Технологическая карта урока географии 7 класс по теме Особенности природы Африки
методическая разработка по географии (7 класс)

Системно- деятельностный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prirody_afriki.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Г – 7                                                                           У № 29                                                                          Дата: _____________

Тема: Особенности природы Африки. 

П.р. № 3 «Определение географических координат крайних точек, протяжённости материка с севера на юг в

градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка».

Цель: формировать знания об ФГП Африки;  изучить характеристику физико-географического положения континента, используя типовой план; особенности природы материка.

УУД: Определять географическое положение материка и влияние его на природу.  Составлять характеристику компонентов природы.  Объяснять преобладание в рельефе высоких равнин, размещение месторождений полезных ископаемых. Объяснять влияние климатообразующих факторов на климат материка. Составлять характеристику климата одной из территорий.

Тип:   изучение нового материала.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

2. Актуализация знаний

 Нас ждет замечательный материк,
А на пути возникают проблемы
Ну почему такова наша тема?
Мы же в Евразии братцы живем,
А Африку раньше других познаем.

Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?

- Что вы знаете про Африку?

Дают ответы: …

- Первые сведения об Африке появились в IV веке до нашей эры в древней Греции. Тогда ее называли Ливией.

- От названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

Опережающее задание. Рассказ.

3. Изучение нового

1.В ходе поисковой работы выполняют задания № 1 и 2.

2. Знакомство с алгоритмом определения размеров материка.  (Обучающая П.Р.).

3.

Считают протяжённость Африки с С на Ю и с З на В.

4. Первичное закрепление

Задание: вписать в текст недостающие слова.

Общий вывод.

Если есть время: Выполнить тест.

Записывают климатические пояса.

Читают с рабочего листа.

5.Рефлексия

«Синквейн»

 Записывают.

6. Д. З.

§ 25,  найти в дополнительной литературе информацию об исследователях Африки, заполнить таблицу и ТЕСТ.

Пишут в дневник.

1 ученик:

Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли.

 Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности первой рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.

2 ученик:

Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800 м с высоты 120 м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

Тема: Особенности природы Африки.                                        Дата:___________

1.Африка расположена  (стр. 2 - 3 атласа):

А) Экватор пересекает Африку _____________________________. Относительно экватора большей частью в  ------------------------------------ полушарии,    меньшей частью в  ------------------------------------------ полушарии.

Б) Относительно тропиков:

пересекается ----------------------------____ тропик ом и   --------------------------- ----  тропиком;

В) Относительно нулевого меридиана:   большая часть в   ---------------------------------------- полушарии.

2.Заполнить таблицу (стр.24 атласа):

Крайние точки

Название

Северная

Южная

Западная

Восточная

Задача:  Определить протяженность с севера на юг по 20 меридиану.

Алгоритм определения протяженности:

            Чтобы определить расстояние по 20 меридиану в градусах, нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора)

            32 +35=67 градусов; затем, зная величину расстояния 1 градуса в километрах можно определить протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану. 1 ° - 111, 3  км =  111 км!!!

             670 x 111,3 км. 7457,1 км.

 Протяженность с запада на восток в градусах по 100 с. ш:

  ------------- + --------- =  -----------;

В километрах:   --------------0   х 109 км =   --------------  км

3. Африка расположена в климатических поясах ( стр.12 атласа) :  

экваториальный,  2  ----------------------------------------,  2 тропических,  2 ------------------------------------------

4.  Найти в атласе на стр. 24 и дописать предложения:

С запада омывает океан   ------------------------------------------------- , с востока  ----------------------------------------

 На севере омывает море  ------------------------------------------------, на северо – востоке  ------------------------- Дальше всех материков от Африки расположен материк ……………….

Гвинейский залив расположен к  ………….. от материка.

Самый большой остров близ берегов Африки………………..

Пролив Гибралтарский отделяет материк …………….. от  ………………..

Самый большой полуостров Африки ……………………

Запомни!!!     Общий вывод:

  1. Африка – второй по величине континент в мире. Африка находится во всех 4 полушариях.

  2. Крайние точки – мыс Бен-Секка, мыс Игольный, мыс Рас-Хафун, мыс Альмади.          

  3. Африку от Евразии отделяет Гибралтарский пролив.

  4. На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским.

  5. Самый большой залив – Гвинейский.

  6. Крупнейшие острова: Мадагаскар, Канарские,   о. Зеленого Мыса

    самый крупный полуостров Сомали.

  7. Африка имеет слабоизрезанную   береговую линию.

Приём «Синквейн»

Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.

Давайте составим синквейн (т. е. краткое стихотворение)

1 строка – тема (одно существительное);____________________________________________________
2 строка – описание темы (два прилагательных ); ____________________________________________
3 строка – описание действия темы (три глагола);____________________________________________
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;

_______________________________________________________________________________________
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).__________________

Д/З: § 25,  найти в дополнительной литературе информацию об исследователях Африки, заполнить таблицу:

ДАТА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

СОБЫТИЕ

Выполните тест:

1.В каком направлении располагается Африка относительно Евразии?

А) к западу;                       Б) к юго-западу;              В) к северу.

2.Какой пролив отделяет Африку от Евразии:

А) Мозамбикский;            Б) Гибралтарский          В) Берингов.

3.Какой мыс Африки является ее крайней южной точкой?

А) Игольный;                Б) Альмади;                    В) Рас-Хафун.

4.Как называется самый крупный остров  у берегов Африки?

А) Гренландия;             Б) Новая Гвинея;               В) Мадагаскар.

5.Самый большой полуостров Африки?

А) Аравийский;               Б) Сомали;                    В) Индостан.

6.Какой канал  является условной границей между Африкой и Евразией?

А) Суэцкий;                  Б) Панамский;               В) Каракумский.

7.Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Африки?

А) Атлантический;          Б) Индийский;           В) Тихий.

8.Какой исследователь завершил открытие берегов материка при своем плавании вокруг Африки?

А) Ливингстон;            Б) Васко да Гама;             В) Вавилов.

9.Какой исследователь пересек Южную Африку, открыл верховья реки Конго, водопад Викторию?

А) Ливингстон;                Б) Васко да Гама;         В) Вавилов.

10.Как называется крупный залив у брегов Африки?

А) Мексиканский;          Б) Персидский;              В) Гвинейский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

Технологическая карта урока 5 класс по теме "Школа" УМК Кауфман

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Беспозвоночные".

Тип урока      Урок формирования новых знаний; комбинированный.Педагогические технологии    1.Технология развития критического ...

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Планы на лето".

Данный урок - это урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ученики получили при изучении темы "Планы на лето"....

Технологическая карта урока "Антарктида -открытие материка и особенности природы"

Разработка урока  на конкурс  "Современный урок-современным детям".В основе проведения урока лежит методика проблебного обучения и развития критического мышления....