Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии"
рабочая программа по географии (5, 6 класс)
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_praktikum_uvlekatelnyy_mir_geografii_6_kl.docx | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Увлекательный мир географии»
Личностные результаты освоения:
- понимать смысл своей деятельности;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- знать основные принципы и правила поведения в природе и обществе, основы здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
Метапредметными результатами освоения учениками программы по географии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения:
- знать основные географические понятия, термины;
- понимать место планеты в Солнечной системе, ее форму и размеры;
- понимать географические следствия движений Земли;
- знать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.
- понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- знать особенности культуры народов мира;
- знать особенности природы материков и Мирового океана.
Рабочая программа имеет цель: познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии; объяснить строение и процессы, происходящие в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере; раскрыть взаимосвязь между различными оболочками Земли, познакомить с народами и их культурой. Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения географии на ступени основного общего образования:
- формирование интереса к предмету;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
- развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.
Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
Внеурочная деятельность по географии в 6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.
Одним из развивающих направлений в области организации курса является проведение экскурсий и внеаудиторные занятия на свежем воздухе. Исследовательская педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность. Реализуется активно-деятельностный подход: практический, поисково-исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).
Практическая полезность курса связана с развитием познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсу; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения, формированием интеллектуальных умений.
В соответствии с планом внеурочной деятельности рабочая программа практикума «Увлекательный мир географии» рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Программой предусмотрено проведение как аудиторных, так и внеаудиторных занятий.
Формы подведения итогов и реализации программы:
-занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);
-индивидуальное моделирование и конструирование;
-анализ источников информации;
-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности (35 часов)
№ п/п | Тема раздела/занятия (количество часов) | Содержание | Формы организации и виды деятельности |
Тема 1. Географ – следопыт. 5 часов. | |||
1. | Ориентирование на местности. | Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами. | Учиться работать в команде. Решение проблемы: как сориентироваться на местности без спец оборудования? |
2. | Работа с компасом. | Определение сторон горизонта с помощью компаса | Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу». Работа в паре. |
3. | Движение по азимуту. | Что такое азимут. Представление о способах определения азимута и расстояния на местности. | Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу» |
4. | Составление плана местности. | Условные знаки. Составление простейшего плана местности школьного участка. | Представление о целях составления планов различного содержания и их использовании людьми разных профессий. Определять среднюю длину своего шага в паре. |
5. | Ориентирование по карте. | Географические координаты. Параллели и меридианы. | Игра «Зашифрованный объект». |
Тема 2. Географ - путешественник. 12 часов. | |||
6. | Путешествуем по глобусу | Представление о строении Земли. Глобус. | Учимся находить достоверные сведения в источниках геоинформации и формулировать выводы. |
7. | Путешествие к центру Земли | Анализ романа Жюля Верна и кадров из фильма. | Составление рисунков по теме. |
8. | Путешествие на орбиту | Орбита Земли. Планеты Солнечной системы. | Изучаем модель Солнечной системы. |
9. | Путешествие в космос | Виртуальное путешествие в Космос. Влияние Космоса и Солнца на жизнь планеты. | Рисуем Солнечную систему. Учимся строить логически обоснованные рассуждения. |
10. | Погружение в Мировой океан | Путешествие по Мировому океану: океаны, моря, заливы, проливы, острова. | «Виртуальное» изучение морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». |
11. | Глубины океана | Океаны. Их свойства, расположение. Виды морских животных | Работа с картой. Создание шкалы «Глубины океана» и определение с помощью нее морских обитателей. |
12. | Путешествие по материкам. Африка. | Уникальность континента «коротких теней». | Находить достоверные сведения из разнообразных источников и карт. |
13. | Путешествие по материкам. Австралия. | Австралия – самый маленький континент планеты и его удивительный животный мир. | Анализ и синтез информации в игре. |
14. | Путешествие по материкам. Южная Америка. | Формирование представлений о самом влажном материке планеты. | Анализ карт и картин. |
15. | Путешествие по материкам. Северная Америка. | Формирование представлений о старом и новом свете для европейцев. | Учимся обобщать тематический материал. |
16. | Путешествие по материкам. Евразия. | Формирование представлений о самом большом континенте планеты. | Работа с картой. Учимся играя. |
17. | Путешествие по материкам. Антарктида. | Ледники самого южного континента Земли. Полюс холода | Виртуальное путешествие на станцию Восток. |
Тема 3. Географ - затейник. 6 часов. | |||
18. | Географ – музыкант. Музыка народов мира | Этническая музыка разных народов мира. Музыка индейцев Америки. важность мировоззренческих позиций | Составление поделки «Ловушка снов» под музыку индейцев. |
19. | Географ – художник. | Художественное искусстве народов мира. Рентгеновская живопись аборигенов Австралии. | Составление рисунка в стиле рентгеновской живописи аборигенов Австралии. |
20. | Географ – танцор. Танцы народов мира. | Танцы народов мира. Сиртаки – в гостях у греков | Просмотр презентации о танцах разных народов. Танцуем Сиртаки. |
21. | Географ – фольклорист | Легенды и сказки народов мира. | Работа с текстами легенд и народных сказаний. |
22. | Биогеограф. Работа с гербарием. | Растения разных климатических условий. Гербарий. | Создание игр биогеографического содержания. Создание географической игротеки «Узнай по контуру дерево», «Найди на рисунке контуры животных» |
23. | Географ – геолог. | Минералы и горные породы | Изучение горных пород своей местности и проведение сбора образцов. Создание коллекции горных пород своей местности. |
Тема 4. Географ-синоптик. 4 часа. | |||
24. | Метеонаблюдения. | Погода, климат. Температура, влажность воздуха, атмосферные осадки, атмосферное давление, ветер и др. метеоданные | Организация фенологических наблюдений и наблюдений за погодой. Инструментальное определение количественных характеристик. |
25. | Обработка результатов | Температура, влажность воздуха, атмосферные осадки, атмосферное давление, ветер и др. метеоданные | Письменное описание метео характеристики. |
26. | Составление прогнозов по приметам. | Изучение разнообразных примет. | Наблюдения за погодой. Анализируем и делаем вывод. |
27. | Экскурсия на метеостанцию. | Работа метеослужбы. Современные метеонаблюдения | Экскурсия |
Тема 5. Географ – конструктор. 5 часов. | |||
28. | Создание нивелира. | Что измеряет нивелир | Изготовление самодельного нивелира. |
29. | Создание барометра. | Виды барометров | Изготовление самодельного барометра. |
30. | Создание флюгера. | Ветер. Роза ветров. | Изготовление самодельных измерителей направления и скорости ветра (флюгер). |
31. | Создание гномона. | Солнце и древние греки | Подготовка деталей для изготовления солнечных часов. |
32. | Экспериментальные измерения | 1. Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. 2.Измерение атмосферного давления самодельным барометром. 3.Измерение направления ветра с помощью созданного прибора. 4. Изготовление солнечных часов. Определение времени по гномону. | Ведение записей экспериментальных измерений |
Тема 6. Географ - экспериментатор. 2 часа. | |||
33. | Опыты по теме «Вращение Земли» | Скорость вращения Земли. Влияние вращения на форму Земли. Геоид. | Проведение опытов, доказывающих существование центробежной силы. Поиск истины опытным путем. |
34. | Опыты по теме «Свойства воды» | Самое распространенное вещество на нашей планете | Проведение опыта, показывающего разную плотность воды. |
35. | Защита проектов. | Презентации, обсуждение проектов учащихся | Защита проектов |
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Географ - следопыт | 5 |
2. | Географ - путешественник | 12 |
3. | Географ - затейник | 6 |
4. | Географ - синоптик | 4 |
5. | Географ - конструктор | 5 |
6. | Географ - экспериментатор | 2 |
Защита проектов | 1 | |
Итого | 35 |
- Календарно – тематическое планирование.
№ | Дата проведения | Тема | Количество часов | В том числе: | ||
По плану | По факту | Аудиторное занятие | Внеаудиторное занятие | |||
Тема 1. Географ – следопыт. 5 часов. | ||||||
1. | 02-06.09 | Ориентирование на местности. | 1 | |||
2. | 09-13.09 | Работа с компасом. | 1 | |||
3. | 16-20.09 | Движение по азимуту. | 1 | |||
4. | 23-27.09 | Составление плана местности. | 1 | |||
5. | 30.09-04.10 | Ориентирование по карте. | 1 | |||
Тема 2. Географ - путешественник. 12 часов. | ||||||
6. | 07-11.10 | Путешествуем по глобусу | 1 | |||
7. | 14-18.10. | Путешествие к центру Земли | 1 | |||
8. | 21-25.10. | Путешествие на орбиту | 1 | |||
9. | 28.10-02.11 | Путешествие в космос | 1 | |||
10. | 11-15.11 | Погружение в Мировой океан | 1 | |||
11. | 18-22.11 | Глубины океана | 1 | |||
12. | 25-29.11 | Путешествие по материкам. Африка. | 1 | |||
13. | 02-06.12 | Путешествие по материкам. Австралия. | 1 | |||
14. | 09-13.12 | Путешествие по материкам. Южная Америка. | 1 | |||
15. | 16-20.12 | Путешествие по материкам. Северная Америка. | 1 | |||
16. | 23-27.12 | Путешествие по материкам. Евразия. | 1 | |||
17. | 13-17.01 | Путешествие по материкам. Антарктида. | 1 | |||
Тема 3. Географ - затейник. 6 часов. | ||||||
18. | 20-24.01 | Географ – музыкант. Музыка народов мира | 1 | |||
19. | 27.01-31.01 | Географ – художник. | 1 | |||
20. | 03-07.02 | Географ – танцор. Танцы народов мира. | 1 | |||
21. | 10-14.02 | Географ – фольклорист | 1 | |||
22. | 17-21.02 | Биогеограф. Работа с гербарием. | 1 | |||
23. | 24-28.02 | Географ – геолог. | 1 | |||
Тема 4. Географ-синоптик. 4 часа. | ||||||
24. | 02.-06.03 | Метеонаблюдения. | 1 | |||
25. | 09-13.03 | Обработка результатов | 1 | |||
26. | 16-20.03 | Составление прогнозов по приметам. | 1 | |||
27. | 30.04-03.04 | Экскурсия на метеостанцию. | 1 | |||
Тема 5. Географ – конструктор. 5 часов. | ||||||
28. | 06-10.04 | Создание нивелира. | 1 | |||
29. | 13-17.04 | Создание барометра. | 1 | |||
30. | 20-24.04 | Создание флюгера. | 1 | |||
31. | 27.04-01.05 | Создание гномона. | 1 | |||
32. | 04-08.05 | Экспериментальные измерения | 1 | |||
Тема 6. Географ - экспериментатор. 2 часа. | ||||||
33. | 11-15.05 | Опыты по теме «Вращение Земли» | 1 | |||
34. | 18-22.05 | Опыты по теме «Свойства воды» | 1 | |||
35. | 25-29.05 | Защита проектов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....
программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников"
Программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Ее цель - формирование позитивной мотивации изучения географии, развитие инте...
Программа курса внеурочной деятельности пр географии "Прошлое, настоящее и будущее нашего города" для обучающихся 8-10 классов
Элективный курс "Прошлое , настоящее и будущее нашего города" расчитан на обучающихся в 8, 9 или10 классе. Он составлен на 34 часа и позволяет познакомить учащихся с экономическо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии 6 класс "География в городе"
Программа "География в городе" 1 час в неделю . Знакомит учащихся с нгеографией города СП-Б...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир географии" социального направления для 9 класса.
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), при этом на проектно-исследовательскую деятельность отводится 3 часа. Данн...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....