Африка в мире. УМК "Полярная звезда"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Елена Петровна Вознесенская

Конспект уроку натему Африка в мире. УМК "Полярная звезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afrika_v_mire_7_klass_.docx38.28 КБ
Файл strany_i_regiony_afriki_k_uroku.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Африка в мире

Цели урока:

- сформировать знания учащихся о населении Африки,  уровне его социально-экономического развития; узнать, как распределяются основные народы Африки по материку; выявить основные занятия жителей Африки, их образ жизни, формировать  умения видеть и устанавливать  причинно-следственные связи;

- совершенствовать умения и навыки при работе с учебником и тематическими картами атласа;

- прививать интерес учащихся к изучению мира, стран, народов к изучаемому предмету.

- Продолжить формирование общеученических и общечеловеческих компетенций.

-Расширять мировоззрение учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Метапредметные:

- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;

Личностные:

- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.

Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, физическая карта атласа.

Ход урока:

  1. 1. Организационный момент. Концентрация внимания учащихся

 (звучит отрывок мелодии из программы «Клуб путешественников»)

Учитель: Вы слышите эту музыку? Она зовет нас в увлекательное путешествие по Африке, но прежде нам следует наилучшим образом настроиться и вспомнить, что мы уже знаем про этот материк.

2. Проверка знаний (д/з)

-Предлагаю разминку на тему «Чем славится Африка. Какие рекорды ей принадлежат?»

  1. Самая длинная река (Нил);
  2. Самая высокая вершина (Килиманджаро);
  3. Самый крупный остров (Мадагаскар);
  4. Самая северная точка (мыс Бен-Секка);
  5. Самое высокое животное (Жираф);
  6. Самый большой залив (Гвинейский);
  7. Самая южная точка (мыс Игольный);
  8. Самая полноводная река (Конго);
  9. Самая большая пустыня (Сахара);
  10. Самое тёплое море (Красное);
  11. Самый большой полуостров (Сомали);
  12. Самая западная точка (мыс Альмади);
  13. Самое большое по площади озеро (Виктория);
  14. Самый страшный ветер (самум);
  15. Самое быстрое животное (гепард);
  16. Самый твёрдый минерал (Алмаз);
  17. Самое длинное озеро (Танганьика);
  18. Самая восточная точка (Мыс Рас-Хафун);
  19. Самый широкий водопад (Виктория).

Блиц-опрос «НЕМАЯ КАРТА»

-Дополните название географического объекта, относящееся к Африке:

1.        Море (Красное);

2.        Пролив (Баб-эль-Мандебский);

3.        Канал, перешеек (Суэцкий);

4.        Мыс (Игольный);

5.        Пустыня (Намиб);

6.        Вулкан (Кения);

7.        Горы (Атлас);

8.        Река (Конго);

9.        Река (Оранжевая);

10.        Озеро (Ньяса);

11.        Течение (Гвинейское);

12.        Пролив (Мозамбикский)

13.     Остров  (Мадагаскар)

14.     Нагорье  (Тибести)

- внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах.

«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»

Подготовка к работе на основном этапе.

 Итак, на данный момент мы знаем, что:

- Африка – самый жаркий материк, т.к. лежит по обе стороны от экватора, её пересекают Северный и Южный тропики;

- Африку пересекает не только экватор, но и нулевой меридиан;

- Африка богата полезными ископаемыми, такими как: алмазы, золото, платина, железные и марганцевые  руды, бокситы, нефть и газ и др.

3.Подготовка к основному этапу

3.1.Вопрос: «О чем мечтает рассказчик из предыдущего задания ?»

Вспоминают текст, отвечают, что он мечтает о знакомстве с обычаями и традициями знаменитых народов Африки.

3.2.Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?

(если будет заминка можно прочесть стихотворение)

Прочтение стихотворения:

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ!

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей ее узнав,

Чья Африка? Спросите у меня,

И я отвечу вам «Она моя!»

До смерти, до скончания времен -

Родная мать для всех, кто здесь рожден!»

Учитель: совершенно верно. Тема нашего урока: «Африка в мире» (открыли тетради и записываем тему урока).

 4. Усвоение новых знаний и способов действия                                                                               - Что для этого нам необходимо? (новые знания)

- Где вы будете добывать эти знания? (рассказ учителя, презентации, учебника, физическая карта атласа, дополнительной литературы)

- Какую информацию вы будете искать? (о населении Африки, занятиях населения)

Целеполагание и мотивация

Итак, сегодня на уроке мы должны:

- познакомиться с населением Африки, странами;

- уровнем их социально-экономического развития;

- изучить занятость населения в хозяйстве страны;

Изучение нового материала и первичное закрепление

-Прежде чем приступить к изучению  населения Африки, давайте вспомним определение, что такое раса.

Расы -  это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, имеющие сходные признаки: цвет кожи, глаз и волос, размер и форма глаз, строение век, форма головы, скелета, которые передаются по наследству.

-Какие расы вы знаете?

         Многие ученые считают Африку прародиной современного человека.

Здесь в породах найдены орудия труда и костные останки человека,  имеющие возраст 27 млн лет. Предполагают, что  он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей.

Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.

-Предлагаю вам наше исследование о народах, населяющих Африку. Я проведу краткий экскурс по территории материка, а вы, не теряя времени, запоминая информацию, будете отражать её на контурных картах. Таким образом, мы разместим представителей разных рас по регионам Африки. Итак, вперёд!

- По природным условиям, составу населения материк можно разделить на четыре части: Северную Африку, Западную и Центральную Африку, Восточную Африку, Южную Африку.

Основную часть жителей материка составляет коренное население, относящееся к представителям двух больших рас: негроидной (экваториальной) и монголоидной, а также переселенцы европейского происхождения (европеоидная раса). Они составляют незначительную часть населения материка и живут в местах с климатическими условиями, приближенными к европейским.

Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке. В пустыне Сахара  кочуют туареги, бедуины.

Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы.

Например, самые высокие народы - тутси, масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см.

В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.

Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого  неуклонно падает.

В пустынях и полупустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты, относящиеся к монголоидной расе.

Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры - (потомки переселенцев из Нидерландов ) и англичане.

Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.

Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.

СЛАЙД колониальное прошлое

- Почему на политической карте Африки страны имеют прямые границы, по параллелям и меридианам?

- Итак, что же знают об Африке в мире? Наша дальнейшая работа будет строиться по маршрутным листам, я вам их раздаю, и первым заданием в них будет ответить на вопросы:

-Почему колонизаторы заинтересовались Африкой?

-Почему освобождение от колониальной зависимости не привело к существенному повышению уровня жизни населения?

Чтобы ответить на эти вопросы, вы должны прочитать текст учебника на стр 104.  Прочитав текст, запишите  ответы в свои листы-путеводители.

1. Что знают об Африке в мире?               ВЫВОД:

- Африка была долго изолирована от остального материка, только север Африки был известен европейцам.

- страны Африки долгое время были колониями развитых европейских стран (Англии, Франции, Португалии, Бельгии и др.)

- Африка обладает богатейшими природными ресурсами,  в лесах ценные породы деревьев, жаркий климат позволяет собирать несколько урожаев в год. Но, несмотря на это,  Африка остаётся беднейшим регионом мира.

- Пустыни, непроходимые экваториальные леса, порожистые реки, малопродуктивные земли и опасные тропические болезни затрудняют освоение континента.

       Современная политическая карта Африки сложилась несколько лет назад. На территории материка находятся 55 государств, из них самые большие по площади: Судан, Алжир, Конго, Ливия и др. Самая крупная страна по населению - Нигерия. Большинство стран имеют выход к морям и океанам.

-Откройте политическую карту на 252 стр учебника и назовите мне 5 стран, не имеющих выхода к морю или океану, запишите их в листы-путеводители….

 - Далее у вас даны 5 стран-самых больших по площади Вам необходимо нанести на контурные карты и подписать.

5 самых больших стран Африки по площади

  1. Алжир — 2 381 740 км². Алжир входит в  10 самых больших стран мира;
  2. Демократическая республика Конго — 2 345 410 км²;
  3. Судан — 1 886 068 км²;
  4. Ливия — 1 759 540 км²;
  5. Чад — 1 284 000 км²;

- Итак,

2. Кто живёт в Африке? Вывод:

(1.Численность Африки около   1 млрд. человек.

 2.Сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточное побережье материка.

3.Высокая  плотность населения в дельте Нила, где на 1км2 приходится 1000 человек .                  

4.В пустыне Сахара, занимающей ¼ материка, живет менее 1% всего населения, а в отдельных областях вообще отсутствует. )

- проживает 3 тыс. народов

- в странах северной Африки преобладают арабы, в стр. южной Африки – многочисленные народы (тутси, зулу, бушмены, масаи, пигмеи и др.)

- для населения континента характерен низкий уровень жизни и медицинского обслуживания, распространенность разных болезней приводят к высокой смертности и низкой продолжительности жизни ( Африка – материк, на котором самая большая численность больных СПИДом)

- 3/5 населения Африки живут в сельской местности, но здесь много городов: около 40 городов имеют более 1 млн. жителей, Каир и Лагос превзошли 10 миллионную отметку, а в Йоханнесбурге, Киншасе и Хартуме проживают более 5 млн. человек

- высокая рождаемость, невысокая смертность влияют на быстрый рост населения

3. Чем заняты африканцы?

- добывают полезные ископаемые: ½ мировой добычи алмазов, 1/5 урана, фосфоритов и золота, 1/10 –нефти.

- заняты в с/х (собирают 9/10 ямса, 2/3 какао, 2/5 проса и сорга, выращивают хлопчатник, чай, бананы, кофе, арахис). Сами питаются скромно: сорго, просо, кукурузу, пшеницу, на экваторе – клубнеплоды: ямс, кассаву; а  также-бананы.

- животноводство пастбищного типа. В тропических районах его почти нет из-за мухи це-це, в районах расселения мусульман по религиозным убеждениям не разводят свиней.

- работа с учебником, стр. 106, работа с картой «Африка. Страны и занятия населения» - определяют виды занятий населения стр 113

-Перечислите основные виды занятий африканцев. С какими проблемами они сталкиваются?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Обощение и систематизация знаний

  • К каким основным расам относится население Африки?
  • Назовите народы Африки? Где они проживают?
  • Назовите регионы Африки?

7.Подведение итогов

Д/задание:

п. 27;записать занятия населения Африки,

составить тест из 5 вопросов по теме «Население  Африки»

Синквейн

  • 1  существительное
  • 2  прилагательных
  • 3   глагола
  • предложение
  • Существительное – синоним первому существительному.

8.Рефлексия:

Продолжите высказывания:

  • Мало кто знает, а я знаю:
  • Мало кто знает, а я знаю, что вы работали очень хорошо.

 Маршрутный ЛИСТ урока по теме: «Африка в мире».

Задание №1: Используя раздел  § 27, стр. 104 «Что знают об Африке в мире? Ответьте на вопрос:

-Почему колонизаторы заинтересовались Африкой?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2: Используя политическую карту учебника на стр. 252, определите 5 крупнейших государств Африки и нанесите их на контурные карты.

    1.Алжир — 2 381 740 км². Алжир входит в  10 самых больших стран мира;

2.Демократическая республика Конго — 2 345 410 км²;

3.Судан — 1 886 068 км²;

4.Ливия — 1 759 540 км²;

     5.Чад — 1 284 000 км²;

Задание №3:

Определите виды занятий населения Африки, используя:

 -учебник, стр. 106;

-карта учебника «Африка. Страны и занятия населения», стр. 113.

-Перечислите основные виды занятий африканцев. С какими проблемами они сталкиваются?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ «Африка в мире»

Задание №1: Используя раздел  § 27, стр. 104  «Что знают об Африке в мире?»,  ответьте на вопрос:

-Почему колонизаторы заинтересовались Африкой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2: Используя политическую карту учебника на стр. 252, определите 5 крупнейших государств Африки и нанесите их на контурные карты.

    1.Алжир — 2 381 740 км². Алжир входит в  10 самых больших стран мира;

2.Демократическая республика Конго — 2 345 410 км²;

3.Судан — 1 886 068 км²;

4.Ливия — 1 759 540 км²;

     5.Чад — 1 284 000 км²;

Задание №3:

Определите виды занятий населения Африки, используя:

 -учебник, стр. 106;

-карта учебника «Африка. Страны и занятия населения», стр. 113.

-Перечислите основные виды занятий африканцев. С какими проблемами они сталкиваются?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название расы

Народы

Место проживания

Характерные черты

1.Европеоидная

Арабы (алжирцы, марокканцы, египтяне), берберы туареги

Север Африки

Пустыня Сахара

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

2. Экваториальная раса

Тутси, нилоты, масаи

Пигмеи

Саванны в северной части материка

   

  Зона экваториальных лесов

Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см.

Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150см)

3.Монголоидная

Бушмены, готтентоты

Полупустыни, пустыни

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо

4.Промежуточная раса

Эфиопы

Малагасийцы

Эфиопское нагорье, восток материка

О. Мадагаскар

Более светлая, но с красноватым оттенком кожа

Смешение монголоидной и негроидной рас

История колонизации Африки:

Африка издавна была известна европейцам, однако большого интереса для них не представляла. Здесь не были открыты запасы драгоценных металлов, да и проникнуть вглубь материка было сложно. Вплоть до конца XVIII века европейцам были известны только очертания берегов и устья рек, где создавались опорные торговые пункты и откуда вывозили рабов в Америку. Роль Африки отразилась в географических названиях, которые дали «белые» отдельным участкам африканского побережья: Берег слоновой Кости, Золотой Берег, Невольничий Берег. До 80-х г.г. XIX в. европейские колонии были только на побережье. В течение лишь двух десятков лет вся Африка была поделена между европейскими державами: Англией, Францией, Бельгией, Португалией, Испанией, Италией, Германией. К началу Первой мировой войны (1914-1918 г.г.) около 90% территории находилось в руках европейцев (самые большие колонии были у Великобритании и Франции). Границы в Африке «кроились» без учета географических и этнических особенностей территории. Освободившиеся страны унаследовали границы колоний. В настоящее время 2/5 государственных границ проходят по параллелям и меридианам, 1/3 – по прочим прямым линиям и лишь ¼ - по природным рубежам, примерно совпадающим с этническими границами. Это впоследствии породило многочисленные межэтнические и религиозные конфликты.

Страны – бывшие колонии – унаследовали языки метрополий. В 17 странах Африки государственным (официальным) языком остаётся французский, в 11 странах – английский, в 5 странах – португальский. К тому же ещё в ряде стран они сочетаются с местными языками.

К началу XX века вся Африка превратилась в колониальный материк, и это во многом предопределило ее отсталость. Борьбу африканских народов с захватчиками осложняли внутренние межплеменные конфликты, кроме того, копьями и стрелами было трудно противостоять европейцам, вооруженным совершенным нарезным огнестрельным оружием, изобретенным к тому времени. В начале 50-х г.г. XX в. на континенте было только 4 юридически независимых государства – Египет, Эфиопия, Либерия и ЮАР (хотя Египет независим с 1922 г., суверенитета он добился только в 1952 г.). После Второй мировой войны (1939-1945 г.г.) процесс деколонизации начал происходить довольно быстро. Распад колониальной системы начался с севера материка. В 1951 г. независимой стала Ливия, в 1956 г. - Марокко, Тунис и Судан. Знаменательным в этом отношении был 1960 год, когда от колониальной зависимости освободились 17 стран, а в 60-е годы – ещё 15. Не случайно 1960 год получил наименование «года Африки». Колониальная система шаг за шагом была ликвидирована. В 1990 г. стала суверенным государством последняя колония – Намибия. Теперь на политической карте континента – 55 стран (с островными государствами). В наследие от колониального прошлого независимым странам Африки осталось немало погранично-территориальных конфликтов, которые уже не раз приводили к вооруженным столкновениям и даже локальным войнам. Все они за исключением ЮАР – развивающиеся. ЮАР – экономически развитая страна. По основным показателям экономического и социального развития Африка заметно отстает от других крупных регионов, причём в некоторых странах это отставание даже возрастает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разминка

Слайд 2

Блиц-опрос «Немая карта»

Слайд 3

Прочитайте текст, найдите неправильные утверждения о материке Африка. После выполнения - взаимопроверка в парах. «Сбылась моя мечта! Я в Африке! Волны Тихого океана плещутся о берега Африки. Ах, Африка - самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть: эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира - Драконовых! А население…! Я всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев и нилотов! Я обещаю тебе - я вернусь!»

Слайд 4

…Не так названье важно для страны И очертания не так важны, Как важно то, кто в том краю живет, Зачем живет и чем живет народ! Узнать любой страны особый нрав Мы сможем, лишь людей ее узнав. Чья Африка? - Спросите у меня, И я отвечу вам: «Она моя!» До смерти, до скончания времен она - Родная мать для всех, кто здесь рожден ! Аяльнэха Мулату, современный эфиопский поэт

Слайд 5

Африка в мире

Слайд 6

Цели урока: - -сформировать знания о населении Африки, уровне его социально-экономического развития; - узнать , как распределяются основные народы Африки по материку; - выявить основные занятия жителей Африки, их образ жизни; - совершенствовать умения и навыки при работе с учебником и тематическими картами атласа;

Слайд 7

Критерии оценивания Оценка 5 – даны верные ответы на 3 вопроса Маршрутного Листа (МЛ), выполнено задание на контурной карте+ ответы на уроке. Оценка 4 - допущена 1 ошибка в МЛ+ заполненная контурная карта+ ответы на уроке. Оценка 3 – ответы на уроке, допущены 2 ошибки в МЛ, не выполнены задания на контурной карте.

Слайд 8

Дайте определение понятия «раса»? Расовый состав населения Африки: Европеоидная; Негроидная (экваториальная); Монголоидная

Слайд 9

Признаки О с н о в н ы е п р и з н а к и Расы Экваториальная (негроидная) Монголоидная Европеоидная О с н о в н ы е п р и з н а к и Темный цвет кожи, волос и глаз, спирально завитые или волнистые волосы, широкий нос, толстые губы Кожа смуглая с желтоватым оттенком, волосы прямые черные, лицо крупное, узкий разрез глаз Кожа от светлой до смуглой с розоватым или красноватым оттенком, волосы мягкие, волнистые или прямые Расы Экваториальная (негроидная) Монголоидная Европеоидная Расы - это исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, имеющие сходные признаки, которые передаются по наследству Чем отличаются представители каждой расы друг от друга?

Слайд 10

Назовите народы, относящиеся к каждой из трёх рас.

Слайд 11

Колониальное прошлое К началу XX в. – Африка превратилась в материк колоний стран Европы. (только Либерия и Эфиопия были свободными) В середине XX в. Африка стала материком национально-освободительной борьбы В конце XX в (1960год) Африка превратилась в материк независимых государств Колония – это страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

Слайд 12

Современная политическая карта Африки

Слайд 13

Все государства Африки объединяют в 4 региона: Северная Африка Центральная Африка Восточная Африка Южная Африка

Слайд 14

Северная Африка Египет, Ливия, Алжир. Имеют выход к Атлантическому океану. Сухие тропики, средиземноморский климат Население однородное, европеоидной расы, берберы и арабы, исповедуют ислам Добыча нефти и газа, руд металлов Кочевое скотоводство В оазисах выращивание фиников, зерновых

Слайд 15

Центральная Африка Заир, Ангола, Судан Почти все имеют выход к Атлантическому океану Экваториальный или субэкваториальный климат Много народностей экваториальной расы Исповедуют ислам, есть христиане, приверженцы традиционных верований Бедные сельскохозяйственные страны Выращивают маниок, рис, батат, ямс Плантации кофе, чая, каучука, масличная пальма

Слайд 16

Восточная Африка Эфиопия, Сомали, Кения, Танзания Имеют выход к Индийскому океану Пустыни, саванны, экваториальные леса Много народов (до 200) смешанных рас Выращивание чая, кофе, кукурузы, сиаля Животноводство, рыболовство Развита промышленность

Слайд 17

Южная Африка Замбия, Мозамбик, ЮАР Омывается водами двух океанов Местное население, англичане, африканеры Морской тропический климат, саванны Ведущее место занимает не сельское хозяйство, а промышленность. Добыча руд: уран, медь, никель, золото, алмазы Выращивание кукурузы, пшеницы, чай, хлопчатник, цитрусовые, сахарный тростник.

Слайд 18

Работа по маршрутным листам

Слайд 19

Работа с контурными картами 5 самых больших стран Африки по площади Алжир — 2 381 740 км². Алжир входит в 10 самых больших стран мира ; Демократическая республика Конго — 2 345 410 км²; Судан — 1 886 068 км²; Ливия — 1 759 540 км²; Чад — 1 284 000 км². Нанесите данные государства на контурные карты

Слайд 20

Вывод: Кто живёт в Африке? 1. В Африке проживает около 1 млрд. человек. 3. Проживает 3 тысячи народов трех рас. 4. В странах северной Африки преобладают арабы, а в странах южной Африки – многочисленные народы -тутси, зулу, бушмены, масаи, пигмеи и др. 5. Для населения континента характерен низкий уровень жизни и медицинского обслуживания. В Африке самая большая численность больных СПИДом. 6. 3/5 населения Африки живут в сельской местности. 7. Почти в 40 городах проживает более 1 млн. человек. В Йоханнесбурге, Киншасе и Хартуме проживают более 5 млн. человек. в Каире и Лагосе проживает более 10 миллионов человек.

Слайд 21

Чем заняты африканцы? Определить виды занятий населения Африки, используя: -учебник, стр. 106; -карта учебника «Африка. Страны и занятия населения», стр. 113.

Слайд 22

Чем заняты африканцы? - добывают полезные ископаемые: ½ мировой добычи алмазов, 1/5 урана, фосфоритов и золота, 1/10 –нефти. - заняты в с/х: собирают 9/10 ямса, 2/3 какао, 2/5 проса и сорго, выращивают хлопчатник, чай, бананы, кофе, арахис. - животноводство пастбищного типа. В тропических районах его почти нет из-за мухи це-це, в районах расселения мусульман по религиозным убеждениям не разводят свиней. Сами питаются скромно: сорго, просо, кукуруза, пшеница; на экваторе – клубнеплоды: ямс, кассава, а также бананы.

Слайд 23

Обобщение и систематизация знаний К каким основным расам относится население Африки? Назовите народы Африки. Где они проживают. Назовите регионы Африки.

Слайд 24

Рефлексия Продолжите устно высказывание: Мало кто знает, а я знаю, что …..

Слайд 25

Домашнее задание: § 27. составить тест из 5 вопросов по теме «Население Африки »; Дополнительное задание(по желанию)– составить синквейн по теме «Африка»: 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола предложение Существительное –синоним к первому существительному.

Слайд 27

Северная Африка

Слайд 28

Северная Африка

Слайд 29

Центральная Африка

Слайд 30

Центральная Африка

Слайд 31

Чай, кофе

Слайд 33

Южная Африка

Слайд 34

Южная Африка

Слайд 35

Южная Африка

Слайд 36

Проверочная работа А). арабы Б ). пигмеи В ). эфиопы Г ). тутси , хими Д ). африканеры ( буры) Е ). малагасийцы 1 ). Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах. 2). Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни. 3). Народ, проживающий на острове Мадагаскар. 4 ). Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка. 5 ). Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки. 6 ). Потомки европейских переселенцев из Нидерландов, населяющие юг Африки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование как путеводная звезда в познании мира

Ученический проект на тему "Моделирование как путеводная звезда в познании мира". Цель проекта показать, как с помощью различных моделей человек получает новую информацию....

Урок литературы по теме "Красота внутреннего мира в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».

Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения....

Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда "

Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда"...

Разработка урока по географии на тему: "Реки и озера мира", 7 класс, УМК А.И. Алексеева. Серия «Академический школьный учебник», «Полярная звезда».

Урок по теме: "Реки и озера мира" позволяет показать зависимость рек и озер от рельефа и климата, помогает раскрыть роль рек и озер в жизни людей. Рассказывает о самых крупнейших и интересных реках и ...

Ринго Стар - музыкальная звезда всего мира

Меня всегда интересовало творчество группы "Битлз". Ринго стар был отличным барабанщиком, певцом, актёром, композитором.  Урок о нём и о группе "БИТЛЗ"....

Урок географии в 7 классе. Тема "Африка. Учимся с Полярной звездой"

Тема урока "Африка. Учимся с Полярной звездой....

Урок географии "Сравнение стран мира" 5 класс, УМК "Полярная звезда", ФГОС

Урок географии в 5 классе, представляет собой учебное занятие для  формирования представления у учащихся о многообразии стран современного мира; формирования практических умений работы с политиче...