Методическая разработка урока географии «Географические координаты» ,5 класс
методическая разработка по географии (5 класс)
Методическая разработка урока географии в 5 классе
Тема: «Географические координаты»
Использование технологий деятельностного типа: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов
Основная цель: Сформировать представление о географических координатах, научить школьников определять их. Формирование мировоззрения о возможности определения положения объекта на планете. Использование учебного материала для воздействия на эмоциональную сферу деятельности учащихся.
Тип урока: урок открытия нового знания с элементами учебного исследования, ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandrova_i.n._5_klass_geograficheskie_koordinaty_2.docx | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока географии в 5 классе
Тема: «Географические координаты»
Использование технологий деятельностного типа: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов
Основная цель: Сформировать представление о географических координатах, научить школьников определять их. Формирование мировоззрения о возможности определения положения объекта на планете. Использование учебного материала для воздействия на эмоциональную сферу деятельности учащихся.
Цели по линиям развития:
1 линия развития: осознание роли географии в познании окружающего мира - самоопределяться в решении географических вопросов, оценивать роль географических факторов в повседневной жизни.
2 линия развития - освоение системы географических знаний о природе, населении ,хозяйстве мира: выявлять причинно-следственные связи в социоприродном развитии Земли.
По 3 линии развития - использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей решения: анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.
По 4 линии развития- использования карт, как информационных, образно-знаковых моделей действительности: проектировть и составлять картосхемы, выполнять визуальный анализ и описание по картам.
По 5 линии развития - собственной деятельности и формирование личной позиции по актуальным вопросам географии: использовать географические знания для социализации и созидательной деятельности.
Задачи в развитии универсальных учебных действий:
Регулятивные: умение определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.
Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, извлекать информацию, перерабатывать ее (анализировать, сравнивать, классифицировать и т.д.), преобразовывать информацию из одной формы в другую( представлять информацию в виде текста, схемы, конспекта.)
Коммуникативные : умение доносить свою позицию, понимать других ( в т.ч. вычитывать информацию данную в явном и неявном виде), сотрудничать
Личностные: объяснять свои оценки, свою позицию, точку зрения, самоопределяться в системе ценностей
Тип урока: урок открытия нового знания с элементами учебного исследования, ролевой игры.
ГСО :
Карта полушарий, глобус, физическая карта России, карточки – инструкции, презентация учителя, интерактивная доска (возможно использование компьютерного класса)
Второстепенные атрибуты: жетоны (луидоры, дублоны, цехины), шаблоны, шапка пирата- флибустьера, корабли пиратов, флаг, сундук с «5» (сокровищами), «спасательный круг»
Технология: проблемно-диалогическая (побуждающий от проблемной ситуации диалог)
Ход урока:
Деятельность учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) | Деятельность ученика (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска оборудования | |
1.Этап Постановка проблемной ситуации Задача: Необходимо отыскать останки корабля с сокровищами, движущимися на льдине. Яркий запоминающийся момент (интрига) Рассказ учителя ( от имени пирата): Здравствуйте , друзья мои! Сегодня вам предстоит участвовать в очень интересных событиях. С открытием Америки в Новый Свет из Европы в поисках удачи хлынуло немало любителей легкой наживы . Для большинства это был единственный путь избежать наказания за прежние преступления. Разбогатеть удалось немногим, пришлось заниматься привычным ремеслом – грабежом. Пиратство как профессия - столь же древнее занятие , как морская торговля. Любопытно, что в Атлантике первым пиратом , имя которого донесла до нас история , была женщина – Жанна Бельвиль. Поддерживаемая английским королем она держала в страхе всю Францию. Вы , наверняка , догадались, какую древнюю профессию( связанную с географией ) я сегодня представляю. Но, не нужно обольщаться пиратской романтикой. Пираты называли себя «джентельменами удачи». Ведь их часто подстерегали стихии и неожиданности. И вот однажды, скажу я вам , йо-хо-хо, мы попали в большую передрягу. Наш корабль , полный сундуками с сокровищами , попал в шторм и разбился о скалы. Часть ребят очутилась на льдине, прихватив с собой пару сундуков наживы. Меня же выбросило на побережье . К своему смущению , вы понимаете, география должна признать, что многим обязана пиратам. Само же пиратское ремесло требовало совершенного знания географии. Поэтому сегодня, я хотела бы взять с собой на корабль знатоков географии, которые помогут мне в поисках уплывших сокровищ. А капитаном назначу того, кто в результате конкурсов получит шляпу пирата. 2 этап Формулировка проблемы. Версии.Рефлексия Представьте себя капитанами пиратских кораблей и найдите останки корабля с моими товарищами. Не забудьте вести путевой дневник (конспект) Известно следующее: Льдина с сокровищами двигалась в направлении с севера на юг от северного полюса. -Что показывает на карте направление север-юг? Найдите объект поиска. -Проблема. Версий много. Предположите, что еще необходимо знать помимо меридианов?
- Проблема. Знаний недостаточно. Что поможет уточнить местонахождение? Я вижу на размытой бумаге цифры 70 и 20. (60 и 30) Проблема. 3 этап Актуализация имеющихся знаний Планирование деятельности -Что нам известно? . Каков же способ? Предложите. Что необходимо знать? -Какова же наша задача сегодня. Сформулируйте главный вопрос. Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос?
| -Меридианы. Работают и показывают на карте. Гипотезы. Высказывают предположения о нахождении на различных меридианах. Версий много. -Помимо меридианов необходимо знать параллели. Высказывают предположения о нахождении объекта. Аналогично версий много. - Это градусы. Работа с картой. Версии. 3.- Определяют, что известно : - направление движения (с- ю) - объект, вдоль которого происходит движение ( остров) - градусы параллелей и меридианов. Точку найти невозможно -Систему координат. Географические координаты. Формулируют тему урока «Географические координаты. Как определить координаты объекта? » Намечают план действий: 1.Что такое географические координаты? 2. Как определяются географические координаты? 3. Для чего необходимо знать координаты? 4. На что оказывает влияние географическое положение объекта? 5.Кому необходимы эти знания? | Презентация «Пираты» «Пиратские корабли» « Карта затонувших кораблей» « Бутылка с письмом на берегу» Презентация «Карта полушарий» Интерактивная доска (отмечают варианты расположения объекта) Запись темы и плана действий на доске | |
4 этап Совместное открытие знаний Поиск решения проблемы. 1.- Что такое географические координаты? С системой координат вы наверняка знакомы и не задумывались над этим. Например, вы умеете играть в «морской бой»? Для того, чтобы сбить корабль противника какие действия вы совершаете? (залп по точкам с координатами Б-5, В-6 и т.д.) На уроках математики вы строили графики с системой координат. Какие данные были необходимы ( точка по вертикали и горизонтали и их пересечение) для построения. У шахматной доски 64 клетки, каждая имеет свой «адрес» Что объединяет игру, график и шахматную доску? Теперь посмотрим на карту полушарий. Она покрыта параллелями и меридианами, которые помогут найти адрес (координаты) любой точки на Земле. Что же понимается под «географическими координатами» Составьте схему в тетради. На глобусе и географической карте роль системы координат выполняют параллели и меридианы, честь создания этой системы принадлежит Эратосфену , Гиппарху и Птолемею. 2. Географическая широта -Откроем карту полушарий и попробуем ответить на вопрос: «Что такое географическая широта?» --Сначала попытайтесь дать определение своими словами : «Географическая широта – это…» -Теперь за помощью обратимся к учебнику. -Где указаны градусы широты? -Какую широту имеет экватор? -Какую широту имеют все точки, расположенные к северу от экватора? К югу? -Каково их сокращенное обозначение? -Если вы внимательно посмотрите на карту полушарий, то обнаружите сразу несколько подсказок для определения географической широты . Кто нашел? - Какую широту, разную или одинаковую имеют точки, расположенные на одной параллели? Закрепление полученных знаний. Игра по колонкам «По экватору пешком» (по цепочке) - Я набираю команду великолепных пиратов, которые отправятся искать сокровища. Двигаясь на восток назовите объекты, которые пересекает экватор.(30 с.ш.). Если заминка – игрок выпадает из списка команды. -Достаточно ли знать лишь одну широту, чтобы определить местонахождение точки на карте? Вернемся к нашим поискам сокровищ. Я добавлю информацию 71 с.ш.20.(60 ю.ш.30) Проблема. Что необходимо еще изучить? 3.Географическая долгота Попробуйте составить определение. Чтобы облегчить себе решение этой задачи, обратитесь к рисунку в учебнике и на экране, а также к известному определению географической широты. Постарайтесь рассуждать так: «Г.Ш.- это….», а «Г,Д,- это…» Проверь свое определение с определением в учебнике. Записать схему в тетрадь.
Самооценка по алгоритму: 1.Что нужно было сделать в задании? 2.Удалось ли получить результат? 3.Справился полностью и правильно или с незначительной ошибкой? (Справился полностью и правильно в соответствии с аналогом на экране) 4.Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? Работа с картой полушарий Ответим на аналогичные вопросы . -Где указаны долготы? -От какого меридиана ведется отсчет з.д. или в.д.? - Какую долготу имеют точки на нем? - Каковы подсказки на карте? - Может ли быть 190 в.д.? Какая же будет долгота? Есть ли точки, которые имеют только г.ш.? Почему? 4.Закрепление изученного. Пиратская игра по группам «Широта и долгота» ( Физкультминутка) Учитель называет объект, те, кто представляет широту и долготу этого объекта хлопают (встают) . Те, кто совершает ошибку ,выбывают). По итогам игры –жетоны – пиратские звания. 5.Практическая работа с картой «Определение географических координат» -Итак, уважаемые каперы, на абордаж! Найдем наконец льдину с сокровищами. Показ приема на К/К маркером (на экране), используя инструкцию. -Раздам пиастры, луидоры нашедшим. 5 этап Самостоятельное применение знаний -.Льдину обнаружили, а сокровищ нет. Их захватили флибустьеры. - Кто знает, а кого же называли флибустьерами? Быть может в тех краях и надо вести поиски? Кто окажется самым ловким и смелым, хорошо ориентирующимся по карте, тому и достанется часть богатства и пиратская шляпа. Практическая работа «Определение географических координат объектов, (объектов по координатам) Занимательные задачи репродуктивного уровня. Например: Герои романа Ж.Верна дети капитана Гранта ищут своего отца на 37 южной широты. Проследите по карте их маршрут. Каждый из трех друзей провел лето на море: Коля –в месте с координатами 55 с.ш.,20 в.д, Дима- 45 с.ш.,38 в.д., Женя- 65 с.ш, 40 в.д. Один из них все время купался, другой совсем не заходил из-за холода в воду, третий –при хорошей погоде. Кто на каком море был? Один рассказывал, что ночами ягоды собирал- светло было как днем. Вы бы поверили ему? Анализ результатов по карте 6 этап Итог урока Рефлексия 1.Внимание на конспект. Главные вопросы урока. - С какими понятиями познакомились? -На какие вопросы ответили? - Как выделить «золотое слово» в определении? - Как определяют координаты? - Для чего необходимы знания о географических координатах объекта? Кому бывают необходимы эти знания? 2.- А о чем еще могут рассказать географические координаты? Так ли важно знать, где располагаются объекты? Что от этого зависит? Чем будут отличаться объекты в разных полушариях? 3.Учитель подводит итог- раздает «награды» ученикам, набравшим наибольшее количество жетонов. Лучшему присваивает звание капитана корабля 7 этап Домашнее задание 1.Придумайте интересные задания на определение координат для товарищей. 2.Приведите примеры курьезов, связанных с определением географических координат. Рекомендация книг Жюль Верна. Материалов о путешествии Магеллана. ( задание по желанию) , | 1.Называют примеры системы координат: «Морской бой» - Совершаем залп по точкам с координатами Б-5, В-6 «Графики на уроках математики» - Точка по вертикали и горизонтали и их пересечение. «Шахматная доска» - Если дают адрес В-5, то нужная клетка будет на пересечении вертикального и горизонтального ряда. Система координат Самостоятельная работа с текстом учебника с. 179 Составляют схему. Географические координаты г.ш. г.д. Учащиеся указывают роль каждого ученого в развитии системы координат, опираясь на ранее изученные знания ( возможны заранее подготовленные сообщения учащихся) 2.Работа с картой полушарий Варианты определений «Географическая широта- это…» Работа с определением в тексте учебника «Г.ш.- это величина дуги меридиана в градусах от экватора до точки» Схемо-рисунок в тетради. Выделение «золотого слова» в определении. Работа с картой полушарий На рамке карты. 0 с.ш., ю.ш. Надпись С.П. – северное полушарие(все точки имеют с.ш.), Ю.П. – южное полушарие(все точки имеют ю.ш. ) Одинаковую. Игра по колонкам Называют последовательно объекты, используя карту полушарий. Получают жетоны-пиастры. Не достаточно Работа с картой. 2 версии . Географическую долготу 3. Индивидуальная работа учащихся по составлению определения, используя схемы, аналог (продуктивное задание -умение преобразовывать информацию, продуктивное чтение) Географическая долгота- это величина дуги параллели в градусах от нулевого меридиана до точки (на запад и восток) (схема ) Работа с картой. Самооценка по аналогу на слайде: 1. Сформулировать определение «географическая долгота» 2. Да. Определение составлено. 3. Справился, но не полностью. Не соответствует аналогу. 4. С небольшой помощью Исправление ошибок. Работают с картой На экваторе. От нулевого. 0 Надписи З.П.и В.П. Нет. 170 з.д. 90 с.ш. и 90 ю.ш. Сходятся все меридианы. Работа с картами атласа 6 групп (с.ш.,ю.ш.,,з.д., в.д., нельзя определить долготы, 0 градусов широты) Например, о.Мадагаскар- ю.ш.,в.д. о.Гренландия – с.ш.,з.д. северный (южный) полюс, экватор и т.д. 5.Пользуясь инструкцией определяют координаты 71с.ш.20з.д.(60с.ш.30з.д.). Находят объект. Пиратов Карибского моря Называют материки, океаны, острова, по которым проходили маршруты путешествий.. Определяют координаты по выбору: СПб, Кубы,Гаити, г.Сантьяго-де-Куба , где находится музей пиратства. Решают занимательные задачи. (по выбору из предложенных учителем или в печатной тетеради) Взаимное оценивание по результатам. Анализ результатов по карте 1. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Выделяют «золотое слово» Необходимы для ориентирования на местности, на глобусе , на карте. Перечисляют профессии. 2.Климат, время года, даты Приводят примеры | Презентация «Система координат» Карта полушарий Учебник с.179 Презентация «Географические координаты» Презентация «Портреты ученых» Карта полушарий Учебник с.178 Презентация «Географическая широта» Карта полушарий Карта полушарий Интерактивная карта Карта полушарий Учебник с.177-178 Схема «Географическая долгота» Презентация Карта полушарий Карта полушарий. К/К Презентация Инструкция по определению Г.К. ПрезентацияКарта полушарий Инструкция по определению г.к. Презентация «Музей пиратства» «Санкт-Петербург» И т.д. Эталоны ответов Конспект в тетради План на доске |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по географии. Географическое положение России. 8 класс
Тест по географии. 8 класс. Географическое положение России. Тест состоит из 11 вопросов с выбором варианта ответа...
Урок по географии "Географические координаты" 6 класс
Урок 6 класс Географические координаты...
Тест по географии "Географическое положение Африки" 7 класс
География — это способ познания окружающего мира....
Методическая разработка урока: "Географические координаты", 6 класс.
Методическая разработка урока: "Географические координаты", может быть использована в 6 классе при изучении нового материала....
Методическая разработка урока "Географические координаты" 5 класс
Материал поможет начинающим педагогам грамотно подготовиться и провести урок по определению географических координат...
Конспект урока по географии "Географическое положение России" (8 класс)
В предложенном материале представлена методическая разработка урока. Урок - вводный. Изучение нового матариала....
Урок по географии. Географическое положение Антарктиды. 8 класс, школа 8 вида.
На уроке используется материал взятый на платформе ФГИС "Моя школа". Учащиеся знакомятся с географическим положением материка Антарктида....