Общепедагогические технологии
учебно-методический материал по географии
Использование технологий на уроках географии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование метапредметных результатов через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся
В настоящее время государству и обществу нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и переучиваться в течение всей жизни, а не человек обученный, т.е. квалифицированный исполнитель как было раньше. Поэтому для школы актуальной является проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Именно поэтому в новом федеральном государственном стандарте определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты, которые требуют изменения содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Метапредметные учебные действия - это умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью (решение лингвистической или литературоведческой учебной задачи, запоминание фактического материала, планирование совместно с другими учениками творческого или исследовательского проекта).
Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться: эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Таким образом, метапредметные результаты - способы действия, направленные на решение познавательной задачи, обретённые в результате воздействия внешней информации и преобразования своего личного опыта, использованные при организации собственной деятельности.
В достижении метапредметных результатов большую роль играет внеурочная деятельность потому, что ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов, способностей. Здесь больше свободы в выборе темы работы, нет ограничений по времени его выполнения. На сегодняшний день формированию метапредметных результатов во внеурочной деятельности способствуют:
- подготовка и участие в НПК, предметных конкурсах, олимпиадах и т.д.
- подготовка и участие в предметных неделях, КТД и т.д.
- клубы, студии, секции, самостоятельная научно-исследовательская и проектная деятельность, общественно-полезная, социальная практика, и т.п.),
Краеведение – это также одно из средств осуществления метапредметных связей в преподавании, оно способствует преемственности в знаниях учащихся, которые важны не только как возможность знакомить учащихся с разными результатами связей явлений в природе и событий в обществе , но и как дидактическое обучение.
Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений создает также большие возможности, во-первых, для воспитания у школьников активного природоохранительного отношения к природе, во-вторых, для познания научных закономерностей развития природы и, наконец, для формирования эстетических взглядов. В процессе работ ребята овладевают основами профильной научно- исследовательской деятельности.
Походы, экспедиции – это увлекательнейшие формы сбора материала о своем крае. Трудно переоценить образовательное и воспитательное значение похода. В процессе работ ребята овладевают основами профильной научно- исследовательской деятельности.
По материалам экспедиции участники выполняют научно-исследовательские работы, которые представляются на научно-практических конференциях разного уровня
Хочу остановиться на организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Ежегодно учащимся предлагаю несколько тем для научно-исследовательской работы. Темы подбираю такие, чтобы соответствовали возрасту учащихся, вызывали интерес: «Досуг моей семьи», «Туризм как вид досуга», «Разведение домашних животных в Бурятии», «История моей семьи» и т.д.
При выборе темы исследования обычно придерживаюсь следующих правил:
- тема исследования должна быть интересна школьнику не только сегодня, но и в ближайшем будущем: он должен видеть возможность реализации полученных в ходе исследований знаний;
- должна предполагать решение какой-либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение;
- конкретной: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. В противном случае проект может получиться поверхностным.
При работе над проектом учителем составляется примерный план работы.
Этапы работы | Сроки |
Выбор и формулирование темы. | |
Подбор литературы (не менее 5 - 8 источников). | |
Отбор и систематизация материала, составление плана. | |
Определение актуальности и значимости работы. Выделение объекта и предмета исследования. Постановка цели и формулирование задач. Формулирование гипотезы исследования. | |
Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование и т.д.). | |
Работа над проектом (консультации учителя-куратора): обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования. | |
Оформление результатов исследования. Подготовка работы, сдача на проверку. | |
Подготовка к защите работы. | |
Защита (выступление) |
Вся работа должна удовлетворять критериям научно-исследовательской деятельности:
- актуальность выбранного исследования;
- качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы;
- умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы;
- владение автором специальным и научным аппаратом;
- сформулированность и аргументированность собственного мнения;
- практическая и теоретическая значимость исследования;
- четкость выводов, обобщающих исследование;
- грамотность оформления работы: она должна быть чётко структурирована и соответствовать предъявляемым требованиям.
В процессе выполнения научно-исследовательской деятельности реализуются следующие метапредметные УУД:
- Регулятивные: Целеполагание своей деятельности (что знаю и что еще не знаю), планирование работы, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, контроль в форме сличения результата с заданным эталоном, коррекция, оценка, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Способность к волевому усилию.
- Познавательные: формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение, извлечение информации из прослушанных текстов разных жанров, свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей, умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, соблюдая нормы построения текста).
- Коммуникативные: умение выражать себя, правильно выражать свои мысли в речи, если работает в группе – слушать, вступать в диалог и понимать других, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя при работе над исследовательским проектом на разных этапах деятельности разная. Конечно, ученики должны работать самостоятельно. Однако роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. Помощь учителя обязательна на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы. На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя тоже велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся.
Результатом своей деятельности считаю:
- Повышение положительной мотивации учащихся в изучении географии.
- Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе решения конкретных коммуникативных задач: читать и находить нужную литературу, создавать и редактировать текст, публично выступать и общаться на разные темы.
- Формирование универсальных исследовательских умений у школьников, самопознание и развитие личности.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время. Научно-исследовательская деятельность способствует развитию интеллектуального, творческого, волевого потенциала школьника, обогащает личность, развивает способность к рефлексии, создает условия для формирования научного мировоззрения и исследовательских навыков.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение,2011.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество.-М.: Просвещение, 2011.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общепедагогические технологии
Модефицированные программы по легкой атлетике, баскетболу, волейболу. Можно использовать во внеурочной деятельности учителя физической культуры в 5 - 11 классах. Дополнительная общеобразовательная про...

Общепедагогические технологии "Драматургия, режиссура, артистизм современного урока"
Особенности современных требований к процессу обучения и уроку как форме его организации.Взаимосвязь науки и искусства в педагогике....

Общепедагогические технологии по Г.К. Селевко
Одним из ведущих исследователей в области педагогики является профессор Г.К. Селевко. В его книге «Современные образовательные технологии» мы можем найти классификацию педагогических техно...
Общепедагогические технологии
Сәләтле укучылар белән эшләү...