Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Регионы России"
методическая разработка по географии (9 класс)

Цапенко Дмитрий Васильевич

Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Регионы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_regiony_rossii.docx68.28 КБ

Предварительный просмотр:

33

                      РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

                  РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

          «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41»

346537 Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Депутатская 16а, тел./факс (8636) 28-40-60 e-mail:school41@shakhty-edu.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого обобщающего урока по географии в 9-м классе на тему "Регионы России"

        Учитель: Цапенко Д.В.

Шахты

2019г.

Методическая разработка открытого урока географии в 9 классе.

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Регионы России»

Цели: обобщить и систематизировать и систематизировать знания о природных регионах России; закрепить знания, полученные при изучении физической географии о природных компонентах, природных районах; развивать умения общения обучающихся при групповой работе; формировать  целостное представление об уникальности природы нашей Родины,  воспитывать чувство бережного отношения к природе своей страны.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие обучающихся, подготовка к уроку.

2.Актуализация знаний

Сегодня мы завершаем изучении темы «Регионы России». Теперь вы имеете представление о том, насколько разнообразна и уникальна природа нашей страны, как взаимосвязаны природа и общество. Давайте вспомним некоторые сведения о регионах России. 

Беседа.

1. Перечислите природные районы нашей страны и покажите их на карте.

2. Каких районов больше горных или равнинных?

3. В каком районе мы проживаем?

3.Обобщение и систематизация материала

Учитель. Урок пройдет в виде соревнования. Для этого мы поделимся на 2 команды. Поэтому постарайтесь применить все свои знания и умения, полученные при изучении материала.

Команды, представьтесь пожалуйста.

1 команда Байкал. 2 команда Алтай.

Начинаем соревнование!

1 конкурс «Визитная карточка»

Каждая команда получает конверты со стихотворениями, необходимо определить о каком природном районе идет речь, а затем составить его визитную карточку. Например: Дальний Восток – муссоны, наводнения, Амур, уссурийский тигр, и т.д.

1 команда Байкал

Но я люблю за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

2 команда Алтай

Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец…

Восточно-Европейская равнина - одна из крупнейших равнин земного шара.

Урал – минеральная сокровищница России.

Учитель. Молодцы ребята, справились с заданием!

2 конкурс «Географическая Дуэль»

Из каждой команды по очереди выходит по одному человеку. На карте участники команд показывают географические объекты. Баллы получает та команда, которая быстро и правильно называет объекты.

1.река Волга

2.горы Урал

3.Республика Саха (Якутия)

4. река Лена

5.Западно –Сибирская равнина

6. Краснодарский край

7.п-ов Таймыр

8.республика Тыва

9.Прикаспийская низменность

10.Республика Алтай

11.Яблоновый хребет

12.рекаЕнисей

13.Чукотский автономный округ

14.Еврейская автономная область

15.река Амур

16.Среднесибирское плоскогорье

17.горы Саяны

18. горы Алтай

19. Карское море

20.Ленинградская область

3 конкурс «Географические догонялки»

Команды приготовили друг другу вопросы и сейчас по очереди будут отвечать на них.

1.Площадь равнины в пределах равнины около 3 млн .км2. Равнинность территории, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса способствовали ее заселению и освоению с давних времен. (Русская равнина).

2. Это преимущественно горная территория, расположенная в области мезозойской и кайнозойской складчатости. Зимой осадков выпадает мало,мощность снежного покрова невелика ,поэтому грунты промерзают на значительную глубину. Климат мусонный (Дальний Восток).

3.В переводе с тюрского языка означает «пояс». Протяженность с севера на юг – более 2000 км, ширина – от 50 до 150 км. Множество карстовых воронок, пустот, пещер. Этот регион богат полезными ископаемыми (Урал)

4.В центральной части основной зоны гор на поверхности выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все «пятитысячники» России и самая высокая горная верщина России и Европы. (Кавказ)

5.Это главное сокровище Валдая. Его площадь 212 км2. Форма напоминает цветок. (озеро Селигер, тверская область).

6. Это замечательное творение природы. Общая длина превышает 5км, хотя экскурсантам показывают километровый отрезок. (Кунгурская ледяная пещера, Пермский край).

7.Одна из интереснейших рек Урала. Мамин-Сибиряк писал о ней так: «Бойкая горная река вьется между высокими горами. Иногда кажется, что она течет по извилистой улице какого-нибудь средневекового города. Русло реки каменистое, изобилует порогами и подводными камнями» (река Чусовая, Урал)

8.Крупнейший курортный район. Здесь обнаружено 15 источников высокоценных минеральных вод. По химическому составу это вода с богатым содержанием сероводорода. (Кавказские Минеральные воды)

Учитель. Молодцы ребята, справились с заданием!

ФИЗМИНУТКА

4 конкурс «Географические загадки «Полезные ископаемые»»

Учащиеся должны назвать, где на территории Росси есть месторождения полезных ископаемых, о которых говорится в загадках.

В нем застыл зеленый камень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивших Урал? (Малахит)

Он очень прочен и упруг

строителям – надёжный друг

дома, ступени, постаменты

красивы станут и заметны. (гранит)

Восточно-Европейская равнина

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. ( природный газ) .

Основные запасы в Западной Сибири и на шельфе морей.

Я был когда-то смолою.

Из трещин стволов вытекал.

Искрился на солнце корою

И липкой слезой застывал (янтарь) посёлок Янтарном Калининградской области России. Восточно-Европейская равнина

В таежных диких лесах,

В Сибири, в Якутии дальней

Найдены россыпи драгоценных камней.

По твердости нет им равных. (алмаз)

Сибирь, Урал.

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий,

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (каменный уголь)

Крупнейшие месторождения в Сибири.

Учитель. Молодцы ребята, справились с заданием!

5 конкурс «Установите соответствие»

Командам нужно установить соответствие между горной системой и высшей точкой. Команды получают карточки, выполняют задание, затем обмениваются и проверяют.

Горная система, регион

Высшая точка

1.Алтай

1.Г.Роман-Кош (1545 м)

2.Урал

2.г.Эльбрус (5642 м)

3.Кавказ

3.влк.Ключевская Сопка (4688 м)

4.Крым

4.г.Народная (1895 м)

5.Дальний Восток

5.г.Белуха (4506 м)

Правильные ответы

Горная система, регион

Высшая точка

1.Алтай

5.г.Белуха (4506 м)

2.Урал

4.г.Народная (1895 м)

3.Кавказ

2.г.Эльбрус (5642 м)

4.Крымские горы

1.Г.Роман-Кош (1545 м)

5.Дальний Восток

3.влк.Ключевская Сопка (4688 м)

Взаимопроверка.

6 конкурс «Проверь себя»

Ребята, этот конкурс на личный зачет. Каждый будет выполнять задание самостоятельно. И мы узнаем, хорошо ли вы знаете регионы России. Работы вы сдадите мне и все получат оценки.

Тесты

7 конкурс «Третий лишний»

Какое понятие в цепочке лишнее, объясните выбор.

1.Алтай, Байкал, Кавказ.

2.Енисей, Лена, Владивосток.

3.Коми, Карелия, Сибирь.

4. Крымские горы, Урал, Дальние Восток.

8 конкурс «Впереди планеты всей»

Этот конкурс на скорость. Какая из команд за 1 минуту вспомнит и напишет больше субъектов РФ.

Время пошло!

Стоп! Считаем, у кого больше!

Учитель. Ребята наши соревнования подошли к концу. Давайте подведем итоги.

Подведение итогов.

4. Рефлексия.

Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Понравился он вам?

Смогли ли мы выполнить поставленные перед нами задачи? Если Вы считаете, что нам все удалось, мы выполнили поставленные задачи, поднимите палец вверх, если нет, опустите палец.

5.Домашнее задание

Подготовить сообщение «Образ регионов»

Тест по географии по теме «Регионы России»

1.В пределах России выделяют природных регионов:

А)4

б) 5

в) 6

г) 7.

  1. Самый большой по площади ПР:

А) Русская равнина

Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток

3.Гора Эльбрус находится в ПР:

А) Русская равнина

Б) Урал
В) Кавказ
Г) Дальний Восток

4. Самый протяжённый с севера на юг ПР:

А) Русская равнина

Б) Западная Сибирь
В) Урал
Г) Дальний Восток

5. Этот ПР называют «Каменным поясом Русской Земли»:

А) Русская равнина

Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Урал

6. . Крайняя материковая северная точка России мыс Челюскин расположена на ПР:

А) Русская равнина

Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток

Тест по географии по теме «Регионы России»

1.В пределах России выделяют природных регионов:

А)4

б) 5

в) 6

г) 7.

  1. Самый большой по площади ПР:

А) Русская равнина

Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток

3.Гора Эльбрус находится в ПР:

А) Русская равнина

Б) Урал
В) Кавказ
Г) Дальний Восток

4. Самый протяжённый с севера на юг ПР:

А) Русская равнина

Б) Западная Сибирь
В) Урал
Г) Дальний Восток

5. Этот ПР называют «Каменным поясом Русской Земли»:

А) Русская равнина

Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Урал

6. Крайняя материковая северная точка России мыс Челюскин расположена на ПР:

А) Русская равнина

Б) Западная Сибирь
В) Восточная Сибирь
Г) Дальний Восток

1 команда Байкал

Но я люблю за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

2 команда Алтай

Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец…

3 конкурс «Географические догонялки»

1.Площадь равнины в пределах равнины около 3 млн .км2. Равнинность территории, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса способствовали ее заселению и освоению с давних времен. (Русская равнина).

2. Это преимущественно горная территория, расположенная в области мезозойской и кайнозойской складчатости. Зимой осадков выпадает мало,мощность снежного покрова невелика ,поэтому грунты промерзают на значительную глубину. Климат мусонный (Дальний Восток).

3.В переводе с тюрского языка означает «пояс». Протяженность с севера на юг – более 2000 км, ширина – от 50 до 150 км. Множество карстовых воронок, пустот, пещер. Этот регион богат полезными ископаемыми (Урал)

4.В центральной части основной зоны гор на поверхности выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все «пятитысячники» России и самая высокая горная верщина России и Европы. (Кавказ)

5.Это главное сокровище Валдая. Его площадь 212 км2. Форма напоминает цветок. (озеро Селигер, тверская область).

6. Это замечательное творение природы. Общая длина превышает 5км, хотя экскурсантам показывают километровый отрезок. (Кунгурская ледяная пещера, Пермский край).

7.Одна из интереснейших рек Урала. Мамин-Сибиряк писал о ней так: «Бойкая горная река вьется между высокими горами. Иногда кажется, что она течет по извилистой улице какого-нибудь средневекового города. Русло реки каменистое, изобилует порогами и подводными камнями» (река Чусовая, Урал)

8.Крупнейший курортный район. Здесь обнаружено 15 источников высокоценных минеральных вод. По химическому составу это вода с богатым содержанием сероводорода. (Кавказские Минеральные воды)

1.река Волга

2.горы Урал

3.Республика Саха (Якутия)

4. река Лена

5.Западно –Сибирская равнина

6. Краснодарский край

7.п-ов Таймыр

8.республика Тыва

9.Прикаспийская низменность

10.Республика Алтай

11.Яблоновый хребет

12.рекаЕнисей

13.Чукотский автономный округ

14.Еврейская автономная область

15.река Амур

16.Среднесибирское плоскогорье

17.горы Саяны

18. горы Алтай

19. Карское море

20.Ленинградская область

Сводная ведомость результатов географических соревнований на тему «Регионы России»

Название конкурса

Команда «Байкал»

Команда «Алтай»

1.

«Визитная карточка»

2.

«Географическая Дуэль»

3.

«Географические догонялки»

4.

«Географические загадки «Полезные ископаемые»»

5.

«Установите соответствие»

6.

«Третий лишний»

7.

«Впереди планеты всей»

Сводная ведомость результатов географических соревнований на тему «Регионы России»

Название конкурса

Команда «Байкал»

Команда «Алтай»

1.

«Визитная карточка»

2.

«Географическая Дуэль»

3.

«Географические догонялки»

4.

«Географические загадки «Полезные ископаемые»»

5.

«Установите соответствие»

6.

«Третий лишний»

7.

«Впереди планеты всей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"

Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».

Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...

Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"

Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 10-м классе на тему "Население мира"

Открытый урок по географии в 10-м классе на тему "Население мира"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 11-м классе на тему "Япония"

Открытый урок по географии в 11-м классе на тему "Япония"...

Методическая разработка открытого урока по географии в 7-м классе на тему "Города и сельское население"

Открытый урок по географии в 7-м классе на тему "Города и сельское население"...