рассмотреть рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир, природные комплексы края;
  • Воспитывать любознательность;
  • Развивать интерес к изучению природы своего края.

Концепция: традиционное обучение с  элементами личностно-ориентированного дифференцированного, проблемного, развивающего обучения.

Сроки реализации программы элективного курса:  

2015-2016 уч.год, 35 часов в год, 1 час в неделю

  

         Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные.

Методы организации учебного процесса:

По источникам информации

  • словесные
  • наглядные
  • практический

           По уровням познавательной деятельности

  • проблемный
  • иллюстративный
  • репродуктивный

Технологии обучения:

  • технология полного усвоения
  • технология дифференцированного обучения

Формы, способы  и средства проверки: итоговая творческая работа. Текущий контроль в формате опроса, работы с контурными картами, практических работ.

Требования к учащимся:

  1. Усваивать и воспроизводить учебный материал;
  2. Уметь использовать различные источники учебной информации;
  3. Овладеть приемами работы с географической информацией (графики, схемы, таблицы, картосхемы) и передачи ее собеседнику в зависимости от коммуникативно-деятельностных установок;
  4. Определять степень географической правильности суждений, диагностировать географические ошибки.

Предполагаемые результаты обучения связаны с общими задачами обучения и воспитания, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности.

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник. В.С.Ревякин География Алтайского края 8-9 кл.

2. Подкорытова Л.Д., Савинова В.А. Уроки географии Алтайского края. Барнаул

3. Географические карты для средней школы.

4. Арефьев В.Л., Чудов А.А. Туризм на Алтае. Барнаул,1994.

Верещагин В.И. материалы для ботанических экскурсий в алтайском крае, Барнаул, 1972.

5. Костенков П.П. Край наш Алтайский. Барнаул, 1975.

6. Савинов В.И.Звери и птицы Алтая. Барнаул, 1989.

7. Розен М.Ф. Очерки об исследованиях и исследователях Алтая. Барнаул. 1996.

8. Энциклопедия Алтайского края 1 и 2 том.

9. Энциклопедия г. Рубцовск.

Календарно-тематическое планирование

Класс___8___

Количество часов всего__35_____ в неделю__1____

Количество      практических работ____7________экскурсий___2____

п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Из них

Сроки

Планируемый результат

теорети-

ческие занятия

практи-

ческие

занятия

др.

1

Введение

1ч.

1

05.09

Уметь:

использовать различные источники географической информации

2.

Физико-географическое положение Алтайского края

2 ч.

1

1

12.09-19.09

Уметь:

показывать на контуре графически широту  долготу, отразить удаленность от океана. Выделить государственную и федеральную границу, подписать пограничные территории на контурной карте.

3.

Из истории освоения и изучения

3 ч.

3

26.09-10.10

Знать:

историю освоения территории края, великих землепроходцев, первооткрывателей земли Алтайской, в честь кого названы географические объекты края

4.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Алтайского края.

5 ч.

4

1

17.10-21.11

Знать:

типы движения земной коры на территории края, основные формы рельефа края и своей местности, среднюю высоту края; своеобразие горных пород и особенностей их залегания.

Уметь:

приводить примеры минеральных ресурсов края; составлять характеристику форм рельефа на основе анализа физической карты и атласа края и фотоснимков; определять абсолютную и относительную  высоту рельефа, горные породы родного края. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за изменением во времени форм рельефа края; проведения самостоятельного поиска информации о рельефе и минеральных богатствах края, из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

5.

Климат  края

4 ч.

3

1

28.11-19.12

Уметь:

сопоставлять физическую и климатическую карты, устанавливать взаимосвязь между климатом и рельефом.

Знать:

тепловой пояс, в котором находится Алтайский край; времена года, их астрономическое и географическое фенологическое начало; климатические показатели погоды.

Уметь:

Определять высоту Солнца над горизонтом на широте школы; определять температуру воздуха, атмосферное давление, влажность, облачность, направление ветра на местности при помощи приборов; вычислять среднюю температуру за сутки, месяц, год, амплитуду температур по данным календаря погоды; вычерчивать графики хода температур, строить розу ветров по данным наблюдений; давать характеристику погоды за сутки, месяц, описывать характерные признаки погоды различных сезонов года своего края; приводить примеры влияния климата на жизнь человека

6.

Внутренние воды края. Экскурсия

6 ч.

4

1

1

26.12-13.02

Знать:

понятия: поверхностные воды, подземные воды, река, озеро, болото, исток, устье, приток, бассейн, половодье, верхнее и нижнее течение, питание рек, меры по охране водных ресурсов.

 Уметь:

 находить и показывать на карте реки: Объ, Катунь, Бия, Алей, Чарыш, Чумыш, Ануй; озера края, минеральные источники; работать со статистическим материалом (длина рек, глубина озер); выражать свое мнение по поводу использования и охраны внутренних вод.

7.

Почвы края

 2 ч.

1

1

20.02-27.02

Уметь:

отражать взаимодействие компонентов природы на определенной территории

Знать:

 определение понятия «почва», главные типы почв края; зависимость формирования почв от рельефа и климата в разных частях края; читать почвенную карту края.

8.

Растительный и животный мир края.

5 ч.

4

1

06.03-10.04

Знать:

 понятия: растительный мир, животный мир; зависимость растительного мира от рельефа и климата в разных частях края, своеобразие растительного и животного мира края.

Уметь:

работать с гербарием, иллюстрациями, географическими картами.

9.

Природные комплексы края. Экскурсия.

4 ч.

2

1

1

17.04-15.05

Знать:

содержание основных понятий: природный комплекс, природные компоненты; своеобразие природных комплексов своей местности, использование их человеком, меры по охране.

Уметь:

составлять комплексную характеристику природного комплекса. Применять знания в практических работах.

10.

Обобщающий урок

9 ч.

1

1

1

22.05-29.05

Поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Виды

деятельности

обучающихся

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

1.

Введение. Алтай - наш родной край

Атлас, карта края

2.

Физико-географическое положение  Алтайского края

Использование  ИКТ, атлас

3.

Практическая работа № 1. Нанесение на контурную карту границ края, обозначение пограничных территорий, определение координат своего населенного пункта.

П\Р №1

Атлас, контурная карта

4.

История освоения и изучения края

Использование  ИКТ, атлас

5.

Семинар. Михаил Рубцов - основатель нашего города

Использование  ИКТ

6.

История географических названий на карте края.

Использование  ИКТ, атлас, карта

7.

Рельеф Алтайского края. Типы рельефа поверхности.

Атлас, карта края

8.

История развития природы

Атлас, карта края

9.

Геологическое строение

Атлас, карта края

10.

Горные породы края. Развитие  горнозаводского дела в крае.

Использование ИКТ

11.

Практическая работа №2. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

П\Р №2

Атлас, контурная карта, карта

12.

Климат Алтайского края

Атлас, карта края

13.

Характеристика времен года

Использование ИКТ

14.

Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления

Использование ИКТ

15.

Практическая работа №3. Определение источников загрязнения атмосферного воздуха в городе Рубцовске и мероприятия по восстановлению чистоты воздушного бассейна

П\Р №3

Атлас, карта края

16.

Внутренние воды края. Реки.

Использование  ИКТ, атлас, карта

17.

Озера

Использование  ИКТ, атлас, карта

18.

Подземные воды. Болота. Ледники Алтая.

Использование  ИКТ, атлас, карта

19.

Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте водных объектов.

П\Р №4

Атлас, контурная карта, карта

20.

 Семинар. Использование водных ресурсов.

Использование ИКТ

21.

Экскурсия. Экологическое состояние реки Алей.

22.

Почвы края.

Использование ИКТ

23.

Практическая работа №5. Подбор сельскохозяйственных культур, соответствующих свойствам почвы и климатическим условиям местности.

П\Р №5

Атлас, карта края

24.

Растительность края.

Использование ИКТ

25.

Семинар. Редкие и исчезающие растения края.

Использование ИКТ

26.

Животный мир края.

Использование ИКТ

27.

Семинар. Редкие и исчезающие животные края.

Использование ИКТ

28.

Практическая работа №6. Работа с гербарием, иллюстрациями, географическими картами.

П\Р №6

Карта, иллюстрации, гербарий

29.

Природные комплексы края.

Использование ИКТ

30.

Практическая работа №7.  Составление комплексной характеристики ПК.

П\Р №7

Атлас, карта края

31.

Экскурсия. Сравнение естественных зональных ПК и антропогенных ландшафтов.

32.

Охраняемые природные территории

Использование ИКТ

33.

Урок-игра «Знаешь ли ты свой край?»

Использование ИКТ

34-35.

Обобщающий урок

Содержание курса

Тема 1. Введение. Алтай - наш родной край.

Тема 2. Физико-географическое положение края. Положение края на физической, административной картах России, физической и политической картах мира, материке, положение на  Западно-Сибирской равнине, на градусной сетке. Пограничные области. Определение положения края на градусной сетке.

Практическая работа. Нанесение на контурную карту границ края, обозначение пограничных территорий, определение координат своего населенного пункта. Измерение расстояний по глобусу и карте от города Рубцовска до Северного и Южного полюса, экватора, Балтийского и Черного, Карского морей, Москвы. Определение часового пояса.

Тема 3. Из истории освоения и изучения. Михаил Рубцов - основатель нашего города. История географических названий на карте края

Тема 4.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Алтайского края. Рельеф Алтайского края. Типы рельефа поверхности. Низменность, равнина, возвышенность.  Положение территории края на Западно-Сибирской равнине (на   Западно-Сибирской плите). Средние и мелкие формы рельефа. Кулундинская низменность, Приобское плато, Бие-Чумышская возвышенность, Салаирский кряж, хребты Алтайских гор (в пределах Алтайского края). История развития природы. Геологическое строение. Горные породы края.  Осадочное и магматическое происхождение горных пород. Особенности залегания горных пород на территории края. Виды минеральных ресурсов: пески, глины, мел, известняк, граниты, полиметаллические руды, их основные месторождения. Рациональное использование минеральных ресурсов края. Развитие  горнозаводского дела в крае.

Практическая работа. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми. Описание горных пород Алтайского края.

Тема 5. Климат края. Характеристика времен года и типы погод на территории Алтайского края.  Годовое движение Земли и изменение высоты солнца над горизонтом своей местности. Распределение климатических показателей по территории края. Температура воздуха по сезонам года. Среднемесячная, среднесуточная, минимальная, максимальная температура, амплитуда своей местности. Осадки. Зависимость количества осадков от направления ветра и сезонов года. Роза ветров своей местности. Климат и жизнь. Влияние климата на условия жизни и деятельности человека в Алтайском крае. Положительное и отрицательное влияние человека на климат.  Неблагоприятные климатические явления.

 Практическая работа. Определение источников загрязнения атмосферного воздуха    в городе Рубцовске и мероприятия по восстановлению чистоты воздушного бассейна.

Тема 6. Внутренние воды края.  Состав вод суши на территории Алтайского края. Поверхностные и подземные воды и их виды.  Природные и искусственные водоемы. Реки.  Река- главная часть состава вод суши и ее значение в водообеспечении края и своей местности. Озера. Режим и питание поверхностных вод. Подземные воды. Болота. Ледники Алтая. Использование водных ресурсов. Экологическое состояние реки Алей.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте водных объектов: рек- Объ, Бия, Катунь, Алей, Чарыш, Ануй, озер - Кулундинское, Бурлинское, Кучукское, Белое, Колыванское.

Тема 7. Почвы края.

Понятие «почва», тип почв, главные типы почв края. Различие в их главном свойстве- плодородии. Зависимость почв от условий формирования рельефа и климата. Почвенная карта края.

Практическая работа. Подбор сельскохозяйственных культур, соответствующих свойствам почвы и климатическим условиям местности.

Тема 8. Растительный и животный мир края. Растительность края. Характер растительности, видовой состав растений. Редкие и исчезающие растения края. Животный мир края.  Видовой состав животных, их приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Редкие и исчезающие животные края. Красная книга.

Практическая работа. Работа с гербарием, иллюстрациями, географическими картами.

Тема 9. Природные комплексы края.  Взаимодействие компонентов природы: рельефа, климата, вод, почв, растений и животных. Естественные зональные ПК и антропогенные ландшафты.  Влияние человека на природу. Охраняемые природные территории.

Практическая работа.  Составление комплексной характеристики ПК

Тема 10.Обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...