Конспект урока по географии "Географическое положение России" (8 класс)
план-конспект урока по географии (8 класс)

В предложенном материале представлена методическая разработка урока. 
Урок - вводный. Изучение нового матариала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_geogr_polozhenie_rf.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии МБОУ школы №9 г.о.Жуковского

Елена Викторовна Плеханова

План-конспект   урока по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ»

Цели и задачи урока:

1. Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

2. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.

3. Сформировать знания о границах РФ.

Планируемые результаты:

А) предметные –формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны.

Б) метапредметные –формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностных – осознать, что географическое положение страны- одна из важных особенностей ее развития.

Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых изменений в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

Формирование УУД.

Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта России, атласы контурные карты, глобус, учебник «География: природа  России» 8 кл., Э.М.Раковская, М., Просвещение, 2010 г.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний:

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (момент осознания недостаточности имеющихся знаний).

Фронтальный устный опрос- учитель не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам:

- Что изучает физическая география России?

- Назовите два пути изучения природы России?

- При помощи каких источников можно добыть необходимую информацию при изучении данного вопроса?

- Люди каких профессий чаще всего обращаются к такому источнику информации, как карта? 

- Какие способы получения информации о природе используются наукой географией? 

- Как можно выразить полученные результаты исследования? 

По физической карте России определите:

  1. Определите координаты городов: Якутск, Иркутск, Омск Якутск 62 °с.ш. 128 ° в.д, Иркутск 52 °с.ш. 104 ° в.д., Омск 54 °с.ш.73 °в.д
  2. Какой город севернее Самара или Воронеж? 
  3. Какой город восточнее Москва или Киров? Восточнее Киров
  4. В каком направлении мы поедем из Сургута в Якутск? В Омск? В Петрозаводск? В Салехард? В Хатангу? В Краснодар?

3.Мотивация изучения новой темы:

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. «Хочу, потому что могу»

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай мне действовать самому – и я научусь!”

Китайская мудрость

4.Изучение нового материала- учитель предугадывает затруднения учеников и по ходу урока корректирует задание, если ребята не смогли его выполнить с первого раза:

Цель: 1) сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах их сущности, связи; 2) выделить главное, провести обобщение; 3) на основе знаний выработать учебные умения.

Цель перед учащимися: активно участвовать в процессе знакомства с новой темой.

Используемые приемы: самостоятельная работа с учебником, картами атласа.

Цель: активизировать мыслительную деятельность, привить интерес учащихся к изучаемой теме.

Методы: объяснительно-иллюстрированный, работа с учебником, метод анализа, сравнения.

Тему урока учащиеся формулируют сами, отвечая на вопрос «С чего начинается изучение географии любой территории?»

-Тема нашего сегодняшнего урока так и называется «Географическое положение России»

- Почему изучение природы любой территории начинается с географического положения?

- Россия – самое большое государство по площади, имеет площадь 17,1 млн.км2-  что составляет 11,3 % мировой суши;

- По рис.2.3 с.10 учебника  сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств.( Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).

- Записать определение Государственная граница. Протяженность границ Российской Федерации 61 тыс. км (больше длины экватора)

Государственная граница – условная линия на поверхностей суши или воды, определяющая размеры территории государства и отделяющая ее от других государств и открытых морей.

- Чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.

Вспомним план характеристики географического положения страны:

  1. Положение по отношению к экватору.
  2. Положение по отношению к нулевому меридиану.
  3. Положение на материке, части света.
  4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
  5. Соседние государства.
  6. Координаты крайних точек страны
  7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Практическая работа с картами и атласами.

1. Используя  физическую карту мира, охарактеризуйте:

1) Положение России по отношению к экватору.

2) Положение России по отношению к нулевому меридиану.

3) Положение России на материке, части света.

-Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,6с.ш.)

- В каком полушарии мы живем? (В северном).

- Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии. Вспомните,  где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.)

- В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Республика Марий Эл?

2. Используя физическую карту России, назовите и покажите:

1) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы). («Морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега, далее - 200-миллионная экономическая зона.)

2) Соседние государства-16.                                                                                           

3) Крайние точки страны и их координаты.   (северная – мыс Челюскин - 770 43 с.ш., островная – мыс Флигели 81049 с.ш. крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю 410 11 с.ш. на Кавказе, Дагестан,)                                                                      

- Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток?

- Что такое «Российский сектор Арктики»? –( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)

5.Первичное закрепление.

Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

-Сформулируйте главные особенности ЭГП России.

ЭГП России:

  1. Протяженность границ Российской Федерации 61 тыс. км (больше длины экватора). Расстояние между крайними точками 10 тыс. км (запад-восток) и 3 тыс. км (север-юг).
  2. Россия имеет наибольшее число пограничных государств (16) и морей, омывающих ее берега (13). Морские границы любого государства - 12 миль (22,2 км) от побережья, далее - 200-миллионная экономическая зона.
  3. На территории РФ расположены крайние северные и восточные точки материка Евразия.
  4. Россия - единственное государство в мире, у которого столь обширные территории лежат за полярным кругом.

Задание. Используя текст учебника статья «Сравнение географического положения России с положением государств», рис.6 ст.15, ответь  на вопрос:

- С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?

- Как географическое положение влияет на природу России?

- Какие особенности ЭГП способствуют развитию хозяйства страны, а какие затрудняют:

Положительные черты:

А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;

Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.

В) расположение большей части страны в умеренных широтах.

Отрицательные черты:

А) моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.

Б) часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).

В) огромная территория требует больших транспортных расходов.

6.Закрепление учебного материала:

Цель: проверить как учащиеся усвоили новый материал урока, выявить недостатки причины их появления, закрепить умения и навыки работы с тематическими картами, стимулирование учащихся на самообразование.

Приемы: использование самостоятельной работы в практической деятельности учащихся: в контурных картах выполняется практическая работа, с целью закрепления полученных знаний о географическом положении России.

Задания для работы в контурной карте:

  • Отметить государственную границу России.
  • Подписать пограничные государства.
  • Отметить крайние точки, подписать их координаты.
  • Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
  • Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние моря.

7.Рефлексия урока:

- Какова была цель нашего урока? Что мы делали?

- Что мы делали с точки зрения географии? Чему научились?

Через диалог подводит учащихся к осознанию и принятию предметных целей урока.

 

-Это было целью нашего урока. Это стало и  результатом нашего урока.

8.Домашнее задание:

Цель: самостоятельно выполнить задания, используя новый материал.

Цель для учащихся: умение практически владеть новыми знаниями.

Дом. зад.

1.§2- прочитать;

2. Индивидуальное задание на выбор;

-№ 5, в конце параграфа- задание повышенной сложности;

-№ 7 в конце параграфа- задание базового уровня.

3.Отметить на контурной карте объекты ЭГП России.

Опережающее задание-

-Политика России в Арктике на современном этапе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Конспект урока по физической культуре. 6 класс. Тема: кувырок вперёд, кувырок назад. "Мост" из положения стоя.

К вашему вниманию предлагается конспект урока по физической культуре, раздел гимнастика, для учащихся 6-го класса. Тема урока: кувырок вперёд, кувырок назад, "мост" из положения стоя....

Конспект урока по географии для 8 класса: Австралия. Географическое положение, очертание берегов.

Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой).Урок подготовлен для детей имеющих легкие нарушения в развитии интеллекта.Цель:...

Конспект урока по географии для 8 класса: Австралия. Географическое положение, очертание берегов.

Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой).Урок подготовлен для детей имеющих легкие нарушения в развитии интеллекта.Цель:...

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....

Конспект урока "Африка. Географическое положение." 7 класс

Проект урока. Тема:         Африка. Географическое положение....