Технологическая карта "Гидрография Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Савосина Лариса Викторовна

Способствовать формированию представлений о внутренних водах Африки; формированию навыков и умений обобщения и закрепления тематического материала, комплексного применения знаний; создать условия для формирования умений работать с географическими картами и на контурной карте, обозначать географические объекты по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_gidrografiya_afriki.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа с. Раздольного Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания

363712, РСО-Алания, Моздокский р-он, с. Раздольного, ул. Октябрьская, 5                            тел.56-0-22                                                              ИНН 1510011354/ КПП 151001001;ОГРН 1021500921386 ;ОКТМО 90630455 ; ОКПО 5781000

        

  от «21» октября 2021г. №94

Технологическая карта урока географии

Предмет

География

Класс

7 класс

Учитель

Косова Л.В

Дата проведения урока

12.12.2018 г

Тема урока

Гидрография Африки.

Тип урока

Урок изучения нового материала (комбинированный урок)

Авторы  УМК

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о внутренних водах Африки; формированию навыков и умений обобщения и закрепления тематического материала, комплексного применения знаний; создать условия для формирования умений работать с географическими картами и на контурной карте, обозначать географические объекты по данной теме.

Образовательные ресурсы

Видеофрагменты о реках и озёрах Африки, электронные приложения по данной теме

План урока

1.Гидрография Африки.

2.Факторы, влияющие на особенности внутренних вод Африки.

3. Зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка.

4.Работа с номенклатурой внутренних вод Африки на карте и контурной карте.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, поисковый, практический, контроля.

Формы: групповые, индивидуальные

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Основные понятия

Гидрографическая сеть, тектоническое (трещинное) озеро, водопад, порог, реки Нил, Конго, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо, Шари, озёра Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад, Ассаль, оазис, вади

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Давать определения терминов и понятий по тематике урока; читать и анализировать тематические карты; объяснять факторы, влияющие на размещение внутренних вод; выявлять особенности внутренних вод отдельных территорий; составлять описание внутренних вод материка; классифицировать внутренние воды; устанавливать взаимосвязь и формулировать вывод между климатом и размещением внутренних вод материка; показывать и обозначать на карте географические объекты по тематике урока; использовать знания о внутренних водах для определения их значения; приводить примеры внутренних вод.

Познавательные УУД:

Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять термины и понятия; строить логически обоснованные рассуждения, составлять описания на основе достоверных источников информации; классифицировать объекты и явления; трансформировать тематическую информацию из одного вида в другой; проводить математические расчёты

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать учебную деятельность; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого; различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей, разрешать конфликты

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу и к географии в целом; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно принимают результат учебной деятельности, причины её успешности или неуспешности.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Организационный момент ( 1 мин)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание благоприятной рабочей  обстановки в классе и настроя на работу

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя и гостей, проверяют наличие учебных материалов  на уроке.

Сообщают отсутствующих

Проверка домашнего задания  ( 3 мин)

Учитель проводит цифровой диктант на определения климата.

Выполняют диктант  на компьютере в программе  Easy Quizzy. Полученную оценку заносят в маршрутный лист.

Мотивация и целеполагание

( 3 мин)

Ребята, какой материк мы начали изучать с вами?

 В русском языке есть слова , которые имеют общий корень, так давайте вместе с вами подберем слова с корнем вод (работа в парах)

Верно вода составляет общий корень в этих словах.

Предлагает ответить на вопрос:

- Что мы сегодня с вами будем изучать?

-Какова цель нашего урока?

Учитель помогает исходя из цели, определить задачи для каждого ученика по теме и помогает им наводящими вопросами, если это будет необходимо

Отвечают на поставленный вопрос.

( учащиеся называют слова- водоем, водолаз, водоток, водосбор, водный и т.д.)

Запись слов на доске.

Формулируют тему и  цель урока.

Познавательные: формирование познавательного интереса к предмету

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом.

Коммуникативные: определять и формулировать цель деятельности.

Личностные:  Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности

Актуализация опорных знаний.

( 5 мин)

Учитель дает детям задание.

Задание №1. Составить кластер «Внутренние воды»

Давайте вспомним части речной системы.

Дети составляют кластер, сверяют его с шаблоном, сделанным учителем на слайде в презентации.

Отвечают на вопрос учителя, называют части реки.

Познавательные: выявление признаков объектов

Регулятивные: коррекция, контроль, оценка

Коммуникативные: построение устного высказывания,

Изучение нового материала (20 минут)

Задание №2.  Заполнить таблицу : «Реки Африки», определить к бассейнам каких океанов они относятся.

На внутренние воды оказывают влияние многие факторы, главными из которых являются рельеф и климат. На какие характеристики реки они влияют?

Почему большинство рек впадает в Атлантический океан?

Многие реки Африки не судоходны. Почему, как вы считаете?

Какое влияние на внутренние воды  Африки оказывает климат?  Почему река Конго является самой полноводной рекой в Африке?

А в каких широтах осадков выпадает меньше всего?

Действительно, в тропиках воды недостаточно и реки мелеют, а их русла засыхают. Как называются такие пересохшие реки в Африке?

Однако, в тропиках, там, где корни растений всё же способны доставать до воды, а земная поверхность приближается к уровню грунтовых вод, образуются оазисы. Дети, что такое оазис? Давайте запишем определение в тетрадь.

- Какие источники питания рек вы знаете?

От чего оно зависит?

- Зная, климат Африки, предположите, какое питание могут иметь реки Африки?

Одним из самых знаменитых водопадов является водопад Ауграбис. Ребята, на какой реке располагается этот водопад?

В Африке очень много озёр.

Что называется озером?

Вспомните, какие бывают озёра по происхождению?

Ребята, попробуйте по контурам и описанию  угадать, о каком африканском озере идёт речь?

Почему африканские озера глубокие, с высокими берегами и имеют вытянутую форму?

Дети заполняют таблицу в тетрадях, показывают реки на  физической карте Африки:

Атлантический океан

Индийский

океан

Внутренний сток

Нил

Лимпопо

Шари

Нигер

Замбези

Конго

Оранжевая

Находят необходимую информацию в учебнике, отвечают на вопрос учителя.

Дети строят предположения на основе знания о климатообразующих факторах и называют фактор ( рельеф) , влияющий на характер и направление течения рек в Африке.

Дети отвечают, что большинство рек Африки текут по плоскогорью, на них образуется много порогов и водопадов.

Дети  читают стр.172 и находят ответ на вопрос учителя. Они отвечают, что климат оказывает большое влияние на многоводность, режим и питание рек.

Река Конго расположена в экваториальном поясе, где выпадает много осадков.

Дети отвечают, что меньше всего осадков выпадает в тропическом поясе, потому что он сухой.

Дети находят информацию в учебнике, отвечают на вопрос учителя, записывают в тетради:

Вади- сухие русла рек в Африке.

Дети отвечают на вопрос учителя, записывают в тетрадь определение «оазис»

Оазис- островки зелени в пустыне.

Дети называют 4 источника питания рек: дождевое, снеговое, подземное и ледниковое.

Дети отвечают, что питание реки зависит от климатических условий.

Реки Африки будут иметь большей частью дождевое, а также подземное питание.

Дети ищут информацию на карте отвечают на вопрос учителя. ( река Оранжевая)

Дети отвечают, что озеро-это замкнутый водоём.

Дети отвечают: тектонические, вулканические, ледниковые и т.д

Слушают описание озера, находят и показывают его на физической карте Африки.

Дети отвечают, что практически все озёра Африки имеют тектоническое происхождение, расположены в разломах или в трещинах.

Познавательные:  выделение познавательной цели, умение структурировать знания, работа с аудиальными источниками информации, построение логической цепочки рассуждений, подведение под понятие, исследовательские умения.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Коммуникативные: построение учебного сотрудничества, управление поведением партнера, владение монологической и диалогической речью.

Физкультминутка

( 3 минуты)

Музыкальный видеоролик с упражнениями

Выполняют упражнения с героями видеоролика.

Закрепление изученного материала

 ( 5 минут)

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

Учитель проводит  закрепление материала. Выполнение практической работы (работа с контурными картами)

Учащиеся выполняют практическую работу в контурных картах.

Познавательные: преобразовать один вид информации в другой

Домашнее задание ( 2 мин)

На следующем уроке вам нужно будет описать одну из рек Африки .

Описание реки  строится по определенному плану. Он есть у вас в учебнике на стр.275.

Ну а теперь запишем домашнее задание в дневники.

Записывают домашнее задание: параграф 17, дать описание одной из рек Африки ( 1 вариант- Конго, 2 вариант- Замбези), доп. задание- составить кроссворд по теме «Гидрография Африки»

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Рефлексия

( 3 мин)

Рефлексия:

1) на уроке я работал активно / пассивно;

  2) своей работой на уроке я доволен / не доволен;

  3) мое настроение стало лучше / стало хуже;

  4) материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен;

  5) я ставлю себе за работу на уроке  _____ (оценка)

Дети отвечают на вопросы рефлексии.

Познавательные: контроль и оценка, умения адекватно  и сжато передавать содержание текста. 

Регулятивные: контроль, оценка

Коммуникативные: построение высказывания.

                                             

                                                                Директор МБОУ ООШ с. Раздольное  ________________________ С.Н. Распутняя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА».

Разработка урока  по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА» с учетом ФГОС 2-го поколения....

технологическая карта 7 класс "Географическое положение Африки".

Технологическая карта 7 класс: "Географическое положение и исследование Африки."...

Технологическая карта урока "Африка - материк коротких теней"

Данный урок НЕОБХОДИМО проводить с использованием интерактивной доски СМАРТ...

10 класс. "Население Африки". Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока "Население Африки". В этом материале представлены этапы проведения урока дисскусии. На уроке показаны основные тенденции в изменении демографической ситуации в ст...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Технологическая карта урока "Внутренние воды Африки"

Технологическая карта "Внутренние воды Африки". 7 класс...