Разработка урока по географии на тему: "Реки и озера мира", 7 класс, УМК А.И. Алексеева. Серия «Академический школьный учебник», «Полярная звезда».
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Абдулаева Татьяна Ивановна

Урок по теме: "Реки и озера мира" позволяет показать зависимость рек и озер от рельефа и климата, помогает раскрыть роль рек и озер в жизни людей. Рассказывает о самых крупнейших и интересных реках и озерах мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_reki_i_ozera_mira.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Реки и озера Земли».

      Цели урока:
      • Показать зависимость рек и озер от рельефа и климата.
      • Раскрыть роль рек в жизни людей.
      • Продолжить формирование умения описывать реки и озера.
      
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, слайды.
      
Основное содержание: реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата.  Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
      
Практикум. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

Учитель: 

Если на глобус Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть!

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться Вода?  (слайд №1)

Учитель:  Первый в мире космонавт Ю. Гагарин увидел нашу планету из космоса голубой. Объясните, почему Земля голубая? (Вода на планете Земля занимает две третьих всей поверхности).

Учитель:  «Строго говоря, в океане нет «национальных вод»?  Что хотел сказать своими словами Т. Хейердал?  (Воды океана постоянно движутся, движутся в горизонтальном и вертикальном направлении).  (слайд №2)

     Вывод:  Мировой океан един, хоть и сильно расчленен. Мировой океан делится на четыре основные части: Тихий (или Великий), Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Так как существует постоянный обмен водными массами между ними, деление Мирового океана на части во многом является условным.

      Проверка домашнего задания:

Учитель: Мощные поверхностные течения Океана образуют единую систему в масштабах всего земного шара.

-  Что называют океаническим течением? (Течения – это один из видов движения вод Океана.  Течения – это горизонтальное перемещение воды на большое  расстояние).

-  Объясните основные причины образования течений?  (ответ: постоянные ветры, рельеф дна, очертания материков, отклоняющаяся сила вращения Земли вокруг своей оси).

-  Какими бывают течения по температуре? (теплые и холодные).

-  Каким образом обозначают океанические течения на карте? (линии в виде стрелок красного или синего цвета).

-  Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?  (от полюсов к экватору движутся холодные течения, а от экватора к полюсам – теплые. Течения в океане образуют круговые движения вод; в северном полушарии – по часовой стрелке, а в южном полушарии - против часовой стрелки.  Направление течений зависит от направления ветров.)   (слайд №3,4)

Задание:

-  Перуанское движение движется к экватору.  Не глядя на карту, определите, теплое оно или холодное? (холодное). Бразильское течение движется в сторону от экватора. Не глядя на карту, определите, теплое оно или холодное? (теплое)

-  Как называют течения, возникшие под влиянием ветров? (ветровыми).

-  Известный климатолог А.И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты». Объясните, как вы понимаете этот факт? (холодные течения охлаждают побережье, устанавливается высокое давление и сухая погода, теплые - несут тепло и влагу).

     Изучение новой темы:

Учитель:

     Известный американский океанограф М.Ф. Мори сказал: «В океане есть река. Она не пересыхает  и в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных наводнениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из теплой… нигде в мире нет более величественного потока воды. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, а масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, которые несет он».

-  О какой реке идет речь? (об океаническом течении).

I. Как реки зависят от рельефа и климата?

Учитель:

Океаническое течение можно сравнить с рекой, но все же настоящие реки находятся на поверхности суши.

Пройдя тысячи километров, река завершает свой путь в морях и океана. Возникает вопрос: реки несут в океан пресную воду, почему морская и океаническая вода соленые?

Есть горные реки, есть реки долин,

Все они разных длин и глубин.

-  Что называют рекой? (река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении).

Учитель:

Река, словно живое существо... У каждой реки свой характер, «почерк», «паспорт» и целый ряд только ей присущих черт и особенностей.

-   Сравните на рисунках горную и равнинную реки. Объясните черты «характера»  каждой реки.  (слайд № )

-  От чего зависит скорость течения реки? (от рельефа, от наклона местности, от разницы высоты между истоком и устьем).

Вывод: река – продукт рельефа.

Учитель:

Обратите внимание на физическую карту.

-  Как изображены реки на карте? (линиями синего цвета).

-  Почему одни линии толстые, а другие тонкие? (крупные полноводные реки и мелкие реки).

-  От чего зависит водность рек? (от климата) Найдите подтверждение этому факту в учебнике на стр. 60.

-  От чего зависит режим рек? (от количества осадков и температур, и от распределения их по сезонам). Найдите подтверждение этому факту в учебнике на стр. 60.

Вывод: река – продукт климата и природных условий.

Учитель:

Посмотрите на рисунок реки Колорадо. Послушайте сообщение и ответьте на вопрос: В чем причина  образования каньона? Где  могут образоваться  такие же формы рельефа? (там, где земная кора состоит из рыхлых горных пород).

Ученик:

Когда смотришь на Большой Каньон, складывается впечатление, что кто-то орудовал здесь большим ножом. Река Колорадо вместе с притоками прорезала глубокие ущелья с вертикальными стенами – каньоны. Все они  удивительно живописны.  Грандиозное нагромождение отвесных скал немыслимых цветов – красного, коричневого, желтого и фиолетового;  еле видимая далеко в низу ниточка реки Колорадо; облака, задевающие кромки гор; прозрачный воздух; солнце, лучи которого высвечивают один склон каньона, оставляя другой во мраке, – все это одновременно восхищает, и подавляет своей мощью. Длина  Большого Каньона почти 450 км, а глубина – до 1,6 км. Ширина в верхней части от 8 до 25 км, а в нижней – местами не превышает 120 м.

Плато Колорадо, по которому протекают реки, образовано слоями пород, залегающими почти горизонтально, наподобие стопки блинов разной толщины. 2-3 млн. лет назад область плато испытывала поднятия. Реки  текли в своем направлении еще до начала  образования складок. Когда же район испытывал поднятия, они продолжали  углублять свое русло, прорезая горные породы.

-  В чем причина  образования каньона? Где  могут образоваться  такие же формы рельефа? (там, где земная кора состоит из рыхлых горных пород).    

     От состава горных пород зависит объем твердого стока. Протекая по территориям, сложенным легко размываемыми породами, в устьях большинства рек образуется  дельта – форма устья с протоками  на мелководных участка моря (при большом количестве наносов) или эстуарии – воронкообразное устье реки, где море достаточно глубокое (здесь накопление наносов не происходит).

Задание: Используя текст учебника §16 стр. 60 приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.

Задание: Используя текст учебника, найдите определение терминам «дельта» и «эстуарии».

Вывод: реки – продукт строения земной коры.

II. Где текут самые крупные реки?

-  Где протекают самые крупные реки мира? (по равнинным территориям).

-  Где берут начало большинство рек мира? (с гор).

Задание:

Реки стекают в разные океаны, тот есть принадлежат разным бассейнам. Найдите на карте и назовите реки бассейнов Северного Ледовитого , Тихого, Индийского и Атлантического океанов.

-  Какой океан выделяется по объему стока? (Атлантический. Потому что в него впадают реки Европы, реки Южной и Северной Америки).

Почему эти реки не стекают в Тихий океан? (препятствуют Кордильеры).

Задание:

-  В Африке нет высоких гор, однако реки Африки большей частью стекают в Атлантику. Используя текст учебника найдите объяснение этому факту. (понижение территории с Востока на Запад).

-  Самые крупные реки начинаются в районе экватора. Почему? (выпадает много осадков).

Вывод: Характер рек зависит от рельефа, климата и природных условий.

Учитель: Есть среди рек и свои рекордсмены,  которые вызывают удивление у каждого человека.

Презентация:  «Самые необычные реки».

 

III. Где больше озер?

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды –

В нем все отражается…

Как это зеркало называется? (озеро)

-  От чего зависит распространение озер на Земле? (от рельефа территории, от климата и от строения земной коры).

Задание:   По физической карте мира, определите: на каком континенте больше озер. Найдите на физической карте мира крупные озера. Данные внесите в таблицу

Континент

Примеры озер

Происхождение котловин

Северная Америка

Большое медвежье

Большое невольничье

Виннипег

Атабаски

ледниковые

Верхнее

Мичиган

Гурон

Тектоническое в прогибах

Африка

Виктория

Чад

Танганьика

Ньяса

Тектоническое в разломах

Евразия

Мертвое море

тектоническое

Ладожское

Онежское

ледниковые

Южная Америка

Титикака

Поопо

Маракайбо

высокогорные

Австралия

Эйр

Вывод: Распространение озер на Земле зависит от рельефа и климатических условий, главным образом от количества осадков. Размер озер больше зависит от происхождения котловин

Учитель: Подавляющее большинство озер невозможно отобразить даже на среднемасштабной карте. Но среди озер есть такие, которые вызывают удивление.

Презентация: «Удивительные озера мира».

Закрепление изученного материала.

-  Что называют рекой? (река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении).

-  От чего зависит скорость течения реки? (от рельефа, от наклона местности, от разницы высоты между истоком и устьем).

-  От чего зависит водность рек? (от климата).

-  От чего зависит режим рек? (от количества осадков и температур, и от распределения их по сезонам).

-  Где протекают самые крупные реки мира? (по равнинным территориям).

Задание №1 из учебника. §17, стр. 63, упр. 5

Задание №2 2Нанесите на контурную карту крупнейшие реки мира.

Домашнее задание:  §17, стр. 60 –63, упр. 6, стр. 63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с учетом формирования УУД в условиях реализации ФГОС ТЕМА. Рельеф Земли. Горы. 5 класс ( линия учебников «Полярная звезда»)

Цели данного урока: сформировать понятие «горы», выяснить, как различаются горы по высоте, представление об условиях жизни   и хозяйственной деятельности людей в горах,  продолжить форм...

Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...

Разработка урока по географии Тема: Путешествие в водяное царство «Гидросфера» Класс: 7

Цель: выявить закономерности и причины размещения природных зон Северной Америки....

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Методическая разработка урока по географии на тему Реки

Сформировать представление о реке, её частях, частях  речной системы и долины.Развивать умение называть, показывать реки мира, России.Воспитывать любовь и красоту к рекам, бережное отношение к во...

Разработка урока по географии 9 класса по учебнику Алексеева Полярная звезда по теме Европейский Север : хозаяйство и проблемы

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе урока лежит системнодеятельностный подход....