Методическая разработка урока географии «Географические координаты» ,5 класс
методическая разработка по географии (5 класс)

 Методическая разработка урока географии в 5 классе

 Тема: «Географические координаты»

Использование технологий деятельностного типа: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов

Основная цель: Сформировать представление о географических координатах, научить школьников определять их. Формирование мировоззрения о возможности определения положения объекта на планете. Использование учебного материала для воздействия на эмоциональную сферу деятельности учащихся.

Тип урока: урок открытия нового знания с элементами учебного исследования, ролевой игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandrova_i.n._5_klass_geograficheskie_koordinaty_2.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

                   Методическая разработка урока географии в 5 классе

                       Тема: «Географические координаты» 

Использование технологий деятельностного типа: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов

Основная цель: Сформировать представление о географических координатах, научить школьников определять их. Формирование мировоззрения о возможности определения положения объекта на планете. Использование учебного материала для воздействия на эмоциональную сферу деятельности учащихся.

Цели по линиям развития:

1 линия развития: осознание роли географии в познании окружающего мира -  самоопределяться в решении географических вопросов, оценивать роль географических факторов в повседневной жизни.

2 линия развития - освоение системы географических знаний о природе, населении ,хозяйстве  мира: выявлять причинно-следственные связи в социоприродном развитии Земли.

По 3 линии развития - использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей решения: анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

По 4 линии развития- использования карт, как информационных, образно-знаковых моделей действительности: проектировть и составлять картосхемы, выполнять визуальный анализ и описание по картам.

По 5 линии развития -  собственной деятельности и формирование личной позиции по актуальным вопросам географии: использовать географические знания для социализации и созидательной деятельности.

Задачи в развитии универсальных учебных действий:

Регулятивные: умение определять цель и составлять план,  действовать по плану, оценивать результат.

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, извлекать информацию, перерабатывать ее (анализировать, сравнивать, классифицировать и т.д.), преобразовывать информацию из одной формы в другую( представлять  информацию  в виде текста,  схемы, конспекта.)

Коммуникативные : умение доносить свою позицию, понимать других ( в т.ч. вычитывать информацию данную в явном и неявном виде), сотрудничать 

Личностные: объяснять свои оценки, свою позицию, точку зрения, самоопределяться в системе ценностей

Тип урока: урок открытия нового знания с элементами учебного исследования, ролевой игры.

ГСО :

Карта полушарий, глобус, физическая карта России, карточки – инструкции, презентация учителя, интерактивная доска (возможно использование компьютерного класса)

Второстепенные атрибуты: жетоны (луидоры, дублоны, цехины), шаблоны, шапка пирата- флибустьера, корабли пиратов, флаг, сундук с «5» (сокровищами), «спасательный круг»

Технология: проблемно-диалогическая (побуждающий от проблемной ситуации диалог)

Ход урока:

Деятельность учителя

(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками)

Деятельность ученика

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска оборудования

1.Этап     Постановка  проблемной ситуации

 Задача: Необходимо отыскать останки корабля с сокровищами, движущимися на льдине.

Яркий запоминающийся момент (интрига)

Рассказ учителя ( от имени пирата):

Здравствуйте , друзья мои! Сегодня вам предстоит участвовать в очень интересных событиях.

С открытием Америки в Новый Свет из Европы в поисках удачи хлынуло немало любителей легкой наживы . Для большинства это был единственный путь избежать наказания за прежние преступления. Разбогатеть удалось немногим, пришлось заниматься привычным ремеслом – грабежом.

Пиратство как профессия  - столь же древнее занятие , как морская торговля.

Любопытно, что в Атлантике первым пиратом , имя которого донесла до нас история , была женщина – Жанна Бельвиль. Поддерживаемая  английским королем она держала в страхе всю Францию.

 Вы , наверняка , догадались, какую древнюю профессию( связанную с географией ) я сегодня представляю.

Но, не нужно обольщаться пиратской романтикой. Пираты  называли себя «джентельменами  удачи». Ведь их часто подстерегали стихии и неожиданности. И вот однажды, скажу я вам , йо-хо-хо, мы попали в большую передрягу. Наш корабль , полный сундуками с сокровищами , попал в шторм и разбился о скалы. Часть ребят очутилась на льдине, прихватив с собой пару сундуков наживы. Меня же выбросило на побережье .

К своему смущению , вы понимаете, география должна признать, что многим обязана пиратам. Само же пиратское ремесло требовало совершенного знания географии. Поэтому сегодня, я хотела бы взять с собой на корабль знатоков географии, которые помогут мне в поисках уплывших сокровищ. А капитаном назначу того, кто в результате конкурсов получит шляпу пирата.

2 этап         Формулировка проблемы.

                           Версии.Рефлексия

 Представьте себя капитанами пиратских кораблей и найдите останки корабля с моими товарищами. Не забудьте вести путевой дневник (конспект)

Известно следующее:

Льдина с сокровищами двигалась в направлении с севера на юг от северного полюса.

-Что показывает на карте направление север-юг? Найдите объект поиска.

-Проблема. Версий много. Предположите, что еще необходимо знать помимо меридианов?

 

- Проблема. Знаний недостаточно.

Что поможет уточнить местонахождение? Я вижу на размытой бумаге цифры 70 и 20. (60 и 30)

Проблема.

 3 этап  Актуализация имеющихся знаний           Планирование деятельности

-Что нам известно?

.

Каков же способ? Предложите. Что необходимо знать?

-Какова же наша задача сегодня. Сформулируйте главный вопрос. 

Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос?

 

-Меридианы. Работают и показывают на карте.

Гипотезы. Высказывают предположения о нахождении на различных меридианах. Версий много.

-Помимо меридианов необходимо знать параллели. Высказывают предположения о  нахождении объекта.

Аналогично версий много.

- Это градусы.

Работа с картой. Версии.

3.- Определяют, что известно :

- направление движения (с- ю)

-  объект, вдоль которого происходит движение ( остров)

- градусы параллелей и меридианов.

Точку найти невозможно

-Систему координат.  Географические координаты.

Формулируют тему урока «Географические координаты. Как определить координаты объекта? »

Намечают план действий:

1.Что такое географические координаты?

2. Как определяются географические координаты?

3. Для чего необходимо знать координаты?

4. На что оказывает влияние географическое положение объекта?

5.Кому необходимы эти знания?

Презентация

«Пираты»

«Пиратские корабли»

« Карта затонувших кораблей»

« Бутылка  с письмом на берегу»

Презентация

«Карта полушарий»

Интерактивная доска

(отмечают варианты расположения объекта)

Запись темы и плана действий на доске

4 этап      Совместное открытие знаний

                   Поиск решения проблемы.

1.- Что такое географические координаты? С системой координат вы наверняка знакомы и не задумывались над этим. Например, вы умеете играть в «морской бой»? Для того, чтобы сбить корабль противника  какие действия вы совершаете? (залп по точкам с координатами Б-5, В-6 и т.д.) На уроках математики вы строили графики с системой координат. Какие данные были необходимы ( точка по вертикали и горизонтали и их пересечение) для построения.

У шахматной доски 64 клетки, каждая имеет свой «адрес»

Что объединяет игру, график и шахматную доску?

Теперь посмотрим на карту полушарий. Она покрыта параллелями и меридианами, которые помогут найти адрес (координаты) любой точки на Земле.

Что же понимается под «географическими координатами»

Составьте схему в тетради.

На глобусе и географической карте роль системы координат выполняют параллели и меридианы, честь создания этой системы принадлежит Эратосфену , Гиппарху и Птолемею.

2.    Географическая широта

-Откроем карту полушарий и попробуем ответить на вопрос:

«Что такое географическая широта?» --Сначала попытайтесь дать определение своими словами : «Географическая широта – это…»

-Теперь за помощью обратимся к учебнику.

-Где указаны градусы широты?

-Какую широту имеет экватор?

-Какую широту имеют все точки, расположенные к северу от экватора? К югу?

-Каково их сокращенное обозначение?

-Если вы внимательно посмотрите на карту полушарий, то обнаружите сразу несколько подсказок для определения географической широты . Кто нашел?

- Какую широту, разную или одинаковую имеют точки, расположенные на одной параллели?

Закрепление полученных знаний.

Игра по колонкам «По экватору пешком» (по цепочке)

- Я набираю команду великолепных пиратов, которые отправятся искать сокровища. Двигаясь на восток назовите объекты, которые пересекает экватор.(30 с.ш.).  Если заминка – игрок выпадает из списка команды.

-Достаточно ли знать лишь одну широту, чтобы определить местонахождение точки на карте?

Вернемся к нашим поискам сокровищ. Я добавлю информацию 71 с.ш.20.(60 ю.ш.30)

Проблема. Что необходимо еще изучить?

3.Географическая долгота

Попробуйте составить определение.

Чтобы облегчить себе решение этой задачи, обратитесь к рисунку в учебнике и на экране, а также к известному определению географической широты. Постарайтесь рассуждать так: «Г.Ш.- это….», а «Г,Д,- это…»

Проверь свое определение с определением в учебнике. Записать  схему в тетрадь.

 

Самооценка по алгоритму:

1.Что нужно было сделать в задании?

2.Удалось ли получить результат?

3.Справился полностью и правильно или с незначительной ошибкой?  (Справился полностью и правильно в соответствии с аналогом на экране)

4.Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью?

Работа с картой полушарий

Ответим на аналогичные вопросы .

-Где указаны долготы?

-От какого меридиана ведется  отсчет з.д. или в.д.?

- Какую долготу имеют точки на нем?

- Каковы подсказки на карте?

- Может ли быть 190 в.д.? Какая же будет долгота?

Есть ли точки, которые имеют только г.ш.? Почему?

4.Закрепление изученного.

Пиратская игра по группам  «Широта и долгота»

( Физкультминутка)

Учитель называет объект, те, кто представляет широту и долготу этого объекта хлопают (встают) . Те, кто совершает ошибку ,выбывают).  По итогам игры –жетоны – пиратские  звания.

5.Практическая работа с картой «Определение географических координат»

-Итак, уважаемые каперы, на абордаж! Найдем наконец льдину с сокровищами. Показ приема на К/К маркером (на экране), используя инструкцию.

-Раздам пиастры, луидоры нашедшим.

5 этап  Самостоятельное применение знаний

-.Льдину обнаружили, а сокровищ нет. Их захватили флибустьеры.

- Кто знает, а кого же называли флибустьерами? Быть может в тех краях и надо вести поиски? Кто окажется самым ловким и смелым, хорошо ориентирующимся по карте, тому и достанется часть богатства и пиратская шляпа.

Практическая работа «Определение географических координат объектов, (объектов по координатам) Занимательные задачи репродуктивного уровня.

Например:

Герои романа Ж.Верна дети капитана Гранта ищут своего отца на 37 южной широты. Проследите по карте их маршрут.

Каждый из трех друзей провел лето на море: Коля –в месте с координатами 55 с.ш.,20 в.д, Дима- 45 с.ш.,38 в.д., Женя- 65 с.ш, 40 в.д. Один  из них все время купался, другой совсем не заходил из-за холода в воду, третий –при хорошей погоде. Кто на каком море был? Один рассказывал, что ночами ягоды собирал- светло было как днем. Вы бы поверили ему?

Анализ результатов по карте

6 этап     Итог урока

Рефлексия

1.Внимание на конспект.

Главные вопросы урока.

- С какими понятиями познакомились?

-На какие вопросы ответили?

- Как выделить «золотое слово» в определении?

- Как определяют  координаты?

- Для чего необходимы знания о географических координатах объекта?

Кому  бывают необходимы эти знания?

2.- А о чем еще могут рассказать географические координаты? Так ли важно знать, где располагаются объекты? Что от этого зависит? Чем будут отличаться объекты в разных полушариях?

3.Учитель подводит итог- раздает «награды» ученикам, набравшим наибольшее количество жетонов. Лучшему присваивает звание капитана корабля

7 этап      Домашнее задание

1.Придумайте интересные задания на определение координат для товарищей.

2.Приведите примеры курьезов, связанных с определением географических координат.

Рекомендация книг Жюль Верна. Материалов о путешествии Магеллана. ( задание по желанию)

,

1.Называют  примеры системы координат:

«Морской бой»

- Совершаем залп по точкам с координатами Б-5, В-6

«Графики на уроках математики»

- Точка по вертикали и горизонтали и их пересечение.

«Шахматная доска»

- Если дают адрес В-5, то нужная клетка будет на пересечении вертикального  и горизонтального ряда.

Система координат

Самостоятельная работа с текстом учебника с. 179

Составляют схему.

 Географические координаты

        г.ш.               г.д.

Учащиеся указывают роль каждого ученого в развитии системы координат, опираясь на ранее изученные знания

( возможны заранее подготовленные сообщения учащихся)

2.Работа с картой полушарий

Варианты определений «Географическая широта- это…»

Работа с определением в тексте учебника

«Г.ш.- это величина дуги меридиана в градусах от экватора до точки»

Схемо-рисунок в тетради.

Выделение «золотого слова» в определении.

Работа с картой полушарий

На рамке карты.

0

с.ш., ю.ш.

Надпись С.П. – северное полушарие(все точки имеют с.ш.), Ю.П. – южное полушарие(все точки имеют ю.ш. )

Одинаковую.

Игра по колонкам Называют последовательно объекты, используя карту полушарий. Получают жетоны-пиастры.

Не достаточно

Работа с картой.  2 версии .

Географическую долготу

3. Индивидуальная работа учащихся по составлению определения, используя схемы, аналог (продуктивное задание -умение преобразовывать информацию, продуктивное чтение)

Географическая долгота-

это величина дуги параллели в градусах от нулевого меридиана до точки (на запад и восток) (схема )

Работа с картой.

Самооценка по аналогу  на слайде:

1.  Сформулировать  определение «географическая долгота»

2. Да. Определение составлено.

3. Справился, но не полностью. Не соответствует аналогу.

4. С небольшой помощью

Исправление ошибок.

Работают с картой

На экваторе.

От нулевого.

0

Надписи З.П.и В.П.

Нет. 170 з.д.

90 с.ш. и 90 ю.ш. Сходятся все меридианы.

Работа с картами атласа

6  групп (с.ш.,ю.ш.,,з.д., в.д., нельзя  определить долготы, 0 градусов широты)

Например,

 о.Мадагаскар- ю.ш.,в.д.

о.Гренландия – с.ш.,з.д.

северный (южный) полюс, экватор

и т.д.

5.Пользуясь инструкцией определяют координаты  71с.ш.20з.д.(60с.ш.30з.д.).

Находят объект.

Пиратов Карибского моря

Называют материки, океаны, острова, по которым проходили маршруты путешествий..

Определяют координаты по выбору:

СПб, Кубы,Гаити, г.Сантьяго-де-Куба , где находится музей пиратства.

Решают занимательные задачи.

(по выбору из предложенных учителем или в печатной тетеради)

 Взаимное оценивание по результатам. Анализ результатов по карте

1.

Географические координаты.

Географическая широта и долгота.

Выделяют «золотое слово»

Необходимы для ориентирования на местности, на глобусе , на карте.

Перечисляют профессии.

2.Климат, время года, даты

Приводят примеры

Презентация

«Система координат»

Карта полушарий

Учебник с.179

Презентация

«Географические координаты»

Презентация

«Портреты ученых»

Карта полушарий

Учебник с.178

Презентация

«Географическая широта»

Карта полушарий

Карта полушарий

Интерактивная карта

Карта полушарий

Учебник

 с.177-178

Схема «Географическая долгота»

Презентация

Карта полушарий

Карта полушарий.

К/К

Презентация

Инструкция по определению Г.К.

ПрезентацияКарта полушарий

Инструкция по определению г.к.

Презентация

«Музей пиратства»

«Санкт-Петербург»

И т.д.

Эталоны ответов

Конспект в тетради

План на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по географии. Географическое положение России. 8 класс

Тест по географии. 8 класс. Географическое положение России. Тест состоит из 11 вопросов с выбором варианта ответа...

Урок по географии "Географические координаты" 6 класс

Урок 6 класс Географические координаты...

Тест по географии "Географическое положение Африки" 7 класс

География — это способ познания окружающего мира....

Методическая разработка урока: "Географические координаты", 6 класс.

Методическая разработка урока: "Географические координаты",  может быть использована в 6 классе при изучении нового материала....

Методическая разработка урока "Географические координаты" 5 класс

Материал поможет начинающим педагогам грамотно подготовиться и провести урок по определению географических координат...

Конспект урока по географии "Географическое положение России" (8 класс)

В предложенном материале представлена методическая разработка урока. Урок - вводный. Изучение нового матариала....

Урок по географии. Географическое положение Антарктиды. 8 класс, школа 8 вида.

На уроке используется материал взятый на платформе ФГИС "Моя школа". Учащиеся знакомятся  с географическим положением материка Антарктида....