Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ"
статья по географии

Мулдарова Светлана Георгиевна

Данная статья является обобщением опыта работы  использования информационно-компьютерных технологий на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_geografii.docx200.66 КБ

Предварительный просмотр:

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ

экране компьютера изображения

Использование информационно коммуникационных технологий  на уроках географии

Одним из направлений модернизации общего образования является деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности, на развитие информационной культуры.

Компьютер в школе выступает в качестве средства для обучения, инструмента поддержки различных уроков, в том числе и уроков географии. Компьютерные технологии используются при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний, они используются на всех этапах современного урока: при контроле знаний, при оформлении творческих работ, при объяснении нового материала, при выполнении исследовательских работ… Уроки с использованием ИКТ увлекательны, они захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие как учителям, так и учащимся.

На уроках географии я использую мультимедиа-технологии, помогающие мне в решении следующих учебных  и познавательных задач:

  • формировать мотивацию к предмету
  • активизировать детей на уроке
  • создание атмосферы успешности
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (дети учатся общаться на материале предмета)

Использование мультимедиа - технологий на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и процессы, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
Чаще всего использую электронные учебники. Но даже к этим учебникам надо подходить творчески. Как показал опыт работы, большинство учебников предлагает материал фрагментарно. Поэтому возникает необходимость дополнить одну программу другой. Таким образом, учитель сам становится автором, он создаёт свою собственную программу. Например, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций
POWER POINT, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий.

При планировании урока большое внимание уделяется организации работы детей на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности.

Использование ИКТ не должно, однако, быть самоцелью, это только средство, помогающее урок сделать наиболее продуктивным.

На уроке все подчинено главной цели, и кроме ИКТ используются и другие технологии, и виды работ: работа с учебником, с картой, с планом с использованием чертежных инструментов (миллиметровая бумага, карандаш, линейка).

Изучив специальную литературу, научилась создавать мультимедийные презентации с помощью программы Power Point, сайты, выполнять элементарные операции в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop, использовать инструменты графического редактора Paint, искать информацию в сети Интернет, общаться в сети и многое другое.

Целеполагание использования ИКТ на уроках географии.

Целью моей деятельности является формирование общеучебных умений и навыков на уроках  географии с использованием компьютерных технологий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями;
  • развивать познавательные процессы;
  • содействовать творческому развитию каждого ученика;
  • способствовать воспитанию социально – активной личности.

Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках  географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:

         

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии нам необходимо помнить, что:

  • на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы, интересных фактах об изучаемых странах; данный материал необходимо заранее обработать и  скомпоновать.

  • на уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, можно использовать готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6 -10 классов;

 

  • на уроках-практикумах можно использовать готовые практические работы мультимедиа учебников, предварительно проверив их, т.к. в практикумах встречаются ошибки.

  • интересным примером использования ИКТ на уроке является компьютерная лекция, разрабатываемая средствами Microsoft Office. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу с помощью интерактивной доски. Основная задача компьютерной лекции та же, что и устной, - объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных и аудио материалов.

Результаты использования ИКТ на уроках географии.

Использование ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у учащихся:

Компетенция

Характеристика

Учебно-познавательная     компетенция

 осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, резкому повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.;

Общеучебная компетенция

получает новый толчок за счет использования учащимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность.

Информационная компетенция.

напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИК технологиями;

Коммуникативная   компетенция  

Включает знание   необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и    событиями,    навыки    работы    в    группе,    владение    различными социальными ролями в коллективе.

Социально-политическая компетенция или готовность к решению
проблем.

В данном случае речь идет не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологического готовности принимать их и брать на себя ответственность за них.

Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного социального конфликта.

Общекультурная компетенция      

Круг вопросов, в которых ученик должен   быть   хорошо   осведомлен,   обладать   познаниями      и   опытом
деятельности.    Это    особенности    национальной    и    общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,
например,  владение эффективными  способами организации  свободного времени.

Социально-трудовая компетенция

Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

ИКТ  используется мной практически на каждом уроке.  Это может быть и использование справочного материала Интернет-ресурсов, и готовый программный продукт и программный продукт, выполненный лично мной или учащимися. При внедрении ИКТ на уроках я столкнулась со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем:

Варианты работы с ИКТ

Возможные трудности

Способы решения проблемы

Поиск информации

Учащиеся, зачастую, теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных.

Не обрабатывают и не оформляют, полученный текст.

Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде

Составление графиков и диаграмм

Некоторые учащиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях  программы Office Excel

Наглядно показывать способы работы  с программой Office Excel

Составление презентаций и другого наглядного материала

Иногда презентации бывают «перегружены» тексом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ

Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы

Выступления учащихся с использованием ИКТ

Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией, в место того, что бы сделать презентацию ярким дополнением выступления

Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением.

Использование тренажеров и  электронных тестов

     ___________________

Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием

                          Методы диагностики результатов.

Принципы диагностики результатов.

  1. Объективность.
  2. Всесторонность.
  3. Обязательность проверки и оценки минимально необходимого уровня достижений у каждого учащегося.
  4. Посильность системы проверочных знаний.
  5. Систематичность.
  6. Дифференцированность.
  7. Индивидуальность.
  8. Воспитательный характер контроля (формирование самооценки).

Для диагностики результатов обучения мной используются стандартные (классические) и инновационные методы. К стандартным (классическим) видам диагностики относятся: контрольные и самостоятельные  работы, предполагающие развернутый или краткий ответ на поставленный вопрос, или  виде теста.

В настоящее время большее внимание необходимо уделять разнообразным тестовым работам, так как их выполнение способствует подготовке учащихся к ЕГЭ.

Регулярное и постоянное использование классических методов диагностики результатов (выучил – рассказал) может привести к возрастанию  пассивности обучающихся.

Что бы избежать данной  проблемы  необходимо на уроках географии использовать и инновационные методы диагностики результатов

Огромные возможности при этом дает использование ИКТ на уроках. Обычный тест в электронном варианте вызывает у учащихся бурю положительных эмоций и создает атмосферу успешности на уроке (практически все дети любят работать на компьютере).

ЦОРы предлагают в настоящее время большое количество тренажеров и тестов  по географии, и  при хорошем оборудование кабинета (наличие интерактивной доски) работать  с данным материалом очень удобно как

ученикам, так и учителю. К сожалению, оснащение кабинета географии по принципу один ученик – один компьютер при хорошей наполняемости класса невозможно, и по этому различные задания  с  использованием ИКТ возможно применять только при индивидуальном опросе.  В этом есть свои плюсы – срабатывает принцип наглядности: один – два ученика работают у доски и у компьютера, остальные не отвлекаются и внимательно наблюдают за работой товарищей. Желающих быть опрошенными в такой ситуации всегда бывает намного больше, чем при обычном фронтальном опросе. Хорошие результаты дают домашние задания, выполненные с использованием ИКТ. Данные задания не являются обязательными, и это является дополнительным стимулом.

 Учащиеся, особенно подросткового возраста, всегда стремятся выделиться и подчеркнуть свою индивидуальность.

И поэтому представляемые работы, выполненные с использованием программ Office Excel, PowerPoint, Movie Maker бываю очень необычными, яркими, эффектными. Многие работы, выполненные учащимися, используются мной в дальнейшем как наглядные пособия, при проведении уроков в других классах. Даже учащиеся, занимающиеся на оценку «удовлетворительно», выполняют работы на «отлично». Это всегда создает атмосферу успешности на уроке и увеличивает интерес к изучаемому предмету. Что и является основной целью использования ИКТ на уроках географии.

 Самое активное участие в создании электонных работ принимают учащиеся 8 и 9 классов, что возможно вызвано эмоциональными особенностями детей (классы ярковыраженной гуманитарной направленности).  

Основная задача в данный момент активизировать учащихся других классов для создания собственных компьютерных работ, а в дальнейшем и проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...