Рабочая программа по географии, по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
рабочая программа по географии (11 класс)
Рабочая программа по географии, по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение __
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.10 ГЕОГРАФИЯ_________________
название учебной дисциплины
-2020-
Программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы учебной дисциплины География для профессиональных образовательных организаций, Рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Программа разработана с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс (41163)21401
Разработчик:
И.А.Белоконева, преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Сангарский многопрофильный лицей»
Ф.И.О., должность
Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей»
Протокол № от «__»__2020 г.
Председатель: ___________________С.Ю.Бойко
подпись
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
|
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_________________________География_____________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Программа может быть использована в образовательном процессе как рабочая программа по общеобразовательной дисциплине География для профессий технического профиля, реализуемых на базе основного общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
___ общеобразовательный цикл____________________________________
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу
1.3. Требования к результатам обучения:
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.
Содержание программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.
Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
Программа обладает рядом особенностей:
– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;
– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;
– увеличен объем содержания по географии России;
– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;
– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.
Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.
Практические работы предложены в каждом разделе программы. Курсивом выделены практические работы, выполнение которых при изучении учебной дисциплины «География» в объеме 39 часов не обязательно.
Программа по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем образовательной программы обучающегося__74__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __72__ часов;
самостоятельной работы обучающегося __2__ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы (всего) | 74 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 40 |
практические занятия | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины География___________
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 1. Введение Источники географической информации | Содержание учебного материала | ||||
1 | География как наука. Географическая карта. | 2 | 1,2 | ||
Практические занятия | |||||
Анализ карт различной тематики. | 2 | ||||
Тема 2. Политическая карта мира | Содержание учебного материала | ||||
1. | Современная политическая карта мира. Типология стран. | 2 | 2 | ||
Практические занятия | |||||
Государства на карте мира. | 2 | ||||
Экономически развитые и развивающиеся страны мира. | 2 | ||||
Тема 3. География мировых природных ресурсов | Содержание учебного материала | ||||
1. | Мировые природные ресурсы. | 2 | 2 | ||
Практические занятия | |||||
Оценка обеспеченности стран основными видами природных ресурсов. | 2 | ||||
Тема 4. География населения мира | Содержание учебного материала | ||||
1 | Население мира. Состав и структура населения. | 2 | 2, 3 | ||
2 | Размещение населения. | 2 | 2 | ||
Практические занятия | |||||
Определение особенностей населения разных стран мира. | 2 | ||||
Тема 5. География мирового хозяйства | Содержание учебного материала | ||||
1. | Мировое хозяйство. Научно-техническая революция. | 2 | 2 | ||
2 | Отрасли первичной сферы мирового хозяйства. | 2 | 2 | ||
3 | Отрасли вторичной сферы мирового хозяйства. | 2 | 2 | ||
4 | Отрасли третичной сферы мирового хозяйства. | 2 | 2 | ||
Практические занятия | |||||
Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства | 2 | ||||
Определение мировых центров сельского хозяйства. | 2 | ||||
Определение факторов и направлений развития основных отраслей мирового хозяйства. | 2 | ||||
Контрольная работа | 2 | ||||
Тема 6. Регионы и страны мира | Содержание учебного материала | ||||
1. | Страны Зарубежной Европы. Германия. Великобритания. | 2 | 2 | ||
2 | Страны Зарубежной Азии. | 2 | 2 | ||
3 | Япония. Китай. Индия. | 2 | 2 | ||
4 | Страны Африки. | 2 | 2 | ||
5 | Страны Северной Америки. США. | 2 | 2 | ||
6 | Страны Латинской Америки. Бразилия. Мексика. | 2 | 2 | ||
7 | Австралия и Океания. | 2 | 2 | ||
Практические занятия | |||||
Сравнительная характеристика хозяйства стран Зарубежной Европы. | 2 | ||||
Сравнительная характеристика стран Зарубежной Азии. | 2 | ||||
Описание субрегионов Африки. | 2 | ||||
Составление комплексной экономико-географической характеристики Канады и США. | 2 | ||||
Сравнительная характеристика стран Латинской Америки. | 2 | ||||
Составление комплексной экономико-географической характеристики Океании. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление «визитных карточек» экономических регионов мира | 2 | ||||
Тема 7. Россия в современном мире | Содержание учебного материала | ||||
1 | Россия. | 2 | 2,3 | ||
Практические занятия | |||||
Определение роли России в мировом хозяйстве. | 2 | ||||
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание учебного материала | ||||
1 | Глобальные проблемы человечества. | 2 | 2, 3 | ||
Практические занятия | |||||
Выявление географических аспектов глобальных проблем человечества. | 2 | ||||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||
Всего: | 74 (72+2СРС) |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета ________общеобразовательных дисциплин__________________________________________
указывается наименование
Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для студентов
Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017
Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017
Атлас Экономическая и социальная география мира 10 класс, 2014
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
Справочники, энциклопедии
Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.
Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. —М., 2003.
Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). —М., 2004.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. —М., 2001.
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.
Интернет-ресурсы
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; | Методы: письменный (тестовый) и практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; | Методы: письменный (тестовый) и практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; | Методы: письменный (тестовый) и практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; | Методы: письменный (тестовый) и практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; | Методы: письменный (тестовый) и практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; | Методы: письменный (тестовый) и практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; | Методы: письменный (тестовый) и практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; | Методы: письменный (тестовый) и практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
сопоставлять географические карты различной тематики; | Методы: практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; | Методы: практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; | Методы: практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. | Методы: практический контроль; Формы: оценка выполнения практической работы, тестирование |
Разработчик:
Преподаватель ГБПОУ РС(Я)
«Сангарский многопрофильный лицей» ____________ __И.А.Белоконева __
(должность, место работы) (подпись) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы по географии, для профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Учебно-методические материалы для осуществления текущего и промежуточного контроля по дисциплине География...
Рабочая программа по биологии, по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Примерная рабочая программа по учебной дисциплине Биология, для студентов СПО, по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...
Рабочая программа по географии по профессии "Мастер жилищно-коммунального хозяйства"
Рабочая программа по географии по профессии "Мастер жилищно-коммунального хозяйства"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК(АНГЛИЙСКИЙ) по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих среднего звена для профессии 23.01.17 .Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утвержд...
рабочая программа учебной дисциплины Астрономия по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Рабочая программа учебной дисциплины Астрономия по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, составлена на 2023-2024 учебный год....
Программа учебной дисциплины Физика по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Программа рассчитана на 216 часов...
Программа учебной дисциплины Математика по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Программа рассчитана на 300 часов...