Выступления на ГМО
материал

Волкова Наталья Тимофеевна

Использование различных источников информации при  подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_16-17.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 имени В.В.Дагаева

 городского округа Лосино-Петровский Московской области

Выступление на ГМО естественно-научного цикла

Тема: «Использование различных источников информации при  подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по географии»

Подготовила:

учитель географии

высшей категории

Волкова Н.Т.

2016-2017 уч.год

   В настоящее время в системе российского образования происходят глубокие, коренные изменения.  Традиционная форма итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ постепенно перешла  в новую для участников образовательного процесса форму – государственную итоговую аттестацию (ГИА), включающая обязательные государственные экзамены за курс основной школы и единый государственный экзамен за курс средней школы.

Государственная итоговая аттестация  в новой форме в Российской Федерации проводится с 2002 года. ГИА – это относительно новая форма проведения выпускных экзаменов, радикально отличающаяся от привычной формы экзамена, это новая реальность в российском образовательном пространстве.

С 1 сентября 2016 г. вступает в силу Приказ Минобрнауки России №692 от 7 июля 2015 года «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1394», согласно которому ГИА является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе, является неотъемлемым элементом формирующейся общероссийской системы оценки качества образования и каждый учащийся, оканчивающий 9-й класс, обязан сдать 4 экзамена, из них 2 обязательных – математика и русский язык и два по выбору. Предметом по выбору, наряду с другими 8 учебными дисциплинами, является и география. В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся всё равно выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. ЕГЭ по географии является одним из экзаменом по выбору по окончанию средней школы и среди выпускников школы особенной популярностью не пользуется, в задачи учителя входит подготовить выпускника 9 и 11 классов  к ГИА.

    География, как школьный предмет – единственная учебная дисциплина мировоззренческого характера, формирующая у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления.

Общая цель географического образования школьников – сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

Задания для государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов и варианты экзаменационных работ разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). При подготовке экзаменационных материалов для 9 и 11классов используются, и творчески перерабатывается огромный опыт федеральных предметных комиссий ФИПИ по разработке контрольных материалов ЕГЭ. Постоянному совершенствованию экзаменационных материалов способствуют и проводимые в ФИПИ научные исследования в области педагогических измерений.  Данные пособия я использую в своей работе при подготовке выпускников основной и средней школы.  В пособии для подготовки к основному государственному экзамену по географии под редакцией Э.М. Амбрацумовой отсутствуют тематические тесты, которые необходимы для отработки тем экзамена. Учащиеся лучше усваивают материал, если прежде работаешь с ними по тематическим тестам, а затем по типовым.

Выпускники при подготовке к аттестации могут использовать демоверсию экзаменационной работы. Содержание экзаменационной работы определяется обязательным минимумом содержания основного общего образования по предметам и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Экзаменационная работа 9 класса состоит из 30 заданий разных типов, 11 класса - 34. Продолжительность работы – 120 минут в 9 классе, в 11- 180 минут.  Задания проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также – способность применить знания и умения в различных ситуациях.

Особенностью экзаменационной работы является их направленность на проверку сформированности таких востребованных в современном мире умений, как пользоваться разными источниками информации – статистическими материалами, географическими картами, текстами. При разработке экзаменационных работ были учтены также требования по ориентации современного образования на формирование умений применять полученные знания в самых разнообразных ситуациях. Был сделан акцент на компетентностные задания, т.е. такие, которые проверяют возможность применить имеющиеся географические знания для анализа явлений и процессов, происходящих в современном мире. Для этого были разработаны задания, которые требуют определить из предлагаемой ситуации, какие географические знания требуются для её понимания и анализа, и затем применить их в ситуациях, близких к жизненным, проверяют умение извлекать информацию из текста, статистических таблиц, карт.

При выполнении работы в 9 классе  разрешается пользоваться атласами 7-9 классов. Но в заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать. Так проверяется сформированность умения выделять географическую составляющую предлагаемой ситуации и выбрать адекватный источник информации для её решения. В 11 классе с прошлого года на экзамене выдаются справочные материалы, представляющие собой две карты – политическая карта мира и административная карта РФ. На политической карте указаны только названия государств мира, на административной карте России – названия субъектов нашей страны, с помощью их решается первое задание КИМа.

Наряду с проверкой сформированности предметных компетентностей, работа традиционно проверяет знание географических фактов, закономерностей, понимание сущности географических явлений и процессов, их проявления на разных территориях. Важной частью работы также является проверка пространственных представлений о мире и нашей стране.

В связи с требованиями стандарта в экзаменационной работе проверяется сформированность представлений о странах мира, регионах России. Это задания 30 в 9 классе и 24,25 в 11 классе. Их учу учащихся решать по ключевым словам в 9 классе с использованием карт атласа, а 11 классе проверяется знание стран и регионов мира, нашей страны  без применения карты, но при подготовке к экзамену используем школьные атласы.

При проведении итоговой аттестации в 9 классе аттестации используются задания стандартизированной формы, включающие в себя задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом (по аналогии с ЕГЭ). Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования выпускниками 9 классов.

При подготовке обучающихся к итоговой аттестации использую образовательный сайт Дмитрия Гущина. Его ценность в том, что задания экзаменационных работ представлены по темам школьного курса географии. Это предоставляет возможность использовать их при изучении данных тем в 7,8,9 классах и включать в тематические тесты экзаменационные задания. В 11 классе при подготовке обучающихся к единому государственному экзамену использую индивидуальный подход и ИКТ, в частности электронную почту для рассылки заданий и получения выполненных работ учащимися. В 9 классе при подготовке учащихся использую школьные атласы, обучаю анализировать географические карты и извлекать нужную информацию. Уметь читать и анализировать географические карты учащиеся начинают с 7 класса на уроках при выполнении практических работ. В разделе «Океаны и материки» большое количество практикумов, которые помогают формировать эти умения у учащихся. В 8 классе при изучении общего и регионального курса мы продолжаем эту работу. В 9 классе важно ребят научить читать отраслевые экономические карты, а затем они уже при большей самостоятельности осваивают региональные экономические карты России. Карты, картами, как говорится, а без теории,  конечно же экзамена не сдашь.  С обучающимися 9 класса записываем термины и классификации отдельно в географический словарь. Краткое содержание теоретическое материала школьного курса использую с сайтов http://www.ctege.info/obschestvoznanie-teoriya-ege/,  http://4ege.ru/geographi/5610-teoriya-po-geografii.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...