Конспект урока по географии "Географическое положение России" (8 класс)
план-конспект урока по географии (8 класс)
В предложенном материале представлена методическая разработка урока.
Урок - вводный. Изучение нового матариала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_geogr_polozhenie_rf.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель географии МБОУ школы №9 г.о.Жуковского
Елена Викторовна Плеханова
План-конспект урока по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ»
Цели и задачи урока:
1. Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
2. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.
3. Сформировать знания о границах РФ.
Планируемые результаты:
А) предметные –формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны.
Б) метапредметные –формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
А) Личностных – осознать, что географическое положение страны- одна из важных особенностей ее развития.
Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых изменений в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Г) Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему
Формирование УУД.
Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта России, атласы контурные карты, глобус, учебник «География: природа России» 8 кл., Э.М.Раковская, М., Просвещение, 2010 г.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний:
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (момент осознания недостаточности имеющихся знаний).
Фронтальный устный опрос- учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам:
- Что изучает физическая география России?
- Назовите два пути изучения природы России?
- При помощи каких источников можно добыть необходимую информацию при изучении данного вопроса?
- Люди каких профессий чаще всего обращаются к такому источнику информации, как карта?
- Какие способы получения информации о природе используются наукой географией?
- Как можно выразить полученные результаты исследования?
По физической карте России определите:
- Определите координаты городов: Якутск, Иркутск, Омск Якутск 62 °с.ш. 128 ° в.д, Иркутск 52 °с.ш. 104 ° в.д., Омск 54 °с.ш.73 °в.д
- Какой город севернее Самара или Воронеж?
- Какой город восточнее Москва или Киров? Восточнее Киров
- В каком направлении мы поедем из Сургута в Якутск? В Омск? В Петрозаводск? В Салехард? В Хатангу? В Краснодар?
3.Мотивация изучения новой темы:
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. «Хочу, потому что могу»
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь!”
Китайская мудрость
4.Изучение нового материала- учитель предугадывает затруднения учеников и по ходу урока корректирует задание, если ребята не смогли его выполнить с первого раза:
Цель: 1) сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах их сущности, связи; 2) выделить главное, провести обобщение; 3) на основе знаний выработать учебные умения.
Цель перед учащимися: активно участвовать в процессе знакомства с новой темой.
Используемые приемы: самостоятельная работа с учебником, картами атласа.
Цель: активизировать мыслительную деятельность, привить интерес учащихся к изучаемой теме.
Методы: объяснительно-иллюстрированный, работа с учебником, метод анализа, сравнения.
Тему урока учащиеся формулируют сами, отвечая на вопрос «С чего начинается изучение географии любой территории?»
-Тема нашего сегодняшнего урока так и называется «Географическое положение России»
- Почему изучение природы любой территории начинается с географического положения?
- Россия – самое большое государство по площади, имеет площадь 17,1 млн.км2- что составляет 11,3 % мировой суши; ;
- По рис.2.3 с.10 учебника сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств.( Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).
- Записать определение Государственная граница. Протяженность границ Российской Федерации 61 тыс. км (больше длины экватора)
Государственная граница – условная линия на поверхностей суши или воды, определяющая размеры территории государства и отделяющая ее от других государств и открытых морей.
- Чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.
Вспомним план характеристики географического положения страны:
- Положение по отношению к экватору.
- Положение по отношению к нулевому меридиану.
- Положение на материке, части света.
- Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
- Соседние государства.
- Координаты крайних точек страны
- Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Практическая работа с картами и атласами.
1. Используя физическую карту мира, охарактеризуйте:
1) Положение России по отношению к экватору.
2) Положение России по отношению к нулевому меридиану.
3) Положение России на материке, части света.
-Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,60 с.ш.)
- В каком полушарии мы живем? (В северном).
- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)
- В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Республика Марий Эл?
2. Используя физическую карту России, назовите и покажите:
1) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы). («Морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега, далее - 200-миллионная экономическая зона.)
2) Соседние государства-16.
3) Крайние точки страны и их координаты. (северная – мыс Челюскин - 770 43’ с.ш., островная – мыс Флигели 81049’ с.ш. крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю 410 11’ с.ш. на Кавказе, Дагестан,)
- Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток?
- Что такое «Российский сектор Арктики»? –( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)
5.Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
-Сформулируйте главные особенности ЭГП России.
ЭГП России:
- Протяженность границ Российской Федерации 61 тыс. км (больше длины экватора). Расстояние между крайними точками 10 тыс. км (запад-восток) и 3 тыс. км (север-юг).
- Россия имеет наибольшее число пограничных государств (16) и морей, омывающих ее берега (13). Морские границы любого государства - 12 миль (22,2 км) от побережья, далее - 200-миллионная экономическая зона.
- На территории РФ расположены крайние северные и восточные точки материка Евразия.
- Россия - единственное государство в мире, у которого столь обширные территории лежат за полярным кругом.
Задание. Используя текст учебника статья «Сравнение географического положения России с положением государств», рис.6 ст.15, ответь на вопрос:
- С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?
- Как географическое положение влияет на природу России?
- Какие особенности ЭГП способствуют развитию хозяйства страны, а какие затрудняют:
Положительные черты:
А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.
В) расположение большей части страны в умеренных широтах.
Отрицательные черты:
А) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.
Б) часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).
В) огромная территория требует больших транспортных расходов.
6.Закрепление учебного материала:
Цель: проверить как учащиеся усвоили новый материал урока, выявить недостатки причины их появления, закрепить умения и навыки работы с тематическими картами, стимулирование учащихся на самообразование.
Приемы: использование самостоятельной работы в практической деятельности учащихся: в контурных картах выполняется практическая работа, с целью закрепления полученных знаний о географическом положении России.
Задания для работы в контурной карте:
- Отметить государственную границу России.
- Подписать пограничные государства.
- Отметить крайние точки, подписать их координаты.
- Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
- Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние моря.
7.Рефлексия урока:
- Какова была цель нашего урока? Что мы делали?
- Что мы делали с точки зрения географии? Чему научились?
Через диалог подводит учащихся к осознанию и принятию предметных целей урока.
-Это было целью нашего урока. Это стало и результатом нашего урока.
8.Домашнее задание:
Цель: самостоятельно выполнить задания, используя новый материал.
Цель для учащихся: умение практически владеть новыми знаниями.
Дом. зад.
1.§2- прочитать;
2. Индивидуальное задание на выбор;
-№ 5, в конце параграфа- задание повышенной сложности;
-№ 7 в конце параграфа- задание базового уровня.
3.Отметить на контурной карте объекты ЭГП России.
Опережающее задание-
-Политика России в Арктике на современном этапе;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в 7 классе «Географическое положение Австралии»
Изучение нового материала....
Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)
Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...
Конспект урока по физической культуре. 6 класс. Тема: кувырок вперёд, кувырок назад. "Мост" из положения стоя.
К вашему вниманию предлагается конспект урока по физической культуре, раздел гимнастика, для учащихся 6-го класса. Тема урока: кувырок вперёд, кувырок назад, "мост" из положения стоя....
Конспект урока по географии для 8 класса: Австралия. Географическое положение, очертание берегов.
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой).Урок подготовлен для детей имеющих легкие нарушения в развитии интеллекта.Цель:...
Конспект урока по географии для 8 класса: Австралия. Географическое положение, очертание берегов.
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой).Урок подготовлен для детей имеющих легкие нарушения в развитии интеллекта.Цель:...
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....
Конспект урока "Африка. Географическое положение." 7 класс
Проект урока. Тема: Африка. Географическое положение....