ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
рабочая программа по географии (9 класс)


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №7»

 приказ от 31.08.2020 г. № 245

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Мастерская «Азбука финансов»

для учащихся 2,3 классов

(общеинтеллектуальное направление)

Разработчик:

Макушева О.М., учитель географии

2020 г.

Пояснительная записка

Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста — сравнительно новое направление в системе школьного образования. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальном уровне образовательной системы. Мы также думаем, что чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

 25 сентября 2017 года Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подписал распоряжение об утверждении Стратегии по повышению уровня финансовой грамотности населения до 2023 года. В рамках утвержденной Стратегии выделена целевая группа населения, составляющая потенциал будущего развития России - обучающиеся учебных учреждений (школ, вузов).

Здоровую  финансовую среду важно формировать, начиная со школьной скамьи, так как это позволяет минимизировать риски в будущем.

Мастерами  являются сотрудники банка, налоговой службы, страховых организаций, экономисты, страховщики, предприниматели – профессиональные финансисты.

Программа курса внеурочной деятельности «Мастерская «Азбука финансов» направлен на формирование финансово грамотного поведения младших школьников и ориентирован на учащихся 2-3 классов. Программа предполагает проведение  занятий  1час в неделю.  

Разработанная программа курса включена в план внеурочной деятельности. Также предполагается, что расширение сотрудничества между финансовыми организациями и школой позволит найти новые направления совместной работы, реализовать новые социальные и образовательные проекты.

Данный курс формирует у учащихся экономические, правовые компетенции, повышает социальную и экономическую активности.

Актуальность программы связана с активным развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед детьми задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Цель программы:

Формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения.

Задачи:

Образовательные:

•        формирование у учащихся умений характеризовать виды и функции денег, понимать и правильно использовать экономические термины;

•        формирование умений рассчитывать доходы и расходы, составлять простой семейный бюджет, определять элементарные проблемы в области семейных финансов и находить пути их решения, проводить элементарные финансовые расчёты.

Развивающие:

•        развитие у учащихся навыков экономического мышления, формирование интереса к изучению основных особенностей современного состояния экономики, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

•        воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду предпринимательской деятельности. 

Материально-техническая база:

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран для проектора, колонки, документ-камера.

Игротека: «Дорогой – дешевый», «Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Оптовичок», «Семейный бюджет», «Мелкие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», "Кому что нужно для работы", «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика».

Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова, Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.

  1. Планируемы результаты освоения курса

внеурочной деятельности «Мастерская «Азбука финансов»

Личностными  результатами  изучения  курса «Мастерская «Азбука финансов» являются:

1.Умение  оценивать  действия  и  поступки  человека  в  разных ситуациях;

2.Осознание  себя  как  личности, члена  семьи, общества  и государства;

3.Умение выбирать, какой поступок совершить, опираясь на общие правила поведения.

Метапредметными  результатами  изучения  курса «Мастерская «Азбука финансов» является  формирование  универсальных  учебных  действий, таких как:

Регулятивные:

1.Определение цели и формулирование проблемы самостоятельно и с помощью учителя;

2.Планирование своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;

3.Работа по плану;

4.Умение  оценивать  свои  действия, применяя  оглашенные критерии оценки;

5.Осознание способов действий, которые привели к успеху или неуспеху.

Познавательные:

1.Умение находить информацию;

2.Умение анализировать и делать выводы на основе информации;

3.Осуществление логических действий - классификации, сравнения по выбранным критериям;

4.Осуществление анализа, синтеза предложенной информации;

5.Установление причин явлений;

6.Умение выстраивать простые рассуждения;

7.Обобщение текстовой информации.

Коммуникативные:

1.Построение речевого высказывания;

2.Умение формулировать свою точку зрения и её аргументировать;

3.Умение участвовать в диалоге;

4.Умение работать в паре, группе в разных ролях;

5.Умение оценивать на основе заданных критериев свое поведение и поведение окружающих в ходе решения учебной задачи.

Предметными результатами  изучения  курса «Мастерская «Азбука финансов» являются:

1.Понимание  и  правильное  использование  экономических терминов;

2.Представление о роли денег в семье и обществе;

3.Умение характеризовать виды и функции денег;

4.Знание источников доходов и направлений расходов семьи;

5.Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

6.Определение  элементарных  проблем  в  области  семейных финансов и путей их решения;

7.Проведение элементарных финансовых расчётов.

Диагностика формирования универсальных учебных действий.

Уровень  реализации  образовательных  задач  отслеживается  в  ходе викторин, сюжетно-ролевых  игр, интеллектуальных  игр, финансовых  и коммуникативных боёв, участия в конкурсах и дистанционных олимпиадах, бесед, мастер – классов, чтения о обсуждения произведений,  мастерских,  практических занятий, ролевых игр, инсценирования.

В  диагностике  личностных  результатов  используются  элементы методики М. Куна «Кто Я?», методики «Опросник мотивации», «Задания на выявление уровня моральной децентрации» Ж. Пиаже.В  диагностике  сформированности  коммуникативных  результатов используются  элементы  методики  Ж. Пиаже «Левая  и  правая  стороны», методики «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман).  В  диагностике  регулятивных  результатов  используются  элементы методики «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая).

II . Содержание  курса внеурочной деятельности «Мастерская «Азбука финансов».

№ п.п.

Тема

Содержание

Основные понятия.

Формы организации

Виды деятельности

1

Что такое деньги, и откуда они взялись?

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Сюжетно-ролевые игры «Маленький банкир»; игра-путешествие «Копеечка рубль бережёт». Спортивно-интеллектуальное соревнование «Финансовый футбол». Просмотр и обсуждение видеоролика (GalileoRUhttps://www.youtube.com/watch?v=1coLB_H1Kgw ). Знакомство с комиксом «История о рублике и его друзьях» (https://vashifinancy.ru/upload/iblock/6e3/6e33ec634f08ce63fd72b036b98bd3a1.pdf)

Просмотр видеоролика

 «Что такое детская банковская карта?»

(https://vashifinancy.ru/child/video/banki-i-

birzhi/chto-takoe-detskaya-bankovskaya-

karta/)

Мастерская банковского работника.

Игровая, познавательная,

спортивно-оздоровительная

деятельность.

Мастер - класс

2

Какие деньги были раньше в России 

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Сюжетно-ролевые игры «История племени»,  Интеллектуальные игры «100 к 1», «Умники и умницы». Круглый стол с сотрудниками банка «Открытие».

Сюжетно-ролевые игры «Продавец мороженого», «Трое из Простоквашино». Интерактивные спектакли «Золотая рыбка», «Курочка Ряба». Экскурсия в банк. Финансовый бой. Фрагменты презентации «Быть финансово грамотным. Зачем это тебе, родителям, государству?» (http://dnifg.ru/materials/materialy/)

Мастерская – краеведческий музей

Игровая,

познавательная, досугово-развлекательная деятельность

3

Современные деньги России и других стран

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия. Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Сюжетно-ролевые игры «Поход в магазин», «Как накопить на мечту?». Интерактивный спектакль «Али-Баба» Квест-игры «Заработай, если сможешь», «Юные бизнесмены». Спортивно-интеллектуальное соревнование «Битва поколений». Финансовый бой. Просмотр и обсуждение анимационных роликов (https://cloud.mail.ru/public/KXY4/7NVsGhiFR/)

Мастерская – гипермаркет (экскурсия в гипермаркет).

Игровая, познавательная,

досугово-развлекательная,

спортивно-оздоровительная

деятельность

4

Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия. Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

5

Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник

может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Сюжетно-ролевые игры «Путёвка в лето», «Семейный кошелёк». Интерактивная сказка «Колобок и налоги», спектакль «Муха-Цокотуха». Квест-игры «Супермаркет идей», «Построй ракету». Коммуникативный бой. Просмотр видеоролика «Сказ о личных деньгах»

(https://vashifinancy.ru/child/video/lichnyy-i-semeynyy-byudzhet/skaz-o-lichnykh-dengakh/)

Мастерская налоговая служба (экскурсия в налоговую организацию)

Игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность.

6

На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Сюжетно-ролевая игра «Единица богатства». Спортивно-интеллектуальный марафон «Азбука финансов». Квест-игра «Простая арифметика». Фрагменты презентации «Знакомьтесь –платёжная карта «Мир»

(http://dnifg.ru/materials/materialy/)

Мастерская  - страховая службы (экскурсия в Росгострах).

Игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная деятельность

7

Как с умом управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Коммуникативный бой. Фрагменты презентации «Копи пенсию смолоду» (http://dnifg.ru/materials/materialy/)

Квест-игры «Мой день рождения». Настольная командная игра «Монополия». Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером?». Фрагменты презентации «Зачем платитьналоги...»

(http://dnifg.ru/materials/materialy/) Мастерская с  предпринимателем. Экскурсия на предприятие.

Познавательная, игровая деятельность

8

Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Квест-игра «Мои покупки». Сюжетно-ролевая игра «Профессия ЭКОНОМИСТ». Финансовый бой «Спор отцов и детей». Просмотр видеоролика «Что такое«микрокредитование»

(https://vashifinancy.ru/child/video/lichnyy-i-semeynyy-byudzhet/microkreditovanie/).

Игровая, познавательная.

  1. Тематическое планирование 2, 3 класс

Тема занятий

Кол-во часов

дата план/факт

Виды контроля

2,3 класс

Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись?

1

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена.

1

Устный опрос

2

Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью.

1

Создание комикса «Как появились деньги»

3

Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.

1

Тест

4

Появление монет. Первые монеты разных государств.

1

Выставка рисунков «Эти интересные деньги»

Тема 2. Какие деньги были раньше в России

5

Первые русские монеты.

1

Презентация результатов мини – исследования «Товарные деньги»

6

Древнерусские товарные деньги.

1

7

Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка»

1

Тема 3. Современные деньги России и других стран

8

Современные деньги России.

1

Решение кроссвордов

9

Современные деньги мира.

1

Викторина «Валюта»

10

Появление безналичных денег.

1

Фотовыставка «Деньги вчера, сегодня, завтра»

11

Безналичные деньги как информация на банковских счетах.

1

Проект «Пластиковая карта школьника»

12

Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

1

Тема 4. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок

13

Устройство монеты.

1

Работа над проектом «Моя первая копилка»

14

Изобретение бумажных денег.

1

Мини – исследование «Бумажные деньги»

15

Современные монеты.

1

Кроссворд

16

Защита монет от подделок. Способы защиты от подделок

бумажных денег.

1

Тема 5. Откуда в семье деньги

17

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад.

1

Тест

18

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.

1

Кейс «Как заработать школьнику»

19

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.

1

Исследование «Как накопить на пенсию»

20

Собственник может получить арендную плату и проценты. При нехватке денег их можно взять взаймы.

1

Постер «На что можно взять кредит»

21

Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

1

Презентация «Виды мошенничества»

Тема 6. На что тратятся деньги

22

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги.

1

Исследование «Обед»

23

Расходы бывают обязательными и необязательными.

1

Лэпбук «Наши расходы»

24

Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.

1

Тест

25

Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на

вредные привычки.

1

Кейс «Как заработать на своем хобби»

Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами

26

Бюджет – план доходов и расходов.

1

Диаграмма связе «Бюджет»

27

Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать

финансовых проблем.

1

Викторина «Семейный бюджет»

28

Бюджет. Банкрот.

1

Опрос

29

Дополнительный заработок.

1

Тест

Тема 8. Как делать сбережения

30

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

1

Проект «Коплю на телефон»

31

Копилки. Коллекционирование.

1

32

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут

принести доход.

1

33-34

Финансовый праздник

2

праздник



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №7»

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №7»

 приказ от 31.08.2020 г. № 245

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Проектная деятельность»

для учащихся 9а класса

(общеинтеллектуальное направление)

Разработчик:

Макушева О.М., учитель географии

2020 г.

Содержание

1. Планируемые результаты……………………………………………………...........................….4

2. Содержание учебного предмета…………………………………………….................................6

3. Тематическое планирование………………….………………….……………............................8


     Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 9 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва, «Просвещение», 2013 года, рабочей программы по внеурочной деятельности в 7-9 классах «Проектная деятельность учащихся» автора Александровой С.Н. , 2015 год и образовательной программы школы.

Программа по основам проектной деятельности составлена из расчета 1 учебный час в неделю (34 учебных часов).

 


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

1.Планировать и выполнять коллективный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные рассматриваемой проблеме.

2.Применять такие математические методы и приёмы, как доказательство по аналогии, опровержение, построение и исполнение алгоритма.

3.Использовать такие приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение правильной гипотезы и практическое обоснование.

4.Ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, изученные на учебных предметах, адекватные обсуждаемой проблеме.

5.Искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном пространстве с использованием Интернета, ЦОРов и каталогов библиотек.

6.Уметь на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта.

7.Уметь определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы.

8.Владеть специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового коллективного проекта.

9.Взаимодействовать в группе, состав которой постоянно меняется при создании нового проекта.

10.Уметь представлять продукт проектной деятельности.

Обучающиеся научатся следующему:

1.Коллективно выполнять учебные и социальные проекты.

2.Использовать озарение, догадку, интуицию.

3.Использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

              Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

     Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

     Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 

  1. Содержание курса

Модуль 1: Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью (6 часов).        «МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ: АНКЕТНЫЙ ОПРОС И ИНТЕРВЬЮ»        12ч

                                                                   Тема 1. Общая характеристика опросных методов (1 ч).

Общая характеристика опросных методов. Опрос как процесс организованного общения. Роль и значение мотивации к участию в опросе. Проблема качества информации, получаемой с помощью опросных методов.                                                                   

Тема 2. Вопрос как элементарный технический инструмент опроса (1ч).

 Вопрос как элементарный технический инструмент опроса. Функции Логические требования к конструкции вопросов. Классификация видов вопросов.

Тема 3. Анкетный опрос как метод сбора первичной информации (2ч).

 Анкетный опрос как метод сбора первичной информации. Отбор респондентов. Композиция и язык анкеты. Фазы опроса как процесса. Границы применения разных видов анкетного опроса.

Тема 4. Специфические особенности интервью как опросного метода (2ч).

 Специфические особенности интервью. Классификация видов интервью, возможности их применения. Эффект интервьюера и способы его смягчения. Обстановка проведения интервью. Специальные приемы в процедурах ведения интервью.

Модуль 2: Основы риторики. Публичное выступление (6 часов).

Тема 1. Что такое быть оратором (1ч).

Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи

Тема 2. Рождение текста (1ч).

Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим (1ч).

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Тема 4. «Украшения» для речи (1ч).

Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории.

Тема 5. Работа с вопросами (1 ч).

Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.

Тема 6. Групповое выступление (1ч).

Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг).

Модуль  3: Регулирование конфликтов (5 часов).

Осознание участниками общения ситуации возникновения конфликта. Познание себя. Исследование своих ценностей и убеждений, их формирование и соотношение с конфликтом. Автопортрет. Позитивные суждения о себе. Общение. Эффективные методы общения. Формы вербального и невербального общения. Барьеры общения. Стереотипы. Корни и последствия конфликтов. Потребности, убеждения, ценности участников конфликта. Пятиступенчатая стратегия регулирования конфликта. Модель «победить приоритетность своих потребностей». Моральные дилеммы. Соотношение прав и обязанностей.


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

9 класс

Модуль 1: Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью (6 часов).

1

Тема 1. Общая характеристика опросных методов.

1

Уметь давать характеристику объекту исследования, самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских действий, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

2

Тема 2. Вопрос как элементарный технический инструмент опроса.

1

Получить представление о возможностях и ограничениях тех или иных методов; получить опыт отбора респондентов; научиться

различать разные виды вопросов; выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации; выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.

3

Тема 3. Анкетный опрос как метод сбора первичной информации.

2

Получить представление о сферах применения опросных методов, о возможностях и ограничениях тех или иных методов; получить опыт создания положительной мотивации к участию в опросе, проведения анкетного опроса; отбора респондентов; научиться

различать разные виды вопросов; выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации.

4

Тема 4. Специфические особенности интервью как опросного метода.

3

Выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации; получить представление о сферах применения опросных методов, о возможностях и ограничениях тех или иных методов.

Модуль 2 «Основы риторики. Публичное выступление» (12 часов).

1

Тема 1. Что такое быть оратором.  

1

Получить представление о основных законах восприятия и представления устных выступлений; значении и формах невербальной коммуникации.

2

Тема 2. Рождение текста.

1

Получить опыт выбора языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления; освоить на практике

приемы активного слушания; приемы эффективного представления речей различного типа.

3

Тема 3. ЧТО и КАК мы говорим.

1

Получить опыт работы с различно настроенной аудиторией; работы с вопросами различного типа; группового взаимодействия в процессе подготовки и проведения публичного выступления; самопрезентации; рефлексии себя как говорящего и слушающего. Освоить на практике приемы эффективного взаимодействия с аудиторией; приемы эффективного представления речей различного типа.

4

Тема 4. «Украшения» для речи.

1

Давать характеристику объекту исследования,

самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских действий, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

5

Тема 5. Работа с вопросами .

1

Получить опыт выбора языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления; освоить на практике

приемы активного слушания; приемы эффективного представления речей различного типа.

6

Тема 6. Групповое выступление.

1

Освоить на практике приемы активного слушания; приемы эффективного взаимодействия с аудиторией; приемы эффективного представления речей различного типа.

Модуль № 3: Регулирование конфликтов.

4

Получить опыт определения и разрешения противоречий, возникающих в ходе общения;

использовать ресурсов других людей для достижения собственных целей; согласовать интересы в совместном действии; разрабатывать стратегии разрешения конфликта; освоить способы поведения в конфликтной ситуации, регулирования конфликтов; применить полученные навыки в ходе разрешения конфликтной ситуации, смоделированной учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...