Мастер- класс Краеведческий материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении географии в условиях реализации ФГОС ООО
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Методическая разработка для учителей географии дает возможность организовать учебный процесс по своей модели на основе определенных алгоритмов, учитывая региональные и местные условия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО.

Белозерцева Наталья Викторовна

Кавказский район МБОУ СОШ №10 п.Степной

        География- предмет практической направленности. Каждый урок предполагает активную деятельность учащихся, а применение краеведения делает ее значимой. «Отрепетировав» действия в знакомом «формате» школьники овладевают умениями действовать в реальных условиях, а это и есть задача содержания  краеведческого аспекта в географии в условиях реализации ФГОС ООО. Материал по краеведению может применяться в виде отдельных фактов, вопросов, эпизодов на любом этапе урока, без ограничения по типам уроков, может быть представлен и учителем и учениками. И в каждом случае наглядность своей местности обеспечивает активизацию учебной деятельности,  делает понятным изучение основ науки.  

          Введение федеральных стандартов  с принципом вариативности дает возможность организовывать  учебный  процесс по своей модели на основе определенных алгоритмов, циклов, модулей, учитывая региональные и местные условия. Современные педагогические технологии, обеспечивающие системно- деятельностный подход, позволяют педагогу в новых условиях творчески подходить к целям, задачам и условиям обучения. Приоритетные направления в работе  учителя  географии, реализующего ФГОС:

  1. Формирование универсальных учебных действий.
  2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
  3. Обучение основам исследовательской и проектной деятельности.

           Использование краеведческого материала позволяет более эффективно идти к намеченным целям. Учащиеся таким образом изучают абстрактные понятия на конкретных примерах, делая шаги от известного к неизвестному. Знакомые условия дают возможность «отработать»  учебные действия, активируют познавательную деятельность, повышают мотивацию, обеспечивают положительный эмоциональный настрой.

           Лихачев Д. С.: «Краеведение не только наука, но и деятельность!»

           В ходе первых  занятий в рамках изучения курса географии в 5 классе особое внимание уделяю развитию мотивации учащихся к новому учебному предмету. Это с успехом можно сделать, используя материал краеведческого содержания.

Например, первый урок в пятом классе я начинаю с этапа мотивирования учащихся на изучение предмета: чтения  авторского стихотворения и демонстрацией фотографий объектов своего края, района, поселка.

На правом берегу Кубани

На северо- восточной стороне

Баюканный,  ласкаемый ветрами

Раскинулся поселок на холме.

Он самый молодой поселок в крае

Основан был в тридцатые года

Степной ему названье дали

А главное богатство здесь- земля.

Степной он, потому что на равнине

Куда ни посмотри- кругом трава.

Где ковыли степные раньше были,

Теперь лесопосадки и поля.

Учитель: О чем это стихотворение?  Какие чувства вызывают его строки?

Ответы детей: о нашем поселке, о Родине. Гордость, любовь, уважение и т.д.

Учитель: Если представить образ Родины в виде матрешки, что будет в самом ее центре? А снаружи? (Дети записывают все составляющие «матрешки»: п.Степной- Кавказский район- Краснодарский край- Россия- Земля).

           Учитель (демонстрирует самую маленькую матрешку- игрушку): Посмотрите какая она маленькая наша Родина- наш поселок, конечно, его нужно оберегать, заботиться так же как и о большой Родине и обо всей планете. А для этого необходимо все о ней знать, изучать ее, понимать по каким законам она живет, что для нее хорошо, а что плохо.

           На этапе усвоения новых знаний организуется  работа в группах: составление вопросов по тексту стихотворения, начало которых указано в карточках:

Что……………………………………………………………………………….

Кто………………………………………………………………………………

Зачем ……………………………………………………………………………..

Где ………………………………………………………………………………..

Чем ………………………………………………………………………………..

Как …………………………………………………………………………………

Когда……………………………………………………………………………….

Почему …………………………………………………………………………….

По окончанию работы дети озвучивают результат. Пример:

Что находится на территории поселка?

Где располагается поселок?

Чем богат поселок? Чем занимаются в поселке жители?

Когда был основан поселок?

Почему поселок называется Степной?

Далее организуется  обсуждение:  Какие вопросы не получилось  составить? Почему? Предлагается придумать  эти вопросы. Пример:

Кто основал поселок, кто в нем живет?

Зачем посажены  лесополосы?

Учитель: С чем  связано то, что стихотворение не дает нам ответы на все вопросы?

 Предполагаемый ответ учащихся: Недостаточно информации в тексте. Чтобы знать все, необходимо развиваться, изучать разнообразные источники знаний, находить ответы на все вопросы.

           При усвоении новых понятий урока предлагаю детям сравнить фотографии объектов своей местности и распределить их на группы. В результате анализа происходит формулирование понятий: природные и антропогенные объекты.

           Домашним заданием  первого урока в пятом классе является выполнение  творческой работы «Образ моего поселка». Работы могут быть использованы как дидактический материал.

          Конечно, в условиях формирования компетенций, незаменим и универсален метод проектов, выполнение которых переходит во внеурочную деятельность с привлечением к сотрудничеству родителей.

           Так, при выполнении практической работы «Построение плана местности»  в качестве домашнего задания учащиеся выполнили работу «Мой безопасный маршрут в школу».

           В этом учебном году  учащиеся 6 класса работают над годовым коллективным проектом «Словарь  топонимов Кавказского района», в который будут включены названия объектов по разделам: Ойконимы, Гидронимы, Микротопонимы, Антропотопонимы. Первые два раздела уже выполнены.

           На уроках в качестве краеведческого дидактического материала возможно применение таких  проектных работ старших учащихся как туристические маршруты (буклеты), видеоэкскурсии, «Живые карты». Электронные ресурсы: презентации, карты, спутниковые фотографии и др.

           Вариантом проведения  виртуальной экскурсии может быть организация акции «Я здесь был». Этапы:

  1. Социологический опрос, который помогает выяснить учащимся информацию о трех самых посещаемых  местах Краснодарского края и трех городах России.
  2. Населенные пункты с высоким рейтингом наносятся маркерами (магнитами) на карты России и Краснодарского края.
  3. Проведение фото- викторины «Где это я?», с использованием иллюстраций с изображением достопримечательностей рейтинговых населенных пунктов.

            Деятельность учителя, учеников будет более успешной и привлекательной с обеспечением соответствующей базы- материальной оснащенностью. В кабинете географии школы имеются географические карты, плакаты, иллюстрации краеведческого содержания; инструментарий для выполнения практических работ и исследований; гербарии, коллекции, модели; нтерактивные электронные пособия, видеофильмы.

           Все это обеспечивает:

1) включение учащихся в активный познавательный процесс;

 2) включение учащихся в общественно-значимую деятельность;

 3) формирование гражданственности на основе краеведческого материала;

 4)формирование духовно-нравственных ценностей личности.

Литература:

  1. Лихачев  Д.С. Краеведение  как  наука  и  как  деятельность//Русская культура.- М.:Искусство,2000.-С.159-173.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

http://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/nauka/kraevedenie/   

http://www.geography.ru/pages/1151-rekomentacii-o-prepodavanii-geografii-v-usloviyah-vvedeniya-fgos.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"

Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы  цели, написать библиографический список,  каковы требования к созданию презентаций?...

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении географии"

Статья из опыта работы.Активизация познавательной деятельности учащихся является важнейшей задачей в  современной школе....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»

Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....

«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии»

В данной работе представлен опыт использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии....