Программа внеурочная деятельность
рабочая программа по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
внеурочной деятельности
Общеинтеллектуального направления
«Занимательная география».
«Введение в географию»
в 5 классе
Срок реализации: 1 год
учителя географии
Малушиной Ульяны Хайдеровны
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Занимательная география» предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Занимательная география» рассчитана на учащихся 5 класса на 1 учебный год по 1 часу в неделю. Всего 35 часов в год.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные и метапредметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах. Предполагаемые результаты освоения программы «Занимательная география»:
Личностные результаты освоения программы:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
учиться планировать учебную деятельность на занятии.
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.
добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
слушать и понимать речь других.
выразительно читать и пересказывать текст.
вступать в беседу на занятии и в жизни.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Содержание курса внеурочной деятельности формы организации и виды деятельности
Вводное занятие (1 час)
Организация занятий внеурочной деятельности. Определение требований к учебной организации обучающихся в ходе реализации программы «Занимательная география».
Тема 1. Карта – величайшее творение человечества (2 часа)
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические карты. Карта – величайшее творение человечества. Имена на карте мира.
Тема 2. Ориентирование на местности (2 часа)
История изобретения компаса. Способы ориентирования на местности.
Тема 3. Жизнь земной коры (3 часа)
Вулканы, гейзеры, горячие источники. Землетрясения. Разнообразие форм рельефа на Земле. Рельеф своей местности. Минералогия.
Тема 4. Голубая планета (5 часа)
Водяные смерчи, бури и ураганы в море. Растительный и животный мир океанов и морей. Тайны Мирового океана. Крупнейшие реки Земли. Крупнейшие озера земли, озера-диковинки. В мире падающей воды.
Тема 5. Воздушное покрывало (4 часа)
Современные методы изучения атмосферы. Обработка и оформление результатов наблюдения за погодой. Грозные явления в атмосфере. Местные признаки и приметы для предсказания погоды.
Тема 6. Зеленая планета (4 часа)
Удивительные растения и животные. Уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы. Рекордсмены животного мира. Рекорды растительного мира. Красная Книга России. Крупные заповедники и охраняемые природные территории.
Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (6 часов)
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
Тема 8. Чудеса России (3 часа)
Знакомство с географическими чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми), фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.
Тема 9. Чудеса света(4 часа)
Семь чудес света.. Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Петроглифы Сикачи-Аляна – памятники древнейшей цивилизации. Озеро Амут – природный чудный уголок. Шантары – загадка природа края. Горная страна Дуссе-Алинь – «затеряный мир».
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение и контроль усвоения материала по программе внеурочной деятельности. Презентация лучших проектов.
Формы контроля
Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает:
тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические задания, опросы (текущий контроль);
индивидуальные консультации (подготовка проекта, контроль с целью коррекции);
самостоятельное выполнение обучающимися проектных и творческих работ по плану или образцу (текущий контроль);
участие в научно-практических конференциях, краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и города (итоговый контроль);
участие в научно-практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном уровнях (итоговый контроль);
презентации и защита проектов учащихся на итоговой конференции (итоговый контроль).
самостоятельно, рационально и адекватно ситуации использует средства обучения для создания и защиты творческих, исследовательских проектных и творческих работ.
- Тематическое планирование
№ п/п | Часы | Дата | Тема | Формы и виды деятельности | |
Вводное занятие (1 час) | |||||
1 | 1 |
| Введение в курс внеурочной деятельности | Беседа | |
Тема 1. Карта – величайшее творение человечества (2 часа) |
| ||||
2 | 1 |
| Карта – величайшее творение человека. | Практикум | |
3 | 2 |
| Имена на карте мира | Беседа/практикум | |
Тема 2. Ориентирование на местности (2 часа) | |||||
4 | 1 |
| История изобретения компаса. | Беседа | |
5 | 2 |
| Способы ориентирования на местности. | Практикум | |
Тема 3. Жизнь земной коры (3 часа) | |||||
6 | 1 |
| Вулканы и Землетрясения. | Беседа | |
7 | 2 |
| Рельеф своей местности. | Виртуал-экскурсия | |
8 | 3 |
| Минералогия. | Экскурсия | |
Тема 4. Голубая планета (5 часа) | |||||
9 | 1 |
| Водяные смерчи, бури и ураганы в море. | Беседа | |
10 | 2 |
| Растительный и животный мир океанов и морей. | Практикум | |
11 | 3 |
| Тайны Мирового океана. | Урок-загадка | |
12 | 4 |
| Крупнейшие реки и озера Земли. Озера-диковинки. | Практикум | |
13 | 5 |
| В мире падающей воды. | Виртуал. экскурсия | |
Тема 5. Воздушное покрывало (4 часа) | |||||
14 | 1 |
| Современные методы изучения атмосферы. |
| |
15 | 2 |
| Погода и ее капризы. |
| |
16 | 3 |
| Грозные явления в атмосфере. Опасные природные явления |
| |
17 | 4 |
| Местные признаки и приметы для предсказания погоды. |
| |
Тема 6. Зеленая планета (3 часа) | |||||
18 | 2 |
| Удивительный и уникальный органический мир. |
| |
19 | 1 |
| Рекордсмены органического мира. |
| |
20 | 3 |
| Крупные заповедники и охраняемые природные территории. |
| |
Тема 7. Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (6 часов) | |||||
21 | 1 |
| Загадочный мир материков | Беседа | |
22 | 2 |
| Рекорды материков в рубрике «самый, самое, самая». | Виртуал. экскурсия | |
23 | 3 |
| Составления визитных карточек материков. | Практикум | |
24 | 4 |
| Океаны Земли в рубрике «самый». | Виртуал. экскурсия | |
25 | 5 |
| Загадочный мир океанов. | Урок-презентация | |
26 | 6 |
| Составление визитных карточек океанов. | Практикум | |
Тема 8. Чудеса России (3 часа) | |||||
27 | 1 |
| Чудеса России – великие природные объекты страны. | Путешествие | |
28 | 2 |
| Озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми). | Практикум | |
29 | 3 |
| Визитные карточки, коллажи чудес России. | Практикум | |
Тема 9. Чудеса света (5 часов) | |||||
30 | 1 |
| Семь чудес света. | Экскурс | |
31 | 2 |
| Цветок лотоса – символ чистоты и благородства. Озеро Амут – природный чудный уголок. | Практикум | |
32 | 3 |
| Петроглифы Сикачи-Аляна – памятники древнейшей цивилизации. Горная страна Дуссе-Алинь – затерянный мир. | Практикум | |
33 | 4 |
| Железнодорожный мост через реку Амур – рукотворное чудо | Практикум | |
34 | 5 |
| Визитные карточки Чудес света. | Презентация | |
Итоговое занятие (1 час) | |||||
35 | 1 |
| Презентация лучших проектов. | Защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...