Урок географии в 9 классе с технологией смыслового чтения по теме "Центральная Россия"
статья по географии (9 класс)

Целью урока познакомить учащихся с составом Центральной России и особенностями ЭГП,

           изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства района,

           рассмотреть особую экономическую и политическую роль Центральной России,

           учиться осмысленному чтению, используя стратегии предтекстовой, текстовой,   

           послетекстовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_kl.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  географии в  9 классе с технологией смыслового чтения по теме

«Центральная Россия»

Цели:

познакомить учащихся с составом Центральной России и особенностями ЭГП

           изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства района

           рассмотреть особую экономическую и политическую роль Центральной России

           учиться осмысленному чтению, используя стратегии предтекстовой, текстовой,    

           послетекстовой деятельности.

           продолжать формировать понятие «ЭГП», «географический рисунок»,  

           «специализация»

           формировать умения работать с картами, таблицами

           находить в тексте факты, сопоставляя художественный и информационный текст

           развивать воображение, творческие способности учащихся

           воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну-Россию.

           воспитывать интерес к истории своего Отечества.

Ход урока

       I Организационный момент

       II Актуализация знаний

        Вопросы учащимся    

         1.Дать определение экономическому району

         2.По какому плану изучается экономический район?

         3.Назовите экономические районы Европейской части России

        III Изучение нового материала

Сегодня мы начинаем изучать географические  районы России. Знакомство начинаем с Центральной России. Это район, где расположена столица нашего государства - Москва. Это самая древняя и наиболее развитая часть России.

Учащимся раздается дополнительное чтение:

«Московский Кремль и Красная площадь уже служат не только символом столицы, но и всей нашей страны. Кремль - самая древняя часть Москвы. На Боровицком холме, между реками Москвой и Неглинкой в XII веке Юрий Долгорукий (1090-1157) основал крепость, впервые упомянутую в Ипатьевской летописи в 1147 году. Эта дата считается датой основания Москвы. Однако археологические находки свидетельствуют о том, что люди селились здесь гораздо раньше. Найдены фрагменты древних сосудов, датируют их возраст – середина I тысячелетия до н.э. А в 1960-х годах во время реконструкции исторического центра города была найдена византийская печать, датируемая 1093 г.»

          Вопросы к учащимся    

          1.Какие факты из текста говорят о истории основания Москвы?

           2.Почему для строительства крепости выбрано именно место

              на холме между реками?

            3.Какие артефакты свидетельствуют о том, что Москва- один из

              древнейших городов России?

Изучение географического района начинается с рассмотрения плана

1 Состав района

2 ЭГП

3 Природные условия и ресурсы

4 Население и трудовые ресурсы

5 Хозяйство (отрасли специализации и территориальная структура хозяйства)

6 Города

7 Проблемы и перспективы развития.

Рассмотрим состав Центральной России

1Центральный район

2 Центрально-Черноземный район

3 Волго-Вятский

Учащиеся работают с политико-административной картой.

Экономико-географическое положение района – один из важнейших факторов его экономического развития. Учащиеся работают с учебником: читают определение ЭГП и записывают:

1 Положение района на территории страны (окраинное, центральное, пограничное)

2 Экономическое окружение

3 Положение по отношению к транспортным магистралям, морским путям

4 Положение по отношению к крупным топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.

5 Изменение ЭГП района во времени.

6 Вывод: возможности влияния ЭГП района во времени.

Рассказ учителя   Центральная Россия выполняет историческую функцию как центр экономической, политической и культурной жизни нашего государства. Географическое положение региона, наличие рек, обилие лесов в сочетании с благоприятным климатом предопределили его раннее заселение. ЭГП оказывает важное влияние на развитие хозяйства Центральной России. Центральная Россия имела удачное военно-стратегическое положение. Безопасность от внешних вторжений имело междуречье Оки и Волги и выгодное транспортное положение из  «из варяг в греки».

 Работа с картой.   Определите по физической карте, водоразделы каких рек находятся на территории Центральной России. (Здесь протекают Волга, Ока, Днепр, Западная Двина.) Найдите путь «из варяг в греки» на картосхеме.

 После распада СССР Центральная Россия стала пограничным регионом. К границам вплотную подошел военно-политический блок НАТО.

Работа с картой. Учащиеся определяют с какими государствами граничит Центральная Россия. (Беларусь, Украина). А также определяют в какие моря Россия имеет выход. (По рекам в Каспийское, Черное, Азовское)

Рассматриваем природные условия и ресурсы Центральной России (работа с текстом)

Вопросы к классу:      

На какие три части, различные по природе и хозяйству делят Центральную Россию Волга и Ока?  (Заволжье - таежная зона. Междуречье Волги и Оки - зона смешанных лесов, мало сохранившаяся. Правобережье Оки – лесостепь.)

 Работа с картой. Сопоставьте  физическую и экономическую карту Центральной   России и определите специализацию сельского хозяйства данного района и назовите фак торы, которые на это повлияли.)

Работа с картой.  Учащиеся определяют какими полезными ископаемыми богата Центральная Россия. (Центральная Россия не богата минеральными ресурсами, так как Подмосковный буроугольный бассейн добывает уголь низкого качества.  Имеются строительные материалы. Большое значение имеет КМА – огромные запасы железной руды на территории Центрально – Черноземного района. В районе имеются лесные ресурсы и недостаточно освоенные рекреационные.)

Выводы по уроку.

Домашнее задание.

По уч. А. И. Алексеева 1) Параграф 11      

2) На контурную карту нанести состав Центральной России, крупнейшие города, минеральные ресурсы, внутренние воды, соседние государства.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Мастер-класс "Технология смыслового чтения как инструмент формирования нравственности"

Данная работа предствляет собой конспект-презентацию мастер-класса...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в курсе «Экономической географии России»

Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая составляющая современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями обществ...

Мастер - класс Технологии смыслового чтения

Технологии смыслового чтения...

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классе на примере учебника Издательства «Просвещение».

         В данной  статье   приведены примеры  практической реализации   технологии смыслового чтения на уроках географии через возможност...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...