Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету география 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету география 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_nadom.geografiya.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка по учебному предмету «География» 6 класс 1 вариант УП (обучение на дому)
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для учащейся 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
- Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
- Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018. – 310 с.;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Изучение географии в 6 классе имеет своей целью формирование первоначальных географических представлений о планете Земля у учащимися с нарушениями интеллекта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
- формирование точных географических представлений о рельефе планеты Земля;
- формирование представлений об обозначении форм рельефа и водоемов на карте;
- формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля;
- формирование умений ориентироваться по Солнцу, признакам погоды, Полярной звезде;
- формирование представлений об опасных природных явлениях, что в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям;
- знакомство с физической картой, глобусом, физической картой полушарий;
- воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- методов исследования (наблюдение, анкетирование).
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса, относится к образовательной области «Естествознание». На курс отведено 1 час в неделю, всего 34 часа в год:
1 чет. - ___ ч., 2 чет. - ___ч., 3 чет. - ___ ч., 4 чет. - ___ ч.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «География» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
-полисенсорности восприятия объектов;
-практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
-закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
-постепенного усложнения содержания предмета: расширения характеристик предмета познания, преемственности изучаемых тем.
В процессе изучения географического материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
Программа по географии в 6 классе включает следующие разделы:
- Введение.
- Ориентирование на местности.
- Формы поверхности Земли.
- Вода на Земле.
- План и карта.
- Земной шар.
- Карта России.
- Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «География» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «География» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 часа в неделю (34 учебных недели).
- Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижения двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «География» для учащихся 6 класса включают индивидуальные личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках географии будут формироваться личностные результаты, отражающие
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;
- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
Формирование навыков работы с учебными пособиями (карта, глобус, компас, рабочая тетрадь, словарь, учебник);
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни;
- воспитание навыков безопасного поведения в природе.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для начального курса физической географии; характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
- формирование интереса к изучению географии;
-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
-овладение нормами экологического поведения в природной среде с сохранением собственного здоровья.
- Содержание учебного предмета «География» в 6 классе
Раздел 1. «Введение» (4ч)
География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Что означает слово «География». Как изучалась Земля. Кто были первыми географами. Значение географии в жизни людей.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Изменение высоты Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года. Когда на Земле день равен ночи. Самый длинный день и самая короткая ночь. Самый короткий день и самая длинная ночь. Народные приметы, предсказывающие погоду. Календарь погоды.
Явления природы. Меры предосторожности. Понятия: ветер, шторм, ураган, осадки, молния, гроза, гром. Использование силы ветра человеком. Правила поведения во время грозы, молнии. Понятия: смерч, град.
Географические сведения о своей местности и труде населения. План изучения местности. Расположение нашего края, полезные ископаемые, занятия населения нашего края.
Экскурсия: выяснение запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1 – 5 классах
Раздел 2. Ориентирование на местности (3часа)
Горизонт. Линия горизонта. Небосвод. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Основные стороны горизонта, север, юг, запад, восток. Ориентирование. Промежуточные стороны горизонта. Схема сторон горизонта.
Компас. Правила пользования компасом. Назначение компаса. Устройство компаса. Определение сторон горизонта с помощью компаса. История изобретения компаса.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Созвездие Большой и Малой Медведиц. Деревья-компасы.
Экскурсия: закрепление понятий о горизонте и основных направлениях.
Раздел 3. Формы поверхности Земли (2часа)
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Низменности, возвышенности, плоскогорья как разновидности равнин. Схема строения холма.
Овраги, их образование. Понятие овраг. Строение оврага. Промоина. Вред, наносимый оврагами. Методы борьбы с оврагами.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. Горные хребты. Предгорья. Горные долины. Строение горной местности. Схема строения вулкана. Землетрясению. Извержение вулкана. Магма. Кратер. Жерло. Лава. Вулканологи. Альпинизм. Как горы различают по высоте: низкие, средние, высокие. Вулканы Камчатки. Вулканы на острове Ява.
Экскурсия: ознакомление с формами рельефа своей местности.
Раздел 4. Вода на Земле (4часа).
Вода в природе. Пресная и морская вода. Круговорот воды в природе. Водные объекты: море, озеро, река, ручей, океан. Экологическая проблема чистой воды. За какой период времени происходит обновление воды.
Родник, его образование. Слои почвы водопроницаемые и водонепроницаемые. Образование источника, родника. Образование подземных вод.
Колодец. Водопровод. Строение колодца. Строение водопровода. Водопроводное сооружение. Фильтры для очистки воды. Экологическая проблема чистой воды. Экономичное использование воды.
Река, её части. Горные и равнинные реки. Река. Исток, устье, русло, приток (левый, правый). Равнинные реки. Половодье. Горные реки. Ледник. Водопад. Образование рек. Судоходство. Значение рек. Обозначение реки на карте.
Как люди используют реки. Орошение полей. Водохранилище. Канал. Значение рек. Гидроэлектростанция. Музей воды в Москве.
Озёра, водохранилища, пруды, обозначение на карте. Разведение рыб, птиц. Сточные и бессточные озёра. Польза и вред водохранилища. Пруд. Пресные и солёные озёра, обозначение на карте.
Болота, их осушение. Обозначение на карте болот. Образование болот. Как и для чего осушают болота. Торф. Почему болота необходимо сохранять.
Океаны и моря. Обозначение их на карте. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Схема «Виды морей». Внутренние и окраинные моря. Значение морей и океанов для человека.
Острова и полуострова. Обозначение на карте. Схема «Берег моря». Залив. Пролив. Остров, полуостров. Самый большой Остров на Земле.
Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Экскурсия: ознакомление с водоёмами нашей местности.
Раздел 5. План и карта (3 часа).
Рисунок и план предмета. Аэрофотосъёмка. План. Для чего нужен план. Изображение предметов на рисунке. Изображение предметов на плане. Отличие рисунка от плана.
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. Люди каких профессий используют масштаб. Виды масштабов. План класса. Составление плана класса. План школьного участка. Составление плана школьного участка. Условные знаки плана местности. Картографы. Условные знаки.
План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Физическая карта. Карта растительного и животного мира. Геологические карты. Карта мира. Карта России. Политическая карта. Географический атлас. Первые карты. Условные цвета физической карты. Физическая карта. Шкала высот местности от уровня моря.
Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Правила работы с картой.
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. Государственная граница, морская, сухопутная. Для чего нужна карта.
Экскурсия: ознакомление с планом школьного участка.
Раздел 6. Земной шар (9 часов).
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Космос. Атмосфера. Планеты. Солнечная система. Планеты. Астрономия. Луна - спутник Земли. Солнечная система.
Планеты. Планеты Солнечной системы. Астероиды. Планеты-гиганты. Планета-карлик.
Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Ось Земли. Освоение космоса. Юрий Алексеевич Гагарин. Валентина Терешкова. Белка и Стрелка. Международная Космическая Станция. Изменение представлений о форме и поверхности Земли.
Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Материки. Части света. Западное и восточное полушария.
Океаны на глобусе и карте полушарий. Мировой океан. Марианская впадина самое глубокое место на Земле.
Материки на глобусе и карте полушарий: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Материк, на котором живём мы. Самый жаркий материк. Самый холодный материк. Экватор. Северный и южный полюса.
Первые кругосветные путешествия. Фернан Магелан. Иван Фёдорович Крузенштерн. Юрий Фёдорович Лисянский. Открытие Тихого океана.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Холодный, жаркий, умеренный пояса Земли.
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Погода. Климат. Тропический, умеренный, полярный климат. Морской, континентальный климат. Чем характеризуется и от чего зависит погода.
Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Тропический Пояс, полярный пояс, Умеренный пояс. Пояс освещённости, в котором находится наша местность.
Природа тропического пояса. Приспособление растений тропического пояса к жаркому климату. Влияние деятельности человека на тропический лес. Экологические проблемы.
Природа умеренных и полярных поясов. Приспособление растений полярного пояса к холодному климату. Влияние деятельности человека на природу этих поясов. Экологические проблемы.
Экскурсия: закрепление знаний и представлений о космосе, Омский планетарий.
Раздел 7. Карта России (9 часов).
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва. Россия- самая большая страна в мире. Уральские горы. Европейская и Азиатская части России. Сибирь. Дальний Восток. Пояса освещённости России.
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Государственная граница. Государства-соседи России. Калининградская область.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов. Берингово, Охотское и Японское моря. Чёрное, Азовское и Балтийское моря.
Острова и полуострова России. Новая Земля. Северная Земля. Новосибирские острова. Остров Врангеля. Остров Сахалин. Курильские острова. Кольский полуостров. Полуострова, Ямал, Таймыр, Камчатка, Чукотка. Навигация. План описания острова. План описания полуострова.
Работа с контурными картами. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Среднесибирское плоскогорье. Валдайская и Среднерусская возвышенности. Прикаспийская низменность. Работа с контурными картами.
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Сравнение гор по высоте. Эльбрус. Белуха, Мунку-Сардык. Народная. Кавказ-самые высокие горы России. План описания гор.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Условные знаки полезных ископаемых. Месторождение. Янтарь. Янтарная комната. Реставратор.
Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. План описания реки. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. План описания реки. Реки Сибири: Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, ГЭС. План описания реки. Реки Лена, Амур. План описания реки. Озёра Ладожское, Онежское, Байкал. Зодчество. Почему Каспийское море называют озером. Ладога-дорога жизни. Байкал – чудо озеро. Крупные города России. Москва, Санкт-Петербург. Золотое Кольцо России. Крупные города Сибири и Дальнего Востока.
Работа с контурными картами. Наш край на карте России. Работа с контурными картами.
Экскурсия: представление о создании различных видов карт, Омская картографическая фабрика.
Тематический план предмета «География» для 6 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
Введение | 4 | |
Ориентирование на местности | 3 | |
Формы поверхности Земли | 2 | |
Вода на Земле | 4 | |
План и карта | 3 | |
Земной шар | 9 | |
Карта России | 9 | |
Итого | 34 |
7. Описание методического и технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методическая литература
- Климанова В.В. География в цифрах. 6-10 классы: Справочное пособие. - М. «Дрофа», 2018г
- Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. - М.: Пр., 2018г
- Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2019г
- Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2018г
- Новоженин И.В. Тесты. География. Начальный курс географии 6 класс. - М.: Владос, 2017г.
- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 5-9 классы. География/ Т.М. Лифанова, Е.В.Подвальная - М.: Просвещение, 2018г.
- Лифанова Т.М., Соломина Е.Н., приложение к учебнику "География", Москва "Просвещение", 2018г
Интернет-ресурсы
- Географические карты - http://www.tourua.com/ru/maps
- Географические карты - http://www.planetolog.ru/
- Географические сайты - http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
- География - http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
- История географии - http://traditio.ru/wiki/География
- Каталог сайтов по географии http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
- Науки о Земле - http://geographer.ru/index.shtml
- Путешествия и открытия - http://pyty.ru/
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал
1.Глобус Земли
2. Модель «Планетная система»
3. Модель «Круговорот воды в природе».
4. Теллурий
5. Физическая карта
6. Карта полушарий
7. Компас
Средства обучения: технические и электронные средства обучения
- Автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением.
- Мультимедиапроектор; экран.
- Презентации по темам.
- Магнитная классная доска.
6.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Материально-техническое обеспечение | Региональнй компонент | |||||||
I ч. | Введение | 4 | |||||||||||
1. | География - нау-ка о природе Земли. | 1 | Знакомство с учебником, рабочей тетрадью, атласом. Работа со словарём. Ознакомление с составом слова «география», высказывание и обоснование своих предположений; с условными знаками, анализ символов, перенос в тетрадь определения «география» Слушание рассказа учителя о первых мореплавателях. Работа с учебником. Просмотр и разбор видеоролика о Земле. Самооценка. Рефлексия. | Карта полушарий. Учебник по географии. Тетрадь по географии. Атлас. Видеоролики о Земле. | |||||||||
2. | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. | 1 | Слушание объяснений учителя «Что изучает география». Работа в тетради. Перенос в тетрадь условных знаков календаря погоды; определение «метеорология» из словаря. Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы (причины смены времен года; дня и ночи). Беседа о народных приметах (по погоде). Работа в тетради . Самооценка. Рефлексия. | Таблица «Условные знаки календаря погоды». Таблица «Смена времен года». Таблица «Смена дня и ночи». | |||||||||
3. | Явления природы. | 1 | Беседа об уже известных ученикам явлениях природы: ветер, гроза, осадки. Слушание объяснений учителя о штормах, ураганах, смерчах. Перенос определений в тетрадь. Просмотр видеоролика. Беседа о правилах поведения и мерах предосторожности при опасных явлениях природы. Просмотр видеоролика о мерах предосторожности. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Иллюстрации по теме «Явления природы». Видеоролик о явлениях природы. Видеоролик о мерах предосторожности. | Необычные природные явления в Омской области. | ||||||||
4. | Наша местность и занятия населения. | 1 | Беседа:1) Как называется наш город?2) Какие населенные пункты есть за городом, как они называются? 3) В каких деревнях вы были, какая там природа? Слушание объяснений учителя «Омская область». Работа с демонстрационным материалом - природа родного края. Беседа о месте работы родителей; о предприятиях города, городском транспорте; о тружениках села и о том, что они производят. Слушание объяснений учителя об экологических проблемах родного края. Просмотр видеороликов. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Физическая карта Омской области. Атлас «Омская область». Иллюстрации о при-роде Омской области (растения, животные, реки, озера, леса, степи). Иллюстрации о занятиях населения Омской области (заводы, колхозы, больницы, школы и т.д.). Видеоролики об Омске. Видеоролик песни «Омские улицы». | Географические сведения об Омской области и занятиях населения. | ||||||||
Ориентирова-ние на местности | 3 | ||||||||||||
5. | Горизонт. Линия горизонта. Стороны гори-зонта. | 1 | Беседа: «Что нас окружает на школьном дворе», «С какой стороны поднимается солнце, где оно садится». Слушание объяснения учителя о горизонте, о линии горизонта. Перенос в тетрадь понятий «горизонт», «линия горизонта». Работа с учебником. Просмотр видеоролика. Работа в тетради, зарисовка линии горизонта Самооценка. Рефлексия. | Иллюстрации «Линия горизонта», «Горизонт». Видеоролики о расширении горизонта с набором высоты. Схема «Ориентирование на местности по полуденной тени». Схемы «Стороны горизонта» (основные). Схема «Промежуточные стороны горизонта | |||||||||
6. | Компас и правило пользования им. | 1 | Слушание объяснений учителя о компасе, его устройстве и правилах обращения. Знакомство с устройством компаса, определение по компасу сторон горизонта в классе Работа в тетради, зарисовка компаса с обозначением сторон горизонта. Самооценка. Рефлексия. | Таблица «Компас». Набор компасов. Таблички с буквами С, Ю, В, З. | |||||||||
7. | Ориентирование по местным признакам природы. | 1 | Слушание объяснений учителя об ориентировании по признакам природы: по звездам, по деревьям, по пням, муравейникам, сосулькам, камням. Работа с учебником. Работа в тетради - зарисовка (стр.26). Самооценка. Рефлексия. | Карта звездного неба (атлас, обложка). Таблица созвездий Большая и Малая Медведица. Рисунки ориентиров-ки и признакам природы. | Местные признаки природы, по которым можно ориентироваться на местности. | ||||||||
Формы поверхности Земли. | 2 | ||||||||||||
8. | Рельеф местности. Равнины, холмы. Овраги, их образование. | 1 | Просмотр и обсуждение видеоролика о разных формах Земли. Слушание объяснений учителя о рельефе местности; формулирование вывода о том, что форма поверхности Земли разная. Слушание объяснений учителя о равнинах и их видах Перенос в тетрадь понятий: «рельеф», «низменности», «возвышенности», «плоскогорье». Работа с учебником. Работа в тетради – зарисовка Самооценка. Рефлексия | Видеоролик о разных формах поверхности Земли, об оврагах, их образовании, росте и вреде для сельского хозяйства. Видеоролик о пользе зеленых насаждений для сохранения плодородия полей. Таблицы с изображением различных рельефов. Иллюстрация равнин и холмов. Схема «Различия равнин по высоте над уровнем моря». | Форма поверхности Омской области. Западно-Сибирская низменность (Омская область). Овраги в городе Омске и Омской области. Охрана почв. | ||||||||
9. | Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. | 1 | Просмотр и обсуждение видеоролика. Ответ на вопрос «Есть ли горы в Омской области?». Знакомство со схемой. Выявление закономерностей. Рассуждение «Чем отличаются горы от холмов, а чем похожи?» Просмотр видео о землетрясениях, об извержении вулканов. Беседа о безопасном поведении при стихийных явлениях природы. Рассуждение: «Возможно ли извержение вулкана в Омской области? Почему?» Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Видеоролик о горах. Схема «Строение горной местности». Видеоролик о земле-трясении. Схема «Строение вулкана». Видеоролик об извержении вулкана. | |||||||||
Вода на Земле. | 9 | ||||||||||||
10. | Вода в природе. Родник, его образование. | 1 | Работа с картой полушарий, формулирование вывода о количестве воды на Земле. Объяснение учителя и просмотр видео о Мировом океане. Демонстрация опыта по растворению соли в воде. Беседа о загрязнении водоёмов и необходимости охраны воды. Беседа о круговороте воды в природе. Объяснение учителя с показом схемы: «Образование подземных вод», Просмотр видеоролика. Понятие слов: «родник», «источник», «ключ». Рассуждение: «Почему вода в роднике чистая?»; «Есть ли родники в Омской области?». Работа с учебником, тетрадью. Самооценка. Рефлексия. | Карта полушарий. Схема «Круговорот воды в природе». Оборудование для растворения морской соли в воде. Видеоролик о Мировом океане. Схема «Образование подземных вод». Видеоролик о роднике. | Водные ресурсы Омской области. Родники в Омской области. | ||||||||
11. | Колодец. Водопровод. Горные и равнинные реки, их использование | 1 | Слушание объяснений учителя о колодцах. Работа со схемой, анализ «Строение колодца», (водопроницаемые и водонепроницаемые слои). Просмотр видеоролика. Рассуждение: «Почему рядом с колодцем нельзя стирать, мыть посуду, мыть скот?»; «Что такое водопровод?». Разбор слова «водопровод» по составу и по смыслу. Работа со схемой «Строение водопровода». Объяснение учителя об очистке воды. Просмотр видео «Очистка водопроводной воды» Рассуждение. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Схема «Строение колодца». Схема «Строение водопровода». Видеоролик о разных видах колодцев. Видеоролик об очистке питьевой воды. Видеоролик о горной реке с водопадами. Схема «Использование рек». | Очистные сооружения Омской области. | ||||||||
12. | Озёра, водохранилища, пруды. Болото, их осушение. | 1 | Рассуждение: об озёрах, прудах (из своего опыта). Слушание объяснений учителя о сточных и бессточных озерах, слушание объяснений учителя об образовании болот, работа со схемой. Работа в тетради, перенос определения «озеро»; зарисовка сточного и бессточного озера. Рассуждение о хозяйственном значении озер, прудов. Слушание объяснений учителя о прудах, их отличии от озер. Рассуждение: как образуется водохранилище; разбор слова по составу и по смыслу; о пользе и вреде водохранилищ (Есть ли водохранилище в Омской области?) - работа со схемой. Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия. | Схема «Сточное озеро». Схема «Бессточное озеро». Схема «Польза и вред водохранилища». | Озера Омской области. Пруды в ПКиО города Омска. ООПТ «Птичья гавань». | ||||||||
13. | Океаны и моря. Острова и полу-острова. | 1 | Беседа об океанах и морях. Слушание объяснений учителя, работа с картой полушарий, нахождение океанов и морей. Слушание объяснений учителя об островах и полуостровах. Перенос в тетрадь понятия «океан». Знакомство со схемой «Виды морей», рассуждение об окраинных и внутренних морях. Работа с картой России (внутренние и окраинные моря). Рассуждение: «Чем отличается морская вода от речной?», «Какие животные обитают в морях и океанах?». Просмотр видео о морских животных и растениях. Работа с учебником. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Карта полушарий. Карта России. Схема «Виды морей». Видеоролик «Обитатели морей и океанов». Карте России. Схема «Берег моря». | |||||||||
План и карта. | 9 | ||||||||||||
14. | Рисунок и план предмета. План и масштаб. | 1 | Слушание объяснений учителя о разных способах изображения участков поверхности Земли. Анализ фото и рисунка местности, объяснение различий. Демонстрация плана местности, слушание объяснений учителя об особенностях плана и его отличия от фотографии и рисунка. Работа в тетради. Работа с атласом. Самооценка. Рефлексия. | Подборка иллюстраций (плакатов): фотография, рисунок, план одного и того же места (деревни, города и т.д.). Атлас география 6 класс стр.2-3. | |||||||||
15. | Условные знаки плана местности. План и географическая карта. | 1 | Работа с атласом - повторение известных условных знаков плана местности, знакомство с новыми условными знаками. Анализ фото и условных знаков плана местности. Понятие «условные». Работа с атласом - заполнение таблицы условных знаков плана местности. Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия. | Атлас стр.2-3. Линейка и карандаши. Карта полушарий. Карта России. Политическая карта мира. Атлас. Чертеж плана местности. Атлас Омской области (стр.29). | |||||||||
16. | Условные цвета физической карты. Условные знаки физической кар-ты. | 1 | Слушание объяснений учителя о карте полушарий, условных цветах, шкале высот и шкале глубин, масштабе; о правилах работы с картой. Слушание объяснений учителя об условных знаках физической карты, демонстрация таблицы. Объяснение и показ учителя о правилах работы с картой, учебник «правила работы с картой». Демонстрация таблиц, фиксирование их в тетради, слушание объяснений учителя. Работа с картой атласа. Самооценка. Рефлексия. | Карта полушарий. Карта России. Таблица «Условные цвета физической карты». Таблица «Шкала высот местности от уровня моря». | Географическое положение Омской области на карте полушарий и карте России. Поверхность Омской области. Нахождение на карте Рос-сии города Омска. | ||||||||
Земной шар | 9 | ||||||||||||
17 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. | 1 | Беседа: о небесных телах, звездах, планетах. Демонстрация плаката «Солнечная система». Размышление: «как называется наука, изучающая звезды и планеты». Перенос в тетрадь определения «астрономия». Демонстрация карты звездного неба. Слушание объяснений учителя о Луне. Слушание краткие сообщения одноклассников о планетах Солнечной системы (демонстрация презентации). Анализ ситуации: смена времен года; смена дня и ночи. Беседа - описание настоящего времени года. Просмотр и обсуждение видео о космосе Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Плакат «Солнечная система». Атлас – обложка. Видеоролик о космосе. Презентация «Планеты Солнечной системы». Видеоролики об астероидах. | |||||||||
18. | Земля – планета. Освоение космоса. Глобус – модель Земного шара | 1 | Беседа о форме Земли, демонстрация фото Земли из космоса. Слушание объяснений учителя о том, как в древности представляли себе Землю. Размышление: «Почему сейчас никто не оспаривает, что Земля – шар?», «Что вы знаете о космосе?», «Что такое орбитальная станция». Просмотр и обсуждение фильма об освоении космоса. Рефлексия: кто хотел бы полететь в космос и зачем. Самооценка. | Схема «Солнечная система». Схема «Смена времен года». «Модель Теллурия» Схема «Смена дня и ночи». Фотография Земли из космоса. Фотография Ю.А. Гагарина. Видеофильм об освоении космоса (жизнь и быт космонавтов на орбитальной станции, выход человека в космос и т.п.). | Предприятия города Омска, связанные с освоением космоса. | ||||||||
19. | Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. | 1 | Демонстрация карты полушарий. Слушание объяснений учителя об отличии материка и части света. Ознакомление с диаграммой «Суша и вода на Земле». Слушание объяснений учителя о Мировом океане, (схема «Мировой океан»). Работа с учебником, обсуждение иллюстраций. Слушание объяснений учителя о правилах работы с контурной картой. Работа с атласом, с настенной картой. Взаимооценка. Самооценка. Рефлексия. | Карта полушарий. Глобус. Контурные карты. Карандаш, ластик. Атлас (стр.4-5). Диаграмма «Суша и вода на Земле». Схема «Мировой океан». | |||||||||
20. | Океаны и материки на карте полушарий и глобусе. | 1 | Повторение и обобщение сведений об океанах и материках, работа у настенной карты полушарий и с глобусом. Выполнение самостоятельной работы по картинкам; задания (индивидуальные, в парах, в группах). Самооценка. Слушание объяснений учителя о делении материка Евразия на две части света: Европу и Азию (граница между Европой и Азией). Работа в тетради - фиксация названий частей света. Слушание сообщений одноклассников о материках Просмотр видео о материках. Самооценка. Рефлексия. | Карта полушарий. Глобус. Атлас (стр.4-5). | На каком материке мы живем? В какой части света находится Россия? В какой части света находится Москва? В какой части света находится Омск? | ||||||||
21. | Первые кругосветные путешествия. | 1 | Актуализация опорных знаний: какую форму имеет Земля; как люди узнали, что Земля круглая; что такое путешествие; зачем путешествовать; какое путешествие называется кругосветным; как (на чем его можно совершать). Слушание объяснений учителя о первых кругосветных путешественниках и их открытиях. Работа в тетради – фиксация фамилий и годы путешествий. Просмотр и обсуждение видео о кругосветных путешествиях. Работа с контурной картой – отметить маршрут кругосветного путешествия Ф. Магеллана. Работа с настенной картой, комментирование маршрутов кругосветных путешествий русских мореплавателей. Самооценка. Рефлексия. | Карта полушарий с маршрутами кругосветных путешествий. Портреты И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, Ф. Магеллана, Х. Колумба. | |||||||||
22. | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | 1 | Актуализация знаний: «Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?»; «Что такое земная ось, как она расположена?». Демонстрация схемы «Падение солнечных лучей». Слушание объяснений учителя о разном нагревании Земли, зависимости от высоты Солнца, падения солнечных лучей. Работа в тетради. Работа с учебником, изучение иллюстраций, часть «Для любознательных». Самооценка. Рефлексия. | Карта полушарий. Глобус. Схема «Падение солнечных лучшей». | Определить на глобусе, как падают солнечные лучи на поверхность России, города Омска. | ||||||||
23 | Понятие о климате и погоде. Основные типы климата. | 1 | Актуализация знаний: «От чего зависит смена времени года». Слушание объяснений учителя о климате, его отличии от погоды. Демонстрация схемы «От чего зависит климат». Работа с картой – обозначить экватор, полюса. Слушание объяснений учителя что такое: северный тропик; южный тропик; северный полярный круг; южный полярный круг. Нахождение на карте, глобусе, атласе условных обозначений. Размышление о климате (одинаковый или различный он будет в разных местах). Формирование понятия о климатических поясах. Работа в тетради. Работа с учебником, комментирование иллюстраций Самооценка. Рефлексия. | Климат Омской области. Континентальный климат. Умеренный климат. | Выполни задания №5 стр.92 и №7 стр.93. | ||||||||
24. | Пояса освещенности. Изображение их на глобусе и карте полушарий. | 1 | Актуализация знаний: работа с картой и глобусом. Слушание объяснений учителя о жарких, умеренных, холодных поясах. Демонстрация поясов показ на карте и глобусе. Ознакомление с картой поясов освещенности, их границы. Работа с контурной картой. Самопроверка, взаимопроверка. Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия. | Карта полушарий. Карта поясов освещенности. Глобус. Контурная карта. Лента красного, зеленого и белого цвета. | Расположение России и Омской области в северном умеренном поясе освещенности. | ||||||||
25. | Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. | 1 | атласом. | Актуализация знаний. Работа с глобусом, Просмотр и обсуждение видео о тропиках, пояснения учителя. Объяснение, как растения и животные приспособились к жаркому климату. Рассматривают и рассказывают о животных и растениях этих поясов. Крепят к карте поясов освещенности иллюстрации животных и растений умеренных и холодных поясов. Работа в тетради, фиксация определений: степи, бураны. Работа в тетради. Понятия: «саванна», «пустыня», «национальный парк». Самооценка. Рефлексия. | Карта поясов освещенности. Глобус (опоясанный лентой). Атлас (стр.6-7). Видеоролики о тропических животных и растениях. | ||||||||
Карта России. | 21 | ||||||||||||
26. | Географическое положение России на глобусе, карта полушарий, физической карты нашей страны. | 1 | Актуализация знаний: нахождение на политической карте мира Россию и Москву; показ на карте полушарий расположение России; пояснение на каком материке расположена Россия; в каких частях света она находится. Слушание объяснений учителя о границе между Европой и Азии на территории России. Работа в тетради. Работа с картой в учебнике. Работа с контурной картой: обозначение границ между Европой и Азией, подпись Европа и Азия как часть России. Работа с картой России, отвечают и показывают границы России, границу между Европой и Азией. Повторение условных цветов и знаков географической карты. Самооценка. Рефлексия. | Карта полушарий. Карта России. Глобус. Политическая карта мира. Контурная карта. Атлас (стр.10-11). | Географическое положение Омской области. | ||||||||
27. | Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы России на севере | 1 | Актуализация знаний: как обозначают границы на карте; перенос в тетрадь определения «Государственная граница». Слушание объяснений учителя о сухопутных и морских границах, их охране. Демонстрация на карте западных границ РФ. Работа с контурной картой, отметить названия пограничных государств. Самопроверка, взаимопроверка. Слушание объяснений и показ учителем границ на юге РФ; Работа с контурной картой, (названия пограничных государств на юге). Самопроверка, взаимопроверка. Слушание объяснений учителя о территории Калининградской области. Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия. | Политическая карта мира. Карта России. Атлас (стр.8-9). Контурные карты. | Граница Омской области с Казахстаном. | ||||||||
28. | Острова и полуострова России. | 1 | Актуализация опорных знаний: показывают морские границы на севере России; морские границы на востоке; моря Атлантического океана; что такое остров, полуостров. Работа с картой атласа, слушание объяснений и показ учителем островов. Найти и показать острова на настенной карте, записать названия в тетрадь. Слушание объяснений учителя о полуостровах. Работа с атласом и настенной картой – обозначить острова. Работа в тетради - запись названий полуостровов. Просмотр и обсуждение видео о природе островов и полуостровов России. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия. | Физическая карта России. Схема «Острова». Схема «Полуострова». Атлас (стр.10-11). Видеоролики о природе островов и полуостровов. | |||||||||
29. | Рельеф нашей страны. | 1 | Просмотр и обсуждение видео о Западно-Сибирской низменности. актуализация знаний: что такое равнина; какие виды равнин вы знаете; какими условными цветами обозначают на карте равнины; что такое возвышенности и плоскогорья; каким цветом их обозначают на карте; какая поверхность преобладает в России; какие части рельефа мы обозначили на контурной карте.
Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия. | Карта России. Атлас (стр.10-11). Контурные карты. Схема «Плоская равнина». Схема «Холмистая равнина». Схема «Различие равнин по высоте над уровнем моря». Видеоролики о Западно-Сибирской низменности (при-роде Омской области , ООПТ и т.д.). | Западно-Сибирская низменность. Поверхность Омской области. | ||||||||
30. | Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские. | 1 | Актуализация знаний: что такое горы; каким цветом обозначаются горы на карте; горы по высоте одинаковые; как различаются горы по высоте; что такое шкала высот; какие горы вы можете назвать на карте. Слушание объяснений учителя о горах России. Работа в тетради - запись названий гор. Работа с контурной картой – обозначение гор России. Самопроверка, взаимопроверка. Просмотр и обсуждение видео о горах. Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия. | Физическая карта России. Атлас (стр.10-11). Схема «Строение горной местности». Схема «Сравнение гор по высоте». Контурные карты. Видеоролики о горах. | |||||||||
31. | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых | 1
| Актуализация знаний: какие вы знаете полезные ископаемые; почему они так называются; какие полезные ископаемые применяются в строительстве; какие полезные ископаемые применяются как топливо и химическое сырьё; что изготавливают из железной руды; что могут обозначать на карте условные знаки. Работа с учебником, атласом. Работа в тетради - зарисовка условных знаков полезных ископаемых. Работа с настенной картой. Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия. | Карта России. Атлас (стр.10-11). Коллекция «Полезные ископаемые». Таблички с изображение условных знаков полезных ископаемых. Схема «Условные знаки полезных ископаемых». | Полезные ископаемые Омской области. | ||||||||
32. | Реки Сибири: Обь, Енисей. | 1 | Актуализация знаний: где проходит граница между европейской и азиатской частями России; какие крупные реки есть в европейской части России, показать на карте; какие реки есть в азиатской части России, показать на карте. Слушание объяснений учителя об особенности природы сибирских рек, Беседа о реках Омской области, в какой точке города Омска река Омь впадает в Иртыш. Работа с картой, с контурной картой – обозначение: Обь, Иртыш, Енисей, Ангару Просмотр и обсуждение видео о сибирских реках, их природе. Работа с учебником. Самооценка. Рефлексия. | Карта России. Атлас (стр.10-11). Контурные карты. Карта Омской области. Схема «Сравнение ре-ки по длине». Видеоролики о сибирских реках. | Реки Омской области (река Иртыш – приток Оби, река Омь – приток Иртыша) | ||||||||
33. | Озера России. | 1 | Актуализация знаний: что такое озеро; как озеро обозначается на карте; что такое сточное озеро, бессточное; есть ли озера в Омской области. Слушание объяснений учителя об озёрах: Ладожском, Онежском, Байкал, Каспий (Каспийское море). Работа с физической картой – найти и показать озёра; обозначить их на контурной карте. Слушание объяснений учителя об озерах Омской области. Просмотр и обсуждение видео об озерах России Работа с учебником Рассуждение: об использовании озер в хоз. деятельности человека и охране водных ресурсов. Самооценка. Рефлексия. | Карта России. Атлас (стр.10-11). Контурные карты. Схема «Виды озер». Видеоролики об озерах России. | Озера Омской области. | ||||||||
34. | Крупные города России. | 1 | Актуализация знаний: какая равнина занимает почти всю Европейскую часть России; как называется река, исток которой на Валдайской возвышенности, а устье в Прикаспийской низменности; какие города обозначены на карте в европейской части России. Слушание объяснений учителя с показом на карте о некоторых городах европейской части, запись их названий в тетрадь (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Астрахань, Архангельск, Мурманск, Краснодар и пр.) Также города Урала (Екатеринбург, Челябинск, Воркута); Западно – Сибирской низменности (Салехард, Сургут, Омск, Новосибирск). Также восточной Сибири (Красноярск, Иркутск, Норильск и т.д.); Дальнего Востока, (Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Петропаловск - Камчатский, Южно – Сахалинск, Чукотка, Камчатка). Формулирование вывода о многочисленности и разнообразности городов. Просмотр и обсуждение видео о городах России Самооценка. Рефлексия. | Карта России. Атлас (стр.10-13). Видеоролики о городах России. | Город Омск – город миллионник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога по литературе в 7 "Б" классе на 2012-2013 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы под редакцией В. Я Коровиной. Авторы программы - В. Я. Коровина...
Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу В.В.Бабайцевой, 5-9 класс
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку В.В.Бабайцевой. Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике для 5б, 7,8а классов по физике для 9аб, 10,11 классов на 2014-2015 учебный год
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играюще...
Рабочая программа по физической культуре 6,7,8, класс на 2019-2020 учебный год 70 часов, 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, с модулем самбо
Рабочая программа 6,7,8 класс расчитана на 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, учитель ДавыдоваНВ, МАОУ лицей 27...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по учебному предмету математика в 7-б классе на 2015-2016 учебный год
Данная программа рассчитана на учащихся 7 класса по 1 часу в неделю (30 часов)...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по учебному предмету математика в 8-б классе на 2015-2016 учебный год
Данная программа рассчитана на учащихся 7 класса по 1 часу в неделю (30 часов)...