Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир географии" социального направления для 9 класса.
рабочая программа по географии (9 класс)
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), при этом на проектно-исследовательскую деятельность отводится 3 часа. Данный курс носит исключительно интегрированный характер, так как включает в себя вопросы истории, краеведения, здоровьесбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии для 9 класса | 575.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Программа курса рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), при этом на проектно-исследовательскую деятельность отводится 3 часа.
Концепция:
Данный курс носит исключительно интегрированный характер, так как включает в себя вопросы истории, краеведения, здоровьесбережения. С другой стороны программа отличается поисковой направленностью, вписывающейся в рамки профессиональной ориентации. Учебный курс выстроен на основе проблемной технологии, деятельностных форм работы.
При отборе содержания учитывались следующие принципы:
• принцип междисциплинарности (учет межпредметных связей) – программа носит интегрированный характер, ее содержание включает географические, исторические, биологические, социально-экономические и другие знания;
• принцип комплексности – раскрытие взаимосвязей между компонентами природы и хозяйственной деятельности человека, влияющими на здоровье населения;
• принцип региональной дифференциации – отражает уникальность географических объектов;
• гуманитарно-культорологический – включение в содержание курса информации оптимальных мест отдыха для людей разных социальных групп.
• принцип здоровьесберегающей направленности объектов изучения.
Новизна:
Новизна программы состоит в полном рассмотрении нового для учащихся курса, материалы которого очень кратко рассматриваются в школьной программе. В разных разделах ставятся различные акценты, направляя учащихся на: профориентацию, здоровьесбережение, духовный рост, саморазвитие. Новым является компоновка программы и краеведческий компонент
Целью разработанного курса является привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу. Оно является составной частью социального развития и повышения уровня жизни населения и дальнейшего улучшения здоровья и отдыха, даёт реальную возможность успешной самореализации подростка в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности.
Задачи:
- Определение значения туризма в досуге школьников.
- Выявление основных видов туризма.
- Развитие общего кругозора учащихся.
- Развитие познавательного интереса к предмету;
- Определение месторасположения особо охраняемых территорий ЯНАО, России.
- Расширение знаний учащихся о природных и архитектурных достопримечательностях материков.
- Подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.
- Развитие бережного и ответственного отношения к природе нашей планеты.
Учащиеся должны знать:
1. названия уникальных объектов, их географического положение;
2. возраст, историю образования этих объектов.
Учащиеся должны уметь:
1. определять географическое положение объектов на физической карте;
2. объяснять уникальность природных объектов;
3. работать с дополнительной литературой и источниками ( атласами – определителями, Красной книгой РФ и ЯНАО, диаграммами, рисунками, схемами, опорными конспектами и др).
4. работать с контурной картой
- интернет – ресурсами.
Предполагаемые результаты:
• Высокий уровень усвоения учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека.
• Сформированность пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений.
• Понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.
По итогам изучения курса учащиеся должны научиться следующим видам деятельности:
1. Понимать значение туризма в досуге населения.
2. Определять виды туризма.
3. Знать особо охраняемые территории своей местности и России
4. Знать основные черты сходства и различия заповедников, заказников и национальных парков.
5. Определять стороны горизонта по местным признакам.
6. Уметь пользоваться природным материалом в походных условиях.
7. Знать лекарственные и ядовитые растения.
8. Знать классификацию гор по высоте.
9. Соблюдать правила поведения в природе.
Методическое обеспечение курса.
Методологической основой изучения вопросов взаимоотношения природы и общества являются ведущие идеи:
1) идея целостности и единства природы;
2) идея постоянного изменения природы под влиянием деятельности человека;
3) идея рационального природопользования;
4) идея использования рекреационных ресурсов для повышения качества жизни и здоровья.
5) идея экологической целесообразности труда и поведения людей в окружающей среде
Технологии: проблемно – деятельностная технология, диалоговые формы работы, технология «Дебаты», дискуссионные занятия и поисково – исследовательская деятельность учащихся, разно уровневая дифференциация, здоровье сберегающая, технология критического мышления, ИКТ, проектная.
Методы работы:
• беседа
• комментированное чтение
• работа с картой,
• рассказ учителя,
• выполнение практических и творческих работ
Например «Обозначение на контурной карте объектов, изучаемых в курсе».
Изучение данного курса предполагает проведение лекционных, групповых, индивидуальных и практических занятий. Обязательное условие работы – выполнение творческих заданий, выработка навыков поисково-исследовательской и проектной деятельности. Проекты учащихся могут в дальнейшем быть доработаны и представлены на конференциях и конкурсах различных уровней.
Критерии оценки:
1. Тематический контроль:
- тестирование;
- собеседование;
- творческие работы учащихся;
- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.
2. Итоговый контроль:
- тестирование;
- творческие работы учащихся;
- написание рефератов и проектов по темам курса.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир географии»
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
Раздел Туризм 1ч | |||
Введение. Классификация видов туризма | Виды туризма по значению, по возрасту туристов, по способу передвижения, по характеру организации, по цели путешествия. | 1 час | |
Раздел Путешествуем по родному краю 7ч. | |||
Культурные и исторические памятники ЯНАО, России. | Работа с картой ЯНАО и России или экскурсия. | 1 час | |
Особо охраняемые территории ЯНАО, России. | Значение особо охраняемых объектов. Возможность использования в рекреационных целях. | 1 час | |
Мы идём в поход. Робинзонада. | Необходимая экипировка, походные инструменты. Обед из даров природы. Определение сторон горизонта на местности. Ориентирование по карте, компасу и местным признакам. Растения – часы, растения – барометры. | 1 час | |
Лесная аптечка | Оказание первой помощи в случаях: ранения, расстройстве пищеварения, простуды, зубной боли, потертости ног. Лекарственные и ядовитые растения. | 1 час | |
Лес – наше богатство | Лес. Отличительные признаки и свойства леса. Основные хвойные и лиственные породы. Экологические и биологические особенности деревьев и кустарников. Правила поведения в лесу. | 1 час | |
Выше гор могут быть только горы | Горы. Классификация гор по высоте. Снаряжение для похода в горы. | 1 час | |
География летних отпусков | Места отдыха в окрестностях Мужей. Куда поехать летом? | 1 час | |
Раздел Удивительная планета 3ч. | |||
Величайшие пустыни | Большой Западный Эрг, Намиб, Сахара: географическое положение, факторы образования, растительный и животный мир, уникальность каждой пустыни. | 1 час | |
Огнедышащие горы | Вулканы Кракатау, Везувий, Фудзияма: географическое положение, особенности и время извержения | 1 час | |
Работа воды и ветра | Большой Каньон Колорадо, Долина памятников: географическое положение; уникальность объектов – значение внешних сил (текущих вод и ветра) в их формировании. | 1 час | |
Раздел Империя вод. 3ч. | |||
Голубые артерии Земли. | Нил, Амазонка, Ганг: географическое положение, особенности водного режима, органического мира; значение для местных жителей. | 1 час | |
Грохочущая вода | Водопады Анхель, Игуасу, Гейзер Страккур: географическое положение. | 1 час | |
Уникальные моря | Саргассово, Красное море: географическое положение, размеры, уникальные особенности природы. | 1 час | |
Раздел Загадки и символы. 2ч. | |||
Памятники из камня | Стоунхендж, остров Пасхи: географическое положение, возраст каменных сооружений, гипотезы происхождения, современное состояние. | 1 час | |
Мистические рисунки на земле | Великаны холмов, линии Наска: географическое положение, возраст, гипотеза происхождения, современное состояние | 1 час | |
Раздел Вечные ландшафты. 3ч. | |||
Гигантские сооружения | Тропа Великана, Метеора: географическое положение, легенды о происхождении, причины образования – роль природных факторов. | 1 час | |
Крыша мира | Гималаи: географическое положение, размеры, причины образования, покорение Эвереста. | 1 час | |
«Подвижная» Африка | Килиманджаро, Восточно-Африканский разлом: географическое положение, причины образования, влияние на природу Африки. | 1 час | |
Раздел Чудеса архитектуры. 2ч. | |||
В поисках прошлого | Троя, Гробница Тутанхамона: Географическое положение, история открытия, заслуги Г. Шлиммана и Картара в открытии и изучении объектов; значение открытий. | 1 час | |
Вечные творения | Мавзолей Тадж-Махал, Великая Китайская стена: географическое положение, история создания, возраст. | 1 час | |
Раздел Ресурсный потенциал рекреационной деятельности 4ч. | |||
Рекреационные ресурсы и их оценка | Рекреационные ресурсы как важнейшая составная часть рекреационного потенциала. Основные составляющие рекреационных ресурсов: природные рекреационные ресурсы (ландшафты, охотничьи и рыболовные угодья, биоклимат, природные лечебные ресурсы), историко-культурный потенциал (исторические города, памятники гражданской и культовой архитектуры, археологии, этнографии), туристская инфраструктура, рекреационная сеть, трудовые ресурсы. Сложность определения рекреационных ресурсов. Емкость рекреационных ресурсов и методика ее определения. Основные положения рекреационной оценки природных ресурсов. Историко-культурный и природный потенциал территорий. Ключевые понятия: рекреационный потенциал, рекреационная освоенность, емкость рекреационных ресурсов, рекреационный кадастр. | 1 час | |
Природные условия и природные рекреационные ресурсы | Климатические и гидрологические условия организации отдыха. Основные этапы оценивания природных рекреационных ресурсов. Типы оценки природных рекреационных ресурсов. Медико-биологический тип. Метод условных (эффективных) температур. Метод комплексной климатологии. Классификация и режимы погоды. Комфортное состояние и зона комфорта. Зависимость организма человека от климатопогодных факторов. Психолого-эстетическая оценка. Понятие «пейзажное разнообразие». Внутреннее и внешнее пейзажное разнообразие. Понятия «экзотичность», «уникальность», «типичность», «аттрактивность», «эстетичность». Технологическая оценка рекреационных ресурсов. Особо охраняемые природные территории. Природное наследие в туризме. Критерии отнесения объектов к памятникам всемирного наследия. Памятники природы. Ключевые понятия: климат туристического ареала, погодная «зона комфорта», «пейзажное разнообразие», уникальность, экзотичность, аттрактивность, особо охраняемая природная территория, памятник природы, заповедник, национальный парк. | 1 час | |
Культурно-исторические рекреационные ресурсы | Культурно-исторические рекреационные ресурсы. Классификация культурно-исторических объектов. Материальные и нематериальные объекты. Памятники истории и культуры и их разновидности. Культурно-исторические предпосылки рекреационной деятельности. Движимые и недвижимые объекты познавательно-культурной рекреации. Оценка культурно-исторических объектов. Памятники истории и культуры и их разновидности. Памятники культовой архитектуры. Памятники светской архитектуры. Археологические памятники. Этнографические памятники. Народные промыслы. Историко-культурный потенциал и методика его оценки. Ключевые понятия: культурно-исторические ресурсы, культурное наследие, памятник, ансамбль, достопримечательное место, Список Всемирного наследия, национальное наследие. | 2 часа | |
Раздел Рекреационные ресурсы мира 3 ч. | |||
Рекреационное районирование и районообразующие признаки. Определение рекреационного района и его характерные черты. | Рекреационное районообразование. Условия и факторы рекреационного районообразования. Главные признаки рекреационного районирования. Формирование рекреационной специализации в зависимости от потребностей освоения. Генезис районов массового туризма. Уровень освоенности района и интенсивность туристских потоков. Туристское районирование. Туристские районы: их иерархия и типология. Туристско-рекреационные системы Классификация туристских районов по времени возникновения, предпосылкам формирования, уровню развития туристской инфраструктуры, туристской специализации. Главные рекреационные районы мира и их характеристики. | 1 час | |
Всемирное наследие. Путешествие по странам мира. | Международный туризм – глобальное социально-экономическое явление современности. Главные рекреационные районы мира: побережья морей и океанов с благоприятными климатическими условиями, закономерности их распределения на земном шаре, горные районы с благоприятными рекреационными свойствами. Проблемы, возникающие при организации отдыха в этих районах. Районы, богатые природными и культурными достопримечательностями. Их использование для организации туризма. Развитие туризма в труднодоступных районах континентов и регионов, в полярных странах и т. п. География международного туризма Ключевые понятия: туристический сервис, принимающая страна, отправляющая страна, сезонность, низкий (синий, мертвый) сезон, высокий (красный, горячий) сезон,. культурные объекты, внесенные в Список Всемирного наследия. | 1 час | |
Виртуальное путешествие в пределах России. | Основные рекреационные районы России и их характеристика. География туризма в Российской Федерации. Туристские районы Северного Кавказа. Черноморское побережье Кавказа как основная рекреационная зона России. Курортные районы и курорты. Курортные зоны. Туристские районы Центральной России. Подмосковье – основной район оздоровительного и познавательного туризма. Туристские районы Северо-Запада и Европейского Севера России. Волжский и Уральский туристско-рекреационные районы России. Туристские районы Сибири и Дальнего Востока. Обско-Алтайский рекреационный район. Енисейский и Прибайкальский рекреационные районы. Ключевые понятия: медиаресурсы туризма, география и основные направления виртуальных путешествий: курорты Большого Сочи. Кавказские Минеральные Воды, Каспийское побережье Золотое кольцо России, Серебряное кольцо России, Кижи, Байкал, Алтай, Камчатка. | 1 час | |
Раздел Рекреационная деятельность: особенности и принципы организации 1ч. | |||
Рекреационная деятельность. Экскурсоведение – необходимое условие туризма. | Рекреационная деятельность, ее структура и классификация. Виды деятельности человека во время отдыха: деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой, любительские занятия, приобщение к миру искусства, интеллектуальная деятельность, общение по интересу и свободному выбору, развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер, путешествия и экскурсии ради удовольствия. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал. Виды рекреационной деятельности, отдыха и перемещений людей в пространстве. Условия и факторы развития рекреационной деятельности. Понятия «экскурсия» и «туризм» и их соотношение по продолжительности. Экскурсия, ее сущность. Классификация экскурсий: обзорные и тематические экскурсии, городские, загородные, производственные и музейные экскурсии, пешеходные и транспортные экскурсии. Тематика экскурсий. Подготовка экскурсии. Методика проведения экскурсии. Экскурсовод и требования к нему. Ключевые понятия: «урбанизированные» территории: приморские рекреационные районы, лечебно-санаторные курортные районы, горно-лыжные туристические комплексы; межселенные рекреационные территории, природный рекреационный парк, рекреационное время, экскурсия, функции экскурсии, виды экскурсии, показатели экскурсии: познавательная ценность, популярность, необычность (экзотичность), выразительность, сохранность объекта. | 1 час | |
Раздел Итоговый 5ч. | |||
География чудес и загадок | Практическая работа «Обозначение на контурной карте уникальных объектов» | 1 час | |
Проектно-исследовательская деятельность | Работа учащихся над мини- проектом. | 3 часа | |
Обобщение знаний по курсу. Зачёт. | Защита и обсуждение творческих проектов «Путешествие в мир географии» | 1 час | |
| ИТОГО: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 6-7 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 6-7 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 8 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Баскетбол » (спортивно-оздоровительное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Баскетбол», спортивного направления...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Волейбол » (спортивно-оздоровительное направление)
Общая характеристика учебного предмета, курса.Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. Программа курса по воле...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс
Цель программы: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ШКОЛА YouTube - блогера» (направленность - социальная)
Планируемые результаты изучения курса «ШКОЛА ютуб-блогера»В результате изучения курса «ШКОЛА ютуб-блогера» (при условии регулярного посещения занятий)...