Технологическая карта " Геграфическая карта и ее масштаб"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Савосина Лариса Викторовна

Цель урока: Создать условия для усвоения знаний о значении и видах масштаба, способах перевода одного вида масштаба в другой; помочь обучающимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы «Географическая карта и ее масштаб».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_geograficheskaya_karta_i_eyo_masshtab.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа с. Раздольного Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания

363712, РСО-Алания, Моздокский р-он, с. Раздольного, ул. Октябрьская, 5                            тел.56-0-22                                                              ИНН 1510011354/ КПП 151001001;ОГРН 1021500921386 ;ОКТМО 90630455 ; ОКПО 5781000

        

  от «21» октября 2021г. №96

Технологическая карта урока

Дата проведения урока-18. 10.2019  г

Предмет: география

Класс: 6

Автор УМК: Домогацких Е.М.

Тема урока: «Географическая карта и ее масштаб»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: создать условия для усвоения знаний о значении и видах масштаба, способах перевода одного вида масштаба в другой; помочь обучающимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы «Географическая карта и ее масштаб».

Задачи урока: создать ситуацию для решения проблемного вопроса, побудить учащихся к поиску новых знаний; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать познавательный текст; содействовать развитию у детей умению общаться.

Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа

Оборудование урока: учебник «География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.-5-е изд.-М.: ООО «Русское слово- учебник», 2016.-224с.: ил., географические атласы, настенные географические карты/ цифровые географические карты, чертёжные принадлежности (циркуль-измеритель).

Основные понятия, термины: Географическая карта, масштаб, численный масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб, топографическая карта, мелкомасштабная карта, крупномасштабная карта.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Организационный момент

( 1 минута)

Учитель настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих. Создает положительный настрой.

Готовятся к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Сообщают отсутствующих

Личностные: формирование правил и норм поведения в социуме.

Мотивация ( 3 минуты) 

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

 Включение в деловой ритм.

Отгадайте загадку: «Земля есть – копать нельзя! Дороги есть – ехать нельзя! Реки есть  - плыть нельзя!». Как Вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

   Это и будет темой первой части нашего урока.

Какие виды изображения земной поверхности вы еще знаете?

Настраиваются на урок, на восприятие темы. Определяют готовность необходимого оборудования (карты атласа, линейка, циркуль-

измеритель)

определяют свою готовность  к уроку

Дают ответ на загадку.

Географическая карта 

Записывают тему урока «Географическая карта»

Предполагаемые ответы: глобус, карта, план, аэрокосмический снимок

Предметные: формирование географических знаний о карте, глобусе, необходимость знаний для решения  практических задач

Познавательные: подведение под понятие, вспоминают полученные знания.

Коммуникативные: отвечают на поставленные вопросы.

Личностные: самоопределение

Актуализация знаний

( 5 минут)

Мы знаем, что карта – это чертеж. Но изначально карта была похожа на рисунок. Но рисунок это не чертеж. Почему? Прочитать стр. 33, первый абзац.

Какие правила соблюдаются?

Давайте дадим более точное определение «Географическая карта – это …»

Работают с учебником, находят информацию, дают ответы.

Чертеж выполняется с соблюдением определенных правил.

Это система географических координат, масштаб и условные знаки

Дают определение

Географическая карта – это чертеж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков.

Познавательные : логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы.

Коммуникативные: отвечают на поставленные вопросы.

Личностные: самоопределение

Целеполагание

( 3 минуты)

Давайте попробуем определить цели и задачи нашего урока.

Учащиеся работают с рубрикой «Вы узнаете», ставят цели и задачи урока.

Познавательные: самостоятельно определять и формулировать познавательные цели. 

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности.

Изучение нового материала

( 20 минут)

1. Проблемное задание: начертить парту в натуральную величину в тетради.

 - Почему не можете начертить карту?

- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?

2. Работа с учебником стр 33, Масштаб

 

3.Делает вывод: При изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния между объектами, и помогает в этом масштаб.

 Это тема нашей второй части урока.

«Географическая карта и ее масштаб»

Найдите в учебнике на стр. 33 определение масштаба. Определить главное слово и существенные признаки.

Работа с учебником, стр. 34 и атласом «Физическая карта полушарий и физическая карта России»

Определить какие есть виды масштаба и как подписывается масштаб

После самостоятельной работы учитель объясняет разницу видов масштаба

Предлагает заполнить схему в тетради.

Измерение расстояний с помощью линейного масштаба

Перевод численного масштаба в именованный

(Как изобразить большую территорию на листе бумаги). 

Она большая, а тетрадь маленькая.

 Уменьшить карту или увеличить тетрадь 

Читают и делают вывод «При вычерчивании карты расстояния уменьшаются. Но уменьшаются не на глазок, а в определенное количество раз»

 

3. Слушают вывод,  

Ищут определение,  читают его вслух и записывают в тетрадь.

Работаю с учебником и атласом и находят информацию обо всех видах масштаба

Слушают и воспринимают информацию, анализируют

Заполняют схему «Виды масштаба» в тетради.

Слушают и воспринимают информацию

Выполняют задание

Переводят из численного масштаба в именованный. Записывают в тетрадь решения

Предметные: умение формулировать определение масштаба, находить информацию в учебнике, выделять виды масштаба; умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием.

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; работать с различного рода  информацией; преобразовывать информацию  из одного вида в другой, составлять различные виды планов; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и

оценивать ее достоверность.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: организовывать свою деятельность с поставленной целью

Коммуникативные: формирование  коммуникативной компетенции в общении и  

умении слушать,  

пониманию значимости получаемых знаний; умение использовать устную и письменную  речь при ответах.

Физкультминутка

 ( 2 минуты)

Видеоролик с упражнениями

Выполняют упражнения под музыку с героями видеоролика

Практическая работа. Закрепление

( 5 минут)

Переведите численный масштаб в именованный.

Работаем в паре. Решение записываем в тетрадь.

Сейчас выполним задание вместе.

1. В каком масштабе выполнен топографический план?

2. На каком расстоянии от железнодорожного моста находится село Ладогино?

 - измерить расстояние в см;

 - умножить полученные см на 100, т.к. в 1 см – 100м

Работа в группах.

Открыть в атласе топографическую карту:

1. Определить масштаб топографического плана?

2. Первая парта каждого ряда определяют расстояние от мельницы до озера Глубокое

Вторые парты определяют расстояние от мельницы до колодца.

Работают в паре. Решение записывают в тетрадь.

Работают вместе с учителем

1. Численный масштаб:

 1:10000

Именованный масштаб:

В 1 см – 100 м.

Расстояние – 12см

12*100=1200м или

1км 200м

1. Численный масштаб:

 1:10000

Именованный масштаб:

В 1 см – 100 м.

Расстояние - 8,2см

8,2*100=820м

Расстояние – 6,6см

6,6*100=660м

Предметные: умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные: умение использовать устную и письменную  речь при ответах, умение слушать и слышать, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее, подтверждать аргументы фактами, понимать точку зрения другого;   организовывать

учебное взаимодействие в

группе, выполнять задание вместе с учителем.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные: организовывать свою деятельность с поставленной целью.

Познавательные: извлечение необходимой информации, использовать полученную информацию в учебной деятельности.

Домашнее задание

( 2 минуты)

Для всех – параграф 5, «От теории к практике», № 1-3

По желанию – составить план своей квартиры, в масштабе.

Записывают задание в дневник

Познавательные: настрой на структурирование знаний, поиск информации.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению

Рефлексия

( 3 минуты) 

Организует  самооценку и рефлексию

Я узнал

Я научился

Я понял

Регулятивные:  умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение  к уроку, понимание причин успеха/ неуспеха на уроке

Подведение итогов

 ( 1 минута)

Подводит итог урока, совместно с учащимися выставляет оценки

Выставляют оценки друг другу, комментируют их.

Регулятивные: оценивают степень успешности своих товарищей

                                                           Директор МБОУ ООШ с. Раздольное ____________________________ С.Н. Распутняя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс "Геграфическая карта"

Для пердпрофильного обучения в 9 классах....

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока "Карта достопримечательностей Лондона"

Модель технологической карты урока в 6 классе...

Технологическая карта проекта "Карта Красноярского края"

В технологической карте отражены этапы и действия детей и педагогов в трехдневном проекте по изготовлению карты Красноярского края в технике декоративно-прикладного искусства. Основная работа с картой...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...