Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир географии" социального направления для 9 класса.
рабочая программа по географии (9 класс)

Грошева Евгения Анатольевна

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Программа курса рассчитана на 34 учебных часа  (1 час в неделю), при этом на проектно-исследовательскую деятельность отводится 3 часа. Данный курс носит исключительно интегрированный характер, так как включает в себя вопросы истории, краеведения, здоровьесбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Программа курса рассчитана на 34 учебных часа  (1 час в неделю), при этом на проектно-исследовательскую деятельность отводится 3 часа.

Концепция:

Данный курс носит исключительно интегрированный характер, так как включает в себя вопросы истории, краеведения, здоровьесбережения. С другой стороны программа отличается поисковой направленностью, вписывающейся в рамки профессиональной ориентации. Учебный курс выстроен на основе проблемной технологии, деятельностных форм работы.

При отборе содержания учитывались следующие принципы:

•        принцип междисциплинарности (учет межпредметных связей) – программа носит интегрированный характер, ее содержание включает географические, исторические, биологические, социально-экономические и другие знания;

•        принцип комплексности – раскрытие взаимосвязей между компонентами природы и хозяйственной деятельности человека, влияющими на здоровье населения;

•        принцип региональной дифференциации – отражает уникальность географических объектов;

•        гуманитарно-культорологический – включение в содержание курса информации оптимальных мест отдыха для людей разных социальных групп.

•        принцип здоровьесберегающей направленности объектов изучения.

Новизна:

Новизна программы состоит в полном рассмотрении нового для учащихся курса, материалы которого очень кратко рассматриваются в школьной программе. В разных разделах ставятся различные акценты, направляя учащихся на: профориентацию, здоровьесбережение, духовный рост, саморазвитие. Новым является компоновка программы и краеведческий компонент

Целью разработанного курса является привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу. Оно является составной частью социального развития и повышения уровня жизни населения и дальнейшего улучшения здоровья и отдыха, даёт реальную возможность успешной самореализации подростка в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности.

Задачи:

  • Определение значения туризма в досуге школьников.
  • Выявление основных видов туризма.
  • Развитие общего кругозора учащихся.
  • Развитие познавательного интереса к предмету;
  • Определение месторасположения особо охраняемых территорий ЯНАО, России.
  • Расширение знаний учащихся о природных и архитектурных  достопримечательностях материков.
  • Подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.
  • Развитие бережного и ответственного отношения к природе  нашей планеты.

Учащиеся должны знать:

1.        названия уникальных объектов, их географического положение;

2.        возраст, историю образования этих объектов.

Учащиеся должны уметь:

1.        определять географическое положение объектов на физической карте;

2.        объяснять уникальность природных объектов;

3.        работать с дополнительной литературой и источниками ( атласами – определителями, Красной книгой РФ и ЯНАО, диаграммами, рисунками, схемами, опорными конспектами и др).

4.        работать с контурной картой  

  1. интернет – ресурсами.

Предполагаемые результаты:

•        Высокий уровень усвоения  учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека.

•        Сформированность  пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений.

•        Понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.

По итогам изучения курса учащиеся должны научиться следующим видам деятельности:

1.        Понимать значение туризма в досуге населения.

2.        Определять виды туризма.

3.        Знать особо охраняемые территории своей местности и России

4.        Знать основные черты сходства и различия заповедников, заказников и национальных парков.

5.        Определять стороны горизонта по местным признакам.

6.        Уметь пользоваться природным материалом в походных условиях.

7.        Знать лекарственные и ядовитые растения.

8.        Знать классификацию гор по высоте.

9.        Соблюдать правила поведения в природе.

Методическое обеспечение  курса.

Методологической основой изучения вопросов взаимоотношения природы и общества являются ведущие идеи:

1)        идея целостности и единства природы;

2)        идея постоянного изменения природы под влиянием деятельности человека;

3)        идея рационального природопользования;

4)        идея использования рекреационных ресурсов для повышения качества жизни и здоровья.

5)         идея экологической целесообразности труда и поведения людей в окружающей среде

Технологии: проблемно – деятельностная технология, диалоговые формы работы, технология «Дебаты», дискуссионные занятия и поисково – исследовательская деятельность учащихся, разно уровневая дифференциация, здоровье сберегающая, технология критического мышления, ИКТ, проектная.

Методы работы:

•        беседа

•        комментированное  чтение

•        работа с картой,

•        рассказ учителя,

•        выполнение практических и творческих работ

Например  «Обозначение на контурной карте объектов, изучаемых в курсе».

Изучение данного курса предполагает проведение лекционных, групповых, индивидуальных и практических занятий. Обязательное условие работы – выполнение творческих заданий, выработка навыков поисково-исследовательской и проектной деятельности. Проекты учащихся могут в дальнейшем быть доработаны и представлены на конференциях и конкурсах различных уровней.

Критерии оценки: 

1. Тематический контроль:

- тестирование;

- собеседование;

- творческие работы учащихся;

- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.

2. Итоговый контроль:

- тестирование;

- творческие работы учащихся;

- написание рефератов и проектов по темам курса.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир географии»

№ п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

Раздел Туризм 1ч

Введение. Классификация видов туризма

Виды туризма по значению, по возрасту туристов, по способу передвижения, по характеру организации, по цели путешествия.

1 час

Раздел  Путешествуем по родному краю 7ч.

Культурные и исторические памятники ЯНАО, России.

Работа с картой ЯНАО и России или экскурсия.

1 час

Особо охраняемые территории ЯНАО, России.

Значение особо охраняемых объектов. Возможность использования в рекреационных целях.

1 час

Мы идём в поход. Робинзонада.

Необходимая экипировка, походные инструменты. Обед из даров природы.

Определение сторон горизонта на местности. Ориентирование по карте, компасу и местным признакам. Растения – часы, растения – барометры.

1 час

Лесная аптечка

Оказание первой помощи в случаях: ранения, расстройстве пищеварения, простуды, зубной боли, потертости ног. Лекарственные и ядовитые растения.

1 час

Лес – наше богатство

Лес. Отличительные признаки и свойства леса. Основные хвойные и лиственные породы. Экологические и биологические особенности деревьев и кустарников. Правила поведения в лесу.

1 час

Выше гор могут быть только горы

Горы. Классификация гор по высоте. Снаряжение для похода в горы.

1 час

География летних отпусков

Места отдыха в окрестностях Мужей. Куда поехать летом?

1 час

Раздел  Удивительная планета 3ч.

Величайшие пустыни

Большой Западный Эрг, Намиб, Сахара: географическое положение, факторы образования, растительный и животный мир, уникальность каждой пустыни.

1 час

Огнедышащие горы

Вулканы Кракатау, Везувий, Фудзияма: географическое положение, особенности и время извержения

1 час

Работа воды и ветра

Большой Каньон Колорадо, Долина памятников: географическое положение;  уникальность объектов – значение внешних сил (текущих вод и ветра)  в их формировании.

1 час

Раздел Империя вод. 3ч.

Голубые артерии Земли.

Нил, Амазонка, Ганг: географическое положение, особенности водного режима, органического мира; значение для местных жителей.

1 час

Грохочущая вода

Водопады Анхель, Игуасу, Гейзер Страккур: географическое положение.

1 час

Уникальные моря

Саргассово, Красное море: географическое положение, размеры, уникальные особенности природы.

1 час

Раздел Загадки и символы. 2ч.

Памятники из камня

Стоунхендж, остров Пасхи: географическое положение, возраст  каменных сооружений, гипотезы происхождения, современное состояние.  

1 час

Мистические рисунки на земле

Великаны холмов, линии Наска: географическое положение, возраст, гипотеза происхождения, современное состояние

1 час

Раздел Вечные ландшафты. 3ч.

Гигантские сооружения

Тропа Великана, Метеора: географическое положение, легенды о происхождении, причины образования – роль природных факторов.

1 час

Крыша мира

Гималаи: географическое  положение, размеры, причины образования,  покорение Эвереста.

1 час

«Подвижная» Африка

Килиманджаро, Восточно-Африканский разлом: географическое положение, причины образования, влияние на природу Африки.

1 час

Раздел Чудеса архитектуры. 2ч.

В поисках прошлого

Троя, Гробница Тутанхамона: Географическое положение, история открытия, заслуги Г. Шлиммана и Картара в открытии и изучении объектов; значение открытий.

1 час

Вечные творения

Мавзолей Тадж-Махал, Великая Китайская стена: географическое положение, история создания, возраст.

1 час

Раздел Ресурсный потенциал рекреационной деятельности 4ч.

Рекреационные ресурсы  и их оценка

Рекреационные ресурсы как важнейшая составная часть рекреационного потенциала. Основные составляющие рекреационных ресурсов: природные рекреационные ресурсы (ландшафты, охотничьи и рыболовные угодья, биоклимат, природные лечебные ресурсы), историко-культурный потенциал (исторические города, памятники гражданской и культовой архитектуры, археологии, этнографии), туристская инфраструктура, рекреационная сеть, трудовые ресурсы.

Сложность определения рекреационных ресурсов. Емкость рекреационных ресурсов и методика ее определения. Основные положения рекреационной оценки природных ресурсов. Историко-культурный и природный потенциал территорий.

Ключевые понятия: рекреационный потенциал, рекреационная освоенность, емкость рекреационных ресурсов, рекреационный кадастр.

1 час

Природные условия и природные рекреационные ресурсы

Климатические и гидрологические условия организации отдыха. Основные этапы оценивания природных рекреационных ресурсов. Типы оценки природных рекреационных ресурсов. Медико-биологический тип. Метод  условных (эффективных) температур. Метод комплексной климатологии. Классификация и режимы погоды. Комфортное состояние и зона комфорта. Зависимость организма человека от климатопогодных факторов. Психолого-эстетическая оценка. Понятие «пейзажное разнообразие». Внутреннее и внешнее пейзажное разнообразие.  Понятия «экзотичность», «уникальность», «типичность», «аттрактивность», «эстетичность». Технологическая оценка рекреационных ресурсов. Особо охраняемые природные территории. Природное наследие в туризме. Критерии отнесения объектов к памятникам  всемирного наследия. Памятники природы.

Ключевые понятия: климат туристического ареала, погодная «зона комфорта», «пейзажное разнообразие», уникальность, экзотичность, аттрактивность, особо охраняемая природная территория, памятник природы, заповедник, национальный парк.

1 час

Культурно-исторические рекреационные ресурсы

Культурно-исторические рекреационные ресурсы. Классификация культурно-исторических объектов. Материальные и нематериальные объекты. Памятники истории и культуры и их разновидности. Культурно-исторические предпосылки рекреационной деятельности. Движимые и недвижимые объекты познавательно-культурной рекреации. Оценка культурно-исторических объектов.

Памятники истории и культуры и их разновидности. Памятники культовой архитектуры. Памятники светской архитектуры. Археологические памятники. Этнографические памятники. Народные промыслы. Историко-культурный потенциал и методика его оценки.

Ключевые понятия: культурно-исторические ресурсы, культурное наследие, памятник, ансамбль, достопримечательное место, Список Всемирного наследия, национальное наследие.

2 часа

Раздел  Рекреационные ресурсы мира 3 ч.

Рекреационное районирование и районообразующие признаки. Определение рекреационного района и его характерные черты.

Рекреационное районообразование. Условия и факторы рекреационного районообразования. Главные признаки рекреационного районирования. Формирование рекреационной специализации в зависимости от потребностей освоения. Генезис районов массового туризма. Уровень освоенности района и интенсивность туристских потоков.

Туристское районирование. Туристские районы: их иерархия и типология. Туристско-рекреационные системы Классификация туристских районов по времени возникновения, предпосылкам формирования, уровню развития туристской инфраструктуры, туристской специализации.

Главные рекреационные районы мира и их характеристики.

1 час

Всемирное наследие. Путешествие по странам мира.

Международный туризм – глобальное социально-экономическое явление современности. Главные рекреационные районы мира: побережья морей и океанов с благоприятными климатическими условиями, закономерности их распределения на земном шаре, горные районы с благоприятными рекреационными свойствами. Проблемы, возникающие при организации отдыха в этих районах.

Районы, богатые природными и культурными достопримечательностями. Их использование для организации туризма.

Развитие туризма в труднодоступных районах континентов и регионов, в полярных странах и т. п.

География международного туризма

Ключевые понятия: туристический сервис, принимающая страна, отправляющая страна, сезонность, низкий (синий, мертвый) сезон, высокий (красный, горячий) сезон,. культурные объекты, внесенные в Список Всемирного наследия.

1 час

Виртуальное путешествие в пределах России.

Основные рекреационные районы России и их характеристика. География туризма в Российской Федерации. Туристские районы Северного Кавказа. Черноморское побережье Кавказа как основная рекреационная зона России. Курортные районы и курорты. Курортные зоны.

Туристские районы Центральной России. Подмосковье – основной район оздоровительного и познавательного туризма.

Туристские районы Северо-Запада и Европейского Севера России. Волжский и Уральский туристско-рекреационные районы России. Туристские районы Сибири и Дальнего Востока. Обско-Алтайский рекреационный район. Енисейский и Прибайкальский рекреационные районы.

Ключевые понятия: медиаресурсы туризма, география и основные направления виртуальных путешествий: курорты Большого Сочи. Кавказские Минеральные Воды, Каспийское побережье Золотое кольцо России, Серебряное кольцо России, Кижи, Байкал, Алтай, Камчатка.

1 час

Раздел Рекреационная деятельность: особенности и принципы организации 1ч.

Рекреационная деятельность. Экскурсоведение – необходимое условие туризма.

Рекреационная деятельность, ее структура и классификация. Виды деятельности человека во время отдыха: деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой, любительские занятия, приобщение к миру искусства, интеллектуальная деятельность, общение по интересу и свободному выбору, развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер, путешествия и экскурсии ради удовольствия. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал. Виды рекреационной деятельности, отдыха и перемещений людей в пространстве. Условия и факторы развития рекреационной деятельности. Понятия «экскурсия» и «туризм» и их соотношение по продолжительности. Экскурсия, ее сущность. Классификация экскурсий: обзорные и тематические экскурсии, городские, загородные, производственные и музейные экскурсии, пешеходные и транспортные экскурсии. Тематика экскурсий. Подготовка экскурсии. Методика проведения экскурсии. Экскурсовод и требования к нему.

Ключевые понятия: «урбанизированные» территории: приморские рекреационные районы, лечебно-санаторные курортные районы, горно-лыжные туристические комплексы; межселенные рекреационные территории, природный рекреационный парк, рекреационное время, экскурсия, функции экскурсии, виды экскурсии, показатели экскурсии: познавательная ценность, популярность, необычность (экзотичность), выразительность, сохранность объекта.

1 час

Раздел Итоговый 5ч.

География чудес и загадок

Практическая работа «Обозначение на контурной карте уникальных  объектов»

1 час

Проектно-исследовательская деятельность

Работа учащихся над мини- проектом.

3 часа

Обобщение знаний по курсу. Зачёт.

Защита и обсуждение творческих проектов «Путешествие в мир географии»

1 час

 

ИТОГО:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 6-7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 6-7  классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 8 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 8 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Баскетбол » (спортивно-оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Баскетбол», спортивного направления...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Волейбол » (спортивно-оздоровительное направление)

Общая характеристика учебного предмета, курса.Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. Программа курса по воле...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Физика и человек» направление «Прикладная физика» для обучающихся 10 класса

В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания физическим параметам, характеризующие человека и  физическим процесам, протекающие в организме человека. Но даже в...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс

Цель программы: Формирование  у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ШКОЛА YouTube - блогера» (направленность - социальная)

Планируемые результаты изучения курса «ШКОЛА ютуб-блогера»В результате изучения курса «ШКОЛА ютуб-блогера» (при условии регулярного посещения занятий)...