Методическая разработка урока "Географические координаты" 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс)

Раиса Смирнова

Материал поможет начинающим педагогам грамотно подготовиться и провести урок по определению географических координат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Географические координаты"24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Географические координаты»,6 класс

Смирнова Раиса Владимировна

учитель географии ГБОУ СОШ №335 Санкт-Петербург, Пушкин

Цели и задачи урока:

сформировать у учащихся понятия «географическая широта», «географическая долгота», «градусная сетка»;

Тип урока:  урок изучения нового материала с элементами практикума и проблемного обучения

Методы: беседа с использованием презентации, работа с картой.
Урок проводится в игровой форме (урок-путешествие): «Путешествие по географической карте с элементами проблемного урока». Создание ситуации успеха.

Формы учебно-познавательной деятельностисамостоятельная работа обучающихся по карте, в рабочих тетрадях, работа у доски, работа в парах

Оборудование:

  1. Физическая карта полушарий,
  2. атласы, рабочие тетради,
  3. ИКТ, презентация для урока.
  1. Организационный момент

Объявление темы урока, целей и задач для обучающихся

II. Географическая разминка - загадки

Глобус  делит  ровная, Слайд 1

Линия условная.

Выше – север, ниже – юг

Назови границу, друг! (Экватор) 

Старший среди них – экватор Слайд 2

И от севера до юга

Эти линии, ребята,

Параллельны все друг другу

Догадаться вы сумели,

Что же это? ...(Параллели) 

Глобус весь пересекают, Слайд 3

Сходятся на полюсах

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах

Через сушу, океаны

Пролегли ...(Меридианы)

III. Повторение пройденного материала

Учитель: Какие линии-помощники вы знаете?

Дать определение:

  1. Градусная сетка
  2. Параллель
  3. Меридиан
  4. Экватор

Задание: Показать на карте: начальный меридиан, линию перемены дат, экватор, полюса

Проверить домашнее задание-таблицу

Цифровой диктант Слайд 4

Учитель:

1.Точки пересечения земной оси с поверхностью Земли (Полюса)

2.Воображаемая линия, которая делит Землю на два  равных полушария(северное и южное)

3.Условные линии, проведённые параллельно экватору (Параллель)

4.Линия, которая  соединяет полюса кратчайшим образом (Меридиан)

5.Линии-помощники-параллели и меридианы (Градусная сетка)

Взаимоконтроль Слайд 5

Выставление отметок

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Объявление темы урока Слайд 6

С помощью градусной сетки определяют местоположение географических объектов.

Для этого необходимо научиться определять географические координаты.

Вопросы:

Какая точка имеет самую большую удалённость от экватора? (Полюс) Слайд7

На сколько  градусов удалён полюс? (900) Слайд8

Задание: Как различить точки А и Б, если они лежат на параллели 200 Слайд9

Параллель-широта Слайд 10

Задание: Определить  широту географических объектов Слайд 11

   г.С-Петербург 60°с.ш.

   г.Владивосток 43°с.ш.

   г. Лондон 51° с.ш.

   г. Москва 56°с.ш.

   Мыс Игольный 56°с.ш.

Учитель: Что же такое географическая  широта? (Дети пытаются самостоятельно дать формулировку)

Запись в тетрадь: Географическая широта-это расстояние  в градусах от экватора до параллели, проходящей через  заданную точку– (на полях букву Д-диктант)Слайд12-13

Вопрос:

Как различить точки А и Б, если они лежат на параллели 200 на одной широте?Слайд14

Задание: определить долготу географических объектов Слайд 16

   г.С-Петербург 60°с.ш. 30°в.д.

   г.Владивосток 43°с.ш. 133°в.д.

   г. Лондон 51° с.ш. 0° д

   г. Москва 56°с.ш. 31°в.д.

   Мыс Игольный 56°с.ш. 20°в.д.

Что же такое географическая долгота? Слайд 17

Географическая  долгота- это расстояние  в градусах от Гринвичского  меридиана  до заданной  точки – (на полях букву Д-диктант)Слайд18

Меридианы - долгота

Внимание!!! Слайд 19

Долгое время каждая страна  вела отсчёт долготы от своего начального меридиана –

Франция -от Парижского, Англия- от  Гринвичского.

Россия от меридиана, который проходил через  обсерваторию г.Пулкове  в  окрестностях  Санкт-Петербурга  - Пулковского.      

С 1884 года большинство стран решили считать начальным меридианом Гринвичский

V.Закрепление

Вопросы:

Что называется географическими координатами (широтой, долготой)?

Как правильно определить широту (долготу)? Какие действия при этом необходимо выполнять?

Как находить объекты по географическим координатам

Продолжи предложение

  1. Величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах к северу или югу от экватора – это ……… (широта)
  2. Величина дуги параллели от начального меридиана до заданной точки в градусах к востоку или западу – это ………. (долгота)
  3. Параллели и меридианы, показанные  на карте – это ………..(градусная сетка)

VI. Д/З: § 12,  знать термины.

V.Итог урока

Оценивание успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...