Урок географии "Сравнение стран мира" 5 класс, УМК "Полярная звезда", ФГОС
учебно-методический материал по географии (5 класс)

Ермоленко Людмила Ивановна

Урок географии в 5 классе, представляет собой учебное занятие для  формирования представления у учащихся о многообразии стран современного мира; формирования практических умений работы с политической картой,  развития умений работать в группе,  находить и показывать на карте свою страну.

Ученик формирует умения выделять самые крупные страны, страны-соседи, умения сравнивать по величине и  положению относительно тропиков, полярных кругов, экватора, нулевого меридиана, определять страны, имеющие выход к морям и внутриконтинентальные страны; систематизировать новую информацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_5_klass_sravnivaem_strany_mira.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Сравнение страны мира».

География. 5 класс, УМК «Полярная звезда».

Ермоленко Людмила Ивановна - учитель географии

высшей квалификационной категории.

Тип урока: комбинированный.

Цели: формирование представления у учащихся о многообразии стран современного          

            мира; формирование практических умений работы с политической картой,  

            развитие умений работать в группе.

Предметные результаты:  ученики смогут находить и показывать на карте свою страну;

- уметь выделять самые крупные страны, страны-соседи, уметь сравнивать по величине и расположению; положение относительно тропиков, полярных кругов, экватора, нулевого меридиана, определять страны, имеющие выход к морям и внутриконтинентальные страны;

- систематизировать новую информацию.

Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира.

Метапредметные результаты:

Регулятивные - формирование умения осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные - формирование умения извлекать информацию из различных источников, умения сравнивать величины, находить черты сходства и отличия объектов, распределять их в определённом порядке.

Коммуникативные - формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Учебно-методическое обеспечение:

“Политическая карта мира”, учебники “География  5-6 классы” серия “Полярная звезда”, презентация,  инструктивные карточки с практическими заданиями, атлас для 5-6 класса.

Техническое обеспечение: ноутбук, компьютер, проектор, доска с магнитами.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

               

Здравствуйте ребята!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем сегодня мы наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

Руки друг другу крепко пожмем,

Доброй улыбкой урок наш начнем!

Я рада вас видеть на уроке географии, присаживайтесь и начинаем работу!!!

Дети рассажены по группам

 4 группы по 6 человек.

2. Мотивация  

    учебной деятельности.

             

Ребята, скажите:

- о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, что вы учили дома?

Выполните задание:

используя  термины изученной темы, составьте логическую цепочку.

Термины - расы, 7млрд.чел., страны, население, расовые признаки, политическая карта.

Работаем в парах.

Давайте проверим.

Проведём взаимопроверку.

Слушают учителя, настраиваются на работу, включаются в деловой ритм.

отвечают на вопросы:

-изучили расы людей, народы.

Выполняют задание.

работают в парах

Слайд № 2

проверяют

3. Актуализация знаний. Целеполагание

- Какую карту можно использовать на уроке, изучая страны?

Молодцы!

А теперь посмотрите на экран.

(слайд 3-7)

Школьники из разных стран прислали вам почтовые открытки. Определите:

Из какой страны пришла каждая открытка?

- Что  их объединяет? Страны, которые вы назвали (Россия, США, Китай, Бразилия)

А в какой стране мы с вами живём?

-  Что вы еще знаете об этих странах?

- Что бы вы хотели узнать на  этом уроке?
- Чему научиться?

- Как вы думаете, какие вопросы мы должны разобрать, чтобы изучить тему, какие задачи поставить?

 А я запишу их на доске.

Учитель конкретизирует и помогает:

Наша задача:

1.  сравнить страны по  положению их начального меридиана и частей света;

2. сравнить страны по географическому положению на материках;

3. сравнить страны по  положению их относительно экватора, тропиков и полярных кругов;

4. определить страны - соседи России.

(Учитель записывает вопросы на доске)

Молодцы! А теперь скажите, что мы будем делать чтобы решить эти задачи!

Ребята! Давайте сформулируем тему нашего урока.

Давайте я немного поправлю вас и сформулирую тему так  

«Сравнение стран мира»

Предлагаю вам решить эти задачи в процессе практической работы.

Вы ещё раз прочитайте цели урока, и в путь!!!

Политическую карту,

открывают  стр. 184 учебника или в атласе 6 класса

Определение стран по достопримечательностям.

Называют:

№ 1 - Бразилия,

№ 2 - Россия,

№ 3 - Китай, 

№ 4 - США

Определяют, что это крупнейшие страны мира.

Россия самая крупная страна мира.

Россия - наша Родина.

Какие страны есть на планете?

- с какими странами граничит Россия

-различать страны по размерам территории

- по положению на материке

Сравнивать страны

Дети записывают в тетрадь дату и  тему урока

прочитывают цели урока и приступают к работе

4. Работа групп над заданиями.

- На столах  у каждой группы, имеются инструктивные карточки с практическими заданиями.

Внимательно изучите задание.

Не забываем правила работы группы.

На выполнение работы отводится 7 минут. Хранитель времени следит  за временем работы группы.

Чтобы успеть, всё сделать, распределите задания между участниками группы.

По окончании работы проверяем результаты.

изучают инструктивные карты

выполняют задание в таблице

Физкультминутка

2 мин

Ребята, давайте отдохнём и

выполним  физические упражнения:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки нагнули

Кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,  тоже покажем

Крылья  сложили назад.

выполняют упражнения

слайд 8

2 этап - защита работы

 

 На выполнение работы отводится 10 минут.

 

Все отдохнули и готовы приступить к защите своей работы.

Первая группа вам слово.

1-группа.

Найдите на политической карте самые крупные страны мира: Канада, Китай, Россия, Бразилия, Соединённые Штаты Америки. Заполните таблицу.

Сделайте  вывод.

2 - группа.

 Найдите на политической карте мира страны:

Монголия, Австралия, Япония, Чили, Украина, Казахстан, Индия, Чад.

Сравните страны по географическому положению и заполните таблицу.

 Сделайте вывод.

3-группа.

Перед вами главные параллели Земли: экватор, северный тропик, южный тропик, северный полярный круг, южный полярный круг. Они проходят через страны мира.

Задание: Разместите параллели по количеству стран, которые они пересекают.

1 место -

2 место -

3 место -

4 место -

5 место

Сделайте вывод.

4 группа –

Работая с политической картой мира, найдите Россию:

1. Определите, с какими странами граничит наша страна.

2. Найдите  страны - соседи России, их столицы.

3. Разместите их на ватмане согласно положения у границ России.

4. Сделайте вывод.

Ученики группы  представляют результат работы, крепят плакат на доску

Приложение 1

слайд 9

Проверяют, выставляют оценку за работу.

размещают на доске ватман и представляют результат работы

слайд 10

делают вывод

Определяют количество стран на  основных параллелях.

Работают по политической карте.

слайд 11

работают с картой,

находят страны - соседи России.

слайд 12

 Делают вывод.

5.Итоги практикума

Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые наметили в начале урока (возвращаемся к записи на доске).

Организуется диалог.

Анализируют выполнение задач урока.

Делают вывод.

6. Рефлексия.

Отметим свои достижения. Я предлагаю каждому ученику в группе, выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

Я могу им поставить отметку «5» за работу?

А если  я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

Отмечают ребят хорошо и плодотворно работающих в группе.

слайд 13

Да!!!

7. Домашнее задание

Параграф 19, задание 5. Напишите открытку другу.  У нас в ВПР есть такие задания.

Благодарю всех за работу на уроке!

Записывают домашнее задание,

слушают комментарии учителя.

слайд 14

Литература к уроку

“География. 5-6 классы” учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого. М.: Просвещение, 2016.

“Рабочие программы. География. Предметная линия учебников “Полярная звезда”. 5-9 классы М. Просвещение.

«География. Мой тренажёр» В.В. Николина.  Москва «Просвещение» 2017 год.

Приложение 1

Задание.  1 группа

Найдите на политической карте самые крупные страны мира: Канада, Китай, Россия, Бразилия, Соединённые Штаты Америки. Заполните таблицу.

№ п/п

Страна

Столица

(город)

Часть света

в каком полушарии по отношению к начальному меридиану

1

2

3

4

5

Сделайте вывод:  самые крупные страны мира расположены в разных _________      и в разных ___________      по отношению к начальному меридиану.

Самые крупные по площади страны мира

№ п/п

Страна

Столица

(город)

Часть света

в каком полушарии по отношению к начальному меридиану

1

Россия

Москва

Европа, Азия

Восточное

2

Канада

Оттава

Америка

Западное

3

США

Вашингтон

Америка

Западное

4

Китай

Пекин

Азия

Восточное

5

Бразилия

Бразилиа

Америка

Западное

Задание.  2 группа

 1. Найдите страны:  Монголия, Австралия, Япония, Чили, Боливия,

                                    Великобритания, Казахстан, Индия, Чад, США.

Сравните страны по географическому положению и заполните таблицу.

Страна

материк

островная

имеет выход к морю

внутриматериковая

2. Сделайте вывод.

Страна

материк

островная

имеет выход к морю

внутриматериковая

Австралия

Япония

Чили

Монголия

Великобритания

Казахстан

Боливия

Индия

Чад

Вывод:  страны мира  различаются по географическому положению.

               Есть страны_____________. Есть _______________,

              а есть страны, занимающие весь материк.

Задание. 3 группа.

Перед вами главные параллели Земли: экватор, Северный тропик, Южный тропик,

Северный полярный круг, Южный полярный круг. Они проходят через страны мира.

Задание: разместите  параллели по количеству стран, которые они пересекают.

1 место - ________ стран

2 место - ________ стран

3 место - ________ стран

4 место - ________ стран

5 место -_________стран

Сделайте вывод (какая параллель пересекает больше всего стран?)

Задание.   4 группа

 Работая с политической картой мира, найдите Россию:

1. определите, с какими странами граничит наша страна.

2. Найдите  страны - соседи России.

3. Подпишите их на ватмане согласно положения у границ России.

 Сделайте вывод:  Россия - самая ______ страна по площади, она          

                                 граничит с  __ странами.

Приложение 2

Задание:  используя  термины изученной темы, составьте логическую цепочку.

РАСЫ                                                                НАРОДЫ

7 МЛРД.ЧЕЛ.

РАСОВЫЕ                                                                 СТРАНЫ

ПРИЗНАКИ          

                               ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 5 классе по требованиям ФГОС-2

Тема урока "Среднее арифметическое нескольких чисел", урок составлен в соответствии с новыми стандартами образования.является зачетной работой при прохождении курсов....

Урок литературы в 11 классе. "Негасимая Звезда. Омар Хайям".

Урок посвящен персидскому поэту Омару Хайяму. Самостоятельная исследовательская работа учащихся, а также подбор и чтение отдельных рубаи Омара  Хайяма....

Электронная презентация к уроку природоведения в 5 классе "Мир звезд. Галактики"

Презентация содержит множество иллюстраций и заданий....

Конспект урока "Англоговорящие страны" 7 класс

Конспект урока "Англоговорящие страны" 7 класс по учебнику М.З.Биболетовой...

Рабочая программа по географии 5-9 класс. " Полярная звезда" ФГОС 2-го поколения

Рабочая программа составлена  на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г.Программы предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 кла...

Конспект урока математики в 6 классе в рамках ФГОС ООО Тема урока: «Сложение, вычитание и умножение чисел с разными знаками»

Тип урока: урок отработки приобретенных знаний и умений в процессе выполнения упражнений.Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.Методы:  системно-деятельностный, пробле...