Методическая разработка открытого урока по географии в 11-м классе на тему "Япония"
методическая разработка по географии (11 класс)
Открытый урок по географии в 11-м классе на тему "Япония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_yaponiya.docx | 67.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41»
346537 Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Депутатская 16а, тел./факс (8636) 28-40-60 e-mail:school41@shakhty-edu.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого о урока по географии в 11-м классе на тему "Япония"
Учитель: Цапенко Д.В.
Шахты
2021г.
Методическая разработка
открытого о урока по географии в 11-м классе на тему "Япония"
Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь Солнце
Садится за горы оно.
(Эпиграф пишется на доске)
Цели:
Образовательная: сформировать представление о территории, экономико-географическом положении, природе, хозяйстве страны. Выявить особенности социально-экономического развития экономики Японии.
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, и закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательная: способствовать формированию общегеографической культуры, через знакомство с обычаями, традициями населения и его хозяйственной деятельностью, через изучения страны пропагандирующий здоровый образ жизни.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Оборудование: экономическая карта Японии или мира, атласы, компьютер (презентация).
План урока: (План урока пишется на доске или слайде)
- Название страны.
- Территория, границы и экономико-географическое положение.
- Характеристика природы и природных ресурсов.
- Население Японии.
- Хозяйство Японии.
- Культура и традиции Японии.
Ход урока:
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, садитесь, приготовьтесь к уроку, взяли тетради и ручки и записываем число.
- Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно. – «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
-О какой стране идет речь? Вы догадались?
- Да, это Япония.
- Кто же они, японцы?
- В чем же состоит «экономическое чудо» Японии?
Мы с вами попробуем понять и узнать эту удивительную и своеобразную страну. Тема нашего урока: «Япония».
Записываем в тетрадь тему урока.
Рассказ учителя:
Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Они не похожи не на какой другой народ мира. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в тоже время самые невозмутимые, непрактичные, молчаливые люди.
Японская нация зародилась от пришедших сюда с Дальнего Востока – айнов. Япония много столетий была изолирована от остального мира и поэтому сохранила свою самобытность и своеобразие. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.
И первое с чего мы начнем – это познакомимся с названием, территорией, составом и экономико-географическим положением.
Название страны.
Рассказ учителя:
Древнее название страны – Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, то есть «Страна восходящего солнца».
Национальный флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине. Круглая хризантема на гербе страны также символизирует восходящее солнце.
Национальный цветок Японии – круглая хризантема.
Территория, границы и экономико-географическое положение.
Рассказ учителя:
По размерам территории, Япония сравнима с наиболее крупными странами Западной Европы и штатами США. Однако по составу и конфигурации она резко отличается от них.
Япония – это не просто страна, а страна-архипелаг, расположенная в Восточной Азии на четырех крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю.
Учитель показывает расположение крупных островов на экономической карте мира или Японии, а учащиеся находят их в своих атласах. И почти семи тыс. мелких островов.
Это целый островной мир!
А какой остров самый большой?
(Ответы учащихся: о. Хонсю)
На севере Япония омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем.
А какова же площадь, государственный строй и административно-территориальное устройство Японии?
Ребята давайте с вами с помощью форзаца учебника В.П.Максаковского «Визитная карточка стран мира» определим и запишем в свои тетради:
- -площадь
- -форму правления
- -форму административно-территориального устройство страны
Ответы учащихся:
-Площадь – 372 тыс.км
-Форма правления Японии – это конституционная монархия. Еще ее называют империей. Это практически единственная империя в мире. До принятия Конституции 1947 года Япония была абсолютной монархией.
-По административно-территориальному устройству Япония - унитарное государство.
-Столица Японии – Токио, что означает «Восточная столица», расположенная на острове Хонсю.
Глава государства - император Акихито.
По длине береговой линии (30 тыс.км) она значительно превосходит такую большую страну, как США, и сравнима со всей Африкой.
А каковы же особенности ЭГП Японии?
Рассказ учителя:
ЭГП Японии достаточно выгодное, и продолжает улучшаться. Благоприятной чертой экономико-географическое положение Японии является, прежде всего то, что дуга островов, на которых она расположена, протягивается на 3,5 тыс. км на стыке материка Евразии и Тихого океана и находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, что открывает большие возможности для участия в международном географическом разделении труда.
Неблагоприятной чертой ЭГП Японии является то, что Япония удалена от большинства стран, что затрудняет процесс интеграции.
Ребята, выделите на листочках положительные и отрицательные черты экономико-географического положения и обоснуйте свой ответ.
Положительные черты | Отрицательные черты | |
Изолированность (островная страна). | + | |
Близость к восточно-азиатским берегам и России. | + | |
Удаленность от рынков сырья и рынков сбыта. | + | |
Выход к морям и океану. | + |
Проверка задания.
А теперь давайте с вами рассмотрим природные условия и ресурсы Японии.
Характеристика природы и природных ресурсов
Япония – гористая страна. Низменности, наиболее удобные для размещения населения и хозяйства, расположены вдоль морских побережий.
Ребята давайте с вами откроем стр.383 т. 3,4,5. и посмотрим обладает ли страна полезными ископаемыми если да, то какими?
Да действительно страна бедна полезными ископаемыми. Поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы. Особую ценность представляют леса. Многочисленные реки из-за порожистости и малой длины непригодны для судоходства, но являются источником гидроэнергии и воды для орошения.
Природа на Японских островах жестока. Часто случаются землетрясения, поэтому здесь строят такие дома, при разрушении которых не гибнут люди.
Ощутимый вред приносят тайфуны.
Особый интерес у японцев вызывает вишня – сакура. Плоды её несъедобны. Она цветет один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают.
Обилие тепла и влаги позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей
С. Население Японии
Переходим к следующему пункту нашего плана. Рассмотрим особенности населения Японии:
Основа хозяйства – это трудовые ресурсы.
-Население Японии - составляет 127 млн. человек – это 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России и Пакистана.
-Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу воспроизводства населения.
Рассказ учителя:
-Национальный состав населения однородный. Это однонациональная страна, где 99 % населения составляют японцы. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы.
-Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы.
-Японцы очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, - буддизм. Японская система верования – синтоизм.
Япония – это нация здоровых людей. Как видно из диаграммы, в Японии самый низкий показатель детской смертности и самый высокий уровень продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82 года).
Ребята как вы думает, почему японцы живут так долго?
Ответы учащихся:
1. Все продукты в магазинах наисвежайшие, в пищу употребляются морепродукты.
2. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.
3. В отношении японцев царит доброжелательность.
4. Привычка ходить.
5. Гигиена.
-Япония отличается очень высокими темпами урбанизации. Подавляющее большинство населения живет в городах - 76 %. В стране более 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры. Именно в городах и городских агломерациях концентрируется основная часть населения. Самые крупные протянулись вдоль острова Хонсю.
-Давайте с вами посмотрим на экран и в учебник на стр 246 рис 68 и посмотрим и назовем как расположены крупнейшие агломерации Японии. (Токио, Нагоя, Оскака, которые протянулись вдоль восточного побережья острова Хонсю). Они образуют мегалополис Токайдо.
-Ребята давайте с вами запишем новое понятие, с которым мы сейчас познакомились - мегалополис. (Это наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций).
Основа любого хозяйства – это развитие хозяйства. А хозяйство основывается на богатстве природных условий и ресурсов. Давайте с вами познакомимся с хозяйством Японии и попробуем ответить на вопрос какой мы поставили в начале урока. В чем же состоит японское чудо Японии?
Япония – один из главных центров экономической мощи современного мира. ВВП Японии в четыре раза больше, чем Китая, при населении в десять раз меньшем! Выйдя из Второй мировой войны с разрушенным хозяйством, Япония достигла ошеломляющих результатов в экономическом развитии, заняв уже в середине 1970 –х гг, второе место по объему ВВП. Среди первых она шагнула в постиндустриальную эпоху, добивших статуса одного из важнейших финансовых и научных центров мира. После войны она скупала потенты на изобретение по всему миру, модернизировала на этой основе свою экономику. Вкладывала деньги в развитие науки и исследования. Мало тратила денег га вооружение.
Всю территорию Японии можно разделить на 2 части: южная, юго-восточная, которая носит название «лицевая часть», где и размещена большая часть производства. И северная, северо-западная – «тыльная часть», которая не имеет такой высокой концентрации производства и является более экологически чистой территорией
Важной особенностью экономики являются международные экономические связи, т.к.9/10 хозяйства ориентировано на импорт.
Давайте с вами посмотрим таблицу, и скажем: по каким, видам производства лидирует Япония?
-Черная металлургия – одна из главнейших базовых отраслей Японии. Уровень автоматизации производства – один из самых высоких в мире, хотя динамика выплавки стали в стране падает. Из 14 мощных комбинатов в мире 8 находится в Японии.
-Цветная металлургия – развивается практически полностью на импортном сырье.
-Машиностроение Японии является ведущей отраслью ее промышленности, занимает второе место после США. По экспорту машиностроение страны находится на 1-ом месте в мире.
Ребята, а какие крупнейшие автомобильные компании страны вы знаете? (Тоета, Нисан, Хонда, Мазда).
Чтобы понять причины японского чуда в автомобилестроении, нужно принимать во внимание не только высокую технику и технологию, но и высокую квалификацию всех занятых в производстве людей, а также особенности национального характера.
Задание: Используя карту атласа, найдите закономерности размещения заводов машиностроения и сделайте вывод? (Большинство заводов машиностроения размещено на восточном побережье острова Хонсю, в пределах мегаполиса Токайдо).
-Судостроение – страна по-прежнему является мировым лидером судостроения. В структуре производства характерно преобладание танкеров и сухогрузов, в последнее время возросло производство контейнеровозов, предназначенных для перевозки грузов. Судостроение остается отраслью международной специализации, страна обеспечивает более 30% мирового экспорта.
-Электронная промышленность – началась с развития радиоэлектроники.
По выпуску полупроводников и компьютеров Япония уступает только США. Япония лидер в производстве роботов, видеомагнитофонов, видеокамер, видеокассет.
Какие фирмы по изготовлению электронной промышленности вы знаете?
(Хитачи, Тошиба, Фудзи, Сони).
-В химической промышленности – главным видом сырья является нефть. На сегоднейший день Япония – это вторая страна по масштабам производства химической промышленности после США.
-Сельское хозяйство: Ведущей отраслью сельского хозяйства является растениеводство. Главная сельскохозяйственная культура – рис, его возделывают на всей территории Японии, за исключением крайней северной и восточной частей. По производству овощей и бахчевых Японии, находится на 5-ом месте в мире после Китая, Индии, США и Турции.
-Рыболовство - важная традиционная отрасль Японского хозяйства. По улову рыбы Япония занимает первое место в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов.
-Транспорт.
Япония имеет высокоразвитую транспортную систему, особенностью которой является отсутствие речного и трубопроводного транспорта. По густоте пассажирских железнодорожных перевозках, Япония занимает первое место в мире. По характеру своей транспортной сети эта страна напоминает страны Западной Европы.
Ребята, а как такая маленькая, отдаленная от других стран страна Япония с ограниченными ресурсами может играть ведущую роль в мировой экономике?
Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. По уровню образования Япония занимает 1 место в мире.
Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировки стола, чайная церемония, икебана, бонсай.
КИМОНО
КИМОНО - традиционная мужская и женская одежда японцев — прямой халат (запах слева направо), с поясом и широкими рукавами.
ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
Чайная церемония – набор последовательных действий, называемых «ката». Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя-ню-ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более 5 человек. В комнате даже днём должен быть полумрак, а вся мебель и предметы в ней – старинные, лишь белоснежный льняной платок бамбуковый ковш подчёркнуто новые.
Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок – растёртый в пудру зелёный чай, заливает его кипятком и специальным бамбуковым венчиком взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.
ИКЕБАНА.
Японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений, получившее признание во всем мире.
Задача икебаны — создать собственный микромир, подчеркнуть красоту и совершенство природы, внести гармонию в помещение, где стоит композиция, и повлиять на настроение людей.
БОНСАЙ.
Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, но своими размерами, не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей, передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свое свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжёлого трудового дня. Существование такого садика может быть объяснено стремление людей познать красоту большого мира, иметь её рядом с собой.
(Слайд 28)
А теперь давайте с вами поговорим немного о традициях Японии.
Традиции в Японии сохраняются благодаря своеобразному воспитанию своих детей. Воспитание ребёнка разделено на 3 этапа:
1 этап – до 5 лет. Ребёнок – «бог» - ему позволяется делать всё, т.к. ребёнок познаёт мир.
2 этап – до 14 лет. Ребёнок – «раб» - он должен беспрекословно подчиняться своим родителям. Т.к. он учится быть исполнительным.
3 этап – от 14 лет. Ребенок - «друг» - с его мнение считаются, с ним советуются, т.к. он учится быть самостоятельным.
3.Закрепление изученного материала.
Ребята у вас на столах лежат тесты. Вам необходимо выполнить их самостоятельно и в конце урока сдать на проверку.
Выполнить самостоятельно тест.
- Число жителей, проживающих на территории Японии:
а) 124 млн. чел. б) 126 млн. чел. в) 127 млн.чел.
- Государственный строй:
а) абсолютная монархия б) конституционная монархия в) республика
- Национальный состав - …… японцы:
а) 89% б) 90% в) 99%
- Япония относится к:
а) I типу воспроизводства; б) II типу воспроизводства;
5.Население Японии исповедует 2 основные религии:
а) буддизм и конфуцианство б) конфуцианство и синтоизм;
в) буддизм и синтоизм в) иудаизм и синтоизм
6.Японское «Экономическое чудо» обусловлено:
а) заимствование и внедрение научно- технических изобретений;
б) высокие темпы развития военно-промышленного комплекса;
в) низкой заработной платой рабочих;
7. Ведущие отрасли промышленности:
А) пищевая б) автомобилестроение в) лесная
8. Япония больше всего экспортирует:
а) пищевые продукты;
б) продукцию машиностроения
в) продукцию лесной промышленности.
9. Какими ресурсами не обладает Япония:
а) трудовыми б) минеральными в) лесными
4. Подведение итогов:
- На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им.
- Япония впервые перешла от второго к первому типу воспроизводства населения.
- Япония – вторая страна мира по совокупности экономической мощи после США.
- На сегоднейший день страна является крупнейшим финансовым центром мира.
- По национальному доходу на душу населения вышла на 3-место после Швейцарии и Люксембурга.
По уровню развития многих отраслей промышленности занимает 1-е место в мире: в судостроении, производстве автомобилей, станкостроении, производстве электронной продукции общего назначения, роботов, продукции микроэлектроники
5. Домашнее задание: Тема 7, § 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 3 класса " Творческий подход к закреплению материала на уроке сольфеджио"
Разработка открытого урока по сольфеджио...
Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"
Методическая разработка открытого урока по географии в 7 классе "Страны мира"...
Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"
Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"...
Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Регионы России"
Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Регионы России"...
Методическая разработка открытого урока по географии в 10-м классе на тему "Население мира"
Открытый урок по географии в 10-м классе на тему "Население мира"...
Методическая разработка открытого урока по географии в 7-м классе на тему "Города и сельское население"
Открытый урок по географии в 7-м классе на тему "Города и сельское население"...