Урок географии "Сравнение стран мира" 5 класс, УМК "Полярная звезда", ФГОС
учебно-методический материал по географии (5 класс)
Урок географии в 5 классе, представляет собой учебное занятие для формирования представления у учащихся о многообразии стран современного мира; формирования практических умений работы с политической картой, развития умений работать в группе, находить и показывать на карте свою страну.
Ученик формирует умения выделять самые крупные страны, страны-соседи, умения сравнивать по величине и положению относительно тропиков, полярных кругов, экватора, нулевого меридиана, определять страны, имеющие выход к морям и внутриконтинентальные страны; систематизировать новую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_5_klass_sravnivaem_strany_mira.docx | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Сравнение страны мира».
География. 5 класс, УМК «Полярная звезда».
Ермоленко Людмила Ивановна - учитель географии
высшей квалификационной категории.
Тип урока: комбинированный.
Цели: формирование представления у учащихся о многообразии стран современного
мира; формирование практических умений работы с политической картой,
развитие умений работать в группе.
Предметные результаты: ученики смогут находить и показывать на карте свою страну;
- уметь выделять самые крупные страны, страны-соседи, уметь сравнивать по величине и расположению; положение относительно тропиков, полярных кругов, экватора, нулевого меридиана, определять страны, имеющие выход к морям и внутриконтинентальные страны;
- систематизировать новую информацию.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные - формирование умения осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные - формирование умения извлекать информацию из различных источников, умения сравнивать величины, находить черты сходства и отличия объектов, распределять их в определённом порядке.
Коммуникативные - формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Учебно-методическое обеспечение:
“Политическая карта мира”, учебники “География 5-6 классы” серия “Полярная звезда”, презентация, инструктивные карточки с практическими заданиями, атлас для 5-6 класса.
Техническое обеспечение: ноутбук, компьютер, проектор, доска с магнитами.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент
| Здравствуйте ребята! Долгожданный дан звонок – Выводы делать и рассуждать. Руки друг другу крепко пожмем, Доброй улыбкой урок наш начнем! Я рада вас видеть на уроке географии, присаживайтесь и начинаем работу!!! | Дети рассажены по группам 4 группы по 6 человек. |
2. Мотивация учебной деятельности.
| Ребята, скажите: - о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, что вы учили дома? Выполните задание: используя термины изученной темы, составьте логическую цепочку. Термины - расы, 7млрд.чел., страны, население, расовые признаки, политическая карта. Работаем в парах. Давайте проверим. Проведём взаимопроверку. | Слушают учителя, настраиваются на работу, включаются в деловой ритм. отвечают на вопросы: -изучили расы людей, народы. Выполняют задание. работают в парах Слайд № 2 проверяют |
3. Актуализация знаний. Целеполагание | - Какую карту можно использовать на уроке, изучая страны? Молодцы! А теперь посмотрите на экран. (слайд 3-7) Школьники из разных стран прислали вам почтовые открытки. Определите: Из какой страны пришла каждая открытка? - Что их объединяет? Страны, которые вы назвали (Россия, США, Китай, Бразилия) А в какой стране мы с вами живём? - Что вы еще знаете об этих странах? - Что бы вы хотели узнать на этом уроке? - Как вы думаете, какие вопросы мы должны разобрать, чтобы изучить тему, какие задачи поставить? А я запишу их на доске. Учитель конкретизирует и помогает: Наша задача: 1. сравнить страны по положению их начального меридиана и частей света; 2. сравнить страны по географическому положению на материках; 3. сравнить страны по положению их относительно экватора, тропиков и полярных кругов; 4. определить страны - соседи России. (Учитель записывает вопросы на доске) Молодцы! А теперь скажите, что мы будем делать чтобы решить эти задачи! Ребята! Давайте сформулируем тему нашего урока. Давайте я немного поправлю вас и сформулирую тему так «Сравнение стран мира» Предлагаю вам решить эти задачи в процессе практической работы. Вы ещё раз прочитайте цели урока, и в путь!!! | Политическую карту, открывают стр. 184 учебника или в атласе 6 класса Определение стран по достопримечательностям. Называют: № 1 - Бразилия, № 2 - Россия, № 3 - Китай, № 4 - США Определяют, что это крупнейшие страны мира. Россия самая крупная страна мира. Россия - наша Родина. Какие страны есть на планете? - с какими странами граничит Россия -различать страны по размерам территории - по положению на материке Сравнивать страны Дети записывают в тетрадь дату и тему урока прочитывают цели урока и приступают к работе |
4. Работа групп над заданиями. | - На столах у каждой группы, имеются инструктивные карточки с практическими заданиями. Внимательно изучите задание. Не забываем правила работы группы. На выполнение работы отводится 7 минут. Хранитель времени следит за временем работы группы. Чтобы успеть, всё сделать, распределите задания между участниками группы. По окончании работы проверяем результаты. | изучают инструктивные карты выполняют задание в таблице |
Физкультминутка 2 мин | Ребята, давайте отдохнём и выполним физические упражнения: Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки нагнули Кисти встряхнули Ветер сбивает росу В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем Крылья сложили назад. | выполняют упражнения слайд 8 |
2 этап - защита работы
На выполнение работы отводится 10 минут.
| Все отдохнули и готовы приступить к защите своей работы. Первая группа вам слово. 1-группа. Найдите на политической карте самые крупные страны мира: Канада, Китай, Россия, Бразилия, Соединённые Штаты Америки. Заполните таблицу. Сделайте вывод. 2 - группа. Найдите на политической карте мира страны: Монголия, Австралия, Япония, Чили, Украина, Казахстан, Индия, Чад. Сравните страны по географическому положению и заполните таблицу. Сделайте вывод. 3-группа. Перед вами главные параллели Земли: экватор, северный тропик, южный тропик, северный полярный круг, южный полярный круг. Они проходят через страны мира. Задание: Разместите параллели по количеству стран, которые они пересекают. 1 место - 2 место - 3 место - 4 место - 5 место Сделайте вывод. 4 группа – Работая с политической картой мира, найдите Россию: 1. Определите, с какими странами граничит наша страна. 2. Найдите страны - соседи России, их столицы. 3. Разместите их на ватмане согласно положения у границ России. 4. Сделайте вывод. | Ученики группы представляют результат работы, крепят плакат на доску Приложение 1 слайд 9 Проверяют, выставляют оценку за работу. размещают на доске ватман и представляют результат работы слайд 10 делают вывод Определяют количество стран на основных параллелях. Работают по политической карте. слайд 11 работают с картой, находят страны - соседи России. слайд 12 Делают вывод. |
5.Итоги практикума | Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые наметили в начале урока (возвращаемся к записи на доске). Организуется диалог. | Анализируют выполнение задач урока. Делают вывод. |
6. Рефлексия. | Отметим свои достижения. Я предлагаю каждому ученику в группе, выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Я могу им поставить отметку «5» за работу? А если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?) | Отмечают ребят хорошо и плодотворно работающих в группе. слайд 13 Да!!! |
7. Домашнее задание | Параграф 19, задание 5. Напишите открытку другу. У нас в ВПР есть такие задания. Благодарю всех за работу на уроке! | Записывают домашнее задание, слушают комментарии учителя. слайд 14 |
Литература к уроку
“География. 5-6 классы” учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого. М.: Просвещение, 2016.
“Рабочие программы. География. Предметная линия учебников “Полярная звезда”. 5-9 классы М. Просвещение.
«География. Мой тренажёр» В.В. Николина. Москва «Просвещение» 2017 год.
Приложение 1
Задание. 1 группа
Найдите на политической карте самые крупные страны мира: Канада, Китай, Россия, Бразилия, Соединённые Штаты Америки. Заполните таблицу.
№ п/п | Страна | Столица (город) | Часть света | в каком полушарии по отношению к начальному меридиану |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Сделайте вывод: самые крупные страны мира расположены в разных _________ и в разных ___________ по отношению к начальному меридиану.
Самые крупные по площади страны мира
№ п/п | Страна | Столица (город) | Часть света | в каком полушарии по отношению к начальному меридиану |
1 | Россия | Москва | Европа, Азия | Восточное |
2 | Канада | Оттава | Америка | Западное |
3 | США | Вашингтон | Америка | Западное |
4 | Китай | Пекин | Азия | Восточное |
5 | Бразилия | Бразилиа | Америка | Западное |
Задание. 2 группа
1. Найдите страны: Монголия, Австралия, Япония, Чили, Боливия,
Великобритания, Казахстан, Индия, Чад, США.
Сравните страны по географическому положению и заполните таблицу.
Страна | |||
материк | островная | имеет выход к морю | внутриматериковая |
2. Сделайте вывод.
Страна | |||
материк | островная | имеет выход к морю | внутриматериковая |
Австралия | Япония | Чили | Монголия |
Великобритания | Казахстан | Боливия | |
Индия | Чад | ||
Вывод: страны мира различаются по географическому положению.
Есть страны_____________. Есть _______________,
а есть страны, занимающие весь материк.
Задание. 3 группа.
Перед вами главные параллели Земли: экватор, Северный тропик, Южный тропик,
Северный полярный круг, Южный полярный круг. Они проходят через страны мира.
Задание: разместите параллели по количеству стран, которые они пересекают.
1 место - ________ стран
2 место - ________ стран
3 место - ________ стран
4 место - ________ стран
5 место -_________стран
Сделайте вывод (какая параллель пересекает больше всего стран?)
Задание. 4 группа
Работая с политической картой мира, найдите Россию:
1. определите, с какими странами граничит наша страна.
2. Найдите страны - соседи России.
3. Подпишите их на ватмане согласно положения у границ России.
Сделайте вывод: Россия - самая ______ страна по площади, она
граничит с __ странами.
Приложение 2
Задание: используя термины изученной темы, составьте логическую цепочку.
РАСЫ НАРОДЫ
7 МЛРД.ЧЕЛ.
РАСОВЫЕ СТРАНЫ
ПРИЗНАКИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики в 5 классе по требованиям ФГОС-2
Тема урока "Среднее арифметическое нескольких чисел", урок составлен в соответствии с новыми стандартами образования.является зачетной работой при прохождении курсов....
Урок литературы в 11 классе. "Негасимая Звезда. Омар Хайям".
Урок посвящен персидскому поэту Омару Хайяму. Самостоятельная исследовательская работа учащихся, а также подбор и чтение отдельных рубаи Омара Хайяма....
Электронная презентация к уроку природоведения в 5 классе "Мир звезд. Галактики"
Презентация содержит множество иллюстраций и заданий....
Конспект урока "Англоговорящие страны" 7 класс
Конспект урока "Англоговорящие страны" 7 класс по учебнику М.З.Биболетовой...
Рабочая программа по географии 5-9 класс. " Полярная звезда" ФГОС 2-го поколения
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г.Программы предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 кла...
Конспект урока математики в 6 классе в рамках ФГОС ООО Тема урока: «Сложение, вычитание и умножение чисел с разными знаками»
Тип урока: урок отработки приобретенных знаний и умений в процессе выполнения упражнений.Формы работы: самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа.Методы: системно-деятельностный, пробле...
Конспект урока географии в 5 классе "Мир звезд"
Сценарии уроков...