Программа курса внеурочной деятельности пр географии "Прошлое, настоящее и будущее нашего города" для обучающихся 8-10 классов
элективный курс по географии (9 класс)
Элективный курс "Прошлое , настоящее и будущее нашего города" расчитан на обучающихся в 8, 9 или10 классе. Он составлен на 34 часа и позволяет познакомить учащихся с экономической географией на примере родного города.Очень удобен для малых городов, где есть возможность изучать экономическую географию в "живую", посещая предприятия, где работает большинство родителей учеников. Помогает ребятам в выборе профессии и воспитывает любовь к своей малой родине. Данная программа разработана мной и является примером, т. к. легко адаптируется к особенностям любого родного города. Программу можно варьировать на меньшее или большее количество часов,подстраивая тематику экскурсий под возможности региона и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshloenastoyashchee_i_budushchee_nashego_goroda.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Прошлое, настоящее и будущее нашего города» разработана учителем географии МОУ «СОШ №2» г. Всеволожска Князевой Е.П. и предназначена для обучающихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.
Содержание элективного курса предполагает ознакомление учащихся с социально-экономическим развитием Всеволожского района и города Всеволожска, являющегося родиной для многих учащихся нашей школы. Изучая подробнее социально-экономическую географию родного района, посещая предприятия и учреждения нашего города, учащиеся расширяют и конкретизируют свои знания о многих профессиях. Данный курс поможет ученикам лучше связать теорию и практику в экономической и социальной географии.
Курс «Прошлое, настоящее и будущее нашего города» представляется актуальным, т.к. знакомит учащихся с конкретными предприятиями родного города, вооружает учащихся знаниями об организации управления муниципального образования «Всеволожский район». Предполагаемый курс может служить целям профориентации и выбора образовательного маршрута, снабжает школьников интересной информацией, которая может быть им полезна.
Актуальность программы обоснованна тем, что в базовом курсе экономической и социальной географии России недостаточно времени для изучения географии родного края.
Цель курса: расширить и конкретизировать знания учащихся об экономике родного города, развить интерес к профессиям, необходимым нашем городе. Одна из задач данной программы – это предложить учащимся задуматься о будущем Всеволожска, помочь создать мини-проект предприятия или учреждения недостающего нашему городу.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации, в то числе посещение администрации района, многих предприятий и служб нашего города; изучение научно-популярной литературы, знакомство со Стратегическим планом социально-экономического развития муниципального образования «Всеволожский район» до 2025 года.
Содержание программы внеурочного курса по географии для учащихся
9 класса «Прошлое, настоящее и будущее нашего города»
Введение 1 (1 час)
Цели и задачи курса. Краткая программа занятий. Знакомство с требованиями к итоговой работе по курсу мини-проект «Мой подарок городу»
Тема 2 Географические особенности Всеволожского района Ленинградской области (2 часа)
Лекция (1 час): географическое положение и границы Всеволожского района и города Всеволожска. Историческая справка об образовании района. Население района: численность, размещение, состав.
Практическая работа (1 час): административно-территориальное деление района. Обозначение на контурной карте Ленинградской области административных районов. Оценка географического положения Всеволожского района. Работа с картой Всеволожского района: территориальные образования Всеволожского района.
Тема 3 Особенности экономики Всеволожского района и города Всеволожска (3 часа). Лекция (2 часа): место района в экономике Ленинградской области. Социально-экономическая характеристика Всеволожского района (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг). Практическая работа (1 час): заполнение анкеты «Предприятие (учреждение), где работают мои родители».
Тема 4 Организация управления муниципальным образованием «Всеволожский район» (2 час).
Экскурсия (2 часа): структура и работа администрации Всеволожского района (экскурсия в здание Администрации, беседа с помощником замглавы администрации).
Тема 5 Важнейшие службы города Всеволожска (5 часов)
Лекция (1 час): работа административных органов МВД, ГБДД, в районе. Налоговая, юридическая, паспортно-визовая, нотариальная службы города.
Практическая работа (1 час): создание мини-портфолио «Социальные службы Всеволожского района».
Экскурсия (1 час): посещение биржи труда Всеволожского района.
Лекция (1 час): комплекс коммунального хозяйства и система жизнеобеспечения города Всеволожска.
Тема 6 Промышленные предприятия Всеволожска (9 часов)
Лекция (2 часа): промзоны «Кирпичный завод» и «Коммунально-складская зона Всеволожска». Характеристика ведущих предприятий.
Экскурсия (2 часа): посещение ЗАО «Каппа СПб» в микрорайоне Южный (производство гофрокартона).
Экскурсия (2 часа): знакомство с работой швейной фабрики города Всеволожска.
Экскурсия (2 часа): «Алютек», «Этикетка».
Практическая работа (1 час): создание мини-портфолио «Предприятия Всеволожска».
Тема 7 Система связи и транспорта города Всеволожска (6 часов).
Лекция (2 часа): телефонная, телеграфная, почтовая связь. Транспортное сообщение во Всеволожском районе.
Экскурсия (4 часа): знакомство с работой МТС; Почты России.
Тема 8 Социально-культурные учреждения Всеволожска (2 часа).
Лекция (1 час): работа в городе предприятий культуры: ДК, кинотеатра, библиотек, образовательных учреждений, музеев, спортивно-оздоровительных комплексов. Система здравоохранения и санитарно-эпидемиологического контроля.
Экскурсия (1 час): посещение редакции газеты «Всеволожские вести». Знакомство с профессиями журналиста и редактора.
Тема 9 Строительство во Всеволожске (1час).
Экскурсия (1 час): посещение фирмы « Стройкомплекс». Знакомство со строительными профессиями.
Тема 10 Будущее нашего города ( 2 часа). Лекция (1 час): Стратегический план социально – экономического развития муниципального образования на период до 2015 года. Практическая работа (1 час): разработка мини – проекта « Мой подарок городу» (смотри темы проектов в приложении).
Тема 11 Итоговое занятие (1 час)
Семинар: презентация мини – проектов, обмен мнениями на тему « Что бы ты сделал, чтобы наш город стал ещё прекраснее?»
Список литературы для учащихся
- Даринский А.В. География Ленинградской области /Учебное пособие/Спб.(любой год издания)
- Финаров Д.П., Семенов Е.В. География Санкт-Петербурга и Ленинградской области /Учебник/ /Спб.(любой год издания)
- Даринский А.В., Асеева И.В. География Санкт-Петербурга /Учебник/ Спб.(любой год издания)
- Федоров В.Г., Студеникин А.Г. Гардарика – земля наша и наших предков. Спб. 1997
- Ивлев В.В. Всеволожский район на пути к устойчивому развитию. /Экологический фонд Всеволожского района Ленинградской области/ 2007
- Андреева Г., Вишневская Ю. Всеволожский район./Балтийский институт общественных наук/1997
- Толчельников Ю.С., Кирсанов А.А. Памятники природы Всеволожского района Ленинградской области. Спб. 2005
- 8. Газеты «Всеволожские вести» гл.ред. Туманова В.А.
- Газеты «На Дороге Жизни» гл.ред. Андреева А.В.
- Атлас Ленинградской области
- Контурные карты Ленинградской области и Всеволожского района.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Практические занятия | Экскурсии | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | |||
2 | Географические особенности Всеволожского района | 2 | 1 | 1 | Тестирование | |
3 | Особенности экономики Всеволожского района и г. Всеволожска | 3 | 2 | 1 | Заполнение анкеты | |
4 | Организация управления муниципального образования «Всеволожский район» | 2 | 1 | 1 | Отчёт об экскурсии | |
5 | Важнейшие службы г. Всеволожска | 5 | 2 | 1 | 2 | Создание мини-портфолио |
6 | Промышленные предприятия Всеволожска | 9 | 2 | 1 | 6 | |
7 | Системы связи и транспорта Всеволожска | 6 | 2 | 4 | ||
8 | Социально-культурные учереждения Всеволожска | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Строительство во Всеволожске |
1 | 1 | |||
10 | Будущее нашего народа | 2 | 1 | 1 | Составление Мини-проекта «Мой подарок городу» | |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Участие в семинаре | ||
ИТОГО | 34 | 13 | 6 | 15 |
Примечание: учебно-тематический план возможно варьировать от 12 до 34 часов, изменяя количество экскурсий, используя возможность учителя договариваться о посещении предприятий. Так же возможность разбить учебно-тематический план на 2 самостоятельные части по принципу: предприятия производственной и непроизводственной сферы. Данную программу можно использовать как основу для изучения на внеурочных занятиях географии Родного края.
Приложение
Варианты тем мини-проектов для итогового занятия
- Схема движения городского транспорта г. Всеволожска.
- Такая остановка городского транспорта удобна и красива ( проект-экскиз).
- Дизайн дворовых игровых детских площадок .
- Спортивные уголки наших дворов.
- Школа моей мечты.
- Если б я был главой администрации.
- Как благоустроить зону отдыха у Всеволожских озер.
- Острые экологические проблемы нашего города.
- Эта «мелочь» сделает наш город краше.
- Такого предприятия Всеволожску не хватает.
Образец карточки для мини-портфолио «Предприятие нашего района»:
- Назвние предприятия/учреждения.
- Почтовый и электронный адрес предприятия.
- Год основания.
- Специализация.
- Состав предприятия.
- Количество работников и их специализация.
- Производственные связи предприятия.
- Перспективы развития предприятия.
Вариант анкеты «Предприятия (учреждения), где работают мои родители»:
- Название предприятия/учреждения
- К какой сфере экономики (отрасли) относятся предприятие
- Организация производства и его особенности, готовая продукция или услуга
- Производственные связи предприятия: источники сырья, реализация готовой продукции
- Профессия родителя, его образование, должность.
Список литературы для учителя:
- Ивлев В.В. Всеволожсий район. Историко-географический справочник. /ТПП «Петрополь». СПб./1994
- Преснова В.Г. От успехов области – к достатку в каждой семье./ИПК «Вести». СПб./2003
- Даринский А.В. Путеводитель но Северо-Западу России./ Элмор.СПб./1993
- Ивлев В.В. Всеволожский район на пути к устойчивому развитию. /Экологический фонд Всеволожского района Ленинградской области/ 2007
- Хазановия К.К. Геологические памятники Ленинградской области./Лениздат./1982
- Даринский А.В. Невский край./СПб./2002
- Шатных А.В. Современный урок географии./Москва. «Школьная пресса»./2008
- Биржаков М.Б. и др. Туристический путеводитель по Ленинградской области./Издательский дом «Герда». СПб/2010
- Ковалев Е.М. Гуманитарная география России./ Москва. «Варяг»./2009
- Итоги социально-экономического развития района в 2010 - 2018 годах. / Сборники. Администрация МО «Всеволожский район ЛО».
- Интернет –источник: www.Vsev.net| Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования на период 2025 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»(общеинтеллектуальное направление)для 6 классов(основное общее образование)Количество...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Подготовка к олимпиадам и экзаменам» для 8 класса
Олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению языка п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс
Цель программы: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...
Программа курса внеурочной деятельности по олимпиадной подготовке «Избранные главы математики» для учащихся 9-х классов
Данная программа является дополнителным этапом в обучении математики на профильном уровне. Изучение избранных тем олимпиадного характера предполагает работу с более одаренными учащимися, мотивированны...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Разговоры о важном» базовый уровень (для 7 класса) на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Разговоры о важном» базовый уровень (для 7 класса) на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ID 5531084) спортивная секция "лёгкая атлетика" для обучающихся 5 - 9 классов
Образовательная программа «Легкая атлетика» имеет спортивно - оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочн...