Программа курса внеурочной деятельности пр географии "Прошлое, настоящее и будущее нашего города" для обучающихся 8-10 классов
элективный курс по географии (9 класс)

Элективный курс "Прошлое , настоящее и будущее нашего города"  расчитан на обучающихся в 8, 9 или10 классе. Он составлен на 34 часа и позволяет  познакомить учащихся с экономической географией на примере родного города.Очень удобен для малых городов, где есть возможность изучать экономическую географию  в "живую", посещая предприятия, где работает большинство родителей учеников. Помогает ребятам в выборе профессии и воспитывает любовь к своей малой родине. Данная программа разработана мной и является примером, т. к. легко адаптируется к особенностям любого родного города. Программу можно варьировать на меньшее  или большее количество часов,подстраивая тематику экскурсий под возможности региона и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshloenastoyashchee_i_budushchee_nashego_goroda.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                       

                                       Пояснительная записка

          Программа элективного курса «Прошлое, настоящее и будущее нашего города» разработана учителем географии МОУ «СОШ №2» г. Всеволожска Князевой Е.П. и предназначена для обучающихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.

Содержание элективного курса предполагает ознакомление учащихся с социально-экономическим развитием Всеволожского района и города Всеволожска, являющегося родиной для многих учащихся нашей школы. Изучая подробнее социально-экономическую географию родного района, посещая предприятия и учреждения нашего города, учащиеся расширяют и конкретизируют свои знания о многих профессиях. Данный курс поможет ученикам лучше связать теорию и практику в экономической и социальной географии.

Курс «Прошлое, настоящее и будущее нашего города» представляется актуальным, т.к. знакомит учащихся с конкретными предприятиями родного города, вооружает  учащихся  знаниями об организации управления муниципального образования «Всеволожский район». Предполагаемый курс может служить целям профориентации и выбора образовательного маршрута, снабжает школьников интересной информацией, которая может быть им полезна.

Актуальность программы обоснованна тем, что в базовом курсе экономической и социальной географии России недостаточно времени для изучения географии родного края.

Цель курса: расширить и конкретизировать знания учащихся об экономике родного города, развить интерес к профессиям, необходимым  нашем городе. Одна из задач данной программы – это предложить учащимся задуматься о будущем Всеволожска, помочь создать мини-проект предприятия или учреждения недостающего нашему городу.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации, в то числе посещение администрации района, многих предприятий и служб нашего города; изучение научно-популярной литературы, знакомство со Стратегическим планом социально-экономического развития муниципального образования «Всеволожский район» до 2025 года.


Содержание программы внеурочного курса по географии для учащихся

            9 класса «Прошлое, настоящее и будущее нашего города»

Введение 1 (1 час)

Цели и задачи курса. Краткая программа занятий. Знакомство с  требованиями к итоговой работе по курсу мини-проект «Мой подарок городу»

Тема 2  Географические особенности Всеволожского района Ленинградской области (2 часа)

Лекция (1 час): географическое положение и границы Всеволожского района и города Всеволожска. Историческая справка об образовании района. Население района: численность, размещение, состав.

Практическая работа (1 час): административно-территориальное деление района. Обозначение на контурной карте Ленинградской области административных районов. Оценка географического положения Всеволожского района. Работа с картой Всеволожского района: территориальные образования Всеволожского района.                                                                                                            

Тема 3  Особенности экономики Всеволожского района и города Всеволожска (3 часа).                                                                                                                           Лекция (2 часа): место района в экономике Ленинградской области. Социально-экономическая характеристика Всеволожского района (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг).                                                               Практическая работа (1 час): заполнение анкеты «Предприятие (учреждение), где работают мои родители».

Тема 4  Организация управления муниципальным образованием «Всеволожский район» (2 час).

Экскурсия (2 часа): структура и работа администрации Всеволожского района (экскурсия в здание Администрации, беседа с помощником замглавы администрации).

Тема 5  Важнейшие службы города Всеволожска (5 часов)

 Лекция (1 час): работа административных органов МВД, ГБДД, в районе.    Налоговая, юридическая, паспортно-визовая, нотариальная службы города.

Практическая работа (1 час): создание мини-портфолио «Социальные службы Всеволожского района».

Экскурсия (1 час): посещение биржи труда Всеволожского района.

Лекция (1 час): комплекс коммунального хозяйства и система жизнеобеспечения города Всеволожска.

Тема 6  Промышленные предприятия Всеволожска (9 часов)

Лекция (2 часа): промзоны «Кирпичный завод» и «Коммунально-складская зона Всеволожска». Характеристика ведущих предприятий.

Экскурсия (2 часа): посещение ЗАО «Каппа СПб» в микрорайоне Южный (производство гофрокартона).

Экскурсия (2 часа): знакомство с работой швейной фабрики города Всеволожска.

Экскурсия (2 часа): «Алютек», «Этикетка».

Практическая работа (1 час): создание мини-портфолио «Предприятия Всеволожска».

Тема 7  Система связи и транспорта города Всеволожска (6 часов).

Лекция (2 часа): телефонная, телеграфная, почтовая связь. Транспортное сообщение во Всеволожском районе.

Экскурсия (4 часа): знакомство с работой МТС; Почты России.

Тема 8  Социально-культурные учреждения Всеволожска (2 часа).

Лекция (1 час): работа в городе предприятий культуры: ДК, кинотеатра, библиотек, образовательных учреждений, музеев, спортивно-оздоровительных комплексов. Система здравоохранения и санитарно-эпидемиологического контроля.

Экскурсия (1 час): посещение редакции газеты «Всеволожские вести». Знакомство с профессиями журналиста и редактора.

Тема 9  Строительство во Всеволожске (1час).

Экскурсия (1 час): посещение фирмы « Стройкомплекс». Знакомство со строительными профессиями.

Тема 10  Будущее нашего города ( 2 часа).                                                                                                                                               Лекция (1 час): Стратегический план социально – экономического развития муниципального образования на период до 2015 года.                                     Практическая работа (1 час): разработка мини – проекта « Мой подарок городу»  (смотри темы проектов в приложении).

Тема 11 Итоговое занятие (1 час)

Семинар: презентация мини – проектов, обмен мнениями на тему « Что бы ты сделал, чтобы наш город стал ещё прекраснее?»                                                                            

                                    Список литературы для учащихся

  1. Даринский А.В. География Ленинградской области /Учебное       пособие/Спб.(любой год издания)
  2. Финаров Д.П., Семенов Е.В. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области /Учебник/ /Спб.(любой год издания)
  3. Даринский А.В., Асеева И.В. География Санкт-Петербурга /Учебник/ Спб.(любой год издания)
  4. Федоров В.Г., Студеникин А.Г. Гардарика – земля наша и наших предков. Спб. 1997
  5. Ивлев В.В. Всеволожский район на пути к устойчивому развитию. /Экологический фонд Всеволожского района Ленинградской области/ 2007
  6. Андреева Г., Вишневская Ю. Всеволожский район./Балтийский институт общественных наук/1997
  7. Толчельников Ю.С., Кирсанов А.А. Памятники природы Всеволожского района Ленинградской области. Спб. 2005
  8. 8. Газеты «Всеволожские вести» гл.ред. Туманова В.А.
  9. Газеты «На Дороге Жизни» гл.ред. Андреева А.В.
  10. Атлас Ленинградской области
  11. Контурные карты Ленинградской области и Всеволожского района.

                                                          Учебно-тематический план

п/п

Наименование

тем курса

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

Экскурсии

1

Введение

1

1

2

Географические

особенности

Всеволожского

района

2

1

1

Тестирование

3

Особенности экономики

Всеволожского

района и г.

Всеволожска

3

2

1

Заполнение

анкеты

4

Организация

управления

муниципального

образования

«Всеволожский район»

2

1

1

Отчёт об экскурсии

5

Важнейшие службы г. Всеволожска

5

2

1

2

Создание мини-портфолио

6

Промышленные

предприятия

Всеволожска

9

2

1

6

7

Системы связи и транспорта Всеволожска

6

2

4

8

Социально-культурные учереждения Всеволожска

2

1

1

9

Строительство во Всеволожске

   

     1

1

10

Будущее нашего народа

2

1

1

Составление

Мини-проекта

«Мой подарок городу»

11

Итоговое занятие

1

1

Участие в

семинаре

ИТОГО

34

13

6

15

Примечание: учебно-тематический план возможно варьировать от 12 до 34 часов, изменяя количество экскурсий, используя возможность учителя договариваться о посещении предприятий. Так же возможность разбить учебно-тематический план на 2 самостоятельные части по принципу: предприятия производственной и непроизводственной сферы. Данную программу можно использовать как основу для изучения на внеурочных занятиях географии Родного края.

                                                     Приложение

Варианты тем мини-проектов для итогового занятия

  1. Схема движения городского транспорта г. Всеволожска.
  2. Такая остановка городского транспорта удобна и красива ( проект-экскиз).
  3. Дизайн дворовых игровых детских площадок .
  4. Спортивные уголки наших дворов.
  5. Школа моей мечты.
  6. Если б я был главой администрации.
  7. Как благоустроить зону отдыха у Всеволожских озер.
  8. Острые экологические проблемы нашего города.
  9. Эта «мелочь» сделает наш город краше.
  10. Такого предприятия Всеволожску не хватает.

Образец карточки для мини-портфолио «Предприятие нашего района»:

  1. Назвние предприятия/учреждения.
  2. Почтовый и электронный адрес предприятия.
  3. Год основания.
  4. Специализация.
  5. Состав предприятия.
  6. Количество работников и их специализация.
  7. Производственные связи предприятия.
  8. Перспективы развития предприятия.

Вариант анкеты «Предприятия  (учреждения), где работают мои родители»:

  1. Название предприятия/учреждения
  2. К какой сфере экономики (отрасли) относятся предприятие
  3. Организация производства и его особенности, готовая продукция или услуга
  4. Производственные связи предприятия: источники сырья, реализация готовой продукции
  5. Профессия родителя, его образование, должность.

                                 

                                Список литературы для учителя:

  1. Ивлев В.В. Всеволожсий район. Историко-географический справочник. /ТПП «Петрополь». СПб./1994
  2. Преснова В.Г. От успехов области – к достатку в каждой семье./ИПК «Вести». СПб./2003
  3. Даринский А.В. Путеводитель но Северо-Западу России./ Элмор.СПб./1993
  4. Ивлев В.В. Всеволожский район на пути к устойчивому развитию. /Экологический фонд Всеволожского района Ленинградской области/ 2007
  5. Хазановия К.К. Геологические памятники Ленинградской области./Лениздат./1982
  6. Даринский А.В. Невский край./СПб./2002
  7. Шатных А.В. Современный урок географии./Москва. «Школьная пресса»./2008
  8. Биржаков М.Б. и др. Туристический путеводитель по Ленинградской области./Издательский дом «Герда». СПб/2010
  9. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России./ Москва. «Варяг»./2009
  10. Итоги социально-экономического развития района в  2010 - 2018 годах. / Сборники. Администрация МО «Всеволожский район ЛО».
  11. Интернет –источник: www.Vsev.net| Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования на период 2025 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»(общеинтеллектуальное направление)для 6 классов(основное общее образование)Количество...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса

В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и  физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Подготовка к олимпиадам и экзаменам» для 8 класса

Олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения  большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению языка п...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс

Цель программы: Формирование  у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...

Программа курса внеурочной деятельности по олимпиадной подготовке «Избранные главы математики» для учащихся 9-х классов

Данная программа является дополнителным этапом в обучении математики на профильном уровне. Изучение избранных тем олимпиадного характера предполагает работу с более одаренными учащимися, мотивированны...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Разговоры о важном» базовый уровень (для 7 класса) на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Разговоры о важном» базовый уровень (для 7 класса) на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ID 5531084) спортивная секция "лёгкая атлетика" для обучающихся 5 - 9 классов

Образовательная программа «Легкая атлетика» имеет спортивно - оздоровительную  направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочн...