Технологическая карта урока в 6 классе "Масштаб"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Тема

МАСШТАБ. Урок №4.

Цель

Познакомить с понятием «масштаб карты»; создать у учащихся представление о масштабе и его видах.

Задачи

  1. Способствовать выработке умения работать с географической картой (анализировать, извлекать необходимую информацию);
  2. Способствовать формированию умения различать разные виды масштаба;
  3. Способствовать формированию умения  переводить численный масштаб в именованный и наоборот;
  4. Способствовать формированию умения определять расстояния на плане с помощью линейного масштаба;
  5. Закрепить понятие «план местности» и знания о способах изображения объектов местности на плане.

Формируемые УУД

Личностные: готовность к самообразованию и самовоспитанию, уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Познавательные: умение работать с текстом и выделять главное, умение выполнять действие по заданному алгоритму.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль  и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; брать на себя инициативу в организации совместной деятельности.

 

Основные понятия

Масштаб. План местности. Условные знаки. Численный масштаб. Именованный масштаб. Линейный масштаб. Легенда плана.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya-_kopiya.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:Митина Е.П.        (МОУ СОШ №17 Г.о. Подольск)                                                                                                

Предмет: География

Класс: 6

Тип урока: - открытие нового знания (ОНЗ)

УМК: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким

Технологическая карта

Тема

МАСШТАБ. Урок №4.

Цель

Познакомить с понятием «масштаб карты»; создать у учащихся представление о масштабе и его видах.

Задачи

  1. Способствовать выработке умения работать с географической картой (анализировать, извлекать необходимую информацию);
  2. Способствовать формированию умения различать разные виды масштаба;
  3. Способствовать формированию умения  переводить численный масштаб в именованный и наоборот;
  4. Способствовать формированию умения определять расстояния на плане с помощью линейного масштаба;
  5. Закрепить понятие «план местности» и знания о способах изображения объектов местности на плане.

Формируемые УУД

Личностные: готовность к самообразованию и самовоспитанию, уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Познавательные: умение работать с текстом и выделять главное, умение выполнять действие по заданному алгоритму.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль  и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; брать на себя инициативу в организации совместной деятельности.

Основные понятия

Масштаб. План местности. Условные знаки. Численный масштаб. Именованный масштаб. Линейный масштаб. Легенда плана.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организация учащихся на выполнение работы.

Готовит к работе свою тетрадь, записывает дату.

Учится целеполаганию.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Осуществляет постановку наводящих вопросов, сообщает необходимую информацию, Осуществляет анализ действий ученика

Самостоятельная работа с последующей фронтальной работой

1. Учащиеся пишут топографический диктант, заменяя слова условными знаками

От пристани на реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3). Перешли его и пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7), мы свернули на просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру(9), берега которого местами оказались заболоченными(10). Вскоре мы подошли к дому лесника (11)- цели нашего пути.

      2. Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.

- В каких ситуациях вы использовали план местности?

- Люди, каких профессий используют план местности?

- Как помогает план местности?

     

Владеть навыками устных и письменных, вычислений;∙пользоваться алгоритмами при решении задач;

Самостоятельно анализирует условия достижения цели;

осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Ведение беседы.

Осуществляет постановку наводящих вопросов, сообщает необходимую информацию,

Обсуждение

вопроса. Записывают тему урока.

1. Введение понятия «масштаб»

Предложение невыполнимого проблемного задания – начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину.

- Почему не можете начертить карту? (Она большая, а тетрадь маленькая)

- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь)

- Как выразить уменьшение?

Устанавливать причинно-следственные связи; делать умозаключения и выводы.

Выполняет различные задания в условиях коллективной деятельности в знакомой ситуации;

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с понятием «масштаб карты»;

Осуществляет анализ действий ученика

Читают текст учебника. Отвечают на вопросы. Записывают решения.

Найти по тексту п.23 ответы на вопросы на стр.134. Записать решение задач 1 и 2 по тексту в тетради в принятой записи для решения задач на пропорцию.

1. Самостоятельное чтение § 35 с.151-152

- Что такое масштаб?

Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.

Вопросы для беседы:

- В каких ситуациях вы использовали план местности?

- Люди, каких профессий используют план местности?

- Как помогает план местности?

-Что общего между изображением земной поверхности на глобусе и на плане?

2. Виды масштаба:

  1 : 100                                 1 см : 100 м                

Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.

Численный - показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.

1 : 50                1 см на карте соответствует 50 см на местности

1 : 100                1 см на карте равен 100 см на местности

1 : 1000        1 см на карте равен 1000 см на местности

Именованный - с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.

Например, в 1 см – 1 м

- А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например, 1 :1000000 см. Что нужно сделать? (В правой части перевести сантиметры в метры и, если требуется, в километры. Т.е. в 1 см – 10 км)

Линейный - с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов. Он показан в виде вспомогательной линейки, наносимой на карте для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный или именной, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки.

3.Практическая работа.

Запишите в тетради масштаб одна сотая. (1/100) тремя способами.

1 : 100 - численный

в одном сантиметре один метр - именованный

   0     100

- линейный

Выделять главное в математическом тексте; устанавливать аналогии; внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмыслять учебный материал; выполнять решение задач в несколько измененной ситуации на основе готовых алгоритмов.

Самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить навыки решения задач

 с помощью пропорции при заданном масштабе;

Индивидуальное консультирование.

Осуществляет анализ действий ученика

Работают в паре.

Анализируют решение. Задают вопросы. Объясняют. Принимают помощь.

1. Перевести численный масштаб в именованный и наоборот:

1: 10000               в 1 см – 30 км

1 : 250000               в 1 см – 300 км

1 : 5000000                в 1 см – 1 км

2. Определите масштаб, если на плане дорога длиной 500 м изображена линией в 5 см.

3. На плане расстояние между деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1:100 000?

Понимать сущность алгоритмических предписаний, и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

В процессе коммуникаций достаточно точно, последовательно и полно передает партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий. Задает вопросы для организации собственной деятельности сотрудничества с партнером.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения решать задачи на пропорцию

Индивидуальное консультирование. Осуществляет анализ действий ученика

Решают самостоятельно.

Осуществляют

взаимопроверку по эталону.

с.153 №1

Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения.

Высказывать свое мнение, задавать уточняющие вопросы;

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Повторение

ранее изученного материала.

Индивидуальное консультирование. Осуществляет постановку наводящих вопросов, сообщает необходимую информацию, Осуществляет анализ действий ученика

Осуществляют взаимопроверку по эталону. Оценивают работу партнера.

Игра «Путешествие в страну Масштабию»

        Групповая работа

Первый этап

Перевести именованный масштаб в численный:

в 1 см – 10 м                        в 1 см – 200 м

в 1 см – 50 км                          в 1 см – 750 км

Второй этап

        Перевести численный масштаб в именованный:

1 : 10000                        1 : 30000

1 : 750000                        1 : 100000

Третий этап

Учащиеся прошли на север 5000 м. начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.

Четвертый этап

Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1 : 35000000 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?

Пятый этап

Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20 см

Точно и грамотно выражать свои мысли в  письменной речи с применением географической терминологии и символики;

Саморегуляция в учебной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели.

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Осуществляет постановку наводящих вопросов, сообщает необходимую информацию,

- Какие знания вы сегодня повторили?

- Что узнали нового?

- Для чего нужен масштаб?

- Что научились делать на уроке?

Осуществляет познавательную рефлексию в отношении действий по выполнению учебных задач

Адекватно использовать речевые средства, отображать в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий.

IX. ДЗ

§35, с.153 п.2 устно, п.3 письменно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...